Конспект занятия «Народности, проживающие на Ставропольском крае. Народная культура, традиции и обычаи СК»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Фоменко Оксана Геннадьевна
Народная культура, традиции и обычаи Ставропольского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnosti.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Народности, проживающие на Ставропольском крае. Народная культура, традиции и обычаи СК»

Оксана Фоменко
Конспект занятия «Народности, проживающие на Ставропольском крае. Народная культура, традиции и обычаи СК»

Цель: Формировать представление, что Ставропольском край – это многонациональный регион России.

Коррекционно- образовательные задачи:

-расширить представления детей о народахпроживающих в Ставропольском крае, о разнообразии и особенностях костюмов различных народов;

-познакомить детей с культурой народов нашего края;

-развивать умение сравнивать и находить сходство собственной культуры и культуры другого народа.

Коррекционно-образовательные:

-расширять и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;

-развивать наблюдательность, зрительную и словесно-логическую память;

-развивать умение взаимодействовать в коллективе сверстников разных национальностей,согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы;

-развивать чувство восхищения красотой костюмов народов родного края.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа;

-формировать чувство товарищества, взаимопомощи и уважительного отношения к культуре многонационального народа России;

-воспитывать уважение к людям разных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами.

Оборудование: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; куклы, одетые в национальные костюмы ;картинки блюд национальных кухонь; мультфильм про Северный Кавказ; аудиозаписи танцев народов нашего края.

Ход занятия:

Организационный момент.

Педагог: Ребята, что нас согревает и улучшает настроение?

Дети: солнышко и улыбки.

Педагог: Мы представим, что наши руки- солнечные лучи, коснемся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям и поделимся с ними хорошим настроением.

Педагог:

Живут на свете мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и кареглазые, с косичками и кудряшками. Одни живут в городе, другие – в деревне, одни - на севере, другие - на юге. Но есть то, что их объединяет. Это Родина. Наш край – частица большой страны. Ребята, а что такое Родина?

Дети: Это место, где мы живем.

Педагог: Родина для нас – это не только наше государство, но и каждый город, поселок, деревня, словом, то место, «где нам посчастливилось родиться». Мы называем это «малой родиной».А что мы называем «малой родиной»?

Дети: Это место, где мы родились!

Основная часть.

Педагог: Приглашаю вас в увлекательное путешествие по нашему родному Ставропольскому краю, где мы познакомимся с народамипроживающими на Ставрополье, их культуройобычаями и традициями.

Край наш Ставропольский

Сказочный дом

Всем нам уютно и радостно в нем.

Все в нашем доме мы делаем вместе

-Сказки читаем, поем одни песни,

Любим лепить, рисовать и играть,

Музыку слушать и танцевать!

Педагог: Посмотрите на карту, что вы видите?

ДетиСтаврополь и наш край.

Да, это наш край, где мы живём. Территория СК включает 26 районов и 19 городов, 18 рабочих и курортных поселков. А город Ставрополь - столица Ставропольского краяСтавропольский край - это многонациональный регион РФ. А что значит многонациональный?

Дети: у нас живет много разных народов.

Педагог: В нашем Ставропольском крае дружной семьей живут более 50 национальностей. Какие вы знаете национальности?

Дети: русские, украинцы, даргинцы, армяне, греки, черкесы, ингуши …

Педагог: Населяют наш край люди разных национальностей, но основу многонациональной и многоязычной семьи народов края составляют русские.

Педагог: Чем отличаются народыпроживающие на Ставрополье?

Дети: одежда, язык, внешность и т. д.

Педагог: Национальность есть у каждого из нас с момента рождения. Мы разные и в чем-то похожие. Уважаем обычаи и традиции друг друга, готовим различные национальные блюда, слушаем музыку разных национальностей, увлекаемся звучанием народных инструментов, любуемся национальными костюмами. И конечно мы слушаем и слышим чужую речь и учим других своему языку.

Педагог: Поговорим о национальных костюмах. Они – словно книга, по которой можно прочесть историю народов миратрадиции, обряды. Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека, чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком. В чем отличие?

Дети: разные цвета, форма одежды.

Педагог :Правильно у национального костюма есть цвет – язык народа. -- Красный цвет - цвет огня.

Зеленый цвет символизировал растительный мир.

Оранжевый назывался цветом солнечного света и тепла.

Голубой цвет - символ воды и неба.

Черный цвет – символ земли.

Одежда несла в себе несколько функций: защищала от холода, от жары, украшала человека, обозначала его социальную принадлежность.

Одежда являлась оберегом. А где мы можем увидеть национальные костюмы народовПроживающих на СК?

Дети: в музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках.

Педагог: Правильно, национальные костюмы разных народов можно увидеть у нас в Ставропольском Краеведческом музее им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. Посетив музей со своими родителями, вы увидите национальные костюмы калмыков, турок, казаков, и многих других народов. Обратите внимание, что одежда мужчин- это чоха, папаха и бурка, у женщин – это «картули кааба»-длинное приталенное платье с вышивкой, на талии расшитый пояс и головной убор.

Предлагаю дидактичкскую игру-пазлы «Собери костюм» (дети делятся на 2 команды)

Физминутка «Родные просторы»

Край широкий Ставропольский (идут по кругу, взявшись за руки)

Удивительный мой край (остановились, развели руки через верх)

Только в нем увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны)

Все места родной страны (разводят руки перед собой)

Степи утопают здесь в цветах (делают рукой перед собой и показывают «бутон»)

Реки горные торопятся, шумят (бегут «змейкой», взявшись за руки)

А озера тихо, лишь качаются, лежат (в кругу держатся за руки и покачиваются из стороны в сторону)

Юг России, но и здесь есть мерзлота (изображают, как им холодно)

Что не тает никогда (показывают указательным пальцем отрицание)

Колосится хлеб родной в полях (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок- «колос», покачивают)

Песни птичьи в воздухе звенят (изображают «летящую птицу по кругу)

Только тут пирамиды гор встают (группируются по 2-3 человека, руки вверх соединяют)

И леса могучие растут (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)

В них животные живут (изображают разных животных)

И воздух самый чистый (делают глубокий вдох-выдох)

Ах, Ставрополье, край лучистый (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)

Тебя я в сердце сохраню (держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)

Педагог: У каждого народа есть свои традиции. Что такое традиции?

Дети: это то, что переходит от одного поколения к другому.

ПедагогТрадиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. Какие традиции есть у вас в семье?

Дети:День рождения, прогулка с родными, просмотр всей семьей фильмов, мультфильмов, чтение книг и т. д.

Педагог:Обычаи и традиции любого народа – это его «приданное». Каждый народ любит свои обычаи и очень высоко их ценит. Недаром существует пословица«Уважай себя сам и тебя будут уважать другие!». Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у детей должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру, а значит и уважение других народов.

Педагог: Ребята, скажите, а какие еще традиции вы знаете?

Дети: это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей, угощения.

ПедагогТрадиция – гостеприимство.

Педагог: Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»?

Дети. Это значит гостей принимать.

Педагог: - А что значит «Принимать»?

Дети: - встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

Педагог:Для любой ставропольской семьи гость – желанный человек в доме. Вне зависимости от его национальности и вероисповедания, гостю предложат ночлег и подадут лучшую пищу.

В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль.

Педагог: Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)

Правильно, не зря говорили«Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

Педагог: Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съест

Гостеприимные хозяева разных наций угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям. Вот у народов кавказкой национальности обязательно должны быть такие продукты, как вода, хлеб и мясо, фрукты; карачаевцев: пироги, сыр. Этот обычай на СК сохранился до сих пор.

Кулинарные традиции

Педагог: Что такое Кулинарные традиции?

Дети: пища разных народов

Педагог: Ребята, а одинаковые ли кулинарные традиции на всей территории СК?

Дети: Нет

Педагог: Правильно! Ребята, как вы думаете, от чего зависит пища разных народов?

Дети: От того, где они живут; от природы; от национальных традиций.

Педагог: Кулинарные традиции Ставропольского края очень разнообразны – у каждого из проживающих здесь народов свои продукты и свои традиционные блюда (долма, хычины, чуду,шашлык)

Традиция – Уважение к старшим.

Педагог: Как ребята вы понимаете эту традицию?

Дети: надо уважать старших

Педагог: А почему мы должны уважать старшое поколение?

Дети: потому, что они старше и мудрее

Педагог: А как вы уважаете старших?

Дети: уступаем место в автобусе, помогаем нести тяжелые сумки, слушаем, что говорят старшие и т. д.

Педагог: По мнению ставропольских жителей, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей.

Традиция народного танца

Педагог обращает внимание детей на фотографии, на которых изображены танцующие люди.

Педагог:Посмотрите внимательно на эти фотографии и скажите, что объединяет все эти изображения? Педагог обобщает мнения детей

Дети: дети танцуют.

Педагог обобщает мнения детей.

Танец - это движение, пластика, ритм, мимика.

Очень-очень давно первобытные люди всей нашей планеты почти все важные события жизни отмечали танцами: рождение людей, войну, избрание нового вождя племени, исцеление больного.

Педагог:На Ставрополье есть еще традиции и обычаи, отмечать праздники, как всероссийские, так и местного значения. Праздник здесь – это почти всегда народное гулянье и, конечно, стол, который традиционно полон даров этой щедрой земли. Расскажем, какие праздники отмечают в Ставрополе в 2022 году.

Дети: Новый год, Рождество, Пасха и т. д.

Дети смотрят на картинки (слайд, где изображены праздники.

Педагог: Что вы можете рассказать об этих праздниках?

Ответы детей.

Педагог: Кроме этих праздников и традиций существует ещё множество обычаев и традиций. Наш СК - удивительный, необычный край, который таит в себе много интересного, неизведанного нами.

Заключительная часть.

Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному краю. Я очень надеюсь, что у вас появилось желание узнать о родном крае ещё больше. Вы действительно порадовали нас и удивили своими знаниями о СК. Все, что вы видите, все, что вы знаете о СК — запомните и сохраните в своих сердцах.

Давайте все возьмемся за руки

И будем дружбой дорожить

Какой бы нации мы не были

Под флагом разноцветной радуги

Должны мы в мире, дружбе жить!

Педагог:Все мы такие разные, но несмотря на это, мы жители одной планеты. Поэтому мы должны друг друга уважать и относиться с уважением к другим культурамтрадициям и обычаям.

Рефлексия.

1. Что нового вы сегодня узнали?

2. Что вам больше всего понравилось?

3. В какую Д/и мы с вами играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»

Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...

Конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков»

Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный  интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважен...

Проект "Русский народ: история, культура, традиции и обычаи" старшая группа

Цель проекта:      Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев. На основе позн...

Авторская программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»

Сегодня перед дошкольным образованием стоитсложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность,умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейсядействительности. В данных усло...

Конспект занятия "Русский народ: культура, традиции и обычаи"

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, кол...

Конспект занятия «Растения Красной книги Ставропольского края»

Формировать представление детей о Красной книге Ставропольского края...