Интегрированное занятие (ознакомление с окружающим и конструирование) « Как люди на Руси жили »
план-конспект занятия (старшая группа)

Березкина Мария Владимировна

Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям населяющим её. Рассказать детям о жизни людей на Руси в те времена. Воспитывать уважение к историческому прошлому русского народа. Вызвать интерес к истории родного села Марково

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _kak_lyudi_na_rusi_zhili_.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 Моу « Центр Образования села Марково»

Интегрированное занятие

( ознакомление с окружающим и конструирование )

 « Как люди на Руси жили »

                                    Старшая группа

Воспитатель: Берёзкина Мария Владимировна

2010 год

Программное содержание: Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям населяющим её. Рассказать детям о жизни людей на Руси в те времена. Воспитывать уважение к историческому прошлому русского народа. Вызвать интерес к истории родного села Марково.

Оборудование: Иллюстрации с изображениями древних городов, различных изделий народного искусства; посуда, украшенная разными видами народной росписи; цветная бумага, ножницы, клей; игрушечный петушок.

Предварительная работа: Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением изделий русского народного творчества, украшенной разными видами росписи (городецкой, хохломской, жостовской, гжельской), а также народной игрушкой (дымковской, каргопольской, филимоновской свистулькой).

     

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, как называется страна в которой мы живём? (Россия) А вы знаете, что раньше она называлась Русь? Хотите узнать как раньше люди на Руси жили? Представьте, что у нас с вами есть волшебный ковёр-самолёт,

который поможет нам отправиться в далёкое прошлое. Усаживайтесь поудобнее. Раз, два, три – полетели.

                               Слава нашей стороне!

                               Слава русской старине!

                               И про эту старину

                               Я рассказывать начну,

                               Чтобы дети знать могли

                               О делах родной земли.

Перед детьми появляется игрушечный петушок.

Петушок.

                                 Ранним- рано поутру

                                 Петушок: «Ку-ка-ре-ку.

                                     Приди-приди, солнышко,

                                     Под мое оконышко.

                                     Засвети щедрее,

                                     Всех согрей скорее,                

                                     Лей щедрее, солнышко,

                                     Золото в оконышко.

                                     Деточки играют,

                                     Тебя поджидают».

 Воспитатель ( рассказ педагога сопровождается иллюстрациями). Ребята, где петух будит людей? (В деревне.) А из чего строят дома в деревне? (Из бревен.) Как называются такие дома? (Бревенчатые.) Ребята, как строили бревенчатые дома? (Ответы детей.) Что делали мастера, чтобы утеплить дом? (Прокладывали бревна паклей или сухим мхом.) Пакля  (ее делали из стеблей льна или конопли) и мох не пропускали в жилище холодный воздух. А что ещё делали люди, чтобы в доме было тепло и уютно? (Топили печь.) В старину люди очень тщательно выбирали место для постройки деревни. Как вы думаете, где нужно было ее строить? (Возле реки.) Зачем? (В реке есть рыба, вода.) Какие еще необходимы были условия?  (Деревни строили возле леса.) Зачем? ( В лесу есть дрова, птицы, животные.) А что люди делали, чтобы обезопасить деревню, уберечь от врагов? (Строили её на холме, чтобы все вокруг было видно; рыли вокруг ров и заполняли его водой.) Ребята, а как вы думаете, что люди делали, чтобы прокормить семью? ( Разводили скот, птиц; коров, овец, свиней, кур.) А как одним словом можно назвать этих животных? (Домашние.) Что дают людям домашние животные? Где живут эти животные? (Ответы детей.) Из кожи животных люди шили себе одежду, из шерсти пряли пряжу. А из лыка плели лапти. Лыко - это кора липы, нарезанная на тонкие полоски. Ребята, а из чего люди ели и пили? Из чего делали посуду? (Из дерева, глины.) Как назывались мастера, которые делали посуду из глины? (Гончары.) По праздничным дням хозяйки ставили на стол свою самую красивую посуду.

       Дети осматривают выставку посуды, украшенной разными видами росписи.

       Воспитатель. Какие виды росписи вы знаете? (хохломская, гжельская, городецкая.) А еще посуду делали из металла; ее тоже расписывали. Эта роспись называется жостовской. Деревенские семьи были очень большими, в них было много детей. Конечно, таких игрушек, как у вас, у ребят не было, родители делали игрушки своими руками. Как вы думаете, из чего? (Из дерева.) Как называются такие игрушки?  (Богородские.) Еще игрушки делали из соломы и глины. Как называются такие игрушки? ( Дымковские, филимоновские.) Игрушки шили и из тряпочек. А еще, ребята, люди в деревнях очень любили играть и водить хороводы.  

Проводится игра « Емеля – мужичок»

      Воспитатель. А сейчас мы станем мастерами и построим деревню из бумаги.  

Самостоятельная деятельность детей под прямым руководством воспитателя.                     

Дети изготавливают объемные домики из цветной бумаги. Готовые дома расставляют на столе - получается деревня.  

                                                                                                     

      Воспитатель. В старину в каждом доме обязательно пекли хлеб и пироги и приговаривали: «Красна изба пирогами!». Вот и в нашей деревне уют, покой и сладкие пироги.                                                                                                    

Занятие заканчивается чаепитием.

(во время чаепития проводится беседа о родном селе: где и как расположено, какая рыба водится в реке, какие животные и птицы населяют лес и тундру, какие дома есть в селе, какие народности проживают в селе, как называется родной край)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия ознакомление с окружающим "Суровый край Арктики"

Конспект занятия знакомства детей дошкольного возраста с особенностями природных условий Арктического края...

Конспект интегрированного занятия: (Ознакомление с окружающим, экология, аппликация)

Конспект интегрированного занятия:(Ознакомление с окружающим, экология, аппликация) Тема: Через добрые дела можно стать экологомЦель: Формировать позитивное восприятие мира; развивать навыки забо...

Интегрированное занятие "Ознакомление с окружающим и развитие речи по теме Одежда"

Это интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи ставит следующие цели и задачи перед логопедом и воспитателем:уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Одежда»,в ф...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И РИСОВАНИЕ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему: НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ - «КАША-МАТЬ НАША»

Цель:Закрепить знания детей о русской национальной кухне, об изделиях из муки. Дать знания о том, что другим национальным блюдом на Руси была каша. Закрепить  знания о названиях некоторых круп. Д...

Конспект открытого интегрированного занятия (ознакомление с окружающим миром + конструированием) с детьми подготовительной группы «В поисках клада»

Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в течение учебного года в подготовительной  группе. Задачи: Обучающие:...