Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Люблю тебя, мой край родной. Знакомство с «Карельской избой»
план-конспект занятия (старшая группа)

Догодькина Марина Фёдоровна

Воспитание чувства любви, уважения к родному краю, к её природе и народным традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

по познавательному развитию

на тему: «Люблю тебя, мой край родной.

Знакомство с «Карельской избой»

             Цель: Воспитание чувства любви, уважения к родному краю, к её природе и народным традициям.

Задачи: Закрепить представления детей о родном крае; познакомить детей с избой – жилищем карельской семьи, с предметами старинного быта (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугун,  и т. д.);воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к народному фольклору.

Предварительная работа: Рассматривание карты Карелии, журналов, книг, иллюстраций, фотографий с изображением городов,  достопримечательностей Карелии, карельской природы, карельских народных костюмов.  Просмотр видеороликов о природе и достопримечательностях Карелии. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, народных игр. Чтение карельских сказок. . Беседы: о городах, о природе, её богатстве и разнообразии, «Почему я люблю Карелию».

Оборудование: 

Мини – музей «Карельская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.,  народный костюм для хозяйки.

Ход занятия:

Звучит песня в исполнении Ирины Грибулиной  – «Моя Карелия!»

Диалог воспитателя с детьми:

Ребята, а вам понравилась песня?( Ответы детей)

А как вы думаете, о чем она? (Ответы детей)

А что такое Родина? (Ответы детей)

А что такое Карелия? (Ответы детей)

Чем же богат наш карельский край? (Ответы детей)

 Да красив и богат наш край!

 А. давайте вспомним стихи о Карелии и расскажем их нашим гостя

Сева

      А вы в Карелии бывали, где травы стелются ковром,

И где озер синеют дали, переливаясь серебром;

Где волны Ладоги бескрайней на берег россыпью летят,

Про неразгаданные тайны нам водопады говорят.

Где сосны бронзовые встали необходимою стеной…

А вы в Карелии бывали? Нет? так поедемте со мной!

Артем:

Люблю тебя Карелия! Твои озёра ясные, и водопады грозные, и тихие луга

Люблю тебя Карелия! Твои леса прекрасные, и вечера морозные, и белые снега! 

Аня:

Карелия снится мне каждую ночь. Увидеть красоты я вовсе не прочь.

Дожди и туманы, леса и болота. Вдыхать этот воздух мне снова охота.

Карельские сосны и камни вокруг ,и рядом со мною проверенный друг.

Я помню озера, я помню закаты, болот тишину и шум переката

Мне снится Карелия – сказочный край - дождливый и ветреный северный рай.

             Воспитатель:  (игра с мячом)

 Ребята, а почему вы любите свой край – Карелию? 

Давайте составим предложения со словами – потому что., старайтесь говорить полным предложением, подбирая красивые слова.

Ответы детей:

 Я люблю Карелию, потому что я здесь родился.

 Я люблю Карелию, потому что у нас красивая природа.

 Я люблю Карелию, потому что у нас много озёр и рек, есть водопады.

 Я люблю Карелию, потому что в лесу много ягод и грибов.

 Я люблю Карелию, потому что у нас много скал и камней.

Я люблю Карелию, потому что у нас много красивых городов….

Воспитатель: Молодцы!

Динамическая пауза:

Камень, речка, лес и я- все перекликается.

Потому Ка-ре-лия так и называется.

А река бежит, бежит, убегает к озеру.

А гранит молчит, молчит, особенно осенью.

А леса шумят, шумят, особенно той порой,

Как пернатый эмигрант возвращается домой. (движения по тексту).

Воспитатель:

Ребята, а вы хотите узнать , как жили карелы в старину?

- Да.

 А кто такие карелы?

 (ответы детей)

Рассказ воспитателя:

Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались избами.

Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.

Карельская земля славится тем, что её жители умеют хранить традиции своих предков на протяжении веков.

Хотите  познакомиться с бытом и традициями карел?

Тогда я предлагаю вам сходить в гости к бабушке Варварушке. Вы согласны?

Дети вместе с воспитателем отправляются в мини – музей «Карельская изба», где их встречает хозяйка.

Бабушка - Варварушка:

Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.

Красивые и молодые, застенчивые и боевые. Гости на пороге – хозяйке радость.

      Милости прошу ко мне в избу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи.      Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая, да красивая какая!

На убранство поглядите, да про всё мне расскажите!

Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие?

Ответы детей

- В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

Полы в избе были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки. Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, горшки, чугунки, коробки с различными припасами.

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. Вот так жили люди раньше!

Воспитатель:

 А сейчас давайте вспомним о предметах быта карельской избы, о  которых только что вы услышали от Варварушки. И помогут нам в этом загадки:

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печь).

Черный конь скачет в огонь. (Кочерга.)

Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам на отдых идет. (Ухват.)

То назад, то вперед, ходит-бродит пароход. Остановишь – продырявит. (Утюг)

В лесу родился, в руках крестился, на ногах умер. (Лапоть.)

Стоит толстячок, подбоченивши бочок. Шипит и кипит –всем пить чай велит ./Самовар/

Бабушка – Варварушка:

Вот и молодцы, гости дорогие, все запомнили.

Воспитатель:

Ребята, а давайте позовем бабушку Варварушку поиграть с нами в карельскую игру «Царь – картошка»

Дети выходят в зал, играют в карельскую игру «Царь – картошка»

После игры –

 Бабушка:

Любили карелы и почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками. 

И по старому карельскому обычаю я приглашаю вас отведать  традиционного  карельского чая с самовара.

Ребята с воспитателем и бабушкой – Варварушкой пьют чай с кусковым сахаром, благодарят хозяйку, возвращаются в группу.

В группе:

Воспитатель: ребята, что нового вы узнали сегодня о Карелии?

Ответы детей.

Воспитатель: а кому что больше всего запомнилось и понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы все сегодня большие молодцы! Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему "В гости к тетушке Сове"

Чтобы дошкольнику было интереснее воспринимать трудный материал, нужно увлечь его занимательным игровым сюжетом. При составлении конспекта опиралась на программу "Развитие" Л.А.Венгера, пособие Агеево...

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Давайте дружить с книгой!»

Цель:Продолжать расширять представления детей о книгах, познакомить с историей создания книги, рассказать о правилах обращения с книгой.Вызвать у детей интерес к посещению детской библиотеки в нашем г...

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм»

Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом....

Конспект ОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Что мы Родиной зовем?»

Конспект для детей старшего возраста программы "Мы Кубанцы"...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Знакомство с цифрой 5»

Цель: продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Како...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Знакомство с цифрой 5»

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП)Тема: «Знакомство с цифрой 5»Цель: продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношени...