Приобщение к народной культуре (2 - 3 года) Календарно - тематическое планирование
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Гордиенко Ангелина Сергеевна

Приобщение к народной культуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение к народной культуре

Календарно-тематическое планирование занятий

И.А.Лыкова "Приобщение малышей к народной культуре. Третий год жизни."

1 раз в неделю (среда -  2 половина дня)

месяц

неделя

Тема занятия

Образовательные задачи

стр.

сентябрь

1

«Жили-были дед да баба...». Обыгрывание сказки «Курочка Ряба»

Приобщать детей к устному фольклору. Помочь установить связь между сказочными образами (бабушка, дедушка) и произведениями народных промыслов (миска, ложка, платок, фартук, шапка). Развивать художественное восприятие, эстетические эмоции, связную речь. Поддерживать инициативные высказывания и игровые действия. Воспитывать интерес к народной культуре (сказкам, игрушкам, бытовым предметам).

18

2

«Курочка- пеструшечка, куда пошла?» Народные потешки, песенки, игры- забавы

Обыграть сюжет сказки «Курочка Ряба» с помощью изделий народных художественных промыслов. Помочь раскрыть характер образа курочки Рябы и смысл слова «ряба». Формировать представление о заботливости. Учить декорировать силуэт курочки разноцветными «пёрышками» (мазками или штрихами). Развивать художественное восприятие, эмоции, память, речь. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

20

3

«Хвать грибок, да в туесок». Один и много

Познакомить детей с традиционным изделием народной культуры - туеском. Формировать персептивные действия и расширять опыт обследования природных материалов (бересты). Учить сортировать предметы двух видов (ягоды и грибы). Дать начальное математическое представление «один и много». Развивать восприятие, наглядно-образное мышление. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе и народной культуре.

22

4

"Катись яблочко, по тарелочке"

Красивые узоры

Закрепить представление о назначении разнообразной посуды. Вызвать интерес к тарелке, как предмету культуры, сравнить с миской. Закрепить способ кругового прокатывания "яблочка" по тарелочке. Сравнить со способом управления богородской игрушкой-балансиром. Поддержать желание детей украсить тарелки (круги) красивыми узорами. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать уважение к бытовому труду (на примере ухода за посудой)

24

октябрь

1

«Приходите, гости дорогие!»

Подносы не простые - красивые, расписные

Дать начальное понятие о гостеприимстве. Познакомить с подносом в сравнении с тарелкой и корзиной. Вызвать интерес к созданию красивых композиций из муляжей фруктов на расписном подносе (например, жостовском). Развивать чувство формы и композиции, ориентировку в пространстве. Воспитывать способность управлять своими желаниями и действиями (хочу- не хочу, могу- не могу, буду- не буду).

26

2

«Ложка точеная, ручка золочёная...». Русская народная сказка «Жихарка»

Создать фольклорный образ осени. Вызвать интерес к подбору изделий с хохломской росписью. Уточнить и расширить представление о назначении ложки (на материале сказки «Жихарка»), Сопоставить форму ложки с рукой человека. Формировать навыки культурного поведения за столом. Развивать восприятие, чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к природе.

28

3

«Выросла репка большая- пребольшая». Богородские игрушки

Обыграть сюжет русской народной сказки «Репка». Познакомить со способом управления динамичными богородскими игрушками. С помощью воздушного шара показать, как выросла репка. Развивать художественное восприятие, эстетические эмоции. Приобщать к ценностям народной культуры (труд, дружба, взаимопомощь). Воспитывать общительность, доброжелательность.

30

4

«Катись, яблочко, по тарелочке». Красивые узоры

Закрепить представление о назначении и разнообразии посуды. Вызвать интерес к тарелке как предмету культуры, сравнить с миской. Закрепить способ кругового прокатывания «яблочка» по тарелочке. Сравнить со способом управления богородской игрушкой-балансиром. Поддержать желание детей украсить тарелки (круги) красивыми узорами. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать уважение к бытовому труду (на примере ухода за посудой).

32

ноябрь

1

Играем в сказку «Три медведя». Большой, средний, маленький

Уточнить представление о миске, ложке и традиционных блюдах народной кухни (щи, каша с молоком, творог со сметаной). Сравнить миску с тарелкой. Обыграть сказку «Три медведя»: помочь установить соответствие между размером мисок и ложек. Развивать способность сравнивать три размера (большой, средний, маленький). Воспитывать культуру поведения за столом.

34

2

«Баю-баюшки- баю, спать укладываю». Игрушечная колыбель и колыбельные песни

Познакомить со старинными предметами детской мебели, предназначенными для сна (колыбель, люлька, кроватка). С помощью дидактической куклы закрепить представление о постели, постельных принадлежностях (подушка, одеяло, покрывало) и последовательности застилания кроватки. Инициировать игровые действия: уложить куклу спать и спеть колыбельную песню. Развивать память, наглядно-образное мышление. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность.

36

3

Кукла «Пеленашка».

Сюжетно - ролевая игра

Познакомить с куклой «Пеленашкой» и организовать наблюдение за ее изготовлением. Помочь осмыслить слово «Пеленашка» в созвучии со словами «пелёнка» и «пеленать». Инициировать обыгрывание рукотворных куколок (пеленание, кормление, укладывание спать, напевание). Закрепить представление о колыбели, постельных принадлежностях, колыбельных песнях. Развивать игровой опыт. Воспитывать интерес к народным игрушкам и свободным играм.

38

4

«Пройди, Маша, по дорожке». Где «прячутся» полоски?

Дать представление о домотканой дорожке, предназначенной для домашнего уюта. Сравнить с дорожкой на улице. Помочь установить связь между предметом и его местом в пространстве. Учить находить полоски в декоре разных предметов народной культуры. Вызвать интерес к украшению дорожки цветными полосками (линиями). С помощью дидактической куклы формировать опыт самообслуживания (одеваться и раздеваться), культурные навыки. Развивать художественное восприятие, чувство ритма. Воспитывать любовь к своему дому.

40

декабрь

1

«Мы затопим нашу печь». Тепло, еда и уют в доме

Дать начальное представление о русской печке и её значении в жизни людей (на фольклорном материале). Показать глиняную игрушку, изображающие русскую печку (дымковскую, каргопольскую). Инициировать изображение огня в технике «коллаж» из бумажных салфеток. Начинать знакомить с правилами пожарной безопасности. Развивать восприятие, эмоции, воображение. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

42

2

Смотаем нитки в клубочки. Дидактическая игра «Найдем пары рукавичек»

Формировать понятие о необходимости тёплых вещей в холодное время года. Показать связь между словами «руки» и «рукавички». Инициировать поиск пар рукавичек по цвету, узору. Уточнить представление о значении узоров. Учить рисовать клубочки в форме спирали. Развивать восприятие. Поддерживать самостоятельность, активность. Воспитывать чувство благодарности к бабушкам и дедушкам за любовь и заботу, желание вместе играть и заниматься домашними делами.

44

3

«Мишка косолапый по лесу идет».

Шишки для нарядной елочки

Познакомить с традиционными ёлочными украшениями (на примере клинских новогодних игрушек). Показать способ декорирования сосновых и еловых шишек путем окрашивания чешуек. Создать условия для художественного экспериментирования. Развивать тактильные ощущения, эстетические эмоции. Воспитывать интерес к сотворчеству (вместе украшаем елку и встречаем праздник) и праздничным традициям.

46

4

Как народные игрушки поведали сказку «Рукавичка»

Инициировать обыгрывание сюжета народной сказки «Рукавичка» с помощью народных игрушек или театральных кукол (по выбору педагога и детей). Показать варианты художественной трактовки образов животных. Дать представление о собаке как домашнем животном, друге и помощнике человека. Расширить представление о рукавичках и вязании как способе их изготовления. Развивать художественное восприятие. Воспитывать интерес к фольклору.

48

январь

1

Праздничная неделя

2

Каникулы

3

«Тили-бом!

Тили-бом!»

Игра-

театрализация

Познакомить с Петрушкой как традиционным персонажем народной культуры. Создать ситуацию для обыгрывания потешки «Тили- бом!» в театрализованной деятельности. Дать представление о воде и её значении для жизни людей и животных (вт.ч.для тушения пожара), напомнить о правилах пожарной безопасности. Развивать воображение, память, мышление. Воспитывать интерес к фольклору, желание обыгрывать сюжеты потешек и русских народных сказок.

50

4

Как народные игрушки поведали русскую сказку «Колобок»

Продолжать знакомить детей с народной культурой на фольклорном материале. Инициировать обыгрывание сюжета русской народной сказки «Колобок» с помощью народных игрушек. Развивать художественное восприятие, эстетические эмоции, игровые умения, координацию в системе «глаз - рука». Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

52

февраль

1

«Кисонька- мурысонька, где ты была?» Бабушкины пряники

Дать начальное представление о прянике как традиционном кондитерском изделии. Инициировать обследование изделий разной формы (пряник, печенье, колобок).Учить благодарить за угощение. Развивать восприятие, тактильные ощущения, обоняние, чувство формы, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать любовь к бабушкам и дедушкам, желание познавать и сохранять семейные традиции, связанные с гостеприимством.

54

2

«Ай,качи-качи- качи! Глянь - баранки, калачи!»

Формировать представление о гостеприимстве. Раскрыть смысл понятия чаепитие. Вызвать интерес к лепке угощений - баранок, сушек. Создать условия для сравнения сушек и баранок по форме, размеру, количеству. Учить нанизывать сушки на веревочку. Формировать навыки культуры поведения за столом. Развивать чувство формы, глазомер,

56

3

Лоскутное одеяло и подушка для куколки. Дидактическая игра «Цветные лоскутки»

Дать представление о лоскутной технике на примере лоскутной подушки и лоскутного одеяла. Учить сравнивать и группировать лоскутки. Знакомить с понятием «целое и часть». С помощью дидактической куклы закрепить представление о постели, постельных принадлежностях, последовательности подготовки ко сну. Развивать восприятие, память, наглядно-образное мышление. Воспитывать инициативность, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

58

4

«Здравствуй, Масленица!» Веселые блины и свистульки

Дать детям начальное представление о Масленице. Создать условия для театрализованной игры в Масленицу: катание с горки, «выпекание» блинов, игры со свистульками и др. Познакомить с игрушкой-свистулькой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Поддерживать проявление эмоций в процессе театрализованной игры и праздника: радоваться, веселиться, смеяться, свистеть в свистульку и др. Развивать эмоции и чувства. Воспитывать интерес к народным праздникам.

60

март

1

«Ай тата, тата, тата! Пожалуйте решета: Мучки просеять, Пирожки затеять»

Обыграть русскую народную сказку «Маша и медведь» с помощью изделий народной культуры. Дать представление о берестяном изделии «короб» и предложить сравнить его с туеском, корзинкой. Учить готовить печенье с помощью кондитерских формочек. Развивать воображение, связную речь, координацию «глаз-рука». Воспитывать активность, трудолюбие, самостоятельность, желание помогать мамам и бабушкам в домашних делах.

62

2

Как деревянные игрушки- дергунки поведали сказку «Заюшкина избушка»

Формировать начальные представления о дружбе и взаимопомощи. Уточнить понятие «избушка». Обыграть сюжет русской народной сказки «Заюшкина избушка» с помощью деревянных игрушек-дергунков. Знакомить со способом управления динамичными фигурками. Развивать художественное восприятие, эстетические эмоции, игровые умения, координацию в системе «глаз-рука». Воспитывать интерес к русским народным сказкам и традиционным народным игрушкам.

64

3

Жаворонушки,

прилетите!

Весну-красну

принесите!»

Приобщать детей к традициям и обрядам народной культуры. Дать начальное представление о старинном славянском празднике «Жаворонки». Познакомить с закличками как жанром фольклора, предложить для заучивания и совместного исполнения закличку о жаворонках. Уточнить представления о признаках весны (основы народного календаря). Формировать начальные представления о времени (давным-давно; рано-рано). Развивать восприятие, тактильные и вкусовые ощущения, чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать интерес к фольклорным праздникам, желание сохранять народные традиции.

66

4

Здравствуй, солнышко- Колоколнышко! Загляни к нам в оконышко

Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Поддержать интерес к рисованию весёлого солнышка, заглядывающего в окошко. Учить сочетать замкнутую форму (круг) и радиальные линии. Закреплять технику рисования кистью: набирать краску на весь ворс, свободно двигать по окружности, в пределах формы (внутри круга) и проводить линии. Развивать художественное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение, чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетические эмоции и чувства.

68

апрель

1

Как театральные куклы поведали сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»

Дать начальное представление о театре Петрушки. Создать условия для театрализации сюжета русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с помощью предметов (лапоть, соломинка) и материалов (соломинка). Создать условия для конструирования «реки» из тонкой ткани, шнурков, ленточек, тесьмы. Помочь составить понятие о смехе, веселье, юморе. Вызвать интерес к играм с мыльными пузырями. Развивать воображение, образную речь, эстетические и нравственные чувства. Воспитывать интерес к фольклору в разнообразии и взаимосвязи его проявлений (сказка, театр).

70

2

«Едем-едем на лошадке по дорожке гладкой». Игры-забавы по сюжетам потешек

Вызвать у детей радость от «общения» с народными игрушками в играх-забавах. Создать фольклорный образ лошадки. Расширять игровой опыт: поддержать желание покататься на детской лошадке-качалке и покатать игрушки на маленькой лошадке-качалке. Развивать восприятие, воображение, связную речь. Воспитывать интерес к традиционным народным играм, желание быть ловким и умелым.

72

3

Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря...» Сюжетная лепка по мотивам потешки

Дать начальное представление о доброте и заботливости как черте народного характера. Продолжать знакомить детей с народными потешками и глиняными расписными игрушками. Дать начальное представление о дымковской игрушке и глине как художественном материале. Помочь детям создать в воображении фольклорный образ уточки с утятами. Вызвать интерес к обыгрыванию потешки «Наши уточки с утра» в театральной игре и отражению полученных представлений в изобразительной деятельности (лепке). Развивать восприятие, воображение, чувство формы и пропорций. Воспитывать интерес к традициям и ценностям народной культуры, желание обыгрывать потешки и русские народные сказки.

74

4

Дружная

семейка.

Веселые

матрешки

Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки. Дать начальное представление о женском национальном костюме как комплексе, включающем рубаху, сарафан, фартук, платок (по модели северного костюма). Вызвать интерес к оформлению матрёшек на основе готового силуэта. Поддержать желание обыграть фигурки нарядных матрёшек и предложить научить их танцевать. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к народной художественной культуре.

76

май

1

Праздничная неделя

2

Как народные игрушки поведали сказку «Кот, петух и лиса»

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Показать варианты художественной трактовки образов кота, петуха и лисы в разных промыслах. Создать условия для обыгрывания эпизодов с помощью народных игрушек в театрализованной деятельности. Вызвать интерес к изображению горошин в лепке и рисовании. Формировать представления о трудолюбии и взаимопомощи как ценностях народной культуры. Расширять представление о социальной безопасности (на фольклорном материале). Развивать художественное восприятие, эстетические и нравственные чувства. Воспитывать интерес к народной культуре в разнообразии её проявлений.

78

3

Как театральные куклы показали спектакль «Теремок»

Продолжать знакомить детей с народной культурой на материале сказок. Формировать начальные представления о гостеприимстве, дружбе, трудолюбии и взаимопомощи как ценностях народной культуры. Расширить понятие о доме, уточнить понятие «теремок». Инициировать обыгрывание сюжета русской народной сказки «Теремок» с помощью персонажей пальчикового театра (деревянных игрушек). Обратить внимание на «портреты» сказочных героев: мышка-норушка, лягушка-квакушка и др. Развивать художественное восприятие, образность речи, игровые умения. Воспитывать интерес к русским народным сказкам и традиционным народным игрушкам.

80

4

Итоговое

Всего  - 36 занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное тематическое планирование по физкультуре для дошкольников по теме "Народная культура и традиции"

Календарное планирование по теме "Народная культура и традиции"2 младшая ,средняя,старшая,подготовительная группы-Комплексы утренней гимнастики-Гимнастика для глаз-Пальчиковая гимнастика-Дыхательная г...

Календарно-тематическое планирование занятий по приобщению к русской культуре

планирование для второй младшей, средней, старшей группы...

21.02. по 25.02.2022 года. Календарно-тематическое планирование в средней группе в соответствии с ФГОС

Лексическая тема недели определяется по комплексно-тематическому планированию ООП "Наша армия родная и отважна, и сильна. Никому, не угрожая, охраняет нас она!"...

"Знакомимся с народной культурой и традициями" - календарно-тематическое планирование в младшей группе

quot;Знакомимся с народной культурой и традициями" - календарно-тематическое планирование в младшей группе...

Календарно-тематическое планирование по приобщению детей к книжной культуре

 Развитие у детей устойчивого интереса к книге как к источнику знаний, воспитание бережного отношения к книге, воспитание культуры юного читателя, актуализация важности участия родителей в...

Календарно - тематическое планирование. Тема недели "Игрушки. История возникновения игрушек.Приобщение к народной культуре)

Понедельник 12 сентября.  Тематическая неделя  «Игрушки» (Приобщение к народным истокам):Цель: развитие познавательной, социальной и художественно – эстетической деятельнос...