Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей разновозрастной группе
методическая разработка

Козырева Елена Владимировна

Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края .Совершенствовать знания детей о жизни казаков, традициях, быте, одежде. Воспитывать патриотические чувства, приобщать к фольклорному искусству: колыбельные, потешки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Золотой петушок» г. Пролетарска  Пролетарского района Ростовской области

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по

познавательно-речевому развитию в старшей разновозрастной группе

«В гости к казакам»

                                       Подготовила:

                                                                   воспитатель Козырева Е.В.

 

Тема:  «В гости к казакам»

Цели и задачи:

1. Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края.

2. Закрепить понятие семья, родственники, предки, Родина, герб семьи. Совершенствовать знания детей о жизни казаков, традициях, быте, одежде. Закрепить знания о временах года, домашних животных, домашних птицах. Формировать представление о весенних работах на земле (посадка лука, проращивание картофеля).

3. Упражнять в умении лепить из соленого теста вареники.

4. Активизировать и обогащать словарь детей: утварь, чугунок, подворье, папаха, шаровары, фуражка, рубаха.

5. Воспитывать патриотические чувства, приобщать к фольклорному искусству: колыбельные, потешки.

Предварительная работа: рассматривание фотоальбомов «Моя семья», изготовление гербов семьи, слушание народных казачьих  песен,  рассматривание фотографий казаков, беседы с детьми.

Оборудование: платки, папаха, фуражка, кукла (казак, казачка, сундук, костюм казака, рубель, люлька, куклы из тряпок, подворье с животными по временам года, картошка для опыта, лук для посадки, фартуки, соленое тесто  для вареников, аудиозапись народных казачьих песен, 2 корзинки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я хочу вам что-то показать. Вы знаете что это? (показывает на герб на стене).

Дети: Герб семьи.

Воспитатель: Правильно. Недавно вы дома придумывали и рисовали с мамами и папами герб своей семьи. И мы сделали такую красивую выставку на фоне знамени «Всевеликого войска Донского».  А что это за альбомы лежат? Это выставка ваших семейных фотоальбомов с фотографиями вашей семьи.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семья (мама, папа, близкие люди). Скажите, как можно назвать близких вам людей (семья, родственники).

Правильно, близкие люди – это мама, папа, бабушка, дедушка. Это родственники.

А у бабушки и у дедушки были свои мамы и папы – это дальние родственники, родичи, предки.

Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости. (Показывает на дом) Как вы думаете, куда мы сейчас с вами попадем?

Правильно, в этот дом. Но мы с вами живем на Дону, где живут  донские казаки. А на Дону  дом называют -  курень. Это казачий курень. Давайте рассмотрим курень, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам нужно надеть на голову казачьи головные уборы. Папахи и фуражки наденут мальчики, а платочки девочки, я тоже вместе с вами накину платочек на плечи. А теперь надо повернуться вокруг себя, сказать: «Время, время, остановись, к нашим предкам повернись»

(Дети надевают папахи, фуражки, набрасывают на плечи платочки, кружатся вокруг себя, проговаривая слова).

Воспитатель: Вот теперь вы казачата, а я казачка. Мы попали в прошлое казаков.

Воспитатель: Давайте поприветствуем хозяина дома. Кто это? (казак)

А вы знаете, чем занимался казак? (добывал пищу, работал в поле, защищал свою Родину, обучал боевого коня (показ фото).

Воспитатель: Посмотрите, в казачьем  курене  для нас есть сюрприз (Воспитатель достает сундучок). Но чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова: «Чок, чок, чок – ты откройся, сундучок» (дети повторяют).

Воспитатель: Посмотрите, вот настоящий костюм казака. Красивый костюм?

– Да.

Воспитатель: Что казак надевает на голову?

– Папаху.

– Что казак надевает на себя? У казаков длинный мундир темно-синего цвета. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.

Воспитатель: А как называют женщину казака?

– Казачка.

– Чем занимается казачка?

–Ходит за водой к колодцу, стирает, готовит, гладит.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как казачка в старину гладила белье? Ведь раньше не было утюгов, как сейчас с паром, а гладили вот этим предметом (показывает рубель).

И название у него интересное – рубель. Давайте вместе скажем - рубель.

Дети повторяют.

Воспитатель: Посмотрите, какой он ребристый. (Воспитатель на каталку наматывает мятое полотенце, с силой проводит по нему рубелем, белье становится гладким).

Дети пробуют гладить рубелем.

Воспитатель: Давайте заглянем в курень. Ой, что это? (Люлька.)

– Для чего она нужна? (Чтобы деток качать.)

– Дети казаков спали вот в таких люльках, а играли вот такими куклами.

Вы возьмите этих кукол и покачайте их вместе со мной.

Воспитатель качает в люльке куклу и поет колыбельную песню вместе с детьми.

А баю – баю – баю, дед ушел за рыбою,

Бабушка коров доить, а отец  дрова рубить.

А –а – а.  Березонька у окна,

Расшумелась она. Березонька скрип да скрип,

Наша дочка сладко спит. А – а –а

Доченька уснула, ваши куколки тоже отнесите на кровать.

Ребята, я же совсем забыла! Расшумелось, проголодалось во дворе мое богатое хозяйство. Хотите посмотреть? Пойдемте.

А ну-ка, скажите мне, кто живет на моем подворье?

– Свиньи, куры, утки, коровы, козы, овцы, лошади.

Воспитатель: Посмотрите, какое время года на этом дворе?

– Зима.

– Сегодня у нас очень интересный день. Сегодня последний день зимы.

А завтра наступит долгожданная весна. Вы рады приходу весны?

Весной становится теплее, радостно и весело, просыпается вся природа.

Вот сейчас мы выйдем на полянку и порадуемся приходу весны.

Инсценировка потешки: «Картошка».

Дети: Как под горкой под горой,

Торговал старик золой (поют с усмешкой)

Старик: Картошечка моя,

Вся поджаренная (нахваливает картошку)

Старик злится на детей и догоняет их.

Дети убегают (повтор 2 раза).

Воспитатель: Чтобы картошка была крупная, вкусная, за ней нужно ухаживать. Картошку сажают весной в землю, но не какую попало, а отбирают хорошую, здоровую с крепкими ростками, которые проращивают на свету (показ детям).

Воспитатель: Ребята, что кроме картошки можно посадить на огороде?

Дети: Огурцы, лук, морковь и другие овощи.

Воспитатель: А вот я уже кое-что вырастила на своем огороде. Хотите узнать что? Ну, тогда добро пожаловать на мой огород!

Посмотрите, какой у меня вырос лучок (зеленый, сочный, густой).

Давайте рядышком на грядке посадим еще лучок (посадка лука).

Ты расти, расти лучок,

Золотистый бочок.

Хорошо тебя польем,

Витамины соберем.

(дети проговаривают слова)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились, а теперь помоем руки.

Теки вода не туда, а сюда.

Не на рубашку, не к стене.

А в ладошки ко мне.

Воспитатель: Дети, руки вытирайте рушниками.

Воспитатель: А сейчас за ваш труд мне хочется угостить вас настоящим казачьим блюдом – варениками с картошкой. Любите вареники?

– Да!

– Тогда быстренько мои помощники все на кухню, подкатывайте рукава, надевайте фартуки.

Лепка из соленого теста

Из чего лепят вареники? Из теста.

Вот мое тесто мягкое, белое, оно полежало и подошло. Мы сейчас его разомнем, сделаем лепешки. Внутрь вареника положим начинку ( крашеное тесто), картошечку с лучком и слепим красивый вареник, пальчиками прищипываем края. Зачем нужно прищипывать края?

Дети: Чтобы вареник не расклеился и картошка не выпала из него.

Воспитатель: Складываем вареники на блюдо.

Пальчиковая гимнастика.

Взяли мы стакан воды, в мисочку налили.

А потом яичко вбили. Чуть-чуть посолили.

Мы просеяли муку. Тесто замесили.

Для начинки мы картошку с луком положили.

Скалкой тесто раскатали. И кружочки делать стали.

Нет, мы вовсе не шалили. Мы вареники лепили.

Воспитатель включает песню казачьего хора «Варенички».

- Варенички слепили, а теперь можно потанцевать (дети танцуют).

Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне, вам понравилось наше путешествие в прошлое?

– Да!

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Мы сейчас снимем наши головные уборы, повернемся вокруг себя и скажем: «Время, время, повернись, в наше время возвратись» (дети повторяют слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной непосредственно-образовательной интегративной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по экологии, предствленный в форме открытого показа на районном методическом объеденении...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Тема: "Наши пернатые друзья". (старшая разновозрастная группа)

Цели:Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду. Закрепить знания детей о последовательности в развитии птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на ...

Конспект непосредственной образовательной области по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему: «Цирк»

обогащение личного опыта детей в процессе знакомства с культурным пространством цирка, расширение и систематизирование знания детей о цирке, его профессиях, животных, атрибутах....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с применением ИКТ в старшей группе не тему«Паровоз загадок»

Цель: создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности детей. Задачи:1. Развивать музыкально-двигательные способности  детей (ритмичность, координацию движений, про...