Использование регионального компонента в речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС ДО.
методическая разработка

Анашкина Татьяна Геннадьевна

Наша цель: способствовать развитию речи дошкольников, используя региональный компонент в образовательном процессе.

Задачи, которые стоят перед нами:

 - познакомить детей с особенностями региона;

 - познакомить с именами знаменитых земляков;

- заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания. 

- способствовать развитию связной монологической и диалогической речи, творческих способностей, развитию когнитивных функций детей.

- познакомить детей с художественной литературой разных жанров.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_avgust_2018_itog.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении педагогов

Майнского района

                                                     Подготовила: воспитатель

Тагайского детского сада «Алёнушка»
Анашкина Т.Г.

с. Тагай
2018г.

Использование регионального компонента в речевом развитии детей

в условиях реализации ФГОС ДО.

   В соответствии с утверждением и введением в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками. Среди направлений второй части образовательной программы важное место занимает региональный компонент, который способен обеспечить многостороннее развитие дошкольников.  

   Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования  региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды.  

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования. При выборе данного направления для речевого развития дошкольников воспитатель отбирает содержание образования, базируясь на уникальности своего региона.

  Что можно использовать для развития детей, выбрав это направление в качестве основы для речевого развития дошкольников и как построить работу? Именно на эти вопросы я предлагаю обратить Ваше внимание.

Наша цель: способствовать развитию речи дошкольников, используя региональный компонент в образовательном процессе.

Задачи, которые стоят перед нами:

 - познакомить детей с особенностями региона;

 - познакомить с именами знаменитых земляков;

- заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания. 

- способствовать развитию связной монологической и диалогической речи, творческих способностей, развитию когнитивных функций детей.

- познакомить детей с художественной литературой разных жанров.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона. 

Использование регионального компонента как одного из средств речевого развития дошкольников предполагает следующее:

  1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
  2. Взаимодействие с родителями.
  3. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов).
  4. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности деятельности и ее результатов с детьми, педагогами, родителями.

Свою работу  я планировала следующим образом:

1. Подготовительный этап.

Обследование уровня знаний дошкольников и их родителей о родном крае, отбор содержания регионального компонента, планирование работы.

На подготовительном этапе были выбраны такие формы работы, как: беседа, анкетирование, изучение, отбор и планирование материала.

2.Работа с детьми.

Ознакомление детей с литературным наследием и традициями региона, развитие речи детей.

Основную работу по этому направлению я проводила с детьми старшего возраста в старшей разновозрастной группе. Для решения поставленных задач используются разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению каждого ребёнка. Были использованы такие формы работы, как: беседа, занятие, чтение художественной литературы, рассматривание портретов писателей и иллюстраций к произведениям с дальнейшим обсуждением увиденного, заучивание отрывков стихотворных текстов, пересказ, рисование по мотивам произведений и открытое занятие.

Беседа является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

Развитие  связной речи, ее просодической стороны (выразительности, тембра, темпа, силы голоса) успешно реализуется через  региональный   компонент  при ознакомлении дошкольников со стихотворными текстами, пересказе и заучивании отрывков из произведений.

Особое внимание следует уделить отбору речевого материала. Его необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей детей. Если с загадками, пословицами, поговорками дело обстоит проще, то с литературными произведениями нужно проявить особую внимательность.

Хотелось бы предложить Вашему вниманию часть отобранного мною материала.

  • Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
  • Садовников Д.Н. «Хитрый заяц»
  • Пословицы, поговорки, загадки.
  • Н.М. Языков «Сказка о пастухе и диком вепре» (с сокращ.)
  • Д.Д. Минаев «Дедушкины вечера»
  • Русские народные сказки в обработке А.Н. Толстого («Сорочьи сказки») и др.
  1. Работа с родителями.

Ознакомление с наследием нашего региона. Проводились беседы, оформлялся стенд для родителей.

Работа с родителями не менее важна для речевого развития детей, чем работа с детьми в саду. В семье продолжает развиваться речь дошкольников, и поэтому наша задача – оказать положительное влияние на речевую среду в семье, способствовать развитию речи детей через беседы детей с родителями.

  1. Работа с коллегами.

Выступление на педсовете, викторина для педагогов.

  1. Обобщение опыта педагогической деятельности.

Участие в Международной выставке-ярмарке инновационных образовательных проектов с работой «Сказочное наследие Симбирского края», выступление на методическом объединении.

     Таким образом, региональный компонент – это уникальная возможность для педагога реализовать вторую часть ФГОС ДО, открыв дошкольникам мир прекрасного наследия и богатства своего региона, и продолжить развитие  речи детей для их дальнейшей успешной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по развитию речи в старшей группе «Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС»

В самообразование подготовлен материал по развитию речи для  саморазвития педагога....

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР).

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР)....

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 29 муниципального образования Каневской район     Использование регионального компонента в рече...

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

"Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования".

В ФГОС дошкольного образования "Речевое развитие" выделено как основная образовательная область. речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности. В связи с эт...