Краеведческая деятельность
учебно-методический материал

Поскотина Светлана Фаиковна

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_kraevedeniyu.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы к организации

краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста

в соответствии с ФГОС ДО

Актуальность

«Детство – каждодневное открытие мира,

и поэтому надо делать так, чтобы оно стало,

прежде всего, познанием человека

и Отечества, их красоты и величия»

К. Д. Ушинский

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др.), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ.

Основными задачами нравственно-патриотического воспитания  в соответствии с ФГОС дошкольного образования являются: формирование в ребёнке общечеловеческих, нравственных качеств; приобщение к истокам культуры, природе родного края; воспитание эмоционально-действенного отношения. Данные задачи реализуются через все образовательные области развития дошкольника.

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, села, своей страны; будет уметь использовать систему краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, а так же природное окружение: «зеленая зона» детского сада, лесная зона, памятники природы регионального значения, которые располагаются на территории района.

И прежде чем учить детей, необходимо воспитателю научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.

Цель и задачи краеведческой работы в ДОУ

Цель – воспитание у детей любви к родному городу, знакомство с его историей, природой и культурой.

ФГОС ДО в содержании двух образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определяет основные задачи по организации образовательного процесса в направлении краеведения.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  •  усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Данные задачи можно конкретизировать. Мы для себя определили следующие:

  1. Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  2. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
  3. Формировать умение ориентироваться в ближнем социальном, природном, культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
  4. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
  5. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).
  6. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к его достопримечательностям, культуре, природе.
  7. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

Формы и методы краеведческой работы

Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания.

Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения.

Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции:

‒ чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

‒ просмотр слайдов и видеофильмов о поселке, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения;

‒ рассматривание книг, слушание историй, рисование и конструирование;

‒ рассказывание детям сюжетных истории о жизни поселка, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций;

‒ использование плоскостного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади);

‒ участие в играх «поселок-мечта» (что могло бы здесь находиться и происходить);

‒ использование проектной деятельности, проблемных ситуаций и поисковых вопросов.

Использование проектной деятельности, проблемных ситуаций и поисковых вопросов позволяют:

- стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию);

- выдвижение детьми гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства поселка, значения символов в городской среде, собиранию коллекций, связанных с образами родного поселка (фотографии, символы, изображения знаменитых людей);

- вовлекать детей в игры-путешествия по родному поселку, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о поселке, использовать имеющуюся информацию;

- включать детей в игры-экспериментирования и исследовательскую деятельность, позволяющую детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в поселковой среде (игры с флюгером, создание венков, исследование листьев лавра и др.);

- подводить к пониманию значения в поселковой среде разнообразных элементов: венков славы, изображений ветвей деревьев, флюгеров;

- способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности;

- организовывать участие детей в жизни родного поселка: традициях, праздниках, содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события поселковой жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в поселковой акции).

Данное содержание успешно интегрируется со всеми образовательными областями развития дошкольника:

  • участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
  • обсуждение с детьми правил безопасного поведения в поселке («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улицах поселка» и др.);
  • участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в поселке);
  • развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном поселке, о достопримечательностях родного поселка, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов в поселке, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение поселка к праздникам и пр.);
  • участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт поселка, составление маршрутов экскурсий и прогулок по поселку; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-каменчан;
  • участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в поселке (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).

Создание и обновление РППС по краеведению

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении   должна предоставлять каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например: стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии). 

Мы определили два основных элемента развивающей предметной среды по краеведению:

- Центры краеведения в группах

- Мини-музей «Русская изба» (отдельная зона в группе №5 МАДОУ)

Центры должны соответствовать определенным требованиям:

  • Хорошая освещенность в дневное и вечернее время
  • Целесообразность размещения экспонатов
  • Доступность
  • Эстетичность
  • Научность
  • Достоверность представленного материала

Содержание материала в групповых центрах зависит от возраста детей и меняется в соответствии с изучаемыми темами. Это могут быть:

- Семейные фотоальбомы, самодельные книги

- Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями:

- Подборка стихотворений о поселке,районе,республике, стране

- Карта, символика поселка,района,республике, страны (флаг, герб)

- Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения)

- Куклы в национальных костюмах

- Рисунки и творческие работы детей на тему «Наш край родной глазами детей».

- Дидактические игры краеведческого содержания

- Кроссворды, ребусы

- Аудио и видеоматериалы

- Подборка презентаций

Работа в мини – музее «Русская изба» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм: экскурсии в музей, образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим, занятия в рамках педагогических проектов, тематические дни, использование экспонатов музея в образовательной, досуговой деятельности. Экспонаты представлены как имитационные: печь, люлька, скамейки, сундук, так и подлинные: прялка, люлька, скамейки, сундук, чугунки, ухваты, самовар, угольные утюги, тканые дорожки, вышитые и выбитые занавески, берестяной туесок, крынка, веретено, обереги и т. д.

В данном центре представлены также художественные образцы народных промыслов России: Гжель, Хохлома, Дымка, Жостово, Богородская и Каргопольская игрушка, изделия с Урало-сибирской, Полхов-майданской, Мезенской и Городецкой росписью, чеканка, изделия из бересты.

Взаимодействие с родителями воспитанников и социумом

Ознакомление дошкольников с родным городом происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, консультативно – информационную работу.

Примерные формы сотрудничества

  • Работа клуба для бабушек «У самовара»
  • Консультация для родителей «О художниках Сибири», «Промыслы Сибири», «Знаменитые люди Красноярска»
  • Семейная гостиная «Мой светлый город Красноярск»
  • Выпуск газеты для семейного чтения
  • Совместные праздники и развлечения
  • Участие родителей в организации и проведении экскурсий в Краеверческий музей, детскую  библиотеку, в лес, на реку Енисей.
  • Посещение городских праздников, участие в народных гуляниях
  • Сбор краеведческого материала с участием родителей
  • Помощь в дополнении содержания мини-музея «Русская изба»
  • Привлечение родителей к оформлению наглядного материала
  • Организация встреч с интересными людьми
  • Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши»
  • Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии»
  • Выставка семейных реликвий
  • Выставки совместных детско-родительских поделок
  • Совместные проекты. 

Краеведческая деятельность предполагает взаимодействие с другими организациями. Мы активно сотрудничаем с Красноярской детской библиотекой им. Г. Щукина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на НПК "Реализация принципа интеграции при организации туристско-краеведческой деятельности детей"

В статье, представленной в сборнике материалов Региональной научно-практической конференции " Качество дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ: научные исследования и практический опыт" (10 н...

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СТИМУЛ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

В данной разработке показано, как можно в занимательной форме развивать и воспитывать гражданскую позицию старших дошкольников. В рамках большого интегрированного занятия-путешествия с использованием ...

Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края....

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Туристско-краеведческая деятельность как комплексное средство развития и воспитания дошкольников

Туристско-краеведческая деятельность дает возможность комплексно решать воспитательные, оздоровительные задачи, развивая ребенка в целом: интеллектуально, морально, физически, духовно....

Проект: Эколого- краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества патриотическое воспитание через экологическую и кр...