Проект: «Моя Осетия. Люби и знай свой край родной»
проект (подготовительная группа)

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект: «Моя Осетия. Люби и знай свой край родной»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 подготовительная группа г. Ардон.

Выполнила воспитатель:

Гаглоева Альбина Таймуразовна.

2023год.

Вид проекта : краткосрочный.

Сроки проведения: 3 месяца

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

«Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал»

Актуальность реализации проекта:

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства?

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Родина - Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека.

Осетия – это ослепительные снеговые вершины, быстрые реки, пашни на просторной равнине и горные луга, старые башни и современные города. Весь мир, в котором мы живем, создавался многими поколениями людей. Человек не может существовать, не зная прошлого своей родины, своего народа. Знание истории своей земли поможет вырасти полезными и достойными членами общества.

В настоящее время проявляется тенденция увеличения культурного компонента содержания образования. Наблюдается рост национального самосознания, стремления лучше узнать свои культурные истоки, приобщится к ним.

Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриотизма.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России, синтез духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще.

Её актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит резкое расслоение общества, наблюдаются враждебность, эгоизм; у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Большинство старших дошкольников не могут ответить на вопросы: в какой стране они живут, в каком городе, кто президент России, а на вопрос: «Кто является героем?» дети почему- то называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: Человек – паук, Терминатор, черепашки Ниндзя и др.

Любой край, область, даже небольшая деревенька неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. И задача воспитателя: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам его хорошо знать.

Из всего выше сказанного, видно, что проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем является одной из актуальных задач дошкольного образования.

Работа над ней должна носить комплексный характер и пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях, находить отклик в семье.

Актуальность проекта заключается

• В формировании общих представлений о родном крае, его истории.

• В формировании мотивации детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

• В развитии социально - значимых качеств личности (умение общаться, взаимодействовать, нести ответственность за результаты своей деятельности).

• В доброжелательных взаимоотношениях сотрудничества родителей, педагогов, детей при реализации проекта, в удовлетворенности результатами детей.

Цель проекта:

• Формирование у дошкольников духовных ценностей: интереса к изучению культуры своих предков, любовь к родному краю.

• Познакомить детей с родной республикой, родным городом и их достопримечательностями.

• Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее чистой и красивой.

Задачи:

Образовательные

• Познакомить детей с родным краем,городом (история, достопримечательности).

• Учить детей ориентировке на улицах города, соблюдению правил безопасного передвижения по городу.

Развивающие.

• Расширить знания детей о флоре и фауне.

• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Воспитательные

• Воспитывать интерес и любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

• Воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей малой Родины;

• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

• Развивать связную монологическую речь и диалогическую речь;

• Развивать память, мышление;

• Расширять знания об осетинском фольклоре, народных играх;

• Продолжать знакомить и приобщать дошкольников к традициям народной культуры, традициям народных праздников;

Ожидаемые результаты:

• Формирование у детей ключевых компетенций, представлений о родном крае и родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города; знание названий улиц города.

• Знать флору и фауну республики;

• Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;

• Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда;

• Испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.

• Умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей.

Этапы реализации проекта.

Первый этап – подготовительный.

Срок – октябрь, ноябрь, декабрь 2023 год.

С чего начинали:

1. Изучение методической литературы.

2. Собеседование с детьми о родном городе, крае.

3. Анкетирование родителей по теме: «Знаете вы свой край, народные обычаи, традиции, праздники».

Цель:

выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания; уровень готовности родителей к проблеме. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

4. Оформили уголок «Мой край родной»

5. Подобрали книги, иллюстрации, игры (дидактические, подвижные, театрализованные) о родном крае, городе.

6. Отгадали загадки, прочитали осетинские сказки и стихотворения о Северной – Осетии, родном городе.

Второй этап – организационно-практический.

Цель: Апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы в процессе ознакомления с историей родного края.

Задачи: - воспитывать эмоционально- положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье, улице, городу, краю;

- развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно- прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т. д. ;

НОД с детьми на темы:

Октябрь

Беседа о родном городе Ардоне.

Рассматривание картинок, фотографий, иллюстраций с видами города.

Знакомство с символами Осетии.

Работа с родителями по оформлению осетинского уголка в группе.

Рассматривание картин «Мой Ардон»

Беседа о природе родного края.

Чтение осетинской народной сказки «Осёл и вол» (беседа по содержанию).

Развитие детской деятельности – лепка «Девочка в осетинском платье».

Рассматривание осетинского орнамента. (Поход к Чаше Нартов)

Ноябрь

Беседа о народах, населяющих нашу республику.

Просмотр слайдов с изображением красот нашего города и столицы РСО – Алания города Владикавказа.

Тематическая встреча «Связь поколений».

Развитие детской деятельности «Роспись тарелки для куклы Мадины» (осетинский орнамент).

Развитие детской деятельности – рисование «Поясок» (осетинский узор на полоске).

Дидактическая игра «Составь узор» (выкладывание осетинского орнамента из геометрических фигур). Пазлы «Моя республика»

Слушание осетинской народной музыки.

Подвижная игра «Слепой медведь».

Декабрь

Знакомство с работами художника – иллюстратора У. К. Канукова

Проведение осетинской народной игры «Чепена»

Заучивание осетинских пословиц, поговорок, загадывание загадок о родном крае.

Заучивание стихотворений К. Л. Хетагурова.

Традиции, обычаи, семейные праздники:

• «День Матери»

• «Новый год»

Изготовление каждой семьи фотоколлажа: «Семейные традиции».

Театральная деятельность: «Дыууа хойы»; стихи и загадки родителям.

Родительское собрание: «Роль семейных традиций в воспитании детей», «Национально-патриотическое воспитание ребенка дома».

Третий этап – заключительный.

Цель: обобщение полученного опыта.

Задачи: обогатить предметно-пространственную среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края, упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека, школа). Презентация «Люби и знай свой край родной»

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта. Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай свой край родной"

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ.  ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ - КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРОБУДИТЬ В РАСТУЩЕМ ЧЕЛ...

Проект: «Люби и знай свой край родной».

Проект: «Люби и знай свой край родной»....

Проект «Люби и знай свой край родной»

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым соде...

Информационно-познавательный проект «Люби и знай свой край родной»

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недо...

Проект «Люби и знай свой край родной. Мой город» (Для детей младшего и среднего возраста)

Научное обоснование Теоретические основы нравственно- патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития ...

Проект «Люби и знай свой край родной», в старшей группе

Проект  творческо-поисковый, долгосрочный (ноябрь-март)Участниками проект являются  - дети старшей группы - родители-педагоги.Цель: Воспитывать патриотические чувства, гордости за...

Проект «Люби и знай свой край родной»

Проблема: произошел резкий спад  патриотического воспитания.  У детей стали искажены представления о доброте, великодушии, прервалась связь поколений. Нестабильность в обществе требует верну...