Интегрированное занятие в подготовительной группе «Мы живем на Южном Урале»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сердюкова Анна Григорьевна

Систематизировать и обобщить знания детей о Южном Урале, как о родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.my_zhivem_na_yuzhnom_urale.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в подготовительной группе

«Мы живем на Южном Урале»

Задачи:

1. Систематизировать и обобщить знания детей о Южном Урале, как о родном крае.

2. Приобщение детей к народным промыслам Южного Урала, через народное искусство , традиции, быта национального характера.

3. Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, трудом жителей родного края. Воспитывать интерес к сказам П.П.Бажова.

Оборудование и материалы: карта, куклы в народных костюмах, макеты русской избы и башкирской юрты, выставка предметов из каслинского литья, пластилин, стеки,  салфетки.

Предварительная работа: чтение башкирских сказок, лепка из пластилина (подсвечники, тарелки, статуэтки и т.д.), рассматривание картин, иллюстраций с изображением природы родного края, знакомство с коллекцией камней-самоцветов.

Работа с родителями: заучивание стихотворений на башкирском языке родителей с детьми Айдар, Алина: чтение сказок башкирских на вечере сказок (посещение татаро-башкирской библиотеки)

Методы и приемы: использование художественного слова (стихи), музыкальное сопровождение, беседа, индивидуальная работа, поощрение, сюрпризный момент.

Словарная работа : карта, юрта, изба, национальность, глобус, канделябр.

Ход занятия

Дети входят в зал.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте!

Ребята, отгадайте загадку:

        Дорога есть - ехать нельзя,

        Земля есть - пахать нельзя,

        Луга есть - косить нельзя,

        В реках, морях - воды нет (ответ)
В: Для сегодняшнего занятия я приготовила карту

        На карте мира не найдёшь

        Тот дом в котором ты живёшь.

        И даже улицы родной

        Мы не найдём на карте той.

        Но мы на ней всегда найдём

        Свою страну – наш общий дом.

Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей). Да, действительно Россия. Посмотрите на карту, какая она огромная: здесь есть леса. А каким цветом они обозначены на карте? Моря, а они какого цвета? И реки. А как вы думаете, что обозначено на карте коричневым цветом? (ответы детей)

В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал-батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «Каменным поясом».

Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в карманах все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовались Уральские горы.

Ребята, давайте вспомним, какие народы проживают на территории Южного Урала (ответы детей). Правильно русские, евреи, украинцы, но больше всего проживают татары и башкиры.

У каждого народа свой язык.Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например мордовский, татарский, башкирский, и обязательно русский язык. Потому что русский язык – это государственный язык России. Я предлагаю вам послушать стихотворения на башкирском языке, которые нам подготовили Айрат и Дарина.

Айдар: (РасимаУраксина)

                Богон йома кон етте,

                Олэсэй мэсеткэ китте.

                Йома кон ул бит байрам,

                Эшкэ ойрэнеп барам.

Алина: Икмэк (РасимаУраксина)

                        Тирмэн яны он тартты,

                        Атай тирмэндэн кайтты.

                        Яны икмэк – яны аш,

                        Алып кайттым уга «баш».

                        Эсэй изэ икмэкте,

                        Хуза минэ илэкте.

                        «Лэп-лэп» килэ илэгем,

                        Илэнем дэ илэнем.

Так же у каждого народа есть свои традиции, праздники. Какие русские народные праздники вы знаете? (пасха - в этот праздник красят яйца, масленица - пекут блины, колядки - ходят по домам и колядуют за угощение). А какие башкирские праздники вы знаете? (ураза байрам, сабантуй)

Рассказ Айдара про праздник сабантуй. Этот праздник проводят каждое лето, после посева в поле…

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: …

Ребята, скажите, чем славится Урал? (ответы детей)

Урал славится богатством и разнообразием полезных ископаемых (руда, золото, асбест, уголь), камнями-самоцветами (александрит, изумруд, аметист, топаз, малахит, агат, яшма, гранит), каслинским художественным литьем из чугуна, мастерами оружейниками художниками-граверами на стали, Бажовскими сказами («Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок», «Горный мастер»), металлургией (черная – чугун, сталь, и цветная – цинк, медь, алюминий, никель).

Давайте послушаем стихотворение, которое подготовила Лера  Л.Татьяничевой «Гордое имя – Урал».

Найдешь ли прекрасней Уральского края?

Здесь горные реки в ущельях играют.

Здесь горы в зеленых, лохматых уборах,

Прозрачные воды шумят на озёрах.

Здесь золотом, хлебом богата земля.

Кругом самоцветы, железо, руда.

Живут здесь умельцы мастеровые,

Из камня цветы вырезают живые.

Слова здесь не ценят, а ценят дела.

Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

Здесь сказы Бажова все помнят и знают.

Рябинка листвою тихонько качает.

Любимый Урал! Недаром ты гордостью Родины стал!

Ребята, давайте представим, что мы с вами мастера чугунного литья. Вылепим подсвечники из пластилина. (Во время лепки звучит мелодия Курая.)

О чем мы сегодня с вами беседовали? (ответы детей)

Что именно вам понравилось, запомнилось?

Для вас, ребята и гости, я приготовила башкирское национальное угощение, которое называется «Чак - чак».

На этом наша встреча окончена.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе. Тема «Живая и неживая природа»

- Познакомить  с понятием: «Круговорот воды в природе»- Упражнять в различение понятий «природа» и «не природа».- Упражнять в назывании и классификации  объектов на «живые» и «неживые»- Акти...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Путешествие в мир живой природы"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе (познавательная деятельность+лепка/пластилинография) "Путешествие в мир живой природы"...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Мир живой и неживой природы»

Конспект составлен для формирования  представлений у детей экологической культуры и взаимосвязи между живой и неживой природой....

Интегрированное занятие в подготовительной группе " Мы живём на Южном Урале"

Интегрированное занятие в подготовительной группе " Мы живём на Южном Урале"...