«Мой край – Югра» (Квест-игра)
план-конспект занятия

Горбунова Алла Гайнитдиновна

Формирование интереса к истории народов региона, их быту, к природе Югры, ее растительному и животному миру, традициям, бережного отношения человека к окружающей среде через вовлечение обучающихся в совместную деятельность с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_yugra.docx121.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Мой край – Югра»

 (Квест-игра)

сканирование0001

                                               

Выполнила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Горбунова А.Г.

Покачи 2023г

Цель: формирование интереса к истории народов региона, их быту, к природе Югры, ее растительному и животному миру, традициям, бережного отношения человека к окружающей среде через вовлечение обучающихся в совместную деятельность с родителями.

Задачи:

развивать творческий потенциал дошкольников,

углублять знания детей об истории народов региона, их быту, традициям;

воспитывать уважение и интерес к жизни народов Югры, к природе Югры;

прививать уважение к официальной символике Ханты-Мансийского автономного округа-Югры;

воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к совместному труду.

Подготовительная работа:

беседа о истории ХМАО-Югры;

рассматривание иллюстраций по теме;

чтение художественной литературы и словарная работа по теме;

подбор музыкальных произведений по теме;

подготовка атрибутов для квест - игры.

План мероприятия:

1. организационный момент;

2. станция "Гиральдика";

3. станция "Кладовая природы Югры";

4. станция "Пастбище";

5. станция "Зеленая тропа";

6. станция "Литературная Югра".

Организационный момент:

Дед-краевед: Давным-давно, в сказочное время, Птица-легенда "Тухлан войт" заспорили с Вещим вороном о том, кто больше пролетит, не опуская на землю. Поднялись в облака и в путь. Молча летел Вещий ворон, а "Тухлан войт" заливалась песнями. Нестрашны ей были не ветер, ни гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти ворон, тяжело опустил чёрные крылья. А птица "Тухлан войт" до наших дней долетела, песнь с собой принесла, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени – Времени добрых надежд и озарений разума…

А принесла нас эта песня в край дивный, где живут истинные знатоки и ценители природы, отличные рыбаки и охотники, ханты и манси.

В старину хантов называли остяками, а манси – вогулами. Это два близкородственных народа, их языки названы угорскими, поэтому и край наш называется Угра, или Югра.

Прошло с тех пор сотыр тал – тысяча лет, а может, и больше. Пришли потом на эту землю купцы русские стали дружно жить с местными народами.

Наш округ большой, его площадь составляет 534,800 тыс. км2. Но кроме того, что он большой он еще очень красивый и богатый. Для того чтобы узнать какое богатство в себе таит наш край и чем занимаются его коренные жители я приглашаю вас в квест-игру «Мой  край - Югра». Если заглянем в словарь, то узнаем, что слово «квест» обозначает - «приключение», «поиск». Вы готовы к путешествию?

 Дет: Готовы!

Дед-краевед: Для этого путешествия нам необходима карта. Я для вас ее приготовил, на ней отмечены пункты назначения, в которых мы будем останавливаться, а в конце нашего путешествия вас ждёт сюрприз (клад).

Ход мероприятия:

Дед-краевед:  Югорский край-заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены,

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в Край угорский всех вас приглашаю.

Воспитатель: я предлагаю вам разделиться на две команды и отправляться в путешествие где на каждой станции вы будете выполнять задания и за это получать подсказку для поиска клада.

Итак, отправляемся в путешествие и первая станция с которой мы стартуем называется "Гиральдика"

1 станция "Гиральдика"

Воспитатель: Ребята, каждый субъект России имеет свою историю и свои символы. Вот и наш Ханты-Мансийский автономный округ имеет свой гимн, флаг и герб.

Итак, 1 конкурс "Узнай герб ХМАО-Югры"

(Участникам каждой команды раздаются 3 иллюстрации различных гербов, в том числе и ХМАО-Югры. Задача каждой команды найти герб ХМАО-Югры).

2 конкурс "Флаг Югры"

Вывешивается плакат с флагом Югры и вопросом для конкурса

Вопрос: Что символизирует цвета флага Югры?

(Каждой команде раздаются ручки с чистыми листочками на которых они должны ответить на поставленный вопрос. Выигрывает та команда, у которой наибольшее количество правильных ответов).

Воспитатель: Молодцы ребята, я вижу, что вы знакомы с символами нашего родного округа.

(За правильное выполнение заданий конкурсов на этой станции вы получаете 1 подсказку в поисках клада – КЛАД)

Наше путешествие продолжается и следующая станция называется "Кладовая природы".

2 станция "Кладовая природы"

Воспитатель: Ребята, а вы знаете о том, что наш край очень разнообразен и богат растительным и животным миром, природными ископаемыми?

В 1 конкурсе на этой остановке мы проверим какие природные богатства Югры вы знаете.

1 конкурс кроссворд "Наше богатство"

(Каждой команде раздаются листочки с кроссвордом и загадками. За разгаданный кроссворд команды получают следующую подсказку).

Воспитатель: Молодцы ребята, вспомнили чем богат наш край, а сейчас мы с вами отправимся на другую сторону леса через болото, за шишками. Итак следующий конкурс называется "Собери шишки"

2 конкурс "Собери шишки"

(Каждой команде раздается по одному мешку. Необходимо с пустым мешком пробежать по кочкам (болото) взобраться на дерево (приподнятый мат) взять оттуда шишку, положить в мешок и отнести своей команде тем же путем назад, передавая эстафету следующему).

Воспитатель: Молодцы! Я вижу какие вы ловкие и умелые, никакие преграды вам не страшны! Настоящие сибиряки!

Ребята, а с какими животными нашего округа вам удалось повстречаться? (Ответы детей).

Все ли помнят как выглядят эти животные, а вот это мы сейчас и проверим в следующем конкурсе.

3 конкурс "Чей хвост"

(Каждой команде раздаются картинки с животными без хвостов и картинки с хвостами животных, задача каждой команды соединить животных с их хвостами).

Воспитатель: За правильное выполнение заданий в конкурсах на этой станции вы получаете 2 подсказку в поисках клада - В

Ребята, мы с вами выполнили все задания на этой остановке, будем двигаться дальше по нашей карте. Поехали!.

И следующая наша остановка "Пастбище".

Ребята, мы попали в гости к настоящим знатокам и ценителям природы. Это народ ханты и манси. А сейчас мы посмотрим где они живут и чем они занимаются.

3 станция "Пастбище"

Воспитатель: дети, а кто знает что такое чум? (Ответы детей)

Чум - это традиционное жилище конической формы, состоит из рамы, которая составляется из жердей и покрывается берёстой, войлоком или оленьими шкурами.

В следующем конкурсе мы с вами сделаем его своими руками, итак конкурс называется "Построй чум"

1 конкурс "Построй чум"

(Каждой команде раздаются жерди, веревка, материал. Задача каждой команды построить жилище ханта и всей командой туда зайти и расположиться).

Воспитатель: ребята, а вы знали, что самым распространенным материалом в быту у народов ханты это береста. Они искусно выделывают и сегодня самую разнообразную посуду из бересты для своих повседневных нужд и для продажи, изготовляют покрышки для летних жилищ - тиски, ночные колыбели (в отличие от дневных - из дерева).

Бересту ханты снимают с дерева три раза в году. Прежде чем из бересты что-либо делать, ее необходимо проварить. Иногда бересту так же проваривают в рыбьем жиру, и тогда она становится особенно прочной, не пропускает влагу и не делается хрупкой на морозе. Бересту в изделиях сшивают сухожильными нитками из жил оленя, лося, а иногда и волосяными нитками из конских хвостов. Прежде прокалывали бересту косточкой, а теперь обыкновенным шилом.

Хантыйские изделия из бересты отличаются особенно красивыми, разнообразными орнаментами. Итак, следующий наш конкурс называется "Сделай сам"

2 конкурс "Сделай сам"

(Каждой команде раздается береста (обработанная, ножницы, степлер, нитки, иголка (взрослому). Задача каждой команды сделать один предмет посуды из бересты).

Воспитатель: дети, а как в думаете, какое занятие в этих местах самое интересное и увлекательное? (Ответы детей)

Правильно! Это оленьи бега.

3 конкурс "Оленьи бега"

(Каждой команде раздаются обручи. Задача каждой команды, одеть несколько человек в обручи, держась друг за друга, создав тем самым упряжку из оленей, которой управляет капитан команды. Добежать таким образом до ориентира и обратно).

За правильное выполнение заданий конкурсов на этой станции вы получаете 3 подсказку в поисках клада - НАХОДИТСЯ

Воспитатель: итак, ребята, двигаемся дальше по нашей карте? Поехали.

(Дети и взрослые каждой команды передвигаются паровозиком по спортзалу).

Итак, наша остановка приближается. вот мы и приехали.

Станция "Зеленая тропа"

Воспитатель: ребята посмотрите, сколько зеленого леса нас окружает.

А кто знает как называется лес в котором преобладают хвойные деревья такие как: кедр, сосна, ели и т. д. (Ответы детей).

Для кого лес считается домом? (Ответы детей).

Воспитатель: наш округ богат лесом, изобилием животных, птиц.

А как вы думаете, кто главный враг животных и природы в целом (Ответы детей).

Каким образом человек разрушает природу? (Ответы детей).

Давайте вспомним правила охраны природы 

Ребята, в нашем краю тоже есть животные, которых находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите. И первый конкурс на этой станции называется "Красная книга".

1 конкурс "Красная книга"

(Каждой команде раздаются разрезные картинки с изображением птиц занесенных в Красную книгу ХМАО-Югры (серый журавль, орлан-белохвост). Задача каждой команды собрать свою картинку и произнести название птицы).

Воспитатель: ребята, а кроме изобилия животных и лесов чем еще богат наш округ, какие природные ископаемые добывают в нашем округе? (Ответы детей)

Как вы думаете, зачем людям нужна нефть и газ? (ответы детей)

Дети, а вы знали о том, что добыча нефти и газа тоже может приносить вред экологии. Это такие случаи, когда нефть выливается на поверхность земли, уничтожая все живое. Так вот мы с вами сейчас будем в роли нефтяников которые очищают землю от нефтяных пятен.

2 конкурс "Спасем живое"

(Каждой команде раздаются ложки по количеству участников. Задача команд перенести воду (закрашенную черной краской) из ванночки на полу в стакан на другой стороне спортзала, передавая эстафету друг другу).

Воспитатель: ребята богатство нашего края - это не только бескрайние леса, полноводные реки, животные и т. д. Самое главное богатство нашего края - это люди.

Наши деды и прадеды сохранили для нас всю эту красоту. А теперь наша очередь - беречь, хранить, защищать родную природу. И мы с вами должны любить ее, беречь каждый кустик, дерево, травку, защищать, работать, трудиться, не давать загрязнять леса, реки, не допускать пожаров.

Воспитатель: за правильное выполнение заданий конкурсов на этой станции вы получаете 4 подсказку в поисках клада - ШАРИКАХ

Едем дальше. и последняя станция в нашем путешествии.

Станция "Литературная Югра"

Воспитатель: кто знает какими промыслами занимались ханты и манси? (Ответы детей) (рыболовство, охота, оленеводство).

Вот и мы с вами отправимся на рыбалку.

1 конкурс "Загадочная рыбалка" 

(Участники каждой команды по одному с удочкой подбегают к имитированной речке, ловят одну рыбку на обратной стороне которой находится загадка, приносят ее в команду, разгадывают загадку. Далее бежит следующий участник и т. д.).

И в завершающем конкурсе вам нужно составить синквейн на тему "Моя Югра"

2 конкурс "Сочини предложение"

Правила сочинения:

1 строчка - 1 имя существительное

2 строчка 2 прилагательных (признаки)

3 строчка 3 глагола

4 строчка предложение из 4 слов

5 строчка 1 имя существительное ЮГРА

Воспитатель: в самом начале путешествия я вам обещала, что будет сюрприз-подарок. И за правильно выполненные задания вы получаете 5 подсказку в поисках клада – БАССЕЙНА

Чтобы найти клад – сложите предложение из тех слов, которые вы получали и вперед на поиски!

Поздравляю вас! Вот мы и вернулись с вами из нашего увлекательного путешествия. Я надеюсь, что оно вам понравилось и позволило каждому из нас ощутить себя частичкой такого прекрасного и удивительного края – Ханты-Мансийского автономного округа-Югра.

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...

ПРАЗДНИК «КРАЙ ТЫ МОЙ, ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»

Цель:прививать любовь к родному краю, воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ Оборудование:выставка продукции заводов, фабрик города и фотовыставка «Кольчугино – мой...

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Сценарий "Край родной - Чувашский край"

Сценарий развлечения о Родном крае....

Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

«Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»

laquo;Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»...