Статья: "Писатели о городе Канске"
материал (старшая, подготовительная группа)

Бажина Наталья Анатольевна

Ознакомление детей со сборниками книгами о нашем городе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект «Мой Канск»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Тип проекта: 
долгосрочный, творческий, познавательный

Участники проекта: 

  • дети старшей группы ( 5- 6 лет);
  • воспитатели группы №8 «Морские котики»;
  • родители воспитанников;
  • специалисты;

Место проведения:      МБДОУ №52  «Весёлый дельфин»

Срок реализации:        1 год

Возраст детей:             Дошкольники 5 – 6 лет 

Форма проведения:     Дневная (в рамках организации педагогического процесса в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни с учетом принципов частичной интеграции областей). 

Планируемый результат:     

Для детей: ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; расширение знаний об истории родного города.

Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост.

Для родителей: активное участие семей воспитанников в образовательном процессе, укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и воспитателями.

Проблема:

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачами государственной важности. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине, решается в образовательном  процессе ДОУ с учетом национально - регионального компонента.

У детей в старшем дошкольном возрасте возрастает познавательный интерес, дети задают много вопросов, в том числе о зданиях, памятниках, улицах,  исторических ценностях нашего города.  Все задаваемые вопросы я фиксировала на большом листе бумаги, оказалось, что вопросов у детей больше, чем имеющихся знаний. Мы решили реализовать совместный детско - взрослый проект «Город, в  котором  я живу – Канск».

Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Актуальность:  Проект «Город, в  котором  я живу – Канск » позволит расширить и систематизировать знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, стимулировать развитие творческих способностей детей, привить патриотические чувства и бережное отношение к памятным местам города.

Гипотеза:

Проживая в городе Канске,  не один год маленькие жители плохо знают, либо вообще не знакомы с достопримечательностями, названием улиц, известными горожанами своей малой Родины.

В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, которые имеются в родном городе. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, природе и животном мире, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

     Цель: создание условий для формирования у детей нравственных ценностей, представлений о родном городе, приобщение к культуре и традициям народа и воспитание гражданина и патриота своей страны.

Задачи:

  • Обогатить и закрепить знания детей о родном городе (символика, историческое прошлое, достопримечательности, архитектурные сооружения, знаменитые люди);
  • Пополнить предметно развивающую среду в группе (уголок о родном городе, альбом «Мой родной город – Канск», дидактические игры, демонстрационный материал);
  • Воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к своей малой Родине;
  • Способствовать укреплению и развитию партнерских отношений между родителями, воспитателем, воспитанниками.

Методы:

Практические:

1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности.

2. Экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка.

3. Дидактические игры.

4. Сюжетно – ролевые игры.

Словесные:

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Заучивание стихотворений.

4. Рассказывание.

5.Развлечения.

   

Наглядные:

1. Организация выставок.

2. Сбор фотоматериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Информационные стенды.

5. Личный пример взрослых.

План реализации проекта:  I этап - подготовительный

  • Изучение интереса детей для определения целей и задач проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам (экскурсоводам, музееведам).

План реализации проекта: II этап - практический

  • Проведение цикла познавательных занятий, на темы:
  • «Моя семья», «Геральдика города»,  «Люди известные в нашем городе», «Животные и птицы родного города», «Растительный мир».
  • Оформление альбомов:
  •  «Достопримечательности моего города»,  «Животные и птицы родного края», «Прошлое и настоящее».
  • Словотворчество с родителями «Сочини частушку о городе».
  • Оформление дидактических игр:
  • «Кто быстрее доберется до вокзала?»; «Парные картинки»; «Что лишнее».
  • Беседы: «Кто живет рядом с нами», «История детского сада», История возникновения города «Канска», ««Люди, известные в нашем городе», «Глава города Канска».
  • Экскурсии по городу.
  • Разучивание стихов и песен о Канске.
  • Фотовыставка «Город -  городище» (совместно с родителями).

План реализации проекта: III этап - заключительный

  • Выставка продуктов детской деятельности;
  • Оценка этапов реализации проекта педагогами, родителями, детьми;
  • Презентация проекта.

Материально-технические ресурсы:

  • Подбор исторической литературы о родном городе.
  • Подбор произведений русского народного творчества.
  • Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
  • Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
  • Дидактические игры.
  • Выставки книг, рисунков, поделок.
  • Создание условий для проведения открытых мероприятий  (оформление групповой комнаты).

Перспективный план работы по проектной деятельности в старшей группе на тему: «Город, в  котором  я живу – Канск» 2014 – 2015 год

Сроки

Мероприятия

Форма проведения

Сентябрь

Тема: «Мой дом – моя семья»

 (Приложение 1)

  • «Моя семья»

Цель: формирование представлений у детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.

  • «Кто живёт рядом с нами»

Цель: Помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком.

  • «Дом»

Цель: умение распределять обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол).

Непосредственная образовательная деятельность (рисование)

 

Беседа

 

Сюжетно-ролевая игра

Октябрь

Тема: «Двор детского сада»

(Приложение 2)

  • «История создания  детского сада»

Цель: познакомить детей с историей детского сада.

  • «Кто работает в детском саду»

Цель: расширение и уточнение представлений детей о труде сотрудников детского сада.

  • «Двор детского сада»

Цель: знакомство детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

  • «Детский сад»

Цель: расширение и закрепление представлений детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Беседа

 

Целевая экскурсия

Прогулка

Сюжетно-ролевая игра

Ноябрь

Тема: «Мой город»

(Приложение 3)

  • История возникновения города «Канск»

Цель: познакомить детей с историей возникновения родного города; вызвать у детей интерес к своему городу, прививать чувство радости за него.

  •  «Геральдика  города»

Цель: познакомить с геральдикой города Канска: гербом и флагом.

  • «Герб города Канск»

Цель: закрепить с детьми как выглядит герб родного города.

  •  «Река Кан»

Цель: обогатить знания детей о реке Кан, ее географическом положении (протяженности).

Рассказ воспитателя с показом презентации

Показ презентации

Непосредственно -образовательная деятельность (аппликация)

Беседа с показом презентации

Декабрь

Тема: «Родные улицы»

(Приложение 4)

  • «Улица Московская»

Цель: дать детям понятие о происхождении улицы; почему она носит такое название.

  • «Улица 40 лет Октября»

Цель: история происхождения улицы; в честь кого так называется.

  • «Улица Ленина»

Цель: дать детям понятие о происхождении улицы; почему она носит такое название.

Рассказ детей

Рассматривание иллюстраций (рассказ детей)

Рассказ детей

Январь

Тема: «Достопримечательности города»

(Приложение 5)

  • «Триумфальная арка»

Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.

  •  «Канский Драматический театр»

Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических мест в городе.

  • «Кинотеатр Космос»

Цель: знакомство детей с культурно – массовыми местами родного города.

  • «Гадаловские ряды»

Цель: вызвать интерес к культурно – историческим местам города.

  • «Свято – Троицкий Собор»

Цель: вызвать у детей желание узнать больше о родном городе;

  • «Площадь Коростелева»

Цель: знакомство с историческими достопримечательностями;

  •  «Краеведческий музей»

Цель: вызывать у детей интерес к истории родного города, гордость за него.

  • «Железнодорожный вокзал»

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Канска, чувство уважения и гордости за любимый город.

Беседа

Рассказ детей

Рассказ детей

Рассказ детей

Рассказ детей

Рассказ детей

Экскурсия в музей

Рассказ детей

Февраль

Тема: «Памятные места города»

(Приложение 6)

  • «Памятник войнам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны 1941 – 1945гг.»

Цель: вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми.

  • Мемориал «Землянка»

Цель: вызывать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него;

  • «Обелиск первому председателю Канского объединенного совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Коростелеву И.М.»

Цель: воспитывать у детей гордость за людей, прославивших город.

Рассказ детей

Экскурсия к памятнику

Рассказ детей

Март

Тема: «Знаменитые люди»

(Приложение 7)

  • «Люди, известные в нашем городе»

Цель: знакомство со знаменитыми земляками Герасимом Гадаловым (купец), Лидией Шляпцевой (поэтесса), Николаем Коростелевым (председатель Канского объединенного совета рабочих, крестьян и солдатских депутатов).

  •  «Знаменитые люди города Канска»

Цель: продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми города, прививать уважение к труду, гордость за знаменитых людей города.

  • «Люди известные в нашем городе»

Цель: учить в рисунке отображать людей, разных сфер деятельности; воспитывать у детей чувство уважения к людям труда.

Беседа

Просмотр видео ролика

Непосредственная образовательная деятельность (рисование)

Апрель

Тема: «Неделя города»

(Приложение 8)

  • Глава города Канска

Цель: познакомить детей с главой города Надеждой Николаевной Качан.

  •  «Животные и птицы родного города»

Цель: знакомить детей с животным миром города, воспитывать бережное отношение к природе.

  • «Растительный мир»

Цель: знакомить детей с растительным миром города, разными видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.

  • «Город – городище»

Цель: закрепление знаний детей о родном городе.

Беседа (показ презентации)

Непосредственная образовательная деятельность  (лепка)

Непосредственно-образовательная деятельность (рисование)

Оформление выставки

Обеспечение проектной деятельности:

  1. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом».
  2. Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
  3. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего
    дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006г. №8
  4. Зеленова Н. Г., Л.Е. Осипова «Мы живём в России» М: 2007г.
  5.  Новицкая М. Ю. «Патриотическое воспитание в детском саду».-М:
    Линко- пресс, 2003г.
  6. Прокушеп В. И. «Канск» 2001г.
  7. Программа «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко.
  8. Степанов А.П. «Енисейская губерния». – СПб., 1835г.
  9. Царёв В.И. «Канск Градостроительная летопись» Красноярск Витал 1996г.
  10. Шпанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Управление ДОУ 2004г.
  11. Щеглов И.В. «Хронологический перечень важнейших данных их истории Сибири». – СПб., 1884.
  12. «С  чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.
  13. Журнал «Дошкольное воспитание»,  №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г.,
  14. Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г.; №1, 5, 6, за 2005год.
  15. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.» Журнал «Народное образование», №7 за 2001год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой любимый город Канск" (литературная гостиная с писателями г. Канска")

Конспекты занятий по художественной литературы по писателям Малой Родины....

Дидактическая игра ЛОТО "Животный и растительный мир города Канска и Канского района"

Обучающая задача:  расширять и систематизировать представления детей о природе города Канска и Канского района: флоре, фауне.Игровая задача: заполнить игровые поля фишками с соответствующими изоб...

Методическая разработка "Животные города Канска и Канского района" (развивающая игра)

Цель игры: расширять кругозор детей, закреплять знания о животных города Канска и Канского района....

Дидактическая игра «Города Красноярского края. Город Канск (страницы истории)» (2019 г.)

Воспитание нравственно-патриотических качеств личности является одной из основных задач дошкольного воспитания. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране, крае он живет, ч...

Презентация виртуальной экскурсии по городу Канску "Страница в истории города"

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать....