План по самообразованию
материал (старшая группа)

Брыкина Ирина Николаевна

План по самообразованию даёт возможность педагогу изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей старшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_2023.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Рисование и другие формы художественной деятельности – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Различные формы художественной деятельности — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

Художественная  деятельность способствует развитию у ребёнка:

• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• Внимания и усидчивости;

• Мышления;

• Художественных  навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского творческого воображения.

Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей старшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Задачи:

1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2. Изучить процесс развития творческого воображения.

3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

4. Разработать перспективный план работы с детьми.

5. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

6. Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.

7. Определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения.

8. Разработать комплексную методику мониторинга творческого воображения детей дошкольного возраста.

9. Определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности.

10. Провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

11. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.

12. Провести консультацию для педагогов на тему «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
  • решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
  • музыкальное сопровождение;
  • использование ИКТ.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические

 Методы:

  • наблюдения с детьми;
  • обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
  • объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
  • показ способов действия;
  • игровые приемы;
  • совместный анализ выполненной работы.

Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению формами художественного творчества. Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Предполагаемый результат:

1. У детей повысится уровень художественных способностей;

2. Если в работе с детьми дошкольного возраста в творческом воображении  использовать изодеятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

3. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы.

Этапы самообразования

1.Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: ноябрь - апрель.
4.Представление опыта работы по теме: сентябрь
5. Изучение методической литературы

Содержание работы.

Ежедневно

Использовать инновационный подход в организации и проведении всех видов образовательной деятельности. Использую разнообразные инновационные подходы на занятиях.


Сентябрь – май

Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы, новинок по теме самообразования, подбор информации в интернете.

Изучение методики проведения организованной образовательной деятельности по Художественному творчеству в старшей группе. Изучение новых публикаций  в Интернете.
Разработать и провести консультацию для воспитателей «Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности»
Разработать консультацию для родителей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Октябрь

Подготовить диагностику на начало года.

Разработать и провести консультацию для воспитателей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»

Организовать занятия «Разноцветный мир» (нетрадиционное рисование с элементами арт-терапии)
Провести консультацию для родителей "Учите детей изображать! "

Ноябрь

Разработать консультацию для родителей «Как организовать домашние занятия по рисованию»  

Провести анкетирование.

Разработать и провести консультацию для воспитателей «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Декабрь
Провести консультацию для родителей « Дидактические игры в изобразительной деятельности»  
Продолжать изучение литературы по арт-терапии.

По арт-терапии изучить темы : «Изотерапия как средство социокультурной адаптации дошкольника », «Игры с элементами арт-терапии как метод интеллектуально-эстетического развития дошкольников».

Январь
Провести консультацию для родителей «Игровая деятельность в семье»

Разработать и провести открытое занятия для детей.

Февраль

Изготовить папку-раскладушку «Нетрадиционные техники рисования ДОУ» (информация для родителей) .
Провести консультацию для родителей «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.»

Март

Подготовка праздника к 8 Марта, сделать с детьми подарки мамам, используя нетрадиционные техники по Художественному творчеству.
Провести консультацию для родителей «Роль лепки во всестороннем, гармоническом  развитии ребёнка-дошкольника».

Апрель

Подготовить для педагогов консультацию «Цветные ладошки» (печатание ладошками) .
Подготовить для родителей консультацию «Коллективные работы детей»

Провести выходную диагностику по художественному творчеству.

Подготовить отчёт о поделанной работе для сообщения на педсовете.

Организовать выставку детских работ, создать фотовыставку под темой «Разноцветный мир».

Литература:

1. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия.

2. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А. В. Никитина 2010г.

3. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с

4. «Поделки из бросового материала» Г. Н. Давыдова

5. Детский дизайн. Пластилинография» Г. Н. Давыдова

6. «Пластилинография малышам» Г. Н. Давыдова

     7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2012

     

Перспективное планирование художественной деятельности

Месяц

Тема занятия

Техника выполнения

Сентябрь

"Ромашка"

"Лето красное прошло"

"Овощи созрели. Свекла"

"В садах созрели яблоки"

Лепка из семян тыквы

Кляксография

Пластилинография

Оттиск поролоном

Октябрь

"Осенний лес"

"Ежик"

"Осеннее дерево"

"Белый гриб"

Отпечатывание сухих листьев

Рисование тычком

Аппликация из семян тыквы

Рисование солью и гуашью

Ноябрь

"Осеннее дерево"

"Кленовый лист"

"Платок для мамы"

"Белочка грызёт орешки"

Рисование пальчиками

Пластилинография

Ниткография

Рисование крупой

Декабрь

"Зимний лес"

"Рукавичка для Деда Мороза"

"Снеговичок"

"Зима"

Оттиск смятой бумагой

Рисование крупой

Аппликация из ватных дисков

Рисование солью

Январь

"Зимняя рябина"

"Зайчик"

"Снегири на дереве"

Рисование ватными палочками

Рисование тычком

Аппликация из скорлупы фисташек

Февраль

"Конфета для друга"

"Подарим галстук папе"

"Рыбка"

Монотипия

Рисование с элементами аппликации при помощи зубной щетки и акварели

Пластилинография

Март

"Цветы в вазе"

"Мимоза"

"Грачи прилетели"

"Подснежник"

Монотипия

Рисование ватными палочками

Аппликация с оригами и скатыванием бумаги

Рисование солью

Апрель

" Бабочка"

"Берёзка весной"

"Космос"

"Ракета"

Монотипия

Рисование тычком

Рисование солью и гуашью

Аппликация из салфеток

Май

"Бабочка"

"Одуванчики"

"Цыплята"

"Здравствуй, лето!"

Рисование ладошкой

Пластилинография

Рисование пальчиками

Рисование ватными палочками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...