Методическая разработка "Моё Прибайкалье" (технология проектной деятельности)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Мушакова Светлана Александровна

Серия конспектов и сценариев педагогических мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с животным и растительным миром Прибайкалья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моё Прибайкалье61.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №82

Методическая разработка

«Моё Прибайкалье»

Мушакова Светлана Александровна,

воспитатель

Иркутск 2022

Викторина для детей старшего дошкольного возраста

«Что я знаю о Байкале»

Цель: создать условия для развития познавательного интереса к животному и растительному миру родного края

Задачи:

  • закрепить начальные знания о реке Ангаре, природе Байкала;
  • развивать умения размышлять, высказывать свои предположения;
  • воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.

Материалы и оборудование: разрезные картинки (соболь, кабарга), интерактивная дидактическая игра «Байкал», ноутбук, экран, байкальская вода. Записи песни И. Кобзона «По Ангаре», «Славное море священный Байкал», для игр: рыбки, обручи, 2 ведерка, пакет с мусором и ведерки под него.

Ход викторины:

Под звуки шума прибоя входят дети и родители в зал.

- Ребята я очень рада нашей встрече. Сегодня я хочу с вами поиграть в удивительную игру. Вы согласны?

Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем –

Как его мы все зовем? (Байкал)

Вы уже много знаете о Байкале, и сегодня сможете нам все рассказать. Для этого сейчас мы с вами разобьемся на команды детей и одну команду родителей. В каждой команде будет свой капитан. Но ему нужны помощники. Капитан выбирает на столе жетоны, на них написаны имена детей.

За правильные ответы будете получать части пазла, из которых потом соберете изображение.

Ну что ж, отправляемся с вами в путешествие по Байкалу.

(Мультимедийная презентация).

Слайд 1

1. Как называется наш край? (Сибирь)

2. Какие города Иркутской области вы знаете?

3. Взрослым: Что означает слово «Байкал (Богатое озеро);

Слайды 2,3

1. Какая река не впадает в Байкал? (Ангара)

2. Самый большой остров Байкала? (Ольхон)

3. Взрослым: Назовите возраст Байкала (25 млн. лет)

Слайды 4,5

1. Как Байкал хотел остановить Ангару?

- Рассердился, Байкал ударил своими волнами о каменные берега. Отломился большой камень от скалы. Бросил он камень ей вдогонку.

2. Как называют этот камень в народе? (Этот камень называется Шаман-камень).

Взрослым: Сколько рек и ручейков впадает в Байкал (366) А вытекает? (Ангара).

Воспитатель предлагает послушать песню.

Слушание отрывка песни И. Кобзона «По Ангаре»

Дети читают стихи:

1 ребёнок:

- А что это такое, такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

2 ребёнок:

- А что это такое, такое золотое,

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

3 ребёнок:

А что это такое, все время в не покое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро Байкал!

Слайд 7

1. Знаете ли вы, замерзает ли Байкал? (Байкал замерзает целиком)

2. В каком месте Байкал не замерзает? (кроме истока Ангары).

3. Взрослым: Когда замерзает озеро? (В среднем, замерзание начинается 21 декабря, а заканчивается 16 января)

Игра «Кто вперед вытащит сеть»

Дети соревнуются в ловкости и быстроте накручивания ленточки на рулетку.

Воспитатель:

- Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Слайды 7, 8:

1. Для чего человек создает заповедники?

Заповедник создается для охраны животных и растений.

2. Какие обитатели Байкала занесены в Красную книгу?

3. Взрослым: Знаете ли, заповедники в прибайкальских лесах?

(Заповедники «Саянский, «Баргузинский», «Байкальский»).

Мы продолжаем путешествовать по водной глади Байкала.

Слайд 9

1. Эта промысловая рыба водится только в Байкале? (байкальский омуль).

2. Как его ещё можно назвать? (Правильно эндемик, потому что такие рыбы больше негде не водятся).

3. Взрослым: На каких глубинах в Байкале есть жизнь? (везде)

Игра «Веселая рыбалка»

Атрибуты: 2 обруча, рыбы сделанные детьми; ведра для «улова»

Ход игры:

Дети делятся на 2 команды. Они должны из проруби принести по одной рыбке, по принципу эстафеты. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.

Воспитатель:

- Коренные жители Байкала буряты всегда бережно и с заботой относились к священному морю. В давние времена лечились байкальской водой. Она и по сей день остается лечебной и самой чистой водой на планете. Воды Байкала насыщены кислородом и в ней мало примесей, солей, тяжелых металлов тем она и лечебна. Угостить всех водой Байкала

Слайды 10,11,12:

Воспитатель:

- В снежном логове родится,

Простудится, не боится.

Подрастет – начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет.

Лет полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Может, вы видали сами? (нерпа).

  1. Нерпа это животное, рыба или млекопитающее?
  2. Как правильно называются конечности у нерпы? (ласты)
  3. Взрослым: Как называется детеныш нерпы? (белек)

1ребенок

- В Байкальских сугробах заснеженных,

В берлоге – норе ледяной.

Родился нерпеночек нежный,

У нерпы студеной порой.

2 ребенок:

И нерпа сыночка ласкала,

Кормила его молоком,

И нежно его лизала,

Шершавым своим языком.

  1. Что такое продух? (Нерпа может пробыть под водой 20-25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи. Диаметр основного продуха 40-50 см, вспомогательных 10-15 см).
  2. Для чего на концах ласт у нерпы когти? (для того, чтобы делать продухи во льду)
  3. Взрослым: Почему нерпа толстая? (Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной Байкальской воде).

Слайды 13,14:

  1. Ребята, вы знаете, какая еще удивительная рыбка водится в Байкале? (голомянка)
  2. Что вы знаете про голомянку? Да, живет в Байкале интересная рыба – голомянка. Голомянка – это эндемик Байкала. Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи. Вообще, эта рыбка поразительная! Её в Байкале много, а в сети она попадает редко. Такая вот хитрая!
  3. Взрослым: Назовите ветры Байкала? (баргузин, култук, сарма)

Загадки командам:

Слайды 15,16,17

  1. Начинается на «о»,

ох, и любят же его!

Говорят – живет в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)

2. Бледно-розова, нежна, студена вода нужна.

Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка – иностранка? Это рыбка - (голомянка)

#1042;зрослым:

Под корягой в жирном иле

Великан находит дом

С вами мы его ловили,

Знаем все, что это (сом)

Воспитатель:

Все задания выполнены, ребята вы должны сейчас из этих пазлов собрать картинку и сказать, как называется животное, обитающее в лесах Прибайкалья.

Пока дети собирают из пазлов картинку, взрослым предлагается ответить на несколько вопросов:

  1. Почему ученые считают Байкал моделью океана?

— в озере могут жить акулы;

озеро глубокое;

— в нем есть угри.

  1. Когда озеро окрашивается в бурый цвет?

весной, когда цветут водоросли;

— при попадании в озеро молнии;

— в шторм.

3. Какие разновидности хариуса обитают в Байкале? (белый и черный)

4. Как вы думаете, сколько видов животных обитают в Байкале в настоящее время?

— свыше 100 видов;

свыше 1500 видов;

— свыше 5000 видов.

Байкал уникален по своим природным особенностям. Популярность озера давно уже перешагнула границы нашей страны. О нем можно говорить и говорить, изучать и познавать. Эта викторина показала лишь малую частицу этих познаний. У всех людей, живущих на Байкале, всех кто любит и ценит это прекрасное озеро, и у меня есть одна мечта, чтоб Байкал и всю природу вокруг сохранить в чистоте, красоте и целости… Как бы помочь Байкалу? (ответы детей)

Игра «Экологический десант»

Атрибуты: кегли, кубики, мешки для мусора.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Каждая команда собирает только один вид «мусора». Детям даем мешки для мусора по одному для каждой команды. Предлагается, очистить дно Байкала от мусора. Побеждает, та команда, которая быстрее справится с заданием.

1 ребенок:

Мы хотим природу сохранять,

И ее должны мы защищать.

Губитель природы будет наказан,

А мы сохраняем природу для сказок.

1 ребенок:

Нужен Байкал тебе и мне,

Нужен чистый воздух на заре,

Птичий гомон, и синева рек,

Солнце, дождик и белый снег.

2 ребенок:

Давайте будем его беречь,

Не будем силы свои жалеть.

Пусть будет вечно он голубой,

Наш добрый батюшка, Байкал дорогой.

Дети поют песню «Другом ты природе будь».

КВН «Мы дети Байкала»

Конкурс – визитка «Кто мы? Где мы? И зачем?»

(«Кто мы, где мы и зачем?» - песня, танец)

« Кто мы, где мы и зачем? Мы расскажем без проблем.

Петь мы будем и шутить, о Байкале говорить.

А соперник, ты смотри, только нас не обгони,

А болельщик, ты болей, своих ручек не жалей!»

  • В этот раз, может быть, нам повезет, и мы выиграем?
  • Нет, не повезет, с нами Сергей.

(«Вот увидишь»)

«До чего ж я не везучий, до чего ж я не везучий,

В КВН меня вы взяли, вам опять не повезет…».

  • Давайте, познакомимся?

1. Вот это наш парень Олежек, но с виду так полный тюфяк,

Худющий, без крыши, в лапше, еле дышит.

Байкал зато знает, вот так!

2. А это наш маленький Русик, его только эменем прет,

Он с эменем этим ложится, он с эменем этим встает.

3. А это красавец наш Ленька, в башке 305 мегобайт.

Поднялся наш Ленечка на КВНе, и все у него олрайт.

4. А вот наконец – то Алеша, два метра ойля простоты.

Придурок полнейший, ни кожи, ни рожи, короче, сплошные понты.

  1. Роман наш - пацан гениальный, но круче, чем я и чем ты.

Он сердце команды, он печень команды, он лидер команды мечты.

  • Спросила я, как звать тебя?
  • Ответил я – Байкал.
  • Уже 100 лет Байкал – детей никто не называл!
  • Как вам здесь курорты и отдых?
  • Признаться, на Байкале отдых не по мне. А я хочу в Париж, к цыганам.
  • В Париж, к цыганам. Может в Адлер, к обезьянам?
  • О развлечениях вообще не будем, Здесь негде отдохнуть приличным людям.
  • Здесь каждый год, уж 200 лет, Такое однообразие, до безобразия.
  • А может на экскурсию?
  • Короче, смотрите на меня!

Я сам, как символ Байкала.

К примеру – ноги, такие же прямые, как на Байкале все дороги.

- С таким лицом, как у меня, Хоть в Нижний – в дельфинарий, Хоть, в Северный, в солярий.

  • А может нам поехать в сауну?
  • И там найти какую – нибудь фауну?
  • Давайте поедем на Байкал?
  • Такси, такси… (все убегают)
  • У кого нет денег на такси, поехали маршруткой.
  • Жорик, открой люк, мне жарко.
  • Васик, закрой люк, мне холодно.
  • Жорик, открой люк, ты хочешь, чтобы я задохнулась?
  • Васик, закрой люк, ты хочешь, чтобы я заболела?
  • Жорик, открой люк!
  • Васик, закрой люк!
  • Жорик!
  • Васик!
  • Значит, так! Сначала ты закрой люк, чтобы первая задохнулась, потом ты открой люк, чтобы вторая замерзла. И поедем, как нормальные мужики!

- Ну, вот и все, мораль всего одна, знавал Байкал другие времена.

Курорты процветали, все отдыхали, загорали.

- Когда – то все пляжи бесплатными были.

  • Мы верим, что взойдет она, звезда курортного процесса,
  • Байкал поднимется со дна, и на бетонных волнорезах напишут наши имена.

(Нам нужны такие в КВНе кадры)

Нам нужны такие в КВНе кадры, кадры, что мелькают в клипах у Виагры,

Ира, Юля, Настя, Катя, Ника, Гали, чтобы зрители нас с нетерпеньем ждали.

И тогда из зала сотни рук и тогда соперник – лучший друг.

Согласитесь, это ведь совсем не мало, засветиться нам по Таксимо каналу.

А еще у нас есть предложенье к залу, всем объединиться на пути к финалу,

Каждому из нас в команде роль найдется, а РУО спонсировать всех нас возьмется.

И тогда мы, как и вы – звезда, и вокруг поклонников толпа,

Да, Муйчане, согласитесь, ведь не мало, засветиться по Улан-Удэ каналу.

(фото)

Домашнее задание «Встреча «Зеленых» с представителями флоры и фауны»

(музыка)

- Щас повсюду только и слышишь, давайте защищать Байкал, давайте защищать природу! От кого? Это человека надо от нее защищать!

- Ты посмотри, в тайге что творится, сколько зверья развелось. Они уже в лесу не помещаются, они уже на шоссе выскакивают, свежим воздухом подышать.

- Видал, зеленые, на дорогах знаки расставили «осторожно, олень», а почему осторожно?

- Да потому что эти олени совсем озверели, на автомобили кидаются. Мой братан, недавно на дачу на машине поехал. На шоссе выскочил олень и на таран, машина в гармошку, стекла вдребезги, олень доволен.

- Совсем от этого зверья жизни не стало, табличек в лесу понавешали «охота запрещена», «медведь твой друг». Ну, хорошо, я знаю, что медведь мой друг, прочитал, а медведь это знает?

- Я от этого друга недавно так бежал, до сих пор заикаюсь! Я вот, что скажу, держать этих зеленых и их природу надо в руках и спуску ей не давать! О, маршируют! Валить ребята надо!

(музыка)

  • Сегодня, братцы, поутру, залез на сайт «Природа.Ру»

Царь зверей издал указ, устроить праздник красоты сейчас…

И вот из водной и лесной страны, красавицы приглашены…

(Лиса, Белка, Зайчиха, Золотая рыбка, Березка, Птичка, Ежиха)

(Медведь)

  • Ты кто?
  • Кто, кто, силач медведь!
  • Михаил Иванович, а че, ты такой хилый?
  • Да я к вам из Москвы приехал, свежим воздухом подышать.

Говорят у вас на Байкале рыбы, ягод, грибов – ешь, не хочу.

  • Давай, давай, иди в столовую, поправляйся на Байкальских харчах.

(Омуль)

А по морям, да по волнам, Сегодня здесь, а завтра там.

А я плыву, куда хочу, И я пою, а не молчу.

Пускай волнуется Байкал, царем я на Байкале стал,

Я выплываю на поверхность и вижу мачту корабля.

А я омуль, а я омуль без трусов,

А я омуль, а я омуль, а я омуль без трусов.

  • Кормленьем нашим занимаетесь вы много лет,

Надежды наши вы не обманули,

Икру вашу едим, как на убой

А то давно бы ноги протянули.

(Ежик)

Здравствуйте, елки, на что вам иголки?

Разве мы волки вокруг.

Как вам не стыдно, это обидно,

Когда ощетинился друг.

Были у ежика зонтик от дождика,

Шляпа и пара галош.

Божьей коровке, маленькой пчелке.

Кланялся ласковый еж.

  • Смотрите, ежиха пыхтит и морщится.
  • Что я вам – уборщица? Лес никак не подмету, соблюдайте чистоту!

(Заяц)

  • А ты кто?
  • Заяц!
  • А чё ты такой черный?
  • С девчонками ездил на Байкал и подпалил свою шкурку.
  • Все говорят, ты жалкий трус!
  • Не спорю, иногда боюсь! Вчера решил я вечерком, теперь я стану смельчаком!

(Все выходят)

  • Зачем нам море, заграница, когда на свете есть Байкал?
  • Тут звери, рыбы, воздух, птицы, я на Байкале жизнь познал!
  • Прекрасны березы и ели, прекрасен здесь животный мир,
  • Смотрите, чайки прилетели, Байкал, Байкал, ты наш кумир!

(В Забайкалье я живу)

В Забайкалье я живу, на краю страны.

На Байкале, где прибой лижет валуны.

Я ворвусь нечаянно в пенную волну,

Несмотря на крики чаек, море обниму.

Байкальский берег – алая заря,

Упали в море гроздья янтаря.

Байкальский берег, волны и туман,

Байкальский берег, ты мой талисман.

Музыкальный конкурс «Туристы в гостях на Бурятской земле».

  1. Турист приезжает на Байкал, он долго ехал и устал.

Турист проделал долгий путь, собирается отдохнуть.

  1. Его встречает таксист Эрдэм, говорит, доедем без проблем,

Втридорога деньги с него берет, эстафету передает.

  1. Затем эстафету берет Спартак, предлагает квартиру за просто так,

Деньги взял, сказал придет, эстафету передает.

  1. И уже по пляжу турист идет, в караоке песенку поет,

А карманный вор своё берет, эстафету передает.

  1. В закусочную идет мужик, покупает он себе шашлык,

Очень дорого стоит бывший кот, эстафету передает.

  1. Познакомился с девушкой Катрин, она сыплет в Колу Клофелин,

Он уснул, она вещи его берет, эстафету передает.

  1. Удалось торговке его убедить очень важные вещи домой купить,

Мандарины, ракушки и блокнот, эстафету передает.

  1. Вот время отъезда на часах, наш турист без вещей, в одних трусах,

Мандарины, ракушки и коралл так он съездил на Байкал.

(И так каждый год!)

  • Сегодня на турбазе мы проводит прощальный музыкальный вечер, вас ждут танцы, песни…
  • А костер будет?
  • Если ты еще раз оставишь в номере включенный утюг, то будет…

(У моря, у Черного моря)

  • У моря, у синего моря, давно повстречались с тобой мы.
  • Я пригласила тебя на Байкал.
  • Слушай, здесь я бурятом сразу стал.
  • А в Сочи ты жил о Байкале мечтал.
  • Теперь он роднее Кавказа мне стал. Лезгинку танцую на пляже я.
  • Ведь с Байкалом теперь мы друзья.

(Лезгинка)

  • Эта песня про туристов Украины, эти парни – настоящие мужчины.

За спиной они таскают рюкзаки, а глаза у них, глаза – полны тоски.

(Ты ж меня пидманула)

Як до Байкалу я попав, скильки ж гиря я познав.

Потаскалыся мы сдуру, аж на саму верхотуру.

Як подчипили той рюкзак, боже ж мий, я ж ни ишак.

Пуды три на спину ткнули, який их выдумав дурак?

  • «По морям, по волнам, нынче здесь, завтра там». Кто это? (Туристы)
  • Слушай, такой большой зал и один только умный!
  • Песня «Стандартный день отдыхающего»

Музыка – неизвестного автора.

Слова – народные.

Буквы – Кирилла и Мифодия.

(Турист приезжает на Байкал)

  • Эти советы для гостей Байкала.

(Хорошее настроение)

Если вы в палатке от холода дрожите и никак не можете от этого заснуть,

С друга одеяло быстренько стащите, совестью не мучайтесь, заснет он как-нибудь.

И улыбка без сомненья тогда коснется ваших глаз

И хорошее настроение не покинет больше вас.

Если приказали вам у костра дежурить, а вам скучно очень и хочется так спать

Орите очень громко, свалите все палатки-больше вас дежурить не будут назначать

И улыбка без сомненья тогда коснется ваших глаз

И хорошее настроение не покинет больше вас.

Сценарий развлечения «Путешествие по Байкалу»

Цель: Стимулировать с помощью игр и упражнений двигательную, речевую и познавательную активность детей.

Задачи:

• расширять представления детей о природе родного края;

• развивать речь, мышление, восприятие, память;

• способствовать укреплению здоровья дошкольников;

• совершенствование двигательных умений и навыков;

• воспитывать бережное отношение к природе.

Ход деятельности:

1 часть

- Ребята, вы любите путешествовать?

-На чем можно путешествовать?

-Вы хотите отправиться в путешествие? Предлагаю совершить наше путешествие на воздушном шаре.

Шар поднимается,

Путешествие начинается.

2 часть

- Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте, что я говорю.

А что это такое, такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро Байкал! (М. Сергеев)

-Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.

-Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.

Давайте попробуем описать его. Для этого поиграем в игру «Опиши озеро». Я буду бросать вам мяч,а вы отвечать на вопрос: Какое озеро?

3 часть. Подвижные игры на берегу Байкала

«Собираем шишки»

«Поймай комара»

«Ловись рыбка большая и маленькая»

«Ловкие рыбки»

4 часть. Загадки

1. Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем.

Как все это назовем? (озеро Байкал)

2. Бледно-розова, нежна, студена вода нужна.

Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка –иностранка? Это рыбка - (голомянка)

3. В снежном логове родятся,

Простудится не боятся.

Подрастут начнут нырять, шубки белые менять.

Если очень повезет –

Лет с полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами (нерпа)

4. Начинается на «о»,

Ох, и любят же его!

Говорят – живет в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)

5 часть. Игра «Экологический десант»

Атрибуты: кегли, кубики, мешки для мусора.

-Подумайте и скажите мне, а что нужно делать или не делать, что бы сохранить Байкал, что бы вода в ней оставалась такой же чистой? (Ответы детей) .

-Как вы думаете, что загрязняет озеро, а что нет? (Бумага. Камни. Целофан. Водоросли. Бутылки. Песок. Консервные банки. Рыбы. Бензин, автомобильное масло. Дождь. Заводы. Снег.)

Ход игры: Дети делятся на две команды. Каждая команда собирает только один вид» мусора». Детям даем мешки для мусора по одному для каждой команды. Предлагается, очистить дно Байкала от мусора. Побеждает, та команда, которая быстрее справиться с заданием.

Давайте будем его беречь

Не будем силы свои жалеть.

Пусть будет вечно он голубой

Наш добрый батюшка, Байкал родной!

6 часть.

Вот и подходит к концу наше путешествие. Пришло время возвращаться домой. Прошу занять свои места в воздушном шаре.

Интегрированное занятие: «Байкальская нерпа»

Возраст детей:3-4 года

Цель: Познакомить детей с эндемиком озера Байкал - байкальской нерпой.

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «тычок».

Задачи:

продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края;

• развивать познавательную активность;

• расширять словарный запас детей: Байкал, нерпа, белек, продухи, логово, торосы, серебристо-серый цвет;

• учить работать тычком и красками;

• воспитывать аккуратность, самостоятельность при выполнении задания;

• воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: нерпа- белек (игрушка), иллюстрации с видом

Байкала и нерпы, тонированный лист бумаги (формат А2), гуашь серебристо-серого цвета, шаблон нерпы, тычок.

Ход занятия.

Ребята давайте встанем в круг, взявшись за руки. Как приятно держаться за руки.

Улыбнитесь и подарите свою улыбку другу.

Как называется город, в котором мы живем? Наш город называется Иркутск и расположен он на берегу самого большого и красивого, уникального озера. Как оно называется? Озеро Байкал.

Я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие на озеро Байкал. А как, вы думаете, на каком транспорте можно добраться до озера Байкал? (ответы детей).

Какое время года сейчас? (Зима), поэтому мы отправимся на лыжах (дети

имитируют ходьбу на лыжах).

Вот перед нами раскинулось озеро. Сейчас оно покрыто толстым льдом, под которым плещется холодная, прозрачная вода. Посмотрите, из лунки выглянула серебристо-серая голова. Это - один из загадочных обитателей озера - нерпа. (Показ игрушки нерпы– белька). Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде. На берегу, нерпа передвигается с трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом, поэтому каждые 8-12 минут поднимается к поверхности воды, набирая в лёгкие воздух. Пищу зверя составляют рыбы (бычки и голомянка). Зимой большинство нерп ведут одиночный образ жизни.

Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду – продухи. Продухи нужны, чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. В марте, в снежном логове среди торосов (нагромождение льдов) льда нерпа рождает 1-2 детёнышей. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо- серые. Белых нерпят называют бельками. Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком. Подрастая, нерпёнок учится плавать, нырять, ловить рыбу. У нерпы ценится шкура, идущая на меховые изделия. Добыча нерпы строго ограничена.

Физкультминутка: Очень холодно зимой на Байкале. Предлагаю детям погреться (самомассаж), встать на лыжи и вернуться в детский сад. Нерпенку скучно. Нарисуем ему, вот таких друзей (показ образца).

Посмотрите, у вас на столах лежат листы бумаги с контурами нерп, гуашь серебристо-серого цвета, а кисточки я не приготовила, так как мы с вами будем рисовать необычно. Вместо кисточек будем использовать – тычок. Набираем краски на тычок и ударяем им о лист, получается пушистая шерстка (дети заполняют контур рисунка)

Итог: Как много друзей у нашего нерпенка-белька. Он говорит вам «Спасибо»

В свободное время создание панно:

«В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут – начнут нырять,

Шубки белые менять.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка, сами!»

• Чтение рассказов С. Агеева

«Нерпенок», С. Бунтовская

«Для чего нерпе когти»

Путешествие на дно Байкала

Цель: создать условия для развития познавательного интереса к животному и растительному миру родного края

Сегодня у нас необычное занятие. Начнём мы его с загадки:

«Древен род его в природе.
Кличут озером в народе
Волны моря плещут в нём,
Как всё это назовём?»
Вспомните и расскажите, что вы уже знаете об этом удивительном озере? (ответы детей).

Правильно, это самое глубокое озеро.

Ребята, а кто опускается на дно озера и для чего это делают? (учёные).
Представьте, что мы команда учёных-исследователей. Учёные и техники придумали чудо - аппарат, который погружается глубоко на дно Байкала. Как он называется?
(Батискаф).
Посмотрите, как он выглядит. Это модель глубоководного аппарата «Батискаф».
Скажите, почему он называется глубоководным? В самом аппарате находится множество приборов, а ещё там есть видеокамера и фотоаппарат, компьютер. Это целая мини-лаборатория. Чтобы попасть на батискаф нужно ответить на вопросы:

1. Что такое пресная вода?
2. Как называется самое глубокое озеро? (Байкал)
3. Какая река вытекает из Байкала? (Ангара)
4. Как называется жилище медведя? (берлога)
5. Что значит эндемики Байкала?
6. Когда начинает замерзать Байкал? (в декабре)
17. Какая самая крупная рыба встречается в Байкале? (осётр)
8. Какие хвойные деревья ты знаешь? (ель, сосна, кедр)
9. Уникальная рыба озера Байкал? (голомянка)
10. Как называются ветры Байкала? ( Сарма, Култук, Баргузин, Ангара, Горная)
#1050;акой остров есть на Байкале?(Ольхон)
;Пёстрая хищница, длинная, юркая, рыбёшек губят её острые зубы» (щука)
#1050;то очищает воду озера? (рачки)

Проходим, садимся. Внимание! Экипаж, слушай мою команду: «Начинаем погружение!».

Наш аппарат уходит под воду со скоростью 35 метров в минуту. Погода благоприятная, стоит небольшой ветер, но он не мешает нашей работе. Мы погрузились на глубину 15 метров. Кого мы видим на этой глубине? (Хариус, щука, иногда ленок и таймень). Эти рыбы промысловые (они дают много ценных продуктов: пищу, лекарства, корм для животных, удобрения для полей.).


Продолжаем наше погружение! Мы опустились на глубину 70 метров.
Учёные называют эту глубину вторым этажом. Кого же можем встретить? (омуль, налим).

Ходит в озере
Гуляет по заливам
Серебристый, с нежно - розовым отливом
Эпишуре, голомянке, бокоплаву
Благодарен за питание и славу
Строганина - хороша!
Расколотка - хороша!
Знатной рыбкою солёной
Наслаждается душа!
(омуль).
Трудно будет сладить с ним
Рыба скользкая ... (
налим)
Чем покрыто тело рыбы?
( чешуей)

Определение возраста рыбы по её чешуе. Тело почти всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками.
А когда рыба растет быстрее? (
летом). Правильно, ребята.
Летом рыба быстро растёт - и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе лет. А так как мы с вами учёные исследователи, давайте рассмотрим чешую рыбы.
Внимание! Мы на дне... Полная темнота. Глубина1500 метров. Видим живые организмы. Оказывается и на самом дне кипит жизнь. Они ориентируются в полной темноте. А вот и рыба!


Что за рыбка - невеличка
Меньше вашей рукавички
Бледно - розова, нежна
Студена вода нужна
А на солнце рыбка тает
Рыбьим жиром истекает
Что за рыбка иностранка

Это рыбка …(голомянка)

Что вы знаете об этой рыбке? (Эндемики – бычок, бокоплавы, эпишура).

Физминутка

А мы к озеру спустились (дети идут к центру круга).
Наклонились и умылись (наклоняются, трут лицо руками).
Раз, два, три, четыре (изображают, что брызгают себе водой в лицо)
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно (вновь идут по кругу).
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс (изображают брасс, двигаясь по кругу).
Одной, другой - это кроль (изображают кроль, двигаясь по кругу).
Вышли на берег крутой
И отправились домой (идут по кругу, взявшись за руки).

Так много мы сегодня увидели, опустившись на дно Байкала. Наше путешествие подходит к концу.
Учёные всегда результаты своего исследования фиксируют в журналах, дневниках, чтобы люди могли ими пользоваться. И мы с вами тоже выполним отчётную работу. Предлагаю вам заполнить водные этажи Байкала теми живыми существами, которые там обитают. (Дети располагают рыб озера на макете «Этажи озера».)

Нам пора подниматься на поверхность, но настоящая экспедиция длится восемь часов. Мы на берегу ... Кого же мы там встречаем? (Нерпа эндемик Байкала, значит, живёт только в озере Байкал). Про неё написано очень много песен, стихотворений, она вызывает чувство умиления. Что вы знаете о нерпочке?
Ребята, исследования на озере Байкал постоянно проводятся учёными-лимнологами, лимнология - наука, изучающая развитие и многообразие озёр, возможно, когда вы вырастите вас, всерьёз заинтересуют проблемы Байкала, и вы внесёте свой вклад в дело сохранения великого озера для будущих поколений. Спасибо за работу!

Электронные образовательные ресурсы

Название

Ссылка

1. Озеро Байкал. Смешарики

#1050;то живет в Байкале: пожиратели нефти, больные губки, амфиподы, ленивые рыбы, нерпа

#1050;ругосветное путешествие вместе с Хрюшей - Озеро Байкал - Интересная география для детей

4. БАЙКАЛЬСКАЯ НЕРПА: Загадка науки и эндемик озера Байкал | Интересные факты про нерпу и тюленей

5. Всемирное наследие. Озеро Байкал

6. О рыбах для дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"."

Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ

Методические рекомендации составлены в помощь воспитателям ДОУ для организации проектной деятельности. Материал содержит план работы воспитателя по подготовке проекта, основные этапы работы над проект...

Программа методического объединения на тему "Проектная деятельность в ДОУ"

Программа районного методического объединения для воспитателей ДОУ...

методическая разработка на тему: Проектная деятельность в детском саду.

проекты как важная составляющая работы воспитателя с семьями воспитанников....

Методическая разработка на тему: "Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста".

Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стерженем которой является самостоятельная исследовательская познавательная игровая продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Здесь вы найдёте информацию о том, что такое метод проектов, примерный план и основные этапы работы над проектом....