Конспект занятия "Путешествие к северным народам"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ахмадиева Аида Ойратовна

Знакомство воспитанников с жизнью народов Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_konspekt_puteshestvie_k_severnym_narodam.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

Тема: «Путешествие к северным народам»

(в старшей группе)

  Тема: Путешествие к северным народам»

  Цели:  Дать представление о том, где и как живут коренные жители севера.

  • Образовательные задачи: Способствовать формированию в позновательной и эмоциональной сфере сознания детей образного представления о быте народов Севера.
  • Развивающие задачи: Развивать свяную речь. Обагащение словарного запаса детей.

Знакомство со словами на ненецком языке «Мя» (чум), «Нюк» (покрытие)» Аньторова» (здравствуйте).

  • Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к представителям народов Севера.

Оборудование:

Макет чума,  картины с  изображением посуды, хорея, атрибуты к сюжетно-ролевой  игре.

 Изделия  из оленьего меха, сукна,  изделия  из  бисера,  поделки  из  дерева,  кости, нарты,  ягушка,  малица,  самодельные  ненецкие  игрушки, для детей,  макет  карты Надымского  района,  пластилин,  карта ЯНАО.

 Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций,  предметов  декоративно-прикладного искусства, ненецких  национальных орнаментов, посещение мини – музея детского сада, знакомство с картой  Надымского  района.

 Словарная работа:

«Стойбище» - «чум»- жилище ненцев, «нюк» - покрытие для чума.

«Хорей» - длинный шест, «малица» - мужская национальная верхняя одежда, «ягушка» - женская национальная верхняя одежда, «кисы» - сапоги,  сшитые из оленьего меха.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, если загадку отгадаете: 

В ночь  беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре  бездорожье? (Олень).

Имитация поездки в тундру на оленях под  музыкальное сопровождение (В Казымкина «Щенгащета».

Воспитатель: Ребята, мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим,  где и как живут. Чем занимаются?

- Люди, каких национальностей живут на этой суровой и прекрасной земле?

Дети: ханты, ненцы, селькупы,  коми – зыряне.

 Вот сколько национальностей вы знаете. У каждого народа есть свой язык, свои традиции, свой быт. Сегодня ребята мы побываем в гостях у ненцев. А где живут ненцы?

Дети: Ненцы живут в тундре.

Воспитатель: Правильно, в тундре. Мы с вами живём в домах, а что им служит им домом?

Дети: «Чум».

Воспитатель: Правильно. Чум по ненецки – «Мя».  Повторите ребята «МЯ».

Воспитатель: Как вы думаете, почему они живут в чуме, а не в доме?

Дети: Они часто переезжают с места на место а чум   легко собирается и разбирается.

Воспитатель: Давайте заглянем в чум, посмотрим из чего состоит чум, как собирается и как он обустроен.

Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием.

 В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом?

Покрытие, по-ненецки «нюк» (повторите ребята).

Дети: На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры.

Воспитатель: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).

-         А что служит полом в чуме?

-         Кладут доски, оленьи шкуры

-         Чем согревают чум?

-         Железной печкой

-         Правильно, в середину чума ставится железная печь.

-         А  какая  мебель  есть  в чуме?

-         В место обычного стола стоит невысокий узкий столик, за которым жители чума кушают. За столиком находиться сундучок с небольшим запасом еды и посуды.

-         Из чего сделанная посуда? (из дерева).

-         Почему именно из дерева?

-         Потому что жители тундры переезжают с места на место обычная посуда может  разбиться, а деревянная посуда на  много легче и прочнее.

Воспитатель: - Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают порядок. Хозяйством занимается женщина (чумработница).

-Что она делает?

Ведёт хозяйство, готовит еду, убирается в чуме, занимается рукоделием, смотрит за детьми.

- Несмотря на то, что у женщины много работы по хозяйству, она находит время  заниматься рукоделием. Она большая мастерица:  шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, выполняет узоры из меха, ткани, плетёт из бисера. Шить одежду и плести бисером - это очень трудоёмкая работа. У чумработниц очень устают глаза и кисти рук,  чтобы отдохнули глаза, и пальцы рук давайте научим хозяев делать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра:

Наши братья шили платья

Был царём один из братьев

Он корону надевал,

Но в труде не отставал.

Этот пальчик маленький.

Этот пальчик слабенький.

Этот пальчик длинненький.

Этот пальчик сильненький.

Этот пальчик толстячок.

А все вместе -  кулачок.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Важенка и оленята».

(звучит фонограмма песни В.Казымкина «Стадо оленей»).

 Игра «Важенка и оленята»

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята.

Объясняет каждому,

Всё, что не понятно.

Топают по лужам

Оленята малые,

Терпеливо слушают

Наставления мамины.

Воспитатель: - У хозяина тоже много работы.

-Чем занимается хозяин? (оленеводством, рыболовством, охотой).

-Вот как много дел у хозяина, а в свободное время он тоже любит мастерить.

-Что он умеет мастерить?

- Он мастерит деревянную посуду, различные поделки из дерева, кости, занимается резьбой по дереву, делает игрушки для мальчиков. А для девочек игрушки делают мамы. Потому, что в тундре нет магазинов. 

-  Какие игрушки у девочек? (показ воспитателем куклы).

-  Из чего сделана кукла?

-  Голова – утиный нос, а одежда такая же, как и у взрослых.

-   Какие игрушки у мальчиков?

-  Мальчики учатся бросать «тыншан»(аркан), играют в кости,   прыгают через нарты-         Что такое нарты? На что они похожи?  «Нарты» похожи на русские санки.

-  Правильно у нарт есть полозья, с помощью которых они передвигаются, есть место для сидения. Всё это делают из дерева без единого гвоздя и поэтому нарты очень легкие и удобные в обращении.

-  А какая разница между нартами и санками?

-   На нартах катаются круглый год, а на санках только зимой.

-   Ребята, с помощью чего управляют оленьей упряжкой? (хореем)

-    Хорей – это длинный шест.

Воспитатель: - Как вы думаете, в тундре холодно?

Дети:-Холодно.

Воспитатель: Тундра – это открытая местность, там нет  леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе тёплую одежду.

-А как называется верхняя мужская одежда?

Малица».

-Кто расскажет о малице? (из чего шьют, и какая она).

-Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры.

-Как называется женская верхняя одежда?  «Ягушка».

-Чем отличатся малица от ягушки?

-У малицы  есть капюшон, а ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На  ягушке вышивают узоры.

-Что носят мужчины на ногах? «кисы».

-«Кисы» - это тёплые сапоги  шитые из оленьей шкуры.

Молодцы ребята, мне очень понравились ваши ответы.

Подведение итогов:

- Где мы были в гостях?

- Люди, какой национальности живут в тундре?

 -Что служит им домом?

- Как будет по ненецки чум?

- Как будет по ненецки покрытие?

- Чем обогревают чум?

- Какие бывают чумы?

- Как называют женщину, которая работает в чуме?

- Как называется мужская верхняя одежда?

- Как называется женская верхняя одежда?

- Как называется мужская обувь?

- Как называется приспособление, которым погоняют оленей?

- Чем занимаются мужчины коренной национальности?

 - Молодцы ребята.

 - Мы так долго задержались, дорога дальняя пора возвращаться домой.

 Подвижная игра: (звучит фонограмма песни В. Казымкина «Щенгащета»)

«Ветерок летит в лицо

Мчатся нарты с кручи

Самолётом хорошо

А олени – лучше»

Дети подходят к карте Надымского района.

Воспитатель читает стихотворение:

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдёте,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живём!

-Ребята, а сейчас мы с вами будем делать макет карты Надымского района.

 Дети рассматривают карту Надымского района. Отмечают, какой цвет преобладает, какого цвета реки. Садятся за столы. Покрывают макет карты пластилином.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к традиционной культуре северных народов Амурской области

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ...

Конспект совместной деятельности "Значение оленя для северных народов"

Данный материал будет полезен для воспитателй ДОУ, родителей, студентов. Конспект содержит познавательную беседу, словесные и дидактические игры....

Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»

Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. ...

Круглый стол "Сказки северных народов"

Знакомство родилей с хантыйскими сказками...

План конспект развлечения "Северный народ - Юкагиры"

Продолжить знакомства с культурой, фольклором, бытом народов крайнего севера - Юкагиры...

Конспект занятия «Значение оленя для северных народов»

Данный материал будет полезен для воспитателей.Задачи: 1.Познакомить детей с национальной одеждой севера.2.показать значение оленя в жизни северных народов.3.Воспитывать любовь и уважение к северному ...

Конспект Экскурсия в Дом ремесел «Путешествие к северным народам»

Дать представление о том, где и как живут коренные жители Севера....