Методическая разработка: «Что расскажет сундучок»
методическая разработка (подготовительная группа)

Цель: формирование у детей представлений об удмуртских традициях и обычаях через знакомство с предметами быта удмуртов.

Задачи:

Знакомить с элементами удмуртского народного костюма – монисто.

Воспитывать доброжелательное отношение детей к удмуртской культуре, основы толерантного воспитания

Развивать умение применять доступные способы познания: сравнение, анализ; умение находить сходство и различия между предметами.

Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками

Развивать воображение и творческую активность

Развивать мелкую моторику, закреплять приём вырезывания круга из квадрата

Воспитывать аккуратность при работе с ножницами

Оборудование:

Сундучок, монисто, бусы, предметные картинки: ключ, гаечный ключ, скрипичный ключ, родник, крезь, гусли; серебристый картон, клей, ножницы, тканевая основа для мониста; ноутбук для просмотра видеофильмов, видеозаписи «Крезь», «Удмуртский Гос.театр фольклорной песни и танца "Айкай"».

 

Ход:

Что за странный, тихий звук,

Раздается где-то тут?

Тук-тук-тук, тук-тук-тук...

Посмотрите-ка, сундук!

Подходим к сундуку.

Долго думать мы не станем,

Вместе в сундучок заглянем.

Пробуют открыть, но он не открывается.

Ребята, подумайте, чем же можно открыть сундучок (ответы детей – нужен ключ)

У меня есть картинки с изображением ключей. Посмотрите на эти картинки и выберите, ту из них, на которой нарисован тот ключ, который нам подойдет (картинки: ключ от замка, гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ – родник).

   

Дети выбирают правильный ответ.

Давайте все вместе с ключиком произнесем волшебные слова:

Чики - чок,                                стучат кулачками

Чики - чок,                               притопывают ногами.

Ключ, открой нам сундучок!      хлопают в ладоши.

Сундучок открывается.

 

Давайте вспомним, какие тайны сундучка мы уже узнали.

Достаёт из сундучка ныпъет.

 

Как называется этот предмет? Из чего он изготовлялся? Для чего он был нужен? (ответы детей) Правильно, это ныпъет — приспособление для переноски тяжестей у удмуртов, своеобразный заплечный мешок. Простейшая конструкция — прямоугольник с двумя вшитыми в углы лямками. Ныпъет использовался не только для ношения каких-то предметов, но и для ношения детей. Малышей первых месяцев жизни помещали в ныпъет в берестяных люльках. Переносили, как правило, за спиной.

 

Давайте снова заглянем в сундучок (достаем картинку с изображением удмуртского музыкального инструмента крезь).

 

 

Как называется этот инструмент? Вспомните, из какого материала он сделан? (Ответы детей)

Правильно, крезь – удмуртский национальный музыкальный инструмент. В переводе с удмуртского языка слово «крезь» обозначает «песня, напев». Древний крезь использовался в языческих обрядах, на праздниках и выглядел по-разному. Был крезь-юсь – в форме лебедя, крезь-пыж – в форме лодки, крезь-стол. Существовал и так называемый «быдзым крезь» (Великий крезь). По размеру он больше бытового инструмента, у него 23 струны. На какой русский народный музыкальный инструмент похож? (на старинный русский народный музыкальный инструмент гусли) Давайте послушаем, как он звучит (просмотр отрывка из видеофильма «Крезь»).

 

Сегодня в сундучке появился ещё один очень интересный предмет (достает монисто). Как вы думаете, что это такое? Из чего оно сделано? (ответы детей). А вы бы хотели узнать, что это такое на самом деле?

Это удмуртское женское украшение монисто. Состоит из мелких монеток, отсюда и пошло название "монисто". Монисто могло состоять из 400 монет разного достоинства, но обязательно серебряных. В них проделывали отверстие и пришивали на ткань. Располагали их в соответствующем порядке: крупные в центре, мелкие по краям. Считалось, что звон серебра отпугивает злых духов и оберегает от нечистой силы. Украшения женщины надевали на свадьбу, проводы в армию и другие торжественные случаи. Если семья попала в беду, украшение могли продать. Дорогие серебряные украшения сохранялись столетиями как семейная драгоценность и переходили от поколения к поколению, по наследству от матери — старшей дочери. В настоящее время удмуртские женщины надевают монисто во время проведения национальных праздников. Я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из выступления Удмуртского театра песни и танца «Айкай», где женщины выступают в народных костюмах.

Просмотр отрывка видеофильма из выступления Удмуртского театра фольклорной песни и танца «Айкай» в национальных костюмах.

Давайте вместе повторим, как называется женское удмуртское украшение, которое мы видели и у артисток ансамбля? Почему оно так называется? Из чего его изготавливали? Как монеты крепились к ткани?

Скажите, а какое украшение носили русские женщины? (варианты ответов детей, подводим к ответу – бусы)

Достаем из сундучка бусы.

Давайте посмотрим и сравним, чем бусы похожи на монисто? А чем отличаются? (Дети сравнивают, отвечают)

Ещё раз проговариваем все отличия: бусы нанизываются на нитку, монетки на монисто пришиваются на тканевую основу, бусины круглые, монеты – плоские.

Физминутка.

Раскатились бусинки по нашему ковру

Я скорее бусинки в ладошку соберу

А потом надену на нитку по одной

Бусики получатся для мамы дорогой

(Дети ходят по свободному пространству групповой комнаты, наклоняются и «собирают» бусы в ручку, затем «надевают» бусинки на верёвочку).

 

Дети, вы знаете, скоро наши девочки будут выступать на празднике, посвящённом Дню Удмуртии. Все костюмы у них готовы, не хватает только украшений. Вы бы хотели помочь им, и изготовить монисто?

Для изготовления нам потребуется серебристый картон, тканевый шаблон (с пришитой лентой для завязывания), ножницы, клей. Из серебристого картона вырезаем кружочки разного размера, раскладываем на основу. Не забываем, что в середину нужно выкладывать крупные кружочки, по краям – мелкие. Приклеиваем кружочки к основе, начиная с середины, не нарушая композицию.

Молодцы, все очень постарались и мониста получились очень красивые. Теперь у девочек будет очень красивый, яркий наряд для праздника.

Теперь вспомним, что нового мы сегодня узнали? (ответы детей)

Что больше всего вам понравилось, что было самым интересным?

Что показалось вам трудным?

Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, внимательно слушали и отвечали на вопросы, при изготовлении монисто были очень аккуратными, внимательными. Молодцы! В следующий раз сундучок нам откроет ещё одну тайну.

Сундучок мы закрываем

Память предкам продлеваем

Время поворачиваем вспять,

Скоро возвратимся мы опять.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portal.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование у детей представлений об удмуртских традициях и обычаях через знакомство с предметами быта удмуртов.

Задачи:

Знакомить с элементами удмуртского народного костюма – монисто.

Воспитывать доброжелательное отношение детей к удмуртской культуре, основы толерантного воспитания

Развивать умение применять доступные способы познания: сравнение, анализ; умение находить сходство и различия между предметами.

Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками

Развивать воображение и творческую активность

Развивать мелкую моторику, закреплять приём вырезывания круга из квадрата

Воспитывать аккуратность при работе с ножницами

Оборудование:

Сундучок, монисто, бусы, предметные картинки: ключ, гаечный ключ, скрипичный ключ, родник, крезь, гусли; серебристый картон, клей, ножницы, тканевая основа для мониста; ноутбук для просмотра видеофильмов, видеозаписи «Крезь», «Удмуртский Гос.театр фольклорной песни и танца "Айкай"».

Ход:

Что за странный, тихий звук,

Раздается где-то тут?

Тук-тук-тук, тук-тук-тук...

Посмотрите-ка, сундук!

Подходим к сундуку.

Долго думать мы не станем,

Вместе в сундучок заглянем.

Пробуют открыть, но он не открывается.

Ребята, подумайте, чем же можно открыть сундучок (ответы детей – нужен ключ)

У меня есть картинки с изображением ключей. Посмотрите на эти картинки и выберите, ту из них, на которой нарисован тот ключ, который нам подойдет (картинки: ключ от замка, гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ – родник).

   

Дети выбирают правильный ответ.

Давайте все вместе с ключиком произнесем волшебные слова:

Чики - чок,                                стучат кулачками

Чики - чок,                               притопывают ногами.

Ключ, открой нам сундучок!      хлопают в ладоши.

Сундучок открывается.

Давайте вспомним, какие тайны сундучка мы уже узнали.

Достаёт из сундучка ныпъет.

Как называется этот предмет? Из чего он изготовлялся? Для чего он был нужен? (ответы детей) Правильно, это ныпъет — приспособление для переноски тяжестей у удмуртов, своеобразный заплечный мешок. Простейшая конструкция — прямоугольник с двумя вшитыми в углы лямками. Ныпъет использовался не только для ношения каких-то предметов, но и для ношения детей. Малышей первых месяцев жизни помещали в ныпъет в берестяных люльках. Переносили, как правило, за спиной.

Давайте снова заглянем в сундучок (достаем картинку с изображением удмуртского музыкального инструмента крезь).

Как называется этот инструмент? Вспомните, из какого материала он сделан? (Ответы детей)

Правильно, крезь – удмуртский национальный музыкальный инструмент. В переводе с удмуртского языка слово «крезь» обозначает «песня, напев». Древний крезь использовался в языческих обрядах, на праздниках и выглядел по-разному. Был крезь-юсь – в форме лебедя, крезь-пыж – в форме лодки, крезь-стол. Существовал и так называемый «быдзым крезь» (Великий крезь). По размеру он больше бытового инструмента, у него 23 струны. На какой русский народный музыкальный инструмент похож? (на старинный русский народный музыкальный инструмент гусли) Давайте послушаем, как он звучит (просмотр отрывка из видеофильма «Крезь»).

Сегодня в сундучке появился ещё один очень интересный предмет (достает монисто). Как вы думаете, что это такое? Из чего оно сделано? (ответы детей). А вы бы хотели узнать, что это такое на самом деле?

Это удмуртское женское украшение монисто. Состоит из мелких монеток, отсюда и пошло название "монисто". Монисто могло состоять из 400 монет разного достоинства, но обязательно серебряных. В них проделывали отверстие и пришивали на ткань. Располагали их в соответствующем порядке: крупные в центре, мелкие по краям. Считалось, что звон серебра отпугивает злых духов и оберегает от нечистой силы. Украшения женщины надевали на свадьбу, проводы в армию и другие торжественные случаи. Если семья попала в беду, украшение могли продать. Дорогие серебряные украшения сохранялись столетиями как семейная драгоценность и переходили от поколения к поколению, по наследству от матери — старшей дочери. В настоящее время удмуртские женщины надевают монисто во время проведения национальных праздников. Я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из выступления Удмуртского театра песни и танца «Айкай», где женщины выступают в народных костюмах.

Просмотр отрывка видеофильма из выступления Удмуртского театра фольклорной песни и танца «Айкай» в национальных костюмах.

Давайте вместе повторим, как называется женское удмуртское украшение, которое мы видели и у артисток ансамбля? Почему оно так называется? Из чего его изготавливали? Как монеты крепились к ткани?

Скажите, а какое украшение носили русские женщины? (варианты ответов детей, подводим к ответу – бусы)

Достаем из сундучка бусы.

Давайте посмотрим и сравним, чем бусы похожи на монисто? А чем отличаются? (Дети сравнивают, отвечают)

Ещё раз проговариваем все отличия: бусы нанизываются на нитку, монетки на монисто пришиваются на тканевую основу, бусины круглые, монеты – плоские.

Физминутка.

Раскатились бусинки по нашему ковру

Я скорее бусинки в ладошку соберу

А потом надену на нитку по одной

Бусики получатся для мамы дорогой

(Дети ходят по свободному пространству групповой комнаты, наклоняются и «собирают» бусы в ручку, затем «надевают» бусинки на верёвочку).

Дети, вы знаете, скоро наши девочки будут выступать на празднике, посвящённом Дню Удмуртии. Все костюмы у них готовы, не хватает только украшений. Вы бы хотели помочь им, и изготовить монисто?

Для изготовления нам потребуется серебристый картон, тканевый шаблон (с пришитой лентой для завязывания), ножницы, клей. Из серебристого картона вырезаем кружочки разного размера, раскладываем на основу. Не забываем, что в середину нужно выкладывать крупные кружочки, по краям – мелкие. Приклеиваем кружочки к основе, начиная с середины, не нарушая композицию.

Молодцы, все очень постарались и мониста получились очень красивые. Теперь у девочек будет очень красивый, яркий наряд для праздника.

Теперь вспомним, что нового мы сегодня узнали? (ответы детей)

Что больше всего вам понравилось, что было самым интересным?

Что показалось вам трудным?

Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, внимательно слушали и отвечали на вопросы, при изготовлении монисто были очень аккуратными, внимательными. Молодцы! В следующий раз сундучок нам откроет ещё одну тайну.

Сундучок мы закрываем

Память предкам продлеваем

Время поворачиваем вспять,

Скоро возвратимся мы опять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Ключи от сундучка» с использованием ИКТ.

занятие интегрированное, совместная деятельность проходит в дидактических играх.с использованием занимательного материала , проблемных ситуаций, решая которые, дети открывают для себя новые знания. за...

Авторская методическая разработка НОД открытого занятия "Волшебный сундучок".

Цель: расширить и углубить представление детей о главном традиционном сказочном персонаже Нового года - образе Деда Мороза и Санта Клауса....

Методическая разработка "Сундучок - позолоченный бочок"

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных учреждений, осуществляющих работу по художественно-эстетическому развитию, музыкальных руководителей, воспитателей. Разработка осн...

Методическая разработка "ПЕТРУШКИН СУНДУЧОК"

Веселое развлечение поможет закрепить знания  детей, младшего дошкольного возраста, музыкальных инструментов и умения играть на них....

Методическая разработка технология «Волшебный сундучок»

laquo;Волшебный сундучок» – это творческая театрализованная игра, в которой дети учатся самостоятельности и инициативе....

Методическая разработка. Занятие " Волшебный сундучок"

Занятие по развитию речи " Волшебный сундучок"....