Национально - региональный компонент
материал

Дагбаева Туяна Дашицыреновна

Национально - региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nats_reg_komponent.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Национально - региональный компонент


Уникальность региональной культуры Бурятии очевидна. Об этом говорят такие факты, как расположение региона в восточной части России;  суровый климат;  социокультурные особенности развития, имеющие свое географическое и временное развитие;  самобытность культур народов, населяющих край (русские, буряты, эвенки и др.);  глубокие исторические корни культурных традиций региона; наличие опыта сохранения и передачи подрастающему поколению региональных культурных ценностей и т.д. 
Региональная культура нашего края изучается с разных позиций: диалектологической, фольклорной, исторической, музыкальной и д.

      Учет социокультурных особенностей края в приобщении детей дошкольного возраста к региональной культуре следует рассматривать как одно из ведущих условий инкультурации, оказывающее огромное влияние на формирующееся отношение ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности как патриота своей малой Родины. Таким образом, в настоящее время знакомство детей с региональными особенностями культуры является важным в полиэтническом обществе.
Культура Забайкалья уникальна и неповторима. Богатейшее этнокультурное наследие способствовало интенсивному развитию фольклорных традиций. Приоритетным направлением работы многих краевых и муниципальных учреждений культуры, образования, в том числе и нашего ДОУ является сохранение и пропаганда самобытной культуры всех народов, проживающих на территории края.
Исторически Бурятия край, в котором проживают более 100 национальностей. Наибольшую численность составляют русские, которые представлены старожильческим населением (сибиряками) и «семейскими». 
Значительная часть населения края выражена коренными народами – буряты и эвенки. Также проживают представители 134 национальностей: украинцы, белорусы, поляки, татары, евреи, немцы, корейцы, китайцы, представители кавказских и прибалтийских народов и др.
Таким образом, реализация регионального компонента в ДОУ осуществляется в тесной взаимосвязи с социальными институтами города и района и при их поддержке в совместной деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями через адекватные формы работы. При этом предпочтение отдается культурно-досуговой деятельности.
Целью реализации регионального компонента в ДОУ является становление национального самосознания воспитанников, формирование у них способности стать представителями и носителями родной культуры через формирование у дошкольников интереса и уважения к людям разных национальностей и интересов и осуществление преемственности поколений в изучении культуры и традиций народов, населяющих Забайкалье.

     Также наш детский сад работает по программе «Дети Байкала».

Задачи:

  1. Приобщать дошкольников к национально-культурному наследию: образцам национального фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям писателей и поэтов.
    Воспитывать у детей толерантное отношение к людям других национальностей и вероисповедания, уважение к своему дому, к родной земле, малой родине.
  2. Закреплять лучшие традиции народной педагогики в семейном воспитании. Выявлять, изучать и распространять положительный опыт педагогов, внедрять в практику работы прогрессивные инновационные методы, позволяющие формировать в детях чувство патриотизма, любви к родному краю.
    3. Формировать предметно-развивающую естественную среду для овладения родным языком, народными традициями, любви к родной культуре, истории народа.

«Мой край родной - Бурятия».

Тематическое планирование в старшей группе.

СЕНТЯБРЬ

1. Познавательное «Беседа о Бурятии».

    Цель: Познакомить детей с малой Родиной – Бурятией, столицей республики – городом Улан-Удэ. Воспитывать интерес и желание больше узнать о родном крае.

2. Познавательное «Город Улан-Удэ – столица Бурятии».

    Цель: Знакомить детей с городом, в котором они живут. Дать представление «Улан-Удэ – город многонациональный». Воспитывать интерес к родному краю.

ОКТЯБРЬ

1. Познавательное «Рассказ воспитателя об этнографическом музее».

    Цель: Знакомить детей с достопримечательностями Бурятии. Быт бурятов. Познакомить с бытом, культурой.

2. Познавательное «Бурятский народ и его фольклор».

    Цель: Познакомить детей с фольклором бурятского народа, стихами, песнями. Вызвать интерес к народному творчеству.

НОЯБРЬ

1. Познавательное «Рассказ воспитателя о прошлом Бурятии».

    Цель: Знакомить детей с жизнью бурятского народа. Рассказать о прошлом, как жили буряты, о их быте. Развивать интерес к народным традициям. Любовь и уважение к малой Родине.

2. Познавательное «Знакомство с юртой».

    Цель: Продолжать знакомить с бытом бурятского народа, его традициями, обычаями. Воспитывать любовь и уважение к бурятскому народу.

3. Конструирование «Юрта».

    Цель: Учить делать юрту из круга, разрезанного по радиусу. Развивать у детей фантазию, выдумку. Аккуратность в работе.

ДЕКАБРЬ

1. Познавательное. Дидактическая игра «Шагай» - шагай наадан.

    Цель: Познакомить детей с расположением шагай, развивать мышление, моторику рук. Воспитывать любовь и интерес к бурятским национальным играм.

2. Заучивание стихотворения Бадмаева Ц.-Б. «Табан хурган».

    Цель: Знакомить детей с бурятской поэзией, доставить детям радость, желание слушать и заучивать стихи.

3. Познавательное «Старинные игрушки».

    Цель: Знакомить и рассказать детям о том, что в старину буряты играли шагай, развивать интерес к народным играм.

ЯНВАРЬ

1. Познавательное «Рассматривание картины «Маленький табунщик»».

    Цель: Познакомить детей через изобразительное искусство с прошлым бурятского народа, рассказать о трудном детстве детей, о природа. Учить детей составлять рассказы по картинам.

2. Познавательное «Бурятская кухня».

    Цель: Знакомить детей с бурятской национальной кухней. Рассказать, что можно приготовить из молока. Закрепить знания детей о пользе молочной пищи, о традиционных достоинствах бурятской кухни.

3. Познавательное «Бурятские загадки».

    Цель: Развивать у детей память, мышление. Вызвать интерес к народным загадкам.

ФЕВРАЛЬ

1. Познавательное «Сагаалган».

    Цель: Знакомить детей с национальным традиционным праздником Сагаалган, его традициями и обычаями. Воспитывать у детей уважение к старшему поколению, желание больше узнать о жизни бурятского народа.

2. Заучивание стихотворения «Резвый козленок».

    Цель: Продолжать знакомить детей с бурятской поэзией, доставить детям радость, желание слушать и заучивать стихи.

3. Развлечение «Ехор».

    Цель: Знакомить детей с бурятским народным танцем «Ехор». Воспитывать чувство прекрасного.

МАРТ

1. Познавательное «Проводы Белого Месяца».

    Цель: Продолжать знакомить с народными традициями. Выявить знания детей об обычаях в дни Сагаалгана.

2. Игра «Календарь литэ».

    Цель: Знакомить детей с восточным календарем. Дать представление, что 12 годов, каждый имеет своё название.

3. Познавательное «Путешествие в дацан».

    Цель: Выявить знания детей, что у русских церковь – попы, а у бурят дацан – ламы.

АПРЕЛЬ

1. Чтение сказки «Мудрая дочь».

    Цель: Продолжать знакомить детей с народными сказками. Учить детей понимать содержание сказки, прививать любовь к народному творчеству.

2. Игра «Маалгай».

    Цель: Продолжать знакомить с бурятскими национальными играми. Развивать у детей ловкость, воспитывать чувство коллективизма.

3. Бурятские пословицы.

    Цель: Продолжать знакомить с бурятским фольклором. Развивать память, мышление.

4. Сюжетно-ролевая игра «Встреча гостей».

    Цель: Закрепить знания детей о народных традициях и обычаях бурятского народа.

МАЙ

1. Сюжетно-ролевая игра «Юрта».

    Цель: Выявить знания детей об одежде и предметах быта бурятского народа.

2. Познавательное  «В гостях Будамшуу».

    Цель: Продолжать знакомить детей с героями сказок, легенд. Воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям бурятского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально – региональный компонент в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В нашей республике родной коми язык теряет свою силу, больше говорят на русском языке, поэтому педагоги нашего детского сада считают актуальным введение родного языка в словарь наших воспитанник...

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Эстетическое воспитание  подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством  Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...

Перспективный план по национально- региональному компоненту в 1 младшей группе

Развёрнутый перспективный план работы по национально-региональному компоненту в 1 младшей группе по ФГТ....

Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»

В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...