"Путешествие в далекое прошлое Иркутска"
проект (старшая группа)

Елена Владимировна Дианова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 174

 

Проект

«Путешествие в далекое прошлое Иркутска» для детей старшего дошкольного возраста

 

Автор проекта : Дианова Е.В., воспитатель

Участники проекта: воспитанники старшей группы № 3 «Затейники», педагог, родители (законные представители).

Тип проекта: Исследовательско – творческий.

Вид проекта: Средней продолжительности с 01.10.2021 г. по 31.12.2021 г.

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к приобщению дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу. Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Актуальность проблемы.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Родителям, не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у детей уважительное отношение к малой Родине. Чем больше мы узнаем о родных местах, родном городе, тем бережнее и уважительней мы будем относиться к месту, где родились.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, нашей группы, но и для общества в целом.

Задачи проекта.

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
  • Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием города.
  • Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
  • Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
  • Воспитывать чувство гордости за первопроходцев – основателей Иркутска.

Прогнозируемый результат.

  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

 

  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  • Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  • Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Иркутска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

I этап – подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей;
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
  1. этап – реализация проекта, включает в себя:
  1. занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников;
  3. совместные       мероприятия      детей       с      родителями                   (законными представителями);
  4. экскурсии по городу;
  5. пополнение развивающей среды;
  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
  1. этап – заключительный, включает в себя:
  1. - итоговое обследование детей;
  2. - повторное анкетирование родителей;
  3. - подведение итогов;
  4. - презентация проекта: деятельность участников проекта в течение трёх месяцев.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Самосознание ребенка-дошкольника связано с овладением элементарными сведениями по истории, географии и культуре нашей Родины. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотическое чувство, пройдя через целый ряд этапов пути к своей зрелости, поднимается до общего государственного самосознания до осознанной любви к своему Отечеству.

Воспитание патриотизма у ребенка дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.

Теоретико-методологической основой проекта являются:

  • философские идеи гуманизма B.C. Батищева и современные концепции гуманизации образования Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, Б.Т. Лихачева и др.;
  • концепции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, развивающего обучения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Б. Запорожца и др.;

 

  • концепции воспитания и социализации личности Б.Г. Ананьева, З.Н. Богуславской, В.И. Журавлева, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, В.И. Логиновой, А.В. Мудрика, В.Г. Нечаевой, В.А. Петровского, Н.М. Скаткина, В.А. Сластенина, и др.;
  • теории воспитания и развития дошкольников М.И. Богомоловой, Р.С. Буре, Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, С.А. Козловой, Н.А. Коротковой, Л.Ф. Островской, Н.И. Поддьякова, Е.А. Флериной, С.Г. Якобсона и др.
  • взгляды на приобщение ребенка к народной культуре Е.С. Бабунова, С.Д. Кириенко, О.Л. Князева, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Л.В. Коломийченко, М.Ю. Новицкая, Н.П. Сакулина, Е.В. Соловьева, Р.М. Чумичева, Т.Я Шпикалова;
  • исследования проблем межнационального общения детей дошкольного возраста А.Г. Абсалямова, Л.В. Коломийченко, Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова, А.П. Оконешникова);
  • теоретические положения о роли народного творчества в воспитании дошкольников С.Д. Кириенко, О.Л. Князева, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина.

В качестве ведущих принципов отбора программного материала выступали общие методологические принципы:

  • Культуросообразности – основанный на ценностях региональной, национальной культуры, технологически реализуемый посредством культурно- средового подхода к организации деятельности в ДОУ.
  • Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системности, с другой.
  • Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

В.С. Безрукова отмечает, что благодаря проектированию, воспитательно- образовательный процесс становится технологичным, а значит, более управляемым. Достаточно легко выполняется основная задача: свести все компоненты педагогической системы – цели, задачи, содержание, методы, средства, формы деятельности – в единую непротиворечивую систему, обеспечивающую точное представление о конечном результате.

Иркутская область неповторима в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Использование регионального компонента в образовательной деятельности дошкольного учреждения позволяет

«обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Использование среды региона, учет возрастных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста позволяет формировать у маленького жителя Прибайкалья активную позицию по освоению этнокультурных ценностей и традиций своей малой Родины.

Практическая значимость данного проекта учитывает:

  • традиции и особенности месторасположения дошкольного учреждения (дошкольное образовательное учреждение имеет 70-ти летний опыт педагогической

 

практики, располагается в центре города, в котором сконцентрирована основная часть культурных и просветительских центров: библиотеки; театры, центры дополнительного образования, музеи. Преимущество объектного расположения дошкольного учреждения в том, что оно находится в исторической части города, где сохранились здания старой постройки, представляющие историческую ценность);

  • проживание семей воспитанников в г. Иркутске (76 % семей воспитанников проживают в центральном округе города, что дает возможность использования

«домашних заданий» для родителей и детей – маршруты выходного дня).

Дошкольное учреждение включено в целостную образовательную систему города, поддерживает тесную связь с культурными организациями и образовательными учреждения г. Иркутска, что позволяет педагогическому коллективу ДОУ поддерживать гармоничные отношения в сферах деятельности детей и взрослых, добиваться культурологизации, выражающейся в усилении общечеловеческих ценностей и гуманных способов общения, в содержании образования, формировании базиса личностной культуры дошкольников, в том числе, и даже в большей степени, при реализации данного учебно-методического комплекта.

Проект используется как часть образовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дошкольного учреждения.

Темы, цель и образовательный продукт образовательных мероприятий определены в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательной программы дошкольного образования учреждения. Так же выделены средства организации образовательной деятельности, виды детской деятельности в рамках образовательной деятельности и образовательный продукт.

В процессе ознакомления детей с родным городом и областью создается визуальный ряд: люди, архитектура, памятные события, исторические факты и т.д. Этому способствует просмотр компьютерных презентаций. В единстве с просмотром компьютерных презентаций используются такие методы, как:

  • игровое моделирование (направлено на решение какой-либо проблемы в воображаемой ситуации);
  • игры-путешествия (предполагают наличие единого сюжета, в основе которого лежит воображаемое путешествие детей, преодоление трудностей, встречи с разными персонажами);
  • рассказывание дидактических сказок и истории (позволяет познакомить детей с событиями, которые происходили в городе и области, объяснить значение символов);
  • чтение художественной литературы;
  • экскурсии, фотовыставки.

Проект предусматривает такие педагогические условия как развивающая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей, взаимодействие с учреждениями культуры города. Образовательные мероприятия являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей.

 

Работа по реализации проекта.

I этап проекта - Подготовительный:

Анкетирование родителей; обследование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города. воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения появляется цель, проводится общее обсуждение для того, чтобы дети выяснили, что они уже знают о теме проекта, что хотели бы узнать, как найти ответы на вопросы. Учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д.

На II этапе – реализации проекта особое внимание уделяется организации среды в группах и в дошкольном учреждении в целом. Подбирается материал по теме проекта. В процессе ознакомления детей с родным городом создается визуальный ряд: люди, архитектура, памятные события, исторические факты Среда является фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивает у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя, детей, родителей (законных представителей). Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.

Заключительным, III этапом работы над проектом, является итоговое обследование детей, повторное анкетирование родителей (законных представителей), подведение итогов. Подготовка презентации проекта: деятельность участников проекта в течение трёх месяцев.

Знакомясь с историей возникновения Иркутска, развивается интерес к историческому прошлому города. Расширяется представление детей о деревянном зодчестве Иркутска, с разнообразным количеством старинных построек, их украшениями, интерес к памятникам архитектуры, ответственность за их сохранение. Воспитывается гордость за своих земляков, интерес и уважение к их достижениям.

Проектная деятельность детей 6-го года жизни носит развивающий характер. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей. Особенность проектной деятельности – идет накопление определенного социального опыта общения со сверстниками, опыт разнообразной совместной деятельности, развитие самостоятельности в отношениях со сверстниками, развитие самоконтроля и самооценки.

В ходе путешествий, театрализованных и игровых образовательных мероприятий у детей формируются представления о родном городе – столице Иркутской области, интерес к его прошлому и настоящему.

Результат работы (итоговый продукт проекта): совместная деятельность детей и   членов   их    семей:    Выставка    рисунков    «Путешествие    во    времени», карта центральных улиц города Иркутска, макеты «Достопримечательности нашего города», видеофильм «Мой Иркутск», уголок краеведения в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_po_irkutsku.docx68.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 174

Проект

«Путешествие в далекое прошлое Иркутска» для детей старшего дошкольного возраста

Автор проекта : Дианова Е.В., воспитатель

Участники проекта: воспитанники старшей группы № 3 «Затейники», педагог, родители (законные представители).

Тип проекта: Исследовательско – творческий.

Вид проекта: Средней продолжительности с 01.10.2021 г. по 31.12.2021 г.

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к приобщению дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу. Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Актуальность проблемы.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Родителям, не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у детей уважительное отношение к малой Родине. Чем больше мы узнаем о родных местах, родном городе, тем бережнее и уважительней мы будем относиться к месту, где родились.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, нашей группы, но и для общества в целом.

Задачи проекта.

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
  • Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием города.
  • Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
  • Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
  • Воспитывать чувство гордости за первопроходцев – основателей Иркутска.

Прогнозируемый результат.

  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  • Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  • Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Иркутска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

I этап – подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей;
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
  1. этап – реализация проекта, включает в себя:
  1. занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников;
  3. совместные        мероприятия        детей        с        родителями        (законными представителями);
  4. экскурсии по городу;
  5. пополнение развивающей среды;
  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
  1. этап – заключительный, включает в себя:
  1. - итоговое обследование детей;
  2. - повторное анкетирование родителей;
  3. - подведение итогов;
  4. - презентация проекта: деятельность участников проекта в течение трёх месяцев.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Самосознание ребенка-дошкольника связано с овладением элементарными сведениями по истории, географии и культуре нашей Родины. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотическое чувство, пройдя через целый ряд этапов пути к своей зрелости, поднимается до общего государственного самосознания до осознанной любви к своему Отечеству.

Воспитание патриотизма у ребенка дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.

Теоретико-методологической основой проекта являются:

  • философские идеи гуманизма B.C. Батищева и современные концепции гуманизации образования Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, Б.Т. Лихачева и др.;
  • концепции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, развивающего обучения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Б. Запорожца и др.;
  • концепции воспитания и социализации личности Б.Г. Ананьева, З.Н. Богуславской, В.И. Журавлева, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, В.И. Логиновой, А.В. Мудрика, В.Г. Нечаевой, В.А. Петровского, Н.М. Скаткина, В.А. Сластенина, и др.;
  • теории воспитания и развития дошкольников М.И. Богомоловой, Р.С. Буре, Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, С.А. Козловой, Н.А. Коротковой, Л.Ф. Островской, Н.И. Поддьякова, Е.А. Флериной, С.Г. Якобсона и др.
  • взгляды на приобщение ребенка к народной культуре Е.С. Бабунова, С.Д. Кириенко, О.Л. Князева, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Л.В. Коломийченко, М.Ю. Новицкая, Н.П. Сакулина, Е.В. Соловьева, Р.М. Чумичева, Т.Я Шпикалова;
  • исследования проблем межнационального общения детей дошкольного возраста А.Г. Абсалямова, Л.В. Коломийченко, Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова, А.П. Оконешникова);
  • теоретические положения о роли народного творчества в воспитании дошкольников С.Д. Кириенко, О.Л. Князева, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина.

В качестве ведущих принципов отбора программного материала выступали общие методологические принципы:

  • Культуросообразности – основанный на ценностях региональной, национальной культуры, технологически реализуемый посредством культурно- средового подхода к организации деятельности в ДОУ.
  • Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системности, с другой.
  • Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

В.С. Безрукова отмечает, что благодаря проектированию, воспитательно- образовательный процесс становится технологичным, а значит, более управляемым. Достаточно легко выполняется основная задача: свести все компоненты педагогической системы – цели, задачи, содержание, методы, средства, формы деятельности – в единую непротиворечивую систему, обеспечивающую точное представление о конечном результате.

Иркутская область неповторима в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Использование регионального компонента в образовательной деятельности дошкольного учреждения позволяет

«обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Использование среды региона, учет возрастных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста позволяет формировать у маленького жителя Прибайкалья активную позицию по освоению этнокультурных ценностей и традиций своей малой Родины.

Практическая значимость данного проекта учитывает:

  • традиции и особенности месторасположения дошкольного учреждения (дошкольное образовательное учреждение имеет 70-ти летний опыт педагогической

практики, располагается в центре города, в котором сконцентрирована основная часть культурных и просветительских центров: библиотеки; театры, центры дополнительного образования, музеи. Преимущество объектного расположения дошкольного учреждения в том, что оно находится в исторической части города, где сохранились здания старой постройки, представляющие историческую ценность);

  • проживание семей воспитанников в г. Иркутске (76 % семей воспитанников проживают в центральном округе города, что дает возможность использования

«домашних заданий» для родителей и детей – маршруты выходного дня).

Дошкольное учреждение включено в целостную образовательную систему города, поддерживает тесную связь с культурными организациями и образовательными учреждения г. Иркутска, что позволяет педагогическому коллективу ДОУ поддерживать гармоничные отношения в сферах деятельности детей и взрослых, добиваться культурологизации, выражающейся в усилении общечеловеческих ценностей и гуманных способов общения, в содержании образования, формировании базиса личностной культуры дошкольников, в том числе, и даже в большей степени, при реализации данного учебно-методического комплекта.

Проект используется как часть образовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дошкольного учреждения.

Темы, цель и образовательный продукт образовательных мероприятий определены в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательной программы дошкольного образования учреждения. Так же выделены средства организации образовательной деятельности, виды детской деятельности в рамках образовательной деятельности и образовательный продукт.

В процессе ознакомления детей с родным городом и областью создается визуальный ряд: люди, архитектура, памятные события, исторические факты и т.д. Этому способствует просмотр компьютерных презентаций. В единстве с просмотром компьютерных презентаций используются такие методы, как:

  • игровое моделирование (направлено на решение какой-либо проблемы в воображаемой ситуации);
  • игры-путешествия (предполагают наличие единого сюжета, в основе которого лежит воображаемое путешествие детей, преодоление трудностей, встречи с разными персонажами);
  • рассказывание дидактических сказок и истории (позволяет познакомить детей с событиями, которые происходили в городе и области, объяснить значение символов);
  • чтение художественной литературы;
  • экскурсии, фотовыставки.

Проект предусматривает такие педагогические условия как развивающая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей, взаимодействие с учреждениями культуры города. Образовательные мероприятия являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей.

Работа по реализации проекта.

I этап проекта - Подготовительный:

Анкетирование родителей; обследование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города. воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения появляется цель, проводится общее обсуждение для того, чтобы дети выяснили, что они уже знают о теме проекта, что хотели бы узнать, как найти ответы на вопросы. Учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д.

На II этапе – реализации проекта особое внимание уделяется организации среды в группах и в дошкольном учреждении в целом. Подбирается материал по теме проекта. В процессе ознакомления детей с родным городом создается визуальный ряд: люди, архитектура, памятные события, исторические факты Среда является фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивает у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя, детей, родителей (законных представителей). Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.

Заключительным, III этапом работы над проектом, является итоговое обследование детей, повторное анкетирование родителей (законных представителей), подведение итогов. Подготовка презентации проекта: деятельность участников проекта в течение трёх месяцев.

Знакомясь с историей возникновения Иркутска, развивается интерес к историческому прошлому города. Расширяется представление детей о деревянном зодчестве Иркутска, с разнообразным количеством старинных построек, их украшениями, интерес к памятникам архитектуры, ответственность за их сохранение. Воспитывается гордость за своих земляков, интерес и уважение к их достижениям.

Проектная деятельность детей 6-го года жизни носит развивающий характер. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей. Особенность проектной деятельности – идет накопление определенного социального опыта общения со сверстниками, опыт разнообразной совместной деятельности, развитие самостоятельности в отношениях со сверстниками, развитие самоконтроля и самооценки.

В ходе путешествий, театрализованных и игровых образовательных мероприятий у детей формируются представления о родном городе – столице Иркутской области, интерес к его прошлому и настоящему.

Результат работы (итоговый продукт проекта): совместная деятельность детей и   членов   их    семей:    Выставка    рисунков    «Путешествие    во    времени», карта центральных улиц города Иркутска, макеты «Достопримечательности нашего города», видеофильм «Мой Иркутск», уголок краеведения в группе.

Перспективный план по реализации проекта «Путешествие в далекое прошлое Иркутска»

I ЭТАП с 01.10.2021 г. по 10.10.2021 г.

  1. Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.
  2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.

II ЭТАП с 11.10.2021 г. по 20.12.2021 г.

Месяц

Тема, цель, образовательный продукт

Модель организации образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная

деятельность в ходе режимных моментах

Взаимодействие с родителями

Октябрь

«Далекое прошлое города»

Цель:

Знакомить детей с образом жизни первобытного человека, обратив внимание на основы зарождения физкультуры и спорта.

Активизировать мыслительную деятельность, фантазию, воображение.

Формировать осознанную

двигательную мотивацию. Улучшать показатели двигательных функций. Развивать волевые качества, учить трудолюбию, взаимовыручке.

Образовательный продукт:

Выставка рисунков «Путешествие на машине времени».

Приглашение детей в путешествие во времени.

Просмотр презентации «Как охотились древние люди». Динамическая пауза

«Загон мамонта».

Общеразвивающие упражнения с палкой. Полоса препятствий.

П/ игра «Охотники и звери». Дыхательное упражнения «Греем руки»,

«Сова».

Просмотр презентации «Кто такие археологи?».

Самостоятельная художественная деятельность

Материал:

Презентация «Как охотились древние люди». CD № 1/5.

Презентация «Кто такие археологи?». CD

№ 1/6.

Сетка для лазания, модель костра с лампочкой.

2 гимнастические скамейки, стойки для подлезания, 2 шнура, гимнастические палки по количеству детей, маски-шапки

Ознакомление детей с жизнью первобытных людей.

Рассматривание иллюстраций.

Просмотр презентации

«Первобытные люди». CD № 1/4.

Рассказы о стоянках древних людей на территории г.

Иркутска.

Изготовление с детьми макета «Машины времени».

Подготовка

информационного листа для родителей

«Семейный маршрут». Экскурсии в музеи краеведения и природы.

для П/ игры, малые мячи.

Бумага, краски, мелки, карандаши – по выбору детей.

Мультимедийная установка.

Октябрь

«День рождения города»

Цель:

Познакомить с историей возникновения Иркутска. Продолжить формирование представления о родном городе; развивать воображение и

мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); развивать интерес к историческому прошлому города.

Учить детей решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать.

Формировать умение выполнять физические упражнения и задания с необычными предметами; Развивать двигательную память, мышление, творчество. Показать разницу полоролевого поведения детей на занятии, осуществляя

дифференцированный подход к физическому воспитанию в зависимости от пола.

Развивать ловкость, гибкость, чувство ритма, пластичность, выразительность, грациозность. Образовательный продукт: Фотовыставок «Богатырская сила», «Все дело в шляпе».

Ритуал приветствия «Мальчики и девочки». Просмотр мультимедийной презентации

«Первые жители Иркутска».

Рассматривание иллюстраций из книги «Лики Иркутска».

Спортивное развлечение с заданиями для мальчиков и девочек.

Материал:

Презентация «День рождения города». CD1/8. Фотоаппарат.

Мультимедийная установка.

Аудио запись космической музыки, голоса хранителя города, песен А. Пахмутовой

«Богатырская сила», А. Зацепина «Зеленою весной, под старю сосной».

Оборудование для мальчиков: гимнастические палки, кегли, лошадки на палочках, шапки – шлемы, канат.

Оборудование для девочек: шляпки, кегли, 2 корзинки, 2 обруча, платочки.

Чтение рассказов из программы «Живая Русь» - «Чем занимались горожане». Рассматривание иллюстраций об истории возникновения Иркутска.

Сюжетно-ролевые творческие игры

«Машина времени»,

«Строим город». Дидактическая игра

«История Иркутска». Рассматривание и тактильное

обследование

предметов народного быта, народных костюмов.

Отражение впечатлений в рисунках, играх. Просмотр мультимедийной презентации «Лица первых иркутян» CD1/7.

Экскурсии детского экскурсионного агентства «Нерпенок»: музей городского быта

Подготовка и

проведение совместной выставки с родителями

«История возникновения нашего города».

Подготовка

информационного листа для родителей

«Семейный маршрут». Совместная экскурсия в музей краеведения

«Русские казаки- первопроходцы». Рекомендации для совместного чтения:

«За стенами острога» М.Д. Сергеев, «Из истории» В.Н.

Шерстобитов. Изготовление шапок- шлемов для мальчиков, шляпок для девочек.

Октябрь

«Как Иркутск - строился»

Цель:

Закрепить умение сравнивать характерные особенности старого и современного города, закреплять знания о родном городе, интерес к настоящему и прошлому своего города.

Продолжать знакомство детей с жилищем первых иркутян: рассказать о его устройстве, разъяснить понятие «горница».

Продолжать знакомить детей с историей города через использование дидактических игр и упражнений.

Способствовать развитию речи. Воспитывать интерес к особенностям сибирского характера, к традициям. Развивать внимание,

наблюдательность, зрительную память, мышление, речь Словарь: горница – не отапливаемая, чистая комната в жилище у сибиряков, часть избы,

куда приглашали самых уважаемых гостей. Люлька, доброжелательный, почитание (родителей), сундук, полати, чугун, деревянные ложки.

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, его общественной значимости, учить бережно

относится к тому, что сделано руками человека.

Продолжать знакомить детей с

сибирским фольклором, передавать

Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся».

Сюрпризный момент – появление кукол домовят.

Игра «Найди отличия». Беседа «В сибирской избе».

Игра с мячом «Что есть в доме и избе». Исполнение частушек под фонограмму плясовой.

Украшение сундучка.

Ритуал прощания «Тепло ладони».

Материал:

Ширма, куклы Нафаня и Кузька.

Фотографии жителей старого и современного города, литографии с видами старого Иркутска.

Картины из пособия «Ремесла Руси»,

«Жизнь быт на Руси». Модель избы с утварью.

Мяч. Фонограмма плясовой под гармошку. Бросовый материал, клей-карандаш.

Леденцы на палочке в сундучке.

Разучивание и исполнение частушек. Посещение музея городского быта.

Рассматривание иллюстраций, фотографий,

дидактических наборов о предметах обихода,

быта иркутян. Беседы об истории

Иркутской губернии – края.

Загадывание загадок о предметах старины.

Разучивание частушек.

Подготовка

информационного листа для родителей

«Семейный маршрут». Изготовление (приобретение)

леденцов. Изготовление сундучка для леденцов.

через движения характер музыки и ее эмоциональное содержание.

Образовательный продукт:

Сундучок для леденцов.

Ноябрь

«Символы Иркутска. Как возник

герб города»

Цель:

Познакомить детей с гербом Иркутска,

историей его появления. Закрепить представления об исторических личностях, сыгравших большую роль в истории герба города. Развивать интерес к историческим событиям.

Формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и вооб- ражение.

Развивать творчество, способность отражать свои впечатления в рисунке.

Образовательный продукт:

Выставка рисунков «Путешествие во времени».

Приветствие «Здравствуй!». Прослушивание записи песни В. Зоткина,

«Иркутский вальс», записи стихотворения

«Красив наш город».

Сюрпризный момент – в гости к детям по очереди приходят Русские цари, солдат. Дети рассказывают им об истории появления Иркутска.

Игра с пазлами «Собери герб». Просмотр презентации «История герба Иркутска».

Игра «Так бывает». Рефлексия.

Самостоятельная художественная деятельность детей.

Материал:

Презентация с изображение гербов Иркутска разных эпох, сделанная на основе материала из книги «Первый в Иркутске». Презентация

«Жизнь и быт». CD1/9.

Разрезная картинка с современным гербом города.

Сверток – письмо.

Костюмы исторических персонажей. Музыкальное сопровождение, запись песни В. Зоткина, «Иркутский вальс»,

запись стихотворения «Красив наш город».

Разнообразный материал для рисования детей по выбору.

Знакомство с понятием «герб», истории и назначении.

Рассматривание герба РФ и Иркутска.

Составление герба семьи каждого ребенка с родителями.

Изготовление исторических костюмов для персонажей.

«Символика Иркутска. Герб и

флаг города»

Цель:

Ритуал приветствия «Волшебная ромашка». Игра «Знакомство».

Сюрпризный момент – приходит Иркутенок

Рассматривание герба и

флага Иркутска, чтение рассказов об их

Подготовка и

проведение совместной

Ноябрь

Закрепить представление детей о гербе, познакомить с флагом Иркутска, о функциональном назначении герба и флага (герб и флаг состоит из определенных символов, несущих в себе

смысловую нагрузку). Воспитывать уважительное отношение к символам своего

родного города, желание узнать о них больше, чтобы поделиться знаниями с другими.

Развивать творческие и изобразительные способности детей. Образовательный продукт: Презентация «Я знаю все о гербе и флаге родного города»

Кеша.

Беседа о флаге города.

Игра «Собери целое из частей». Игра «История нашего герба». Рассказы детей о свои впечатлениях

Рисование и аппликация по выбору детей герба и флага города Иркутска.

Материал:

Ромашка, сделанная из большого куска поролона.

Кукла «Иркутёнок Кеша». Мяч.

Герб и флаг Иркутска. Конверты с разрезанным современным гербом Иркутска на каждого ребенка, большие карты

формата А4 с изображением гербов города Иркутска разных времен. Грамоты-свитки, к которым прикреплены печати с

изображением гербов.

Материал для рисования и аппликации: бумага белая и цветная, ножницы, клей, кисточки, краски, трафареты, печатки бабра.

истории.

презентация «Я знаю все о гербе и флаге родного города».

Изготовление грамот- свитков, к которым прикреплены печати с изображением гербов.

Ноябрь

«Памятные места. Центральные

улицы города»

Цель:

Формировать представления детей о том, что в городе есть старинные улицы, они находятся в центре города, поэтому называются центральными и имеют свою историю. Продолжать знакомить со старыми названиями центральных улиц. Ориентироваться по схеме улиц, находить знакомые объекты. Воспитывать интерес к его

прошлому и настоящему.

Ритуал приветствия «Здравствуй!» Сюрпризный момент – приходит Иркутенок Кеша.

Прослушивание отрывка из песни Ю. Антонова «Есть улицы…».

Игра «Заколдованный город».

Игра «Определи старинное название улиц».

Коммуникативное упражнение «Мост дружбы».

Игра-викторина «Знатоки улиц Иркутска». Ритуал прощания.

Материал:

Запись песни Ю. Антонова «Есть улицы…», Карточки с вопросами, юла с наклеенной

Сюжетно-ролевые игры

«Строим город»,

«Путешествуем по городу».

Развивающие игры

«Пройди до указанного места (лабиринты, карты, схемы)», «Кто

больше знает улиц в нашем городе?».

Дидактические игры

«Гости Иркутска», «Я - экскурсовод» Подготовка вопросов

Экскурсии с родителями по городу, рассматривание

фотографий, слайдов с видами современных и старых улиц в сравнении.

Совместная

деятельность детей и родителей: рисование и аппликация «Улицы города» - выставка работ в группе.

Воспитывать у детей желание рассказать об истории своего города. Развивать смекалку, сообразительность, умение быстро находить правильный ответ.

Образовательный продукт: Карта центральных улиц города Иркутска.

стрелкой.

Мудрая сова (игрушка), телевизор (рама), призы, песочные часы.

Карточки формата А - 4, на которых схематически изображены центральные улицы. Карточки-фотографии размером 3x4 см с изображением зданий на центральных улицах города.

Клей-карандаш.

для детей.

«Деревянное кружево Иркутска» Цель:

Расширять представление детей о деревянном зодчестве Иркутска, с разнообразным количеством старинных построек, их украшениями. Довести до понимания, что памятники

деревянной архитектуры — это эстафета народной культуры, которая передается от поколения к поколению. Воспитывать интерес к памятникам архитектуры, ответственность за их сохранение.

Развивать у детей способность к поисковой деятельности, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.

Поддерживать стремление детей активно вступать в общение.

Обогащать словарь детей понятиями и значениями слов: наличник, ставни, причелены, карниз, охлупень, зодчий.

Познакомить с трудом деревянных дел мастеров.

Совершенствовать умения

Ритуал приветствия: игра-миниатюра

«Солнышко».

В гости к детям приходят домовые Кузя и Нафаня.

Слушанье стихотворения «Мой город юный и старинный».

Игра «Туристическое агентство» в сопровождении показа презентации

«Деревянное кружево Иркутска». Продуктивная деятельность детей «Мастера- зодчие».

Организация выставки детских работ - галерея «Улица старого города».

Чтение стихотворения Н. Крончаловской

«Терем».

Материал:

Мяч желтого цвета, коробка из-под новогоднего подарка «Теремок» со сладостями.

Цветные мелки, листы акварельной бумаги, широкие мягкие кисти.

Куклы домовых: Нафани и Кузьки, ширма. Мультимедийная презентация «Деревянные памятники Иркутска»: слайды кружевных

домов на улице Ф. Энгельса и Уткина, домов на ул. Бабушкина, К. Либкнехта, первый

детский сад Иркутска, улица старого города,

Экскурсии экскурсионного агентства «Нерпенок»:

«Деревянное кружево Иркутска»,

«Возрожденная Иркутская слобода». Рассматривание старого здания

детского сада, иллюстраций с памятниками

деревянного зодчества, разнообразие узоров и деревянной резьбы.

Знакомство с технологией строительства

деревянного дома, названием деталей.

Чтение из рассказов из программы «Живая Русь»: Устройство

дома.

Чтение рассказа А. Павлюченкова «У дерева узор

Подготовка

информационного листа для родителей

«Семейный маршрут».

Целевые прогулки с

детьми по ул. Горького. Бабушкина, Марата, К. Либкнехта, Декабрьских событий, Желябова.

Когда дети будут проходить по улицам, возвращаясь домой, или, гуляя городу, попросить их – пусть выберут себе самый красивый

деревянный, с их точки зрения, дом.

Найти сведения об истории и этого дома, а потом составить с

детьми рассказ о нем.

распределять роли, выполнять игровые действия в совместных играх со взрослыми и сверстниками. Создавать макеты различных домов, работать в технике «соус + вода», создавать эффект «бревен», рисуя полоски одним оттенком и закрашивая «дощечки» другим, размывая изображение мягкой кистью короткими горизонтальными и вертикальными мазками.

Образовательный продукт:

Макеты «Достопримечательности нашего города»

одноэтажный маленький дом с простым украшением фасада и большой двухэтажный с узорами и наличниками. CD1/10.

Иллюстрации с образцами старинных домов различной постройки.

неповторимый».

Ноябрь

«История Иркутского транспорта» Цель:

Закреплять представления детей об истории Иркутска и укладе жизни наших предков.

Продолжать знакомить детей с предметами старины, находить аналог в современном мире.

Воспитывать интерес к прошлому нашей страны;

Уточнить и расширить представление о правилах поведения на улице, об обязанностях пешехода и водителей;

Развивать речь, логическое мышление дошкольников.

Развивать двигательную активность. Создать хорошее настроение,

доставить радость и от участия в празднике.

Образовательный продукт:

Ритуал приветствия «Здравствуйте глазки». Загадка о транспорте.

Путешествие в историю транспорта, речь с движением «Ехали мы, ехали».

Презентация «Первый в Иркутске». Игра «Парусник».

Коммуникативная игра «Паровозик». Игра «Полет на воздушном шаре».

Игра «Раньше и теперь». Развлечение «Путешествие в страну светофорию».

Материал:

Мультимедийная установка.

Презентация «Первый в Иркутске». CD 1/11. 10 карт формата А4 с видов транспорта в прошлом и настоящем.

Музыкальный центр.

2 стойки, 2 мешка с цветными (желтого, красного, зеленого) мячами.

2 руля.

Мешочки с песком, 2 обруча,

Карточки со знаками, запрещающими и

Рассматривание

детской энциклопедии

«История транспорта». Сюжетно-ролевые игры

«Путешествуем по городу», «На чем приехали к нам гости».

Изготовление макетов транспорта города.

Беседы о безопасности на дорогах.

Составление карты

безопасного маршрута домой и в детский сад.

Совместная

деятельность детей и родителей: рисунки на тему «Правила

дорожного движения»,

Макеты «Транспорт на наших улицах».

разрешающими. Картонный светофор, 2 полосы белой бумаги (длинные), полоски черного цвета на каждого ребенка.

2 грузовые машины с веревочками, гимнастические скамейки, памятки, сувениры.

Для оформления зала: шары, флажки, рисунки на тему «Правила дорожного движения», 2 табло.

Декабрь

«Прошлое и настоящее иркутской

промышленности»

Цель:

Продолжать познакомить детей с промышленностью Иркутска в прошлом и настоящем. Дать понятие

«промышленность», познакомить с предприятиями пищевой, легкой, тяжелой промышленности.

Упражнять в классификации предметов (продукции про-

мышленных предприятий) по их принадлежности. Познакомить с историей создания предметов прошлого.

Сравнивать предметы по качеству; формировать связную монологическую речь с использованием карточек-схем, активизировать словарь.

Продолжать знакомить детей с трудовыми процессами прошлого и настоящего.

Вызывать интерес к процессу изменения и преобразования рукотворного мира через игровую деятельность.

Ритуал приветствия «Доброе утро!». Появление Иркутенка Кеши с альбомом изображением разных предметы обуви, одежды, продуктов питания, машин прошлого и настоящего.

Рассматривание альбома. П/игра «Пшеница и хлебороб».

Коммуникативная игра «Иголка и нитка». Релаксация «Все для всех».

Дидактическая игра «Разложи картинки правильно».

Игра «Волшебный сундучок».

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Материал:

Кукла Иркутенок Кеша.

Альбом с изображением разных предметы обуви, одежды, продуктов питания, машин прошлого и настоящего.

Пакет с молоком. Значки — символы пищевой, легкой, тяжелой промышленности.

Маленькие карточки с изображением предметов — продуктов производства.

Карточки-подсказки в волшебном сундучке, с загадками о разных предметах (конфета,

диван, машина, пальто, сапоги т.д.).

Беседы о

промышленности Иркутска в прошлом и настоящем.

Чтение рассказов из книги «Первый в Иркутске». экскурсия к

хлебозаводу,

мебельному магазину. Рассматривание иллюстраций об авиазаводе «Иркут». Сюжетно-ролевые игры

«Магазин», «Ателье» Чтение рассказов из истории мануфактур из книги Л. Фоминой

«Сибирский календарь». Стихотворений о профессиях.

Презентация

«Иркутская

промышленность». CD 1/12.

Изготовление карточек с изображением

предметов — продуктов производства, карточек- подсказок с загадками о разных предметах (конфета, диван, машина, пальто, сапоги т.д.).

Просмотр видеофильма игровой деятельности

детей по итогам мероприятия.

Образовательный продукт:

Видеофильм «Мой Иркутск»

Декабрь

«Мы в славном городе живем» Цель:

Продолжать закреплять и расширять представления детей о родном городе: об истории названий улиц, о его достопримечательностях, местах отдыха; пробуждать интерес к истории города.

Развивать способность ребенка видеть конструкцию объекта,

находить отдельные конструктивные решения

Получать удовольствие от работы в коллективе.

Совершенствовать диалогическую форму речи, развивать умение поддерживать непринуждённую

беседу.

Продолжать приобщать детей к народной песенной культуре.

Образовательный продукт:

Уголок краеведения в группе.

Игра «На телевидение».

К детям приходит почтальон Печкин со звуковым письмом первостроителей города. Презентация «Как Иркутск строился».

Прослушивание стихотворения В. Киселева

«Иркутск».

«Путешествие на автобусе» - речь с движением «Ехали мы, ехали».

Ритмическое упражнение «Стоп, машина». Совместное конструирование детей и родителей «Наш двор».

Материал:

Запись звукового письма. Запись мелодии песни об Иркутске.

Фонограмма песни «С чего начинается Родина?»

Макет экрана телевизора с логотипом ИГТРК.

Презентация «Как Иркутск строился». CD 1/13.

Открытки с современными видами и 19 века. Запись стихотворения В. Киселева

«Иркутск».

Целевые прогулки по городу: (магазин, почта, аптека, парикмахерская, картинная галерея, памятники). Чтение стихотворений, прослушивание песен о городе.

Экскурсия на ИГТРК. Беседы о телевидении, о телевизионных профессиях.

Рассматривание открыток с видами города, иллюстраций, фотографий. Беседы о родном крае, о городе.

Детали для макета «Наш дворик» (дети и родители готовят заранее).

Непосредственное участие родителей с образовательной

деятельности.

III ЭТАП с 21.12.2021 г. по 31.12.2021 г.

Декабрь

  1. Итоговое обследование детей.
  2. Повторное анкетирование родителей.
  3. Подведение итогов. Презентация проекта: деятельность участников проекта в течение трёх месяцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тряпичные куклы из далекого прошлого».

Проект. Возвращение народных традиций....

Посиделки из далекого прошлого

Образовательный проект деятельности фольклорной студии для детей 5-7 лет по изучению традиций Брянского края...

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков «Путешествие в далекое прошлое.»

Программные содержание: - закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе; - формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл; - систематизировать знания детей о си...

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Консультация для родителей....

Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...

Конспект Познавательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в далекое прошлое Приангарья»

Цель: Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории  Приангарья –  русских, эвенках, бурятах.Задачи:-Продолжать знакомить с их историей и культурой –...

Конспект ОД в старшей группе "Путешествие в далекое прошлое"

Закреплять умение лепить сказочных персонажей из русской народной сказки «Теремок» и инсценировать сказку....