Детско-родительский образовательный проект "Тряпичные куклы из далекого прошлого"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Скачкова Елена Юрьевна

В современной практике дошкольного и семейного образования  идет активное возрождение принципа народности воспитания,который предполагает приобщение дошкольникам к основам родной культуры, к традициям своего народа.

Тема "Приобщение дошкольников к народной культуре" актуальна на современном этапе. В ФГОС ДО говорится о необходимости приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям. Одним из эффективных методов работы является проектная деятельность. Проект "Тряпичные куклы из далекого прошлого"- часть большой темы "Приобщение дошкольников к народной культуре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_tryapichnye_kukly.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Гнездышко»

Детско-родительский образовательный проект

«Тряпичные куклы из далекого прошлого»

Разработала:

Скачкова Е.Ю., воспитатель

Саров

В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа. Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций. Это не только традиционная для народа практика воспитания, сложившиеся в ней знания, принципы, идеалы, но и их закрепление в народных заповедях, фольклорных образах и других формах отображения действительности. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде проявляется опыт и нравственная мудрость народа. Тема «Приобщения дошкольников к народной культуре « актуальна на современном этапе. В ФГОС ДО говорится о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям

Работая по проблеме «Приобщения дошкольников к русской народной культуре» я знакомлю дошкольников с различными видами народного фольклора и народного творчества. Одним из эффективных методов работы является проектная деятельность. Разработано несколько  проектов по данной проблеме. Одним из самых интересных проектов является проект «Тряпичные куклы из далекого прошлого»

«Из всех существующих в мире загадок

 тайна куклы -самая загадочная;

 без понимания сущности куклы

 невозможно понять и человека»

М.Е.Салтыков- Щедрин

Паспорт проекта

Тип проекта: образовательный

Вид проект:

- по количеству участников: групповой;

-по направленности: общественно-культурные ценности  ( «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);

- по приоритету методов: информационно -творческий;

- по контингенту участников: разновозрастной (6-7 лет)

- по продолжительности: краткосрочный

В начале реализации проекта необходимо выяснить  интересы и потребности  детей по данной теме. Для этого была проведена беседа с детьми с целью выяснения интересов и потребностей детей по данному вопросу.

Вопросы беседы с детьми:

1. Знаешь ли ты, что такое кукла?

2. Есть ли дома тряпичная кукла?

3. Какие народные тряпичные куклы тебе известны?

4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?

5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?

6. Что нужно для изготовления народной куклы?

7. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?

8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?

Проблема: У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.

Причины:

Незнание истории возникновения народной куклы.

Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.

Отсутствие в развивающей среды для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы

Исходя из интересов и потребностей детей,  была определена цель и задачи проекта.

Целью проекта является приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям, обычаям русского народа. Познакомить дошкольников с русской народной куклой, ее происхождением и способами изготовления

Для осуществления проекта были поставлены следующие задачи:

1.  Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы.

2. Познакомить с технологией  изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.

3. Способствовать проявлению и развитию творческих способностей  у дошкольников, опираясь на богатые традиции русского народа творческие способности,

4. Развивать   умение овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми,  способность управлять своим поведением и планировать действия.

5.  Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

6. Показать связь между всеми видами народного творчеств, народными промыслами, русским фольклором

5. Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук

В процессе ознакомления дошкольников с историей русской народной тряпичной куклы необходимо учитывать следующие принципы:

  • Принцип доступности изучаемого материала
  • Принцип историзма: прошлое ( давным-давно)  и настоящее ( в наше время). Это связано с несформированностью у дошкольников  исторического сознания
  • Принцип интегрированности – подразумевает , что ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа интегрируется во всех видах детской деятельности

Методы проекта: наглядный, словесный, практический.

Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели)

Что знаю?

Народных кукол: масленица, чучело огородное.

Что хочу узнать?

Историю возникновения народной куклы

Какие еще есть народные куклы.

Как сделать самостоятельно куклу

Можно ли играть с такими куклами.

Как узнать?

Найти в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю возникновения

Обоснование темы проекта

Посмотрев, в какие куклы играют дети, я сделал вывод, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной кукле. Народная игрушка является замечательным культурным наследием , она тысячелетия воспитывала ребенка. Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но и одновременно и самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая  ребенка к взрослым отношениям. Ребенок действует с куклой так, как ему хочется , заставляя ее осуществлять свои, порой тайные мечты и желания Игры в куклы, таким образом, играют серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Создание куклы завораживает. Ведь кукла это все-таки прообраз человека. Сам процесс создания куклы содержит в себе какое-то волшебство, колдовское действо . Наверно, наши предки испытывали еще большее чувство при создании кукол, ведь для них это было  ритуалом. По мнению доктора педагогических наук И.А.Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь». По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство, что она умеет делать - ее рукоделие. В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы.

Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется  значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Сделанная своими руками тряпичная кукла дорога и любима. Можно с уверенностью сказать, что тряпичная кукла , сделанная своими руками, может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства  любви к природе, желание трудиться , а самое главное – уважение к родной культуре и своей земле.

 Изучив опыт работы А.Аскаровой «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре» и взяв за основу учебно-методическое пособие автора Н.В.Шайдуровой  «Традиционная тряпичная кукла», мы определили содержания своей работы по реализации данного проекта и этапы реализации. подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап

1. Постановка цели, задач.

2. Изучение методической литературы.

Разработка проекта

1. Подбор литературы. Накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа.

2. Пополнение окружающей среды. Подбор пособий для работы с детьми.

3. Выбор форм работы с родителями.

4. Выбор основных мероприятий.

5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

Основной этап ( реализация проекта)

1. Составление консультаций, памяток, рекомендаций.

2. Создание мастерской и мини-музея «Народная тряпичная кукла».

3. Совместные мероприятия с родителями, педагогами и  детьми.

Творческие задания для родителей.

Мастер-класс для родителей и педагогов ДОУ и педагогов города

Беседы, наблюдения, занятия с детьми (изготовление кукол)

Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.

IV. Заключительный этап

Итоговые мероприятия

  1. Выставка “Куклы из бабушкиного сундучка”
  2. Праздник для детей и родителей

Ожидаемые результаты:

  Дети должны знать историю происхождения народной куклы.

 Дети должны уметь делать самостоятельно простейшие народные куклы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тряпичные куклы из далекого прошлого».

Проект. Возвращение народных традиций....

Посиделки из далекого прошлого

Образовательный проект деятельности фольклорной студии для детей 5-7 лет по изучению традиций Брянского края...

Презентация детско-родительского эколого-образовательного проекта «Хранители природы» для детей средней группы

Задачи: •внедрить и закрепить навыки экологической культуры у воспитанников; •повысить общую экологическую грамотность у всех субъектов эколого-образовательного пространства ДОУ; •предо...

детско-родительская встреча "Путешествие с куклой" с детьми 1-2 лет

обучение детей и родителей новым способам  совместной игровой деятельности...

Детско-родительский проект «Листая с гордостью страницы. Мценск – прошлое, настоящее, будущее»

Детско-родительский проект направлен на патриотическое воспитание детей....

Конспект образовательной деятельности "Куклы старины далекой" во второй группе раннего возраста

Цель: развивать познавательный интерес; воспитывать интерес к народному творчеству; дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки; развивать воображение; подводить к пон...

Фотоотчет с детско-родительского конкурса-выставки «Масленичная кукла»

Фотоотчет с детско-родительского конкурса-выставки «Масленичная кукла»ссылка: https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-s-detsko-roditelskogo-konkursa-vystavki-maslenichnaja-kukla.html...