«Тряпичные куклы из далекого прошлого».
методическая разработка (старшая группа) по теме

Любичева Елена Константиновна

Проект. Возвращение народных традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект. Возвращение народных традиций.

«Тряпичные куклы из далекого прошлого».

«Народные сказки и народная игрушка

подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка»

                          Н.Д.Бартрам

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «познание», «социализация», «коммуникация»             

Целью проекта является приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям, обычаям русского народа. Привитие интереса и любви к русской народной кукле.

Для осуществления проекта были поставлены следующие задачи:

Продолжать знакомить детей с русской народной куклой.

Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками.

Развивать конструктивный праксис и пальцевую моторику.

Развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость.

Развивать умение овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми.

Развивать способность управлять своим поведением и планировать действия.

Воспитывать любовь к русской народной игрушке.

Совершенствовать коммуникативные способности детей.

Актуальность проекта состоит в том, что игровая культура народов России формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры семейного и общественного быта. Народная кукла всегда давала большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старалась создать своими руками простую и тоже время красивую и многофункциональную игрушку.

Создание куклы завораживает. Ведь кукла это все-таки прообраз человека. Сам процесс создания куклы содержит в себе какое-то волшебство, колдовское действо . Наверно, наши предки испытывали еще большее чувство при создании кукол, ведь для них это было  ритуалом. По мнению доктора педагогических наук И.А.Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь». По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство, что она умеет делать - ее рукоделие. В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы.

Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется  значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей.

Были определены  три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На первом этапе была подобрана и изучена  литература по теме,  найдены нужные иллюстрации, фотографии, пословицы и поговорки, была предусмотрена  работа по обогащению словаря. Проходила  работа с родителями по сбору материала для изготовления игрушек.  Родители откликнулись на нашу просьбу, принесли лоскутки ткани, нитки, кружева, ленты

На основном этапе проводились  беседы о традициях русского народа, о народных промыслах. Большинство детей испытывало трудности в завязывании узлов и бантиков, поэтому, сначала мы с детьми тренировались на шнурках, а потом на нитках и ленточках завязывать узлы и бантики. Дети знакомились с тряпичными куклами и помогали в их изготовлении для мини-музея группы. С детьми разбирались непонятные слова, обсуждалась история каждой куклы, разучивались пословицы и поговорки, народные игры. Вместе с детьми мы обсуждали, во что одеть ту или иную куклу, как ее украсить. Дети с удовольствием участвовали в создании кукол для мини-музея группы, но им очень хотелось забрать этих кукол домой. Все это было очень интересно и необычно и увлекательно для них.

На последнем этапе было проведено открытое мероприятие по моделированию тряпичной куклы  для воспитателей ДОУ. Дети вместе с гостями делали куклу-крестовец, оберег для себя и своего дома. Всем понравился мини-музей наших тряпичных кукол.

 Для родителей  была создана фотовыставка «Русские народные тряпичные куклы».

Рассмотрим критерии эффективности проекта: 

  1. Обогащение социального и познавательного опыта детей.

Была проведена обширная работа  по приобщению детей к традициям русской народной культуры. Дети узнали много нового и интересного о тряпичных куклах. Научились делать  куклу – крестовец.

2.Повышение компетентности педагогов в изучении истоков национальной культуры.

 Педагоги посмотрели мероприятие по моделированию и активно участвовали в создании куклы оберега. Рассмотрели мини-музей группы «Русская народная тряпичная кукла»

 3.  Активизация родителей к сотрудничеству.

    Родители остались, не равнодушны к нашему проекту и приняли в нем активное участие. Почти все родители всегда принимают участие в разных конкурсах, проектах.

4.Совершенствование предметно-развивающей среды.

Мы  создали в группе игровые центры, что соответствует федеральным государственным требованиям . Для обогащения предметно-развивающей среды группы в соответствии с тематической неделей «Русские народные традиции»  был создан мини-музей «Русские народные тряпичные куклы».

 Результат реализации проекта.

Дети продемонстрировали свои знания на открытом мероприятии, показали свой интерес к русской народной тряпичной кукле. Были довольны своей куклой и взяли ее домой, что особенно их порадовало. Дети узнали и запомнили много пословиц, поговорок и могут объяснить их смысл и значение.

И в заключении,  заметим, что нами была проведена лишь часть работы по традициям русского народа. Мы предполагаем, продолжить эту работу.

 Очень хочется, чтобы игрушка осталась неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания ребенка. Пусть она всегда удивляет и забавляет малыша. И все это вместе взятое, вне всяких сомнений, будет только ее достоинством. О русской тряпичной кукле мы знаем, очень  мало, осталось еще много загадок и таинств.

Закончим словами М.Е.Салтыкова-Щедрина «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». А нам предстоит большая работа по возрождению народных традиций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Русские народные традиции и обычаи в русской тряпичной кукле» Разработчик проекта: Воспитатель: Любичева Е.К

Слайд 2

Цель Приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям, обычаям русского народа. Привитие интереса и любови к русской народной кукле

Слайд 3

Задачи: Продолжать знакомить детей с русской народной куклой. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками. Развивать конструктивный праксис и пальцевую моторику. Развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость. Развивать умение овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми. Развивать способность управлять своим поведением и планировать действия. Воспитывать любовь к русской народной игрушке. Совершенствовать коммуникативные способности детей.

Слайд 4

Актуальность Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей.

Слайд 5

Основные этапы работы Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап 1.Изучение литературы по теме. 2. Сбор материала для изготовления игрушек. 3.Приобщение родителей к сбору материала. 4.Подбор иллюстраций, фотографий, пословиц, поговорок. 5.Работа по обогащению словаря. 1.Проведение познавательных мероприятий, бесед о традициях русского народа, тряпичных кукол. 2. Обучение детей завязыванию узлов и бантов на шнурках в совместной деятельности с детьми. 3. Разбор и заучивание пословиц и поговорок, русских народных игр. (с движениями и правилами) 4 Приобщение детей к изготовлению кукол. 1.Музей народной игрушки (тряпичная кукла) 2.Итоговое интегрированное мероприятие для воспитателей ДОУ 3.Фотовыставка для родителей «Русские народные тряпичные куклы»

Слайд 6

Продукт реализации проекта Музей народной игрушки ( тряпичные куклы) Итоговое интегрированное мероприятие для воспитателей ДОУ Команда, реализующая проект Воспитатель группы Родители группы Воспитанники группы

Слайд 7

Критерии эффективности проекта: Обогащение социального и познавательного опыта детей. Повышение компетентности педагогов в изучении истоков национальной культуры. Активизация родителей к сотрудничеству. Совершенствование предметно-развивающей среды.

Слайд 8

Результат реализации проекта Дети демонстрируют знания о русских народных традициях и обычаях, о русском костюме, тряпичных куклах наших предков. Дети научились делать русских народных тряпичных кукол, завязывать узлы и бантики. Дети используют пословицы и поговорки, объясняют их смысл, значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»

         От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...

Русская народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее.

Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несёт память народной культуры. Она является игрушкой с ценными воспитательными качествами. Она универсальна и многообразна. И в настоящее время она не теря...

Детско-родительский образовательный проект "Тряпичные куклы из далекого прошлого"

В современной практике дошкольного и семейного образования  идет активное возрождение принципа народности воспитания,который предполагает приобщение дошкольникам к основам родной культуры, к трад...

Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»

Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...

Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».

НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....