Экологический турнир «Знатоки родного края»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Чаус Надежда Павловна

Обобщение знаний детей по краеведению(грибы, ягоды, лекарственные растения Севера, животные тундры, лесотундры). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОВДОРСКОГО ОКРУГА ДЕТСКИЙ САД № 5 «ТЕРЕМОК»

                                                                              1184142 Мурманская обл.,

                                                                               г. Ковдор, ул. Коновалова, д. 26

                                                                                  р.т. (8-815-35) 3-19-40

                                                                                      (контактный телефон)

                                                                               E-mail: teremok-kovdor@mail.ru

                                                                                     (адрес электронной почты)

Экологический турнир

«Знатоки родного края»

(подготовительная группа)

  Воспитатели высшей квалификационной категории:

                                            Чаус Надежда Павловна

                                             Харитонова Светлана Михайловна

г. Ковдор

2022г.

Цели:

1. Обобщить знания детей по краеведению (грибы, ягоды, лекарственные растения Севера, животные тундры, лесотундры).

2. Воспитывать бережное отношение к природе.                                                 3. Развивать внимание, воображение, мышление, творческие способности и речь детей.

Оборудование:

1.Табличка «ЖЮРИ»

2. Корзинки с эмблемами команд (2 шт.)

3. Шишки – баллы за ответы

4. Эмблемы «Морошка», «Клюква» по 8 шт.

5. Аудиозапись вопросов разминки

6.  Картинки с ягодами, грибами

7. «Киндеры» (заморочки из бочки)

8. Аудиозапись «Увезу тебя я тундру», «Зверобика», песня о Ковдоре («Акцент»)

9. Костюмы (маски) для инсценировки стихотворений

12. Стол, музыкальные молоточки – 2шт.

13. Чёрный ящик, семена

14. 2 мешочка, «киндеры» по 7шт. в мешочке, по 2 со словом «вопрос»

15.Рулетка –юла, надписи: «Узнай животное по описанию», «Конкурс капитанов», «Музыкальная пауза», «В поход», «Артисты», «Зелёная аптека», «Заморочки из бочки», «Чёрный ящик»

16. Лепестки ромашки на всех детей, жёлтые серединки с надписью: «Можно», «Нельзя»

Ход турнира:

Звучит песня «Увезу тебя я в тундру» муз. М. Пляцковского, сл. М. Фрадкина

(дети вбегают и становятся за стульями)

 - Мы рады приветствовать вас на нашем экологическом турнире «Знатоки родного края».

-Сегодня покажут знания две команды подготовительной группы.

- Прежде чем начнём этот турнир, хочу представить вам наше жюри.

- А судить они будут так: если ответ правильный, то они кладут шишку в корзинку (На корзинках эмблемы команд.) В чьей корзинке будет больше шишек, та команда и победила.

А задания будем выбирать с помощью рулетки. Крутить будут капитаны команд по очереди. На какой сектор укажет стрелочка, то задание и выполняют команды.

1. Представление команд (эмблемы перевёрнуты)

- Слово предоставляется первой команде.

Капитан: Мы не скажем как называется наша команда, пока вы не отгадаете нашу загадку:

Я красна, я кисла

На болоте я росла

Дозревала под снежком

Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)

(перевернули эмблемы)

Хором: Мы команда «Клюковка»

(стихотворение А. Деружинского читает вся команда по 1-2 строчки)

  1. Клюква-журавлинка,

     Ягода – кислинка

  1. Розовеет клюковка

Солнцем наливается

  1. Пламенеет и краснеет
  2. Соку набирается
  3. Хороша для птицы

Ягода-кислица

  1. Да и нам для киселя

Тоже пригодится.

- Слово предоставляется второй команде

Капитан команды загадывает загадку:

 Оранжевая матрёшка

Беленькое сердечко. (Морошка) (перевернули эмблемы)

Хором: Мы команда «Морошка»

Стихотворение Веры Линьковой:

  1. Бежит по дорожке

Царевна Морошка

  1. В оранжевых туфлях

На босую ножку.

  1. В оранжевой блузке

В цветном сарафане

  1. По тропинке узкой

Между цветами

  1. Бежит она, бусинки в траве роняя
  2. А я эти бусинки в рот собираю.

- Поприветствуем команды.

- Прошу команды занять свои места.

- Слово предоставляется жюри.

2. «Узнай животное по описанию» (аудиозапись)

- Вопрос команде «Клюковка»

Хищник семейства псовых. Питается мышами, зайцами, птицами, рыбой, насекомыми и растениями. Живет в норе. Имеет острые обоняние и слух. Убегая от других хищников, «заметает следы». Я думаю это волк, а как думаете вы? (минута на обсуждение)

(Лиса)

Это животное можно назвать лесным гигантом. Уши у него большие и подвижные.  Хорошо развит слух. Любит есть траву, листву, мхи, грибы. Обладает очень красивыми лопатообразными рогами, которые раз в год он сбрасывает. Я думаю это буйвол, а как думаете вы? (минута на обсуждение)

 (лось)

- Вопрос команде «Морошка»

Это животное питается орехами, ягодами, грибами, птичьими яйцами. Живёт в кронах деревьев и в углублениях в стволах. Когда чувствует опасность начинает громко цокать. Я думаю это глухарь, а как думаете вы? (минута на обсуждение)

 (белка)

Млекопитающее. Питается моллюсками, рыбой. Конечности-ласты-мозолистые, поэтому по суше он ходит, а не ползает. Имеет огромные клыки. Животные живут семьями, а семья образует береговые лежбища из нескольких сотен особей. Я думаю это слон, а как думаете вы? (минута на обсуждение) (морж)

- Слово предоставляется жюри

3.  Музыкальная пауза.

Приглашаю всех на «Зверобику» (Уселась кошка на окошко)

4.  Конкурс капитанов, который называется «Обгонялки»

 (стол, музыкальные молоточки)

- Кто знает ответ на вопрос, должен ударить молоточком по столу и сказать ответ. У кого будет больше правильных ответов, тот и победил.

- Готовы? Начинаем!

1. Как называется дом волка? (логово)

2. Большая полярная птица, которая умеет нырять, но не умеет летать. (пингвин)

3. Млекопитающее с длинными клыками, обитающее в арктических морях. (морж)

4. Крупнейшее хищное животное северного полюса. (медведь)

5. Животное, относящееся к семейству волчьих. Обитает в арктической зоне. (песец)

6. Лесная птица, которая долбит клювом кору деревьев в поисках насекомых и личинок. (дятел)

7.Этот грызун обитает на деревьях и его любимая пища – семена сосны и лесные орехи. (белка)

8. Владыка болот, современник мамонта, обладатель увесистых рогов. (лось)

9. Что ест зимой жаба? (ничего, впадает в спячку?)

10. Уникальное явление природы, которое бывает только на севере.

Слово жюри

6.- Ребята, а вы любите ходить в походы, путешествовать?  Тогда вы должны знать какие грибы и ягоды растут в нашем крае.

- Команда «Морошка отправится в лес за ягодами, а команда «Клюковка» - отправится в лес за грибами. Затем капитан каждой команды покажет и расскажет, что насобирала его команда и всё ли правильно.

Слово жюри

7.Следующий конкурс «Артисты»

Команды будут инсценировать стихи: «Клюковка» - «Скворец»

                                           «Морошка» - «Путешествие осеннего листочка»

«Скворец»

Скворец – заботливый отец.
Но чем унять скворчат?
Лишь выйдет из дому скворец,
Опять они кричат:
- Хочу букашку!
- Червячка!
- Давай комарика!
- Жучка!
- А мне бы до обеда
Хотя бы короеда!
Скворец – заботливый отец,
И все, что есть в меню,
Из рощи в дом несет скворец
И кормит ребятню.       Г. Ходырев.

Слово жюри

8. «Зелёная аптека»  «Помоги зверятам»

-Вопрос команде «Клюковка»

Зайчик бежал так быстро, что поранил лапку. Какие растения ему могут помочь? (подорожник, мох)

Вопрос команде «Морошка»

Мишутка, когда увидел первый раз сосульку, решил узнать сладкая она или нет. И после такой проверки у него заболело горло, он стал кашлять. Какие растения ему могут помочь? (малина, ромашка, морошка…)

 

Слово жюри

9. «Заморочки из бочки»

(киндеры по количеству детей, в двух вопрос. Кому попадётся киндер с вопросом, тот и отвечает. Дети достают киндеры из мешочка, сначала одна команда, затем другая)

1 вопрос игроку команды «Клюковка»

- Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения, грибы, нуждающиеся в защите. (Красная)

2 вопрос. Почему у нас деревья невысокие? (слой вечной мерзлоты не даёт корням уходить вглубь, и они располагаются на верхнем слое почвы)

1 вопрос игроку команды «Морошка»

- Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие растения, животные, уникальные участки природы.  (Заповедники)

2 вопрос. Может ли белый медведь съесть пингвина? Почему? (Нет. Живут на разных полюсах. Белый медведь на северном, а пингвин на южном.)

Слово жюри

10. Задание для черного ящика

Уважаемые знатоки природы, вам необходимо узнать, что находится в черном ящике.

В черном ящике находится то, что может спать долго. Спать до тех пор, пока не появится тепло, свет и вода.

У вас есть время подумать. (Ответ: В черном ящике находятся семена растений)

Слово жюри

11. «Ромашка»

(Проводится в виде эстафеты. Команды строятся за капитаном с лепестками ромашки, на столах напротив каждой команды жёлтая серединка с надписью: «Можно», «Нельзя»)

«Клюковка» - называет, что нельзя делать, придя в лес,

«Морошка» - что можно

ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ, ПРИДЯ В ЛЕС

  1. Стараться ходить по тропинкам.
  2. Огораживать муравейники – муравьи санитары леса.
  3. Убирать мусор и складывать в специально отведённые места.
  4. Развешивать кормушки и гнездовья для животных.
  5. Подкармливать животных.
  6. Собирать опавшие листья для гербариев, букетов.
  7. Рассеивать семена растений.
  8. Собирать ягоды и грибы.
  9. Собирать лекарственные травы, но оставлять для размножения.

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ, ПРИДЯ В ЛЕС

  1. Нельзя разводить костры вблизи деревьев и оставлять их без присмотра.
  2. Пинать грибы, даже ядовитые.
  3. Ломать ветки деревьев и кустарников.
  4. Гонять и убивать птиц.
  5. Подходить близко к гнёздам, брать в руки яйца птенцов.
  6. Ловить и брать домой животных и их детёнышей.
  7. Шуметь и кричать, особенно в то время, когда птицы высиживают и выкармливают птенцов.
  8. Ловить и убивать насекомых.
  9. Разорять муравейники, гнёзда пчёл, шмелей, ос.

Слово жюри. 

Чтение стихотворения ребёнком из зрителей

Награждения.

  Игра со зрителями:

Загадки про животных:

  1. ходит без дороги, возле сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Ответ — медведь).

2.Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам. Он в шубе серенькой зимой и в рыжей шубке летом. (Ответ — белка.)

3.Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь. Нес на лбу он неспроста два развесистых куста. (Ответ — олень.)

4. На овчарку он похож. Что ни зуб, то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Ответ — волк.)

5. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Ответ — лиса.)

6.Через море-океан плывет чудо-великан, прячет длинный ус во рту, растянулся на версту. (Ответ — кит.)

7.Работящие зверьки строят дом среди реки. Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход. (Ответ — бобры.)

8.Эта птица любит холод, но терпеть не может голод. За рыбой в океан ныряет, поев — на льдину выплывает. (Ответ — пингвин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Знатоки родного края"

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, с традициями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать па...

Турнир "Знатоки родной речи"

Турнир "Знатоки родной речи"...

Турнир для детей подготовительной к школе группы «Знатоки родного края»

Цель: формирование первоначальных представлений о родном крае,           уважительного отношения к нему,...

Проект "Знатоки родного края" итоговое мероприятие квест-игра "Сокровища Красноярского края"

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в ...

Экологический конкурс "Знатоки родного края. Национальный парк Таганай"

Экологический конкурс «Знатоки родной природы». Челябинск, 2023...

Интеллектуальная игра по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста - Турнир знатоков "Знатоки родного края"

Цель: Создать условия для закрепления у детей представлений о родном городе, его символике, достопримечательностях, историии....