Конспект ООД для детей старшей и подготовительной группы "Экскурсия в мини-музей "Куколки из сундучка"
проект

Тюнеева Наталья Васильевна

Занятие проводится для детей старшей группы. Воспитанники подготовительной группы выполняют роль экскурсоводов в мини-музей народной куклы "Куколки из сундучка".  Занятие проводится в рамках проекта по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_meropriyatiya_4.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Шатуры Городского округа Шатура»

(дошкольное отделение)

КОНСПЕКТ

итогового мероприятия

проекта по патриотическому воспитанию

«Экскурсия в мини-музей народной куклы для воспитанников старшей группы»

Подготовила:

Воспитатель I квалификационной категории

Тюнеева Наталья Васильевна

2023 года

КОНСПЕКТ

итогового мероприятия

проекта по патриотическому воспитанию

«Экскурсия в мини-музей народной куклы для воспитанников старшей группы»

Цель: Обобщить знания детей о народной кукле через организацию экскурсии для воспитанников старшей группы.

Задачи:

  1. Формировать понятие о музее и его роли в жизни людей у воспитанников старшей группы.
  2. Закрепить знания детей о народной кукле и ее назначении.
  3. Дать возможность детям побыть в роли экскурсовода.
  4. Воспитывать интерес культуре своего народа у детей более младшего возраста.
  5. Воспитывать гордость за изделия, созданные своими руками.
  6. Воспитывать уважение к народным традициям.
  7. Развивать связную речь, пополнять словарный запас.

Ход  мероприятия:

На столе у воспитателя стоит деревянный сундучок с куклами.

Дети старшей группы стоят вокруг стола лицом к воспитателю. Дети подготовительной группы - за спиной воспитателя.

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня мы пригласили вас в гости в нашу группу. У нас есть вот такой интересный сундучок. Как вы думаете, что в нем лежит?

Ответы детей.

Воспитатель открывает сундучок.

Воспитатель: 

В сундук я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (кукла)

(Воспитатель достает тряпичную куклу)

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

 

Это совсем не те куклы, в которые вы привыкли играть. Андрей сейчас расскажет вам, что же в этих куклах особенного.

Андрей подходит к доске и показывает иллюстрации

на которых изображены дом богатого купца и изба крестьянина.

Андрей: Это куклы, в которые играли наши прабабушки. В то далёкое время заводов, которые производили игрушки было мало и фарфоровые куклы в красивых платьях были очень дорогими. Их могли позволить себе купить только очень богатые люди. Но детям бедных крестьян тоже хотелось играть. Тогда они придумали делать куколки из подручного материала - из того, что оказалось «под рукой».

Воспитатель: Арина продолжит...

Арина открывает коробочку и показывает:

лоскуты ткани, нитки, солома, палочки, шишки и т.д.

Арина: А под рукой оказывались маленькие лоскутки ткани, нитки, солома, природный материал... У детей и взрослых была такая богатая фантазия и такие умелые ручки, что они могли сделать куклу из чего угодно. В нашей группе мы создали настоящий музей кукол. Назвали мы его «Куколки из сундучка». В те времена у бедных людей почти совсем не было мебели и все самые ценные вещи они хранили в сундуках, вот как этот, только на много больше. Все куклы мы сделали своими руками.

Воспитатель подходит в уголок, где расположен музей кукол,

достает коробочку с куклой и показывает гостям.

Воспитатель: Храним мы кукол вот в таких коробочках. Кто из вас бывал когда-нибудь в музее?

Кто может рассказать, что такое музей?

Ответы детей.

Воспитатель: Музей - это место, где люди хранят очень старые и ценные вещи. Эти вещи рассказывают нам о том, как жили наши предки много-много лет назад. Что они носили, из чего ели, каким оружием пользовались, чем занимались... Наш город очень маленьких и здесь есть только один музей. Поэтому у нас с вами нет возможности часто ходить в музеи. Поэтому мы с ребятами и решили создать музей у нас в группе. Это было очень интересно. В музее работают экскурсоводы - это люди, которые знают все экспонаты и могут очень много о них рассказать. В нашем маленьком музее экскурсоводами будут наши ребята и сейчас они покажут вам экспонаты нашего музея, расскажут о них и даже дадут посмотреть и подержать в руках, чего в настоящих музеях делать нельзя.

Ребенок:

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки...

Дети подходят к воспитателю и берут по одной кукле

и встают в ряд. Затем поочереди рассказывают про куклу, что держат в руках.

Ребенок: Эта кукла называется Пеленашка. Пo внeшнeму виду Пeлeнaшкa нaпoминaeт peбeнкa кoтopoгo тугo cпeлeнaли и улoжили cпaть. B дpeвниe вpeмeнa люди верили,что куклa Пeлeнaшкa защищала мaлышa oт бoлeзнeй. Для coздaния куклы бpaлacь ткaнь c oдeжды мaтepи или oтцa. Cчитaлocь чтo тaким oбpaзoм кукла пoлучaла cилу родителей нa зaщиту peбeнкa.

Ребенок: Эта кукла называется Десятиручка. Она пoмoщница в xoзяйcтвe. Hapoднaя куклa имeeт 10 pучeк блaгoдapя кoтopым любoe дeлo будeт выпoлнeнo в cpoк и кaчecтвeннo. Кукoлку дapили мoлoдoй xoзяйкe вo вpeмя cвaдьбы, чтoбы вce у нee cпopилocь и вpeмeни xвaтaлo на все дела.

Ребенок: Эта кукла называется Крупеничка. Это кукла-мешочек. Может кто-то догадается что у нее в мешочке?

Ответы детей. Потом ребенок подносит куклу к гостям и

дает потрогать, а те пытаются отгадать, что у нее внутри.

«Крупеничка» – это тряпичная кукла символ сытости и достатка в семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили. Весной куклу разбирали, зерно использовали, а осенью изготавливали новую куклу, заполняя ее зерном нового урожая. Обычно Крупеничку наполняли гречихой, которая символизировала сытость и богатство. Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем.

Игра-хоровод «Платочек»

Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя!

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие еще куколки есть в нашем маленьком музее...

Ребенок: Эта кукла называется Мартеничка. Это куколки из ниток. Бeлaя кукoлкa cимвoлизиpуeт зиму, кpacнaя – вecну. Иcпoльзoвaлиcь для пpивлeчeния вecны и для зaщиты.Kукoлoк coздaют 1 мapтa. Mapтинички дapятcя poдным кaк пoжeлaниe дoбpa и здopoвья. Bплeтaютcя в кocы и вeшaютcя нa oдeжду для зaщиты. Taкиx кукoлoк paзвeшивaют нa плoдoвыx дepeвьяx кaк cимвoл плoдopoдия.

Ребенок: Эта кукла называется Кувадка. Для изготовления кувадок используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити. Подвешивают этих куколок над колыбелью, как погремушки. Люди верили, что эта куколка защищает малыша.

Ребенок: Эта кукла называется Кукла-Бабочка. Куклу-Бабочку подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Наши прабабушки и прадедушки верили, что кукла Бабочка оберегает сон и спокойствие ребенка. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Куклу-бабочку можно повесить в оконную нишу, дверной проем. Из нескольких бабочек получится красивый хоровод.

Физкультминутка «Кукла»

Кукла в гости собиралась, (Маршируют)

Кукла в платье наряжалась. (Движение рук от груди вниз в стороны)

Туфли новые надела, (Имитируют надевание туфелек)

Долго в зеркальце глядела.

Открытые ладошки перед лицом

Причесалась не спеша, (Имитируют причесывание)

До чего же хороша! (Хлопают в ладоши)

Бусы новые надела, (Имитируют надевание бус)

Застегнула неумело (Грозят пальчиком)

Разбежались бусы вскачь, (Руки от груди в стороны, одновременно перебирают пальчиками рук)

Тише, куколка, не плачь. (Жест «тихо»)

Воспитатель: Вот такие замечательные куклы сделали наши ребята вместе со своими родителями. Вам ребята сейчас рассказали, что в куклы не только играли, но и считали их своими помощниками. Поэтому наши предки к игрушкам относились очень бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики и сундуки.

Пальчиковая гимнастика «Тряпичные куклы»

С нами ты уже знаком- (руки согнуты в локтях перед собой, ладони вверх; сжимание и разжимание кулачков, ратопырив пальцы)

Мы из ярких лоскутков: (хлопки ладонями с усилием)

Людям помогаем  (похлопывание ладонями по груди)

И обрегаем. (обнимают себя обеими руками)

Кукла Куватка, кукла Кубышка,

Кукла Зернушка, Зайчик, Малышка. (загибают поочерёдно пальцы на левой руке пальцами правой руки)

Кукол в корзинку мы соберём (ладони соединены, раскрыты «корытцем»)

И на полку в музей отнесём. (ладони соединены, раскрыты вверх)

Воспитатель относит кукол в музей и

достает коробочку, перевязанную ленточкой.

Воспитатель: Мы очень рады, что вы пришли к нам в музей и решили подарить вам вот такие куколки.

Воспитатель открывает коробку и дети подготовительной группы

 берут по одной куколке и дарят их детям старшей группы.

Воспитатель: Вам понравился наш маленьких музей народных кукол? Какая куколка вам понравилась больше всего? Хотели бы вы сами делать таких кукол? Когда мы сделаем новых кукол в наш музей, то снова вас пригласим в гости. До свидания, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшей и подготовительной групп "Безопасность на воде".

Конспект  досуга для детей 5–7 лет  «Безопасность на воде»....

Конспект НОД для детей старшей и подготовительной группы по теме: «Волшебные сказки А.Роу», презентация

Конспект НОД для детей старшей и подготовительной группы  на тему : "Волшебные сказки А.Роу" . Презентация "По сказкам А.Роу"...

Конспект ННОД для детей старшего и подготовительного возраста «Научно-практическая конференция «Земля - наш дом: не мусори в нем!»»

Конспект интегрированного открытого занятия по экологическому воспитанию, подготовленный совместно с родителями....

Конспект занятия для детей старшей и подготовительной к школе группы "Реклама"

формировать умение детей использовать рекламы для реализации продуктов труда. Развивать речевое творчество, моторику пальцев, воображение. Воспитывать интерес к профессии рекламного агента....

Конспект досуга для детей старшего и подготовительного возраста. Игра по станциям «Где прячется здоровье»

Конспект досуга для детей старшего и подготовительного возраста. Игра по станциям «Где прячется здоровье»Конспект игры по станциям для детей старшего и подготовительного возраста«Где...