проект по духовно-нравственному воспитанию
проект (подготовительная группа)

Ситникова Елена Владимировна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Духовно – нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей на основе традиций донского казачества в подготовительной к школе группе»

                                                                     

Разработал: Воспитатель: Ситникова Е.В.


Актуальность

 На современном этапе развития наше общество поглощено рядом проблем, ведущим к разрушению социальных связей и нравственных устоев. Это послужило толчком к разрушению внутреннего мира личности, нетерпимости и ожесточению людей.
При решении задач воспитания, необходимо делать упор на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

 Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

Духовно - нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Задача воспитателя – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым, уважать свою Родину, воспитывать отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

       Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе духовно - нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.

Цель проекта:

Воспитание патриотических качеств и нравственных ценностей дошкольников в процессе приобщения к культурно-историческим ценностям и природных особенностей Донского края и казачества.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:.

-  Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения духовных ценностей,  Донского края и родного города ;

- Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи. -Познакомить с основами  духовности  народа и традиционного уклада жизни казаков, пробудить чувство сопричастности к традициям казачьего быта.

 Развивающие задачи :

- Создать условия для развития и проявления ребенком заботливого отношения к окружающим, природе для проявления способности к сопереживанию.

- Развивать интеллектуально-творческие способности детей.

Воспитательные задачи: 

-Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, природе, святыням, фольклору, традициям русского народа, казачества.

- Воспитывать личностную культуру, патриотические качества и побуждения.

 Стимулировать эмоциональный отклик (сочувствие, сопереживание, сострадание, гордость) к событиям и судьбам людей в истории Донского края.

Вид проекта

 - по направленности – информационный, практико-ориентированный;
 - по составу  участников – групповой;
 - по продолжительности – долгосрочный  (01.09.2019-01.06.2020)

Участники проекта:

- дети подготовительной к школе группы №2 «Непоседы»;
- воспитатели группы;
- музыкальный руководитель;
- родители.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Формы работы по проекту.

- работа с детьми:

1.Чтение и рассматривание  художественной литературы, энциклопедий.

2.Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.

3.Экскурсии в тематические музеи

4.Проведение НОД.

5. Участие в досуговых мероприятиях.

6. Продуктивная деятельность.

- работа с родителями:

1. Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами.

2. Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми  творческих работ.

3. Проведение бесед.

Предполагаемые  результаты:

- расширение этических представлений о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

-  у дошкольников сформируется стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;

-  сформируются понятия о семейных ценностей и традициях Донского края;
-  дошкольники приобщатся к истории и культуре родного
города, местным достопримечательностям;
- сформируется чувство уважения и привязанности к своей малой Родине.
-  повысится педагогическая компетентность родителей в духовно -нравственном воспитании детей.

Продуктом проектной деятельности является:

- создание альбома «Дон тихий, а слава о нем громкая»

- создание альбома «Мои семейные традиции»;

- создание путеводителя «Мы с тобой казаки, дети тихого Дона»

Реализация проекта:

I этап. Подготовительный. 

1. Целеполагание

- Подготовка необходимого материала для реализации проекта;

- Подбор и изучение методической литературы и нормативных документов по данной теме (закон «Об образовании», ФГОС, «Концепция духовно-нравственного воспитания» и т. д.)

- Подборка художественной литературу по теме.

- Опрос родителей «Наши семейные ценности», «Город, в котором мы живем».

-Проведение консультации «Духовно – нравственное воспитание в семье»

- Беседа с детьми «Детский сад - ты и я, дружная семья», «Традиции моей семьи», «Мой любимый город-Константиновск».

Мероприятия

Цели и задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Методика «Сюжетные картинки» Анализ полученных результатов

Изучить эмоциональное отношение дошкольников к духовно - нравственным нормам, семейным ценностям, отношению к родному городу.

Работа с родителями

Анкетирование родителей

Выявить уровень духовно-нравственного воспитания в семье

2 этап – практический - сентябрь – май

Задачи:

1.Реализовать в работе с детьми и родителями комплекс мероприятий, направленный на нравственное воспитание дошкольников и повышение компетентности родителей

Форма работы

Программное содержание

Сроки

реализации

Беседы:

«Кто мы, откуда. Где наши корни.

Развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье; учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам

сентябрь

Открытое мероприятие «Покрова Пресвятой Богородицы» Посвящение мальчиков в казачата

Знакомство с праздником Покрова, с традициями и обрядами этого дня на Донской земле.

октябрь

Непосредственная образовательная деятельность «Как воспитывали казака»

Дать детям знания о том,как воспитывали в семье девочек и мальчиков.

ноябрь

Посещение спектакля

Заучивание пословиц и поговорок о добре, дружбе, семье, Родине.

Сформировать представления о назначении пословиц и поговорок, учить осмысливать значение пословиц и поговорок о добре и дружбе, семье, Родине.

В течение всего проекта

Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев:

Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; учить детей самостоятельно, передавать отношение к поступкам героев, делать выводы.

В течение всего проекта

НОД «Человек без родины, что соловей без песни»

Знакомить детей с историейдонского края,.Продолжать пополнять знания детей об истории Донского казачества. Познакомить с символами казачьей доблести

декабрь

НОД «Казачий курень»

Углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем.

январь

Участие в досуговом мероприятии «Ай, да Масленица!»

Познакомить и приобщать детей к соблюдению традиций в праздники.

февраль

НОД «Сердце матери лучше солнца греет»

Расширять знания об отношении к матери – женщине в казачьей семье.

март

Развлечение «Благовещенье – птиц на волю отпущение»

Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.

апрель

«Герои Донской земли»

Работа с родителями по реализации проекта по духовно – нравственному воспитанию старших дошкольников

Консультации:

- «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;
- «Воспитание добротой в семье».


Рекомендации:
- «Вежливость воспитывается вежливостью».

Папка-передвижка «А у нас на Дону».

3 этап – заключительный.

Презентация продуктов проекта .

- «Копилка добрых дел»;

- создание альбома детских рисунков «Моя семья»;

- создание путеводителя «»;
- Презентация проекта;

Результаты проекта:

Дети:

- сформированы представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

-  у дошкольников сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;

-  сформированы понятия о семейных ценностей и традициях ;

- дошкольники приобщены к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;
- сформировано чувство уважения и привязанности к своей малой Родине.

Родители:

- повышена педагогическая компетентности родителей в духовно -нравственном воспитании детей.

Заключение:

 В процессе духовно - нравственного воспитания дошкольников формируются основы отношения  к себе, к близкому окружению и к обществу в целом, углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, семейных традициях, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Духовно - нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Таким образом, духовно - нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Только при правильно организованной работе в данном направлении мы сможем содействовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; сформировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; помочь детям найти гармонию во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, с честью пройти трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

Список литературы 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.
5. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
7. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
8. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.
9. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005.
10.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
11.Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.

12.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.

Приложение.

Анкета "Воспитание чувств"

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по  нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.

1. Считаете ли вы необходимым воспитание у ребенка таких качеств, как отзывчивость, доброта, сочувствие?

- да;

- нет;

- частично.

2. Удалось ли вам построить со своим ребенком доверительные отношения?

- да;

- нет;

- частично.

3. Что вас беспокоит в отношениях ребенка с окружающими?_________

4. Всегда ли отношения взрослых с ребенком в вашей семье носят доверительный, дружеский характер?

- да;

- нет;

- частично.

5. Привлекаете ли Вы ребенка к участию в будничных делах семьи?

- да;

- нет.

6. Может ли Ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание?

- да;

- нет;

- не знаю.

7. Часто ли Вы беседуете со своим ребенком на тему «Добрых дел и поступков»?

- часто;

- иногда;

- никогда.

8. Какие добрые дела вы совершаете совместно с ребенком? _________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...