Конспект Экскурсия в Дом ремесел «Путешествие к северным народам»
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

Козырева Людмила Геннадьевна

Дать представление о том, где и как живут коренные жители Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_dom_remyosel.docx425.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Игримская СОШ №1структурное подразделение

детский сад «Звёздочка»

Конспект

Экскурсия в Дом ремесел

«Путешествие к северным народам»

C:\Users\user\Desktop\ОБЛАКО\IMG-20230926-WA0081.jpgC:\Users\1\Desktop\i (2).jpg

Разработала:

Воспитатель Козырева Л.Г.

Игрим

Тема: «Быт коренных жителей Севера»

Цели:

  1. Дать представление о том, где и как живут коренные жители Севера.
  2. 2.Развивать связную речь детей.
  3. Обогащение словарного запаса детей
  4. Знакомство со словами на мансийском языке.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Воспитывать уважение к представителям коренных народов Севера.

Оборудование: Макет чума, картины с изображением посуды, хорея, атрибуты к сюжетно - ролевой игре. Изделия из оленьего меха, сукна, изделия из бисера, поделки из дерева, кости, нарты, ягушка, малица, самодельные мансийские и хантыйские игрушки, для детей, макет карты Ханты - Мансийского района, пластилин, карта ХМАО.

 Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, мансийских и хантыйских национальных орнаментов, посещение мини - музея Дома ремесел, знакомство с картой Ханты - Мансийского района.

Пояснительная записка: Тех, кто прожил в пгт. Игрим более 20 лет, очень волнует вопрос об уважительном отношении к людям коренной национальности, к их быту, культуре.

Я перед собой поставила следующие задачи:

Углубить и конкретизировать представления детей о родном крае.

Обратить внимание ребят на своеобразие в облике людей коренной национальности, их одежду.

Расширить представления о флоре и фауне Ханты - Мансийского района.

Воспитывать у детей любовь к своей малой родине и уважительное отношение к народам Севера.

Словарная работа:

«Стойбище» - «чум» - жилище народов Севера, «нюк» - покрытие для чума.

«Хорей» - длинный шест, «малица» - мужская национальная верхняя одежда, «ягушка» - женская национальная верхняя одежда, «кисы» - сапоги, сшитые из оленьего меха.

Ход занятия:

Экскурсовод: Ребята сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, если загадку отгадаете.

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье.

(Олень).

Имитация поездки в тундру на оленях под музыкальное сопровождение (В Казымкина «Щенгащета»).

Экскурсовод: Ребята, мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим, где и как живут. Чем занимаются?

Люди, каких национальностей живут на этой суровой и прекрасной земле.

Дети: ханты, манси.

Вот сколько национальностей вы знаете. У каждого народа есть свой язык, свои традиции, свой быт. Сегодня ребята мы побываем в гостях у манси. А где живут манси?

Дети: манси живут в Ханты - Мансийском округе.

Экскурсовод: Правильно. Мы с вами живём в домах, а что им служит им домом?

Дети: «Чум».

Экскурсовод: Правильно. Чум по мансийски - «Мя». Повторите ребята «МЯ».

Экскурсовод: Как вы думаете, почему они живут в чуме, а не в доме?

Дети: Они часто переезжают с места на место, а чум легко собирается и разбирается.

Экскурсовод: Давайте заглянем в чум, посмотрим из чего состоит чум, как собирается и как он обустроен.

Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием.

Экскурсовод: повторите, ребята. В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом?

Покрытие, по мансийски «нюк» (повторите ребята).

Дети: На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры.

Экскурсовод: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).

- А что служит полом в чуме?

- Кладут доски, оленьи шкуры

- Чем согревают чум?

- Железной печкой

- Правильно в середину чума ставится железная печь.

- А какая мебель есть в чуме?

- В место обычного стола стоит невысокий узкий столик, за которым жители чума кушают. За столиком находиться сундучок с небольшим запасом еды и посуды.

- Из чего сделанная посуда? (из дерева).

- Почему именно из дерева?

- Потому что жители тундры переезжают с места на место обычная посуда может разбиться, а деревянная посуда на много легче и прочнее.

Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают порядок. Хозяйством занимается женщина (чум работница).

- Что она делает?

Ведёт хозяйство, готовит еду, убирается в чуме, занимается рукоделием, смотрит за детьми.

- Несмотря на то, что у женщины много работы по хозяйству, она находит время заниматься рукоделием. Она большая мастерица: шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, выполняет узоры из меха, ткани, плетёт из бисера. Шить одежду и плести бисером - это очень трудоёмкая работа. У чумработниц очень устают глаза и кисти рук, чтобы отдохнули глаза, и пальцы рук давайте научим хозяев делать пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз.

Наши братья шили платья

Был царём один из братьев

Он корону надевал,

Но в труде не отставал.

Этот пальчик маленький.

Этот пальчик слабенький.

Этот пальчик длинненький.

Этот пальчик сильненький.

Этот пальчик толстячок.

А все вместе - кулачок.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Важенка и оленята».

(звучит фонограмма песни В. Казымкина «Стадо оленей»).

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята.

Объясняет каждому,

Всё, что не понятно.

Топают по лужам

Оленята малые,

Терпеливо слушают

Наставления мамины.

У хозяина тоже много работы.

-Чем занимается хозяин? (оленеводством, рыболовством, охотой).

-Вот как много дел у хозяина, а в свободное время он тоже любит мастерить.

-Что он умеет мастерить?

- Он мастерит деревянную посуду, различные поделки из дерева, кости, занимается резьбой по дереву, делает игрушки для мальчиков. А для девочек игрушки делают мамы. Потому, что в тундре нет магазинов.

- Какие игрушки у девочек? (показ воспитателем куклы).

- Из чего сделана кукла?

- Голова - утиный нос, а одежда такая же, как и у взрослых.

- Какие игрушки у мальчиков?

- Мальчики учатся бросать «тыншан» (аркан), играют в кости, прыгают через нарты

- Что такое нарты? На что они похожи?

- «Нарты» похожи на русские санки.

- Правильно у нарт есть полозья, с помощью которых они передвигаются, есть место для сидения. Всё это делают из дерева без единого гвоздя и поэтому нарты очень легкие и удобные в обращении.

- А какая разница между нартами и санками?

- На нартах катаются круглый год, а на санках только зимой.

- Ребята, с помощью чего управляют оленьей упряжкой? (хореем)

-Хорей - это длинный шест.

Как вы думаете, в тундре холодно?

-Холодно.

-А как называется верхняя мужская одежда?

-«Малица».

-Кто расскажет о малице? (из чего шьют, и какая она).

-Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры.

-Как называется женская верхняя одежда?

-«Ягушка».

-Чем отличатся малица от ягушки?

-У малицы есть капюшон, а ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На ягушке вышивают узоры.

-Что носят мужчины на ногах? «кисы».

-«Кисы» - это тёплые сапоги, шитые из оленьей шкуры.

Молодцы ребята, мне очень понравились ваши ответы.

Подведение итогов:

- Где мы были в гостях?

-Люди, какой национальности живут на Севере?

-Что служит им домом?

Как будет по мансийски чум?

Как будет по мансийски покрытие?

-Чем обогревают чум?

-Какие бывают чумы?

-Как называют женщину, которая работает в чуме?

-Как называется мужская верхняя одежда?

-Как называется женская верхняя одежда?

-Как называется мужская обувь?

-Как называется приспособление, которым погоняют оленей?

-Чем занимаются мужчины коренной национальности?

-Молодцы ребята.

-Мы так долго задержались, дорога дальняя пора возвращаться домой.

Подвижная игра: (звучит фонограмма песни В. Казымкина «Щенгащета»)

«Ветерок летит в лицо

Мчатся нарты с кручи

Самолётом хорошо

А олени - лучше»

Дети подходят к карте Ханты - Мансийского округа.

Ребёнок читает стихотворение

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдёте,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живём!

-Ребята, а сейчас мы с вами будем делать макет карты Ханты - Мансийского округа.

Дети рассматривают карту Ханты - Мансийкого округа. Отмечают, какой цвет преобладает, какого цвета реки. Садятся за столы. Покрывают макет карты пластилином.

C:\Users\1\Desktop\i (3).jpg

C:\Users\user\Desktop\ОБЛАКО\Фото на НС\люда\IMG-20230731-WA0094.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к традиционной культуре северных народов Амурской области

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ...

Конспект совместной деятельности "Значение оленя для северных народов"

Данный материал будет полезен для воспитателй ДОУ, родителей, студентов. Конспект содержит познавательную беседу, словесные и дидактические игры....

Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»

Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. ...

Круглый стол "Сказки северных народов"

Знакомство родилей с хантыйскими сказками...

Подвижные игры северных народов

Подборка подвижных игр народов Севера в помощь воспитателям и инструкторам...

Конспект ООД для детей средней группы «Путешествие на Северный полюс к северным животным»

Конспект ООД для детей средней группы«Путешествие на Северный полюс к северным животным»Задачи:• образовательные: закрепить знания детей о животных севера. Закреплять, уточнять з...

Конспект занятия "Путешествие к северным народам"

Знакомство воспитанников с жизнью народов Севера....