"Мой любимый город Канск" (литературная гостиная с писателями г. Канска")
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Купреева Любовь Андреевна

Конспекты занятий по художественной литературы по писателям Малой Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx37.11 КБ
Файл prilozhenie_kapustinskiy.docx18.1 КБ
Файл malaya_rodina.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

Цели занятия:

- на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать патриотизм, любовь к Родине, родному городу; формировать нравственные ценности.

- познакомить детей с творчеством писателей города Канска

Задачи:

- воспитание патриотизма, любви к Родине.

- развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.

- развитие навыков речевого общения, умения воспринимать на слух читаемый текст.

- развитие творческих способностей, воображения.

Оборудование:

- стихи писателей

- проектор для презентации

Занятие 1

На экране проектора обозначена тема литературной гостиной. (Слайд 1).

  1. Слово педагога. Беседа.

- Ребята, прежде чем начать занятие, я хочу прочитать вам несколько строчек из стихотворения детской писательницы, поэта, композитора (человека, пишущего музыку) Татьяны Боковой. Она автор более 30-и ставших популярными книг для детей (занимательных азбук, сборников стихов, сказок, загадок), а также ряда музыкальных альбомов песен для детей и взрослых на собственные стихи и музыку (Слайд 2):

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

 Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Поселок родимый, родная квартира.

Бабушка, школа, котенок….и я.

- О чем строки из стихотворения? (Ответы детей).

- Ребята, у каждого человека есть Родина – страна, где он живет. Как называется наша Родина? (Россия).

- А как называют жителей нашей Родины? (Россияне).

- Ребята, наша страна самая большая в мире. Много в ней городов, рек, озер, морей, гор и равнин. Но для каждого человека ближе и роднее то место, где он родился, ходит в детский сад, школу, работает и живет. Это его «малая родина».

- А у нас есть своя малая Родина? Какая она?

- Давайте рассмотрим несколько фотографий нашего города. (Слайд 3)

- Город Канск является малой Родиной для многих людей, живущих в нашем городе. Некоторые из жителей города посвятили ему стихи, и мы с вами будем знакомиться с ними, рассматривать их творчество.

- А вы знаете писателей Канска?

Слайд 4. В наши дни своими рассказами, стихами радуют такие авторы, как Лидия Николаевна Шляпцева, Людмила Александровна Калиновская Кондрашов Анатолий Михайлович, Степанова Надежда Станиславовна,   Геннадий Петрович Капустинский, Сергей Григорьевич Яценко, Левченко София Владимировна и многие другие.

  1. Знакомство с писателями Канска.

Слайд 5. Сегодня и на следующих занятиях мы с вами познакомимся подробнее с этими писателями. Первой хочу вам представить Лидию Николаевну Шляпцеву, которая родилась в Новосибирске. В наш город приехала в десятилетнем возрасте, окончила среднюю школу № 21 и поступила в Канское медицинское училище. По окончании училища много лет работала детским врачом. Поэзией Лидия Николаевна увлеклась с 12 лет, в старших классах она даже сочинения писала в стихах и поэтому поэтическое творчество считает своим вторым призванием.

К юбилейной дате, 370-й годовщине города, Лидия Николаевна написала поэму о Канске.

- Читает наизусть ребенок.

«Мне с тобою, мой город, уютно,

И родное здесь всё для меня.

Здесь встречаю я каждое утро,

Жду прихода грядущего дня.

Для меня ты -

ключ жизни и веры,

Ключ надежды и правды любой.

Потому-то и в сердце, наверно,

Все - и мысли, и чувства -

с тобой!»

- Как вы понимаете эти строки? Чем для писательницы является город Канск? (Ключ жизни и веры).

- Как вы понимаете выражение «ключ жизни»?

В данном стихотворении Лидии Николаевны звучат не поддельные эмоции, а настоящие, искренние чувства.

Слайд 6. За прошедшие годы вышло три поэтических сборника: «Сторонка канская моя» (1992), «В конце века» (1997) и «Полосатое счастье» (2007).

Еще одна женщина-писатель, которая в своих стихах писала и о нашем Канске, Людмила Александровна Калиновская. Родилась Людмила Александровна 25 февраля 1950 г. в г. Анучино Приморского края, жила в Сибири. Окончила Красноярский техникум по специальности экономист. В 1980 году уехала на Камчатку. Работала финансовым директором в строительной компании. Ветеран труда.

Пишет стихи и прозу. Издала книги стихов: «Осенний листопад», «Слово живое», книжку стихов для детей «Непоседа», книгу рассказов «Слово не воробей». Член Российского Межрегионального Союза Писателей Северо-Западного округа РФ в г. Санкт-Петербурге. В настоящее время живет в г. Канске, на заслуженном отдыхе. В 2012 года при филиале библиотеки №6 в г. Канске открыла творческое общество «Русское слово»

- Дети, где родилась и жила Людмила Александровна? (Приморский край, жила в Сибири, потом опять уехала на Восток и вернулась снова в Канск).

- А зачем она приехала в Канск? (На заслуженный отдых, где пишет стихи).

Давайте прослушаем одно из ее стихотворений «Я вернулась сюда».

Я вернулась сюда

Я приехала в Канск –

В этот маленький город,

Где течет речка Кан,

Где сосновые боры.

Где морозы под сорок

Выбивают слезу.

На душе нет укора –

Я теперь здесь живу!

Есть во Франции Кан,

Но мне этот дороже,

А жила, где вулкан

Тучи гривой ерошит.

Где за улицей море

Лижет черный песок,

И «Три брата» в дозоре

Берегут наш Восток!

Я вернулась сюда,

В эту тихую гавань,

И причал свой найдя,

Навсегда здесь осталась...

И как старый корабль,

Что швартовые бросил,

Я встала на якорь.

В позапрошлую осень.

Речка Кан за окном

Мне напомнит о море,

Будто было все сном,

Где «Три брата» в дозоре…

- О чем стихотворение?

- Каким автор видит город Канск? (маленький, где сосновые боры и морозы под сорок, тихая гавань).

- А как вы можете объяснить строки:

И «Три брата» в дозоре

Берегут наш Восток!

 (Слайд 8).

Столбовидные скалы в Приморском крае естественного происхождения. По местной легенде это три брата, защищавшие бухту от огромной волны из океана (вероятно цунами, так как камчатка – цунамиопасный регион). Защитив бухту от волны, братья окаменели, и теперь стоят, охраняя её от опасностей и встречают заходящие в бухту суда.

- С чем сравнивает Людмила Александровна свою жизнь? (с кораблем).

- Что значит для корабля встать на якорь? (остановиться)

- А для Людмилы Александровны что значит встать на якорь в Канске? (найти свой приют, дом в конце жизненного пути).

Несмотря на всю красоту Приморского края, Людмиле Александровне роднее и милее наш с вами город Канск.

Людмила Александровна написала два сборника «Тропинками судьбы» и «Нетленные богатства».

  1. Итог занятия.

- Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии?

- С какими писателями мы познакомились?

- Не смотря на разную судьбу писательниц, разное образование, профессию, одно их объединяет, что?

- Что значит для них «малая» Родина?

Действительно, у каждого из нас есть место, где мы родились и живем.  Нам здесь все родное, близкое. Даже если мы уедем или переедем в другой город, тянуть нас будет в Канск, потому именно он является нашей «малой» Родиной.

2 занятие.

  1. Слово воспитателя.

- Итак, ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с писателями Канска, которые в своих стихах, рассказах пишут о нашем городе. Сегодня мы познакомимся с Геннадием Петровичем Капустинским. (Слайд 10).  Родился 27 сентября 1939 года в рабочей семье. Раннее детство и юность Геннадия Капустинского прошли в Канске. После окончания средней школы в 1957 году он поступил в военное училище, закончив которое, всю свою жизнь посвятил служению в рядах Вооруженных Сил. «Так было» - первая книга очерков Геннадия Капустинского, многие из которых впервые были опубликованы на страницах газеты «Красноярское воскресение». Написал книги «Улица моя Аэродромная», «Имею мнение», «Так было». (Слайд 11).

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом из книги «Так было» -  «Солянские колоски». (См. приложение).

- Кто рассказывает эту историю? (Мальчик со слов своей двоюродной сестры Елизаветы).

- О каком селе идет речь? (Солянка).

- В какое время разворачивается действие? (Военные годы).

- Как понимаете выражение «получить «бронь» и остаться в тылу»?

- Кто из героев получил бронь и остался в селе (Милиционер Прохоров).

 - За какие заслуги он это получил? (За свирепость и кураж, показывал свою незаменимость и важность для села).

- Как он обходил свои владения? (Пил у одних, закусывал у других, сундуки потрошил у третьих).

-Кто был по профессии дед автора? (Мастеровым).

- Как этим пользовался Прохор? (Обложил налогом-ясаком: то шапку заберет, то сапоги).

- Для какой надобности Прохору эти вещи? (Продавать или отдавать начальству).

- О какой черте характера это говорит? (Подхалим, хочет угодить начальству и остаться в выгоде).

- О каких «веселы» днях говорит автор, рассказывая далее про деда? (Прохор начал следить и подлавливать деда).

- Зачем Прохор повел деда к себе в участок? (Подловил его с килограммом зерна).

-Каким оказался следователь? (Умным и порядочным).

- Как поступил с дедом? (Отпустил).

- Успокоился на этом милиционер? (Стал до других докапываться, вымещать свое зло).

- Кто нашел управу на Прохора? (Солдаты, вернувшиеся с войны).

-Всех ли проучили солдаты? (Только тех, кто издевался над их детьми и женами).

-Почему милиция из Заозерки не отреагировала на это побоище? (Понимали, что такие как Прохор поступали с людьми нечестно).

- Какова судьба Прохора? (Перевели в другое место и понизили в должности).

- Какой видит «малую» Родину Геннадий Петрович? (С простыми людьми, рабочими, с людьми, готовыми на все ради своей выгоды).

III. Рефлексия.

- Итак, ребята, мы уже с вами познакомились с третьим канским писателем, Геннадием Петровичем Капустинским.  На прошлых занятиях мы рассматривали стихи, а на этом занятии что читали? (рассказ).

- Можно сказать, что писатели о Канске пишут разными формами, стихами, рассказами.

Занятие 3

  1. Слово воспитателя.

(Слайд 12). Сергей Григорьевич Яценко родился 15 ноября 1952 года в посёлке Таёжном Канского района. Детство прошло среди сибирских лесов и полей. Удивление суровостью и красотой родных мест – тайги, Саянских хребтов, кристальной чистоты рек – привело к поэзии. Стихи начал писать в детстве и с той поры живёт и думает стихами. С седьмого класса увлёкся театром. После школы – армия, затем филологический факультет пединститута в Красноярске. Уход с первого курса и скитания по тайге и Советскому Союзу в течение семи лет. Вернулся домой, окончил Красноярский государственный университет по специальности правоведение.

Печатался в районных, городских, краевых, областных и столичных газетах Абакана, Канска, Красноярска, Новосибирска, Москвы. Офицер запаса, в настоящее время работает юристом. Сергей Григорьевич принял участие в коллективных сборниках красноярских поэтов «…И слово в сердце отзовётся…», «Милый, бог, в бою меняя…», «Поэзия на Енисее – 2004, 2005, 2007, 2008».  (Слайд 13). Стихи, посвящённые обороне Бреста (1941), хранятся в музее Брестской крепости.

- Прослушайте стихотворение Сергея Григорьевича о Канске.

Идет юнец как пеликан.

Ах, город  Канск! Ах речка Кан!

Невелика, неглубока –

Обыкновенная река.

        Но что-то все же в речке есть,

        Иначе, почему я здесь?

        Ныряю, лезу в глубину,

        В ее зеленую волну.

И рвется солнце сквозь туман,

Все масти людей видел Кан.

Неглубока, невелика, но знай –

Течет через века.

         Ну, здравствуй, Кан, мой Перевоз,

         Глаза полны любви и слез.

         Как – Перевоз – район ткачей,

        А от реки несется: «Чей»?

А я в ответ: «Мой перевоз!»

Любил я здесь и жил, и рос.

Я был жиган, я был пацан,

А Кан, как был, остался Кан.

        Да в нем, конечно, что-то есть,

        Иначе я бы не был здесь.

        И не берет меня мороз,

        Пока хранит Кан – Перевоз.

- О чем стихотворение? (О реке Кан).

- Какой автор описывает реку Кан? (Невелика, неглубока, обыкновенная река).

- Как вы объясните строки: Кан течет через века? (Давно, захватывает несколько веков).

- А можно из стихотворения понять, в каком районе живет писатель? (Кан Перевоз)

- Как понимаете строки:

Я был жиган, я был пацан,

А Кан, как был, остался Кан.

(Писатель рос, изменялся, а Кан остался прежним, неизменным).

- Итак, если предыдущие писатели восхваляли город, то Сергей Григорьевич пишет о реке. А можно предположить, что ему ближе река, потому что он живет в Кан Перевозе? (Ответы детей).

Следующий писатель, с которым мы познакомимся сегодня Анатолий Михайлович Кондрашов.  (Слайд 14). Он родился 8 августа 1948 года в селе Благодатное Кореневского района Курской области, в крестьянской семье. Он окончил сельскую восьмилетнюю школу, а затем Рыльское педагогическое училище. В 1967 году по распределению был направлен в Красноярский край. Работал учителем математики в школах Абаканского района. Заочно окончил физико-математический факультет Красноярского педагогического института.

В Канске проживает с 1978 года. Несколько лет работал в школе-интернате имени Ю.А.Гагарина. С 1986 года постоянно работает преподавателем в педагогическом колледже. Анатолий Михайлович успешно сочетает преподавательскую деятельность с поэзией. Его стихи печатались в периодических изданиях: «Учительская газета», «Труд», «Канские ведомости». У поэта вышло уже четыре сборника стихов: первый - «Криница» издан в 1998 году, следующий – «Откровение» в 1999 году, «Полынный вечер» (2003) и последний – «Вечность и сущность» в 2007 году. (15 слайд).

- Послушайте стихотворение Анатолия Михайловича:

Я в этом городе не гость,

Я - Канец истовый,

К нему на всю жизнь прирос,

Как к ветке листья.

И потому мне так близки

Его печали,

А календарные листки

Все огорчают.

И, засучивши рукава

Берусь за дело,

Душа, как видно, такова –

За все болеет.

Я строю Канск, пишу стиха

 Не тешусь лестью.

И все ж слова мои тихи

Всем взяться б вместе!...

Порой с ехидцей говорят,

Что Канск - деревня.

Что ж, кое-где его наряд,

Убогий, древний.

Но этим скептикам в упор

Бросаю с ходу:

“А где ж вы были до сих пор,

В каком походе?”

Ведь сделать Канск - наш долг и честь –

Светлей и краше...

И есть ли в том, каков он есть,

Заслуга ваша?!...

- О чем стихотворение?

          - Насколько близок писатель с Канском, если сравнивает себя с веткой и листьями:

     К нему на всю жизнь прирос,

     Как к ветке листья

(Очень близок, листья без веток прожить не смогут, как и писатель без Канска).

- Почему писатель говорит, что Канск кое-где похож на деревню? (его наряд кое-где убогий, древний).

- А в чем состоит наш долг перед своим городом? (Сделать его чище и краше).

Анатолию Михайловичу очень близок наш город и он считает, чтобы он выглядел не убогим, каждый должен постараться его приукрасить.

- Еще хочу представить Левченко Софию Владимировну, которая говорит о себе:

«Я проработала в торговле 41 год. Сейчас на пенсии. Люблю поэзию, песни, живопись, вяжу, вышиваю. Люблю детей, внуков».

- Она мало о себе пишет, но можно ли из этих нескольких строчек сказать, что она творческий человек?

- Давайте поподробнее о ней узнаем из ее стихотворения:

Вы посмотрите с высоты на Канск,

Ведь он находится как будто в чаше,

И по бокам природа первозданная и Кан,

Нет города родней, милей, и краше.

По берегам раскинулись застройки и дома,

Мосты протягивают нам стальные руки,

Всё небо затянули паутиной провода,

И это тоже достижение науки.

А сколько золота хранит тайга!

И рыба водится во всех речушках,

А сколько лакомств дарят нам поля, леса,

А по зиме мы корм раскладываем по кормушкам

А воздух здесь такой пьянящий,

Ведь фильтром служат здесь леса,

Так берегите лес, пока он настоящий,

Благодарите, люди, за это небеса.

- О чем пишет София Владимировна в своем стихотворении?

- Каким она видит город?

- А в чем заслуга нашей местности? (В золоте, рыбе, в корме для скота).

-Какое наставление нам дает автор? (Беречь лес, пока он настоящий).

- Что значит «настоящий» лес? (Нетронутый человеком, невырубленный, невытоптанный).

- А что еще в сравнении с лесом описывает Софья Владимировна? (Современный город с его проводами, мостами).

II. Рефлексия.

- Мы с вами сегодня познакомились с тремя писателями.

-  О чем у них стихи?

-  Одинаковы ли они?

Хотя все пишут о Канске, но их описание абсолютно разное. Яценко Сергей Григорьевич пишет о Кане и сравнивает себя с ним. Автор растет, гуляет, работает, а Кан остается неизменным. Кондрашов Анатолий Михайлович же видит нашу цель в том, чтобы самим сделать город чище и краше и в этом будет наша заслуга. Левченко Софья Владимировна показывает разницу цивилизованного города с его домами, мостами и нетронутого никем, «настоящего» леса. Она дает нам наставление, чтобы мы берегли его.

Занятие 4

  1. Слово воспитателя.

- Сегодня мы побеседуем и послушаем стихи Степановой Надежды Станиславовны.  Писатель сама говорит о себе:

«Родилась я на Крайнем Севере, в городе Норильске, может поэтому люблю снег, зиму и коньки. В силу своей профессии много читаю, люблю научную фантастику, собираю песни разных народов, пою. Играю на гитаре. Когда-то играла в духовом оркестре на трубе. С недавнего времени увлеклась рисованием. Люблю готовить. Пишу стихи, сказки, прозу. Хобби: рыбалка и велосипед».

- Надежда Станиславовна по ее строкам очень занятой человек. Она очень разносторонне развита. В ее писательском творчестве тоже есть стихи, посвященные нашему городу:

1.

 Город, в котором я живу,

Самый лучший на свете..

Пусть он построен в суровом краю,

Но любят его все дети.

Не дети каких-то других стран,

А те, что в нём проживают.

Наш город красив и светел, он сам

Любовь к себе вызывает.

Здесь холодно? Нет! Мы тепло одеты.

Да разве морозом нас напугаешь!

Да разве бывает холодно детям,

Когда они в снежные игры играют?!

- Какие дети любят этот город? (Которые в нем проживают).

- Почему они его любят? (Он светел, это их «малая» родина).

- А почему детям морозы не страшны? (Играют в снежные игры и тепло одеты).

2.

 На город с птичьего полёта

Взглянуть мне как-то довелось,

И он напомнил мне кого-то,

И вдруг ушла из сердца злость.

Раскинулся вдоль речки Кана,

В своей сибирской красоте.

И не ищите в нём

Для сердца дорог город мне.

Старинных улочек пролёты,

И храм, и старые дома....

Моей души паденья, взлёты,

Любовь, и снежная зима.

В названьях улиц скрыта память –

Истории. Который век

Зарниц военных видно пламя

И то, что сделал человек.

- Где по - новому Надежда Станиславовна увидела город? (В высоте птичьего полета).

- И что она увидела с высоты? (Храм, старые дома, улочки).

- Как вы думаете, придумала ли автор строки, в которых говорит о названьях улиц, в которых скрыта память истории?

- А какие вы знаете улицы, связанные с историей города? (Яковенко Ф.Г– возглавил партизанское движение; Коростелева, Гетоева, Эйдемана – представители власти, участники революции Октябрьской; Буда Николай Маремьянович – участник первой мировой войны; Кживонь Анеля Тадеушевна – Герой Советского Союза.  Во второй мировой войне, спасая раненых и ценные бумаги из горевшей машины – погибла, рухнул пылающий верх кузова).

Мой город детства – город Канск!

Его люблю я всей душою.

С двух берегов на речке Кан

Вознёсся город над рекою.

Провинциален, но пригож.

Со мной растёт он года в год.

 И для меня он всем хорош,

Его не портит непогода.

Пусть не везде асфальт лежит

И слякотно порой бывает.

Тем радостней земля блестит,

 Когда под солнцем высыхает.

И пусть ему за триста лет,

Но молод город над рекою.

Пусть заслонит его от бед

Старинный храм своей главою.

- О чем стихотворение?

- Как вы понимаете слово «провинциален»? (С ограниченными интересами, старомоден).

- А считаете ли вы наш город старомодным?

- А писатель что думает:

              Провинциален, но пригож,

              Со мной растет от года в год.

- А каким Надежда Станиславовна видит Канск, его портит непогода?

-А почему не портит? (Канск – ее малая родина).

Итак, рассмотрев три стихотворения писателя, можно отметить ту любовь и теплоту, которую вкладывает Надежда Станиславовна в свои стихотворения о Канске.

II. Рефлексия.

- Каких писателей Канска вы знаете?

- О чем их стихотворения?

- Как они отзываются о Канске?

- Почему у них такие теплые слова к этому городу? (Потому что Канск их «малая» родина).

У рассмотренных нами писателей много сборников стихов, рассказов, но каждый из них хоть несколькими строчками да отметил свою Родину. Как бы она не выглядела, но милей и ближе для них города нет.

3. Д/з (на выбор):

1. Написать рассказ о Канске.

2. Нарисовать рисунок про Канск.

3. Сочинить свое стихотворение о «малой» Родине.

Список литературы

  1. Андрей Уткин. Среди синих огней… Канск, 2008. - 66 с.
  2.  Кондрашов А.  Откровение. Канск, 1999. 64 стр.
  3. Мой край – моя Сибирь: Стихи/ Ред. сост. Н.С. Степанова. - Канск: Канская типография, 2011. –30 с.
  4.  «Эдельвейс» - 10 лет спустя: Сборник стихотворений/ Ред. и сост. Н.С. Степанова.- Канск: Канская типография, 2011. – 184 с.

          5.       http://kansklib.ru/index.php.

        



Предварительный просмотр:

Геннадий Капустинский «Солянские колоски»

Где-то далеко-далеко на Западе черным ураганом бушевала война, унося тысячи жизней ежедневно и неся людям непомерное горе и страдания. Но это было не здесь - в глубоком тылу, в глухом сибирском селе под названием «Новая Солянка», что расположилась в сорока километрах к западу от Канска, и в двухстах километрах к востоку от Красноярска - на транссибирской железнодорожной магистрали.

Шел уже 1942-й - год надежд и разочарований, очень тяжелый для нашей страны год. Мне в ту пору было всего три годика, я мало что помнил и понимал. Но моя двоюродная сестра Елизавета хорошо помнит те военные годы - ей было в ту пору двенадцать лет. В Солянке жили наши дедушка и бабушка: Родион Алексеевич и Мария Павловна Рогачевы. Иногда меня моя мама «подбрасывала» к дедушке с бабушкой из Канска, так как сама постоянно находилась на производстве. Бабушкин с дедом огород да подворье и спасали большую семью Рогачевых от голода.

Солянка была глубоким тылом, но жила, как и вся страна, под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы!» Рабочих рук не хватало, голодных ртов было много, вот и легли все тяготы и заботы на женщин, стариков и подрастающих детей. Работали все, кто был способен к труду, не жалуясь на голод и холод. Да и жаловаться-то было некому, так как местные власти в духе того времени не особенно-то и жалели. Своими драконовскими строгостями доводили людей до такого состояния, что жизнь медом не казалась, были случаи суицида - не только индивидуального, но и семейного.

Все, кто имел хоть какую-нибудь власть над людьми, использовали ее на полную катушку, демонстрируя начальству свое рвение и незаменимость. Цель была одна: получить «бронь» и остаться в тылу.

Одним из таких ретивых служак был тогда в Солянке участковый милиционер, выделявшийся своей свирепостью и куражами. Фамилию его я называть не буду по морально-этическим соображениям, да и родные его до сих пор еще живут в Солянке. Назовем его условно Прохоровым. Так вот, этот самый Прохоров был настоящим шакалом в человечьем обличье. Здоровый, упитанный, красномордый детина, всегда «под мухой», с «наганом» на поясе с раннего утра начинал обход своих «владений». Похмелялся с утра у одних, закусывать шел к другим, а вечером, уже дойдя до нужной кондиции, потрошил сундуки и закрома у третьих - у тех, кто ему чем-то не угодил или просто не понравился. В число третьих попал и наш дед Родион Рогачев.

Наш дед был мастеровым, умелец - золотые руки, как и многие солянские старики. Он мастерски умел выделывать любые шкурки и шить из них шапки, шубы, сапоги. Его ремесло было немалым подспорьем в те военные, не сытые годы. Зная об этом, Прохоров обложил деда своеобразным налогом-ясаком; то сапоги у деда готовые заберет, то шапку, то приказывал пошить ему какую-либо меховую вещь, либо унты или рукавицы. В то время такие вещи были в большой цене и часть изъятого у деда Прохоров подносил в подарок своему начальству, часть продавал в райцентре Заозерном, а частью пользовался сам.

Однажды дед не выдержал такой обираловки и заявил Прохорову, что у него ничего больше нет, что больше он шкуры с падших животных (собак, коров, лошадей) обрабатывать не будет. Лукавил однако дед: перед этим разговором он раздал все, что у него было одной семье, эвакуированной из Ленинграда, у которых ничего теплого не было.

Не поверил милицейский мздоимец деду, все в избушке перерыл и, не найдя ничего, пригрозил деду всяческими карами. Большую злобу затаил. И начались у Рогачевых «веселые» дни. С этого момента он стал поджидать деда на улице, когда тот возвращался с работы. А дед работал сторожем на зернохранилище, где хранилась подготовленная к отправке сельхозпродукция. Во всю действовал Указ о колосках, по которому можно было «загреметь» далеко и надолго. Лучше пусть на поле все сгниет, но брать не смей!

В один из осенних вечеров 1942 года он все-таки подловил нашего деда, шгда тот возвращался домой, неся в кармане 1,5-2 килограмма зерна из тех колосков, которые подобрал на поле и за время дежурства нашелушил. На плече у деда болталась старенькая «берданка», рядом бежал верный пес Волчок. Он хоть и собака был, но понимал, что его хозяина остановил злой человек, начал облаивать и делать угрожающие выпады в сторону участкового, хотя знал его также хорошо, как и все солянские собаки. Но это были последние попытки пса выручить хозяина, ибо через несколько минут Волчок был застрелен из табельного «нагана» милиционером. После этого он отобрал у деда ружьишко, обыскал его и, найдя в карманах зерно, победно ликуя, потащил деда к себе в участок.

Следом за дедом он сразу вызвал на допрос нашу бабушку вместе с Лизой. Он ей постоянно внушал и заставлял оговорить деда и бабушку, что якобы они постоянно похищали зерно и овощи. За это он обещал ее отпустить. Но она была в таком состоянии, что ничего не могла ему ответить, а только плакала.

После этого он на конной подводе повез всех троих арестованных в райцентр Заозерный, где доставил их к следователю районной прокуратуры.

Следователь был не старым еще человеком, комиссованным из армии по ранению. У него не было одного уха и ампутирована правая ступня; это был инвалид войны. Он оказался умным и порядочным человеком. Он внимательно выслушал дедушку с бабушкой, позвонил в районный военкомат, где ему подтвердили, что все пятеро сыновей Рогачевых воюют на фронте, а старший Александр (папа Лизы) погиб в самом начале войны. Узнав об этом, он с укоризной взглянул на солянского участкового, велел ему немедленно освободить арестованных, доставить их домой и вернуть все у них изъятое. В адрес этого горе-милиционера он высказал все, что думают настоящие фронтовики, прошедшие огонь и глядевшие в лицо смерти, о таких вот жиреющих в тылу «охранителях социалистической собственности».

Возвращались обратно на той же подводе. Ехали молча. Милиционер Прохоров сидел угрюмый и, как ни странно, абсолютно трезвый. Уже в Солянке, возвращая деду изъятое, он не удержался и пригрозил, что все равно его посадит. Но тем не менее пылу и рвения у него поубавилось, он больше деда не поджидал по вечерам. Но зато он свою душу отводил на других, особенно вдовах, эвакуированных и их детях. Он рыскал днем по полям и если кого-либо из них заставал на поле за сбором колосков или других пропадающих продуктов, то сек кнутом беспощадно, будь то взрослый человек или ребенок. Лизе тоже неоднократно от него перепадало, как и другим моим старшим братьям и сестрам.

Но вот пришла долгожданная Победа. Стали возвращаться уцелевшие фронтовики в Солянку к семьям. Первыми появились калеки: безрукие, безногие, безглазые, контуженные.

Вернулись живыми и наши дяди - Сергей, Павел и Михаил Рогачевы, с ранениями, излеченными в госпиталях и боевыми наградами. Победу праздновали всей Солянкой в живописном лесу за околицей.

Я тогда был в Солянке у бабушки с дедушкой и мы вместе с сестрами Лизой, Марией, братьями Володей и Виктором, и с приятелями - как и все ребятишки тоже пошли на праздник. Присутствовало там и все солянское начальство и гости-начальники из Заозерного. Был там и наш гонитель и преследователь - милиционер Прохоров. Поначалу все шло чинно и гладко. Партийные начальники говорили пламенные речи, им вежливо аплодировали.

Но вот мужики, уже крепенько подпив, стали недобро поглядывать на некоторых солянских и приезжих начальников. Особенно стали пристально поглядывать на участкового Прохорова. Видимо перед этим дома мужикам жены, дети, соседи подробно рассказали об издевательствах и бесчинствах, творимых этими людьми в отсутствие глав семей.

Первым надвигающуюся грозу почувствовал Прохоров и пытался незаметно улизнуть, но окруженный инвалидами, вынужден был что-то говорить в свое оправдание. Но его уже никто не слушал и вскоре его начали бить. Пытавшихся разнять других начальников тоже подвергли экзекуции. Началось настоящее побоище. Это был поистине «бунт кровавый и беспощадный», только в меньшем масштабе. Били Прохорова и ему подобных кто чем мог: кто костылем, кто культей, вымещая на этих людях все обиды, все, что накопилось за долгие годы войны, таким вот образом проявляя чувство справедливости.

Но били не всех подряд. Не трогали тех, кто не бесчинствовал, не измывался над людьми, не обижал их. Видя, что достанется и им, многие приезжие партначальники быстренько уехали на своих бричках, да их особенно никто и не удерживал. Некоторые, чувствуя за собой вину, пытались укрыться в кустах, но их догоняли, сбивали с ног и избивали.

Мы стояли недалеко и наблюдали за этим побоищем, как мужики мстили за обиды «тыловым крысам», а бабы их подбадривали и подзадоривали. Вскоре все закончилось само по себе. Фронтовики никого не убили насмерть, но бока намяли прилично. На побитых больше не стали обращать внимания, а те в это время постарались побыстрее убраться восвояси.

Участковый Прохоров пытался вызвать помощь из Заозерновской милиции, однако там на его обращения не отреагировали. Районное руководство тоже не стало лишний шум поднимать. Никаких абсолютно мер карательного характера не было принято. Видимо, хватило ума понять, что не стоит играть с огнем, что люди, познавшие радость Победы над сильнейшими армиями Европы и Азии, никогда не смирятся с положением раба, что сейчас дразнить такой народ нельзя. Поэтому все осталось без последствий.

А участкового Прохорова все-таки перевели из Солянки в Камалу на низшую должность. Некоторых других таких-же тоже убрали. А недавно мы узнали, что этот Прохоров умер. А кто с мертвыми воюет? Бог ему теперь судья.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Малая» Родина

Слайд 2

Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес , Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес ! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Поселок родимый, родная квартира. Бабушка, школа, котенок….и я. Татьяна Бокова «Родина»

Слайд 3

Канский драматический театр Площадь им. Коростелева Канский краеведческий музей

Слайд 4

Лидия Николаевна Шляпцева Людмила Александровна Калиновская Геннадий Петрович Капустинский Анатолий Михайлович Кондрашов Сергей Григорьевич Яценко

Слайд 5

Лидия Николаевна Шляпцева Мне с тобою, мой город, уютно, И родное здесь все для меня. Здесь встречаю я каждое утро, Жду прихода грядущего дня. Для меня ты - ключ жизни и веры, Ключ надежды и правды любой. Потому-то и в сердце, наверно, Все - и мысли, и чувства - с тобой ! «Поэма о Канске».

Слайд 6

Лидия Николаевна Шляпцева

Слайд 7

Людмила Александровна Калиновская Я приехала в Канск – В этот маленький город, Где течет речка Кан, Где сосновые боры. Где морозы под сорок Выбивают слезу… А жила, где вулкан Тучи гривой ерошит. «Я вернулась сюда»

Слайд 8

Три брата в дозоре (Приморский край)

Слайд 9

Людмила Александровна Калиновская

Слайд 10

Геннадий Петрович Капустинский

Слайд 11

Геннадий Петрович Капустинский

Слайд 12

Сергей Григорьевич Яценко

Слайд 13

Сергей Григорьевич Яценко

Слайд 14

Анатолий Михайлович Кондрашов

Слайд 15

Анатолий Михайлович Кондрашов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе «Канск - любимый город мой».

уточнить и закрепить знания о родном городе Канске, о достопримечательностях города....

Проект примерной парциальной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста "Мой любимый город Канск".

Программа  направлена на развитие у старших  дошкольников интереса к истории и традициям родного города, к его культуре. Программа  построена  на  гуманистических  принци...

Дидактическая игра "Мой любимый город Канск"

Дидактическая игра-лото «Мой любимый город Канск» создана для детей дошкольного возраста, с целью обогащения представлений и закрепления знаний о достопримечательностях, памятных местах, п...

занятие "Мой любимый город Канск"

Воспитывать любовь к родному городу, уважение  к памятникам архитектуры...

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК

Проект примерной парциальной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста...