НОД «И велика, и мала» (Экскурсия в мини – музей)
план-конспект занятия (средняя группа)

Надежда Ростиславовна Гончарук

Познакомить детей с народной игрушкой - куклой. Обзор мини-музея в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экскурсия в мини-музей группы21.52 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 20»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ

ДЕТЕЙ  4-5 ЛЕТ

на тему:

 «И велика,  и мала»

(Экскурсия в мини – музей)

Воспитатель: Гончарук Н.Р.

Курск - 2023

Цель: знакомство детей с народной куклой.

Задачи:

Образовательнаяпознакомить детей с народной игрушкой – куклой.

Развивающая: развивать  творческое начало, воображение, фантазию на основе ознакомления с традициями и культурой своего народа.

Воспитательная: воспитывать любовь, уважение к традициям своего народа, его обычаям; создавать условия для самостоятельной творческой деятельности.

Материал: в группе оформлен мини-музей- выставка кукол разных лет (от современных до кукол – оберегов), сделанных из разных материалов.

 Ход занятия:

Воспитатель:  Воспитатель в русском народном костюме.  Дети стоят в кругу. Ребята! А вы любите играть  в куклы? (Ответы детей).  Я хочу пригласить вас сегодня в одно очень интересное место.  Я думаю, что вам очень там понравится, вы увидите что-то интересное.  (Подходят к мини-музею «Народная кукла). Я приглашаю вас посетить выставку кукол. Давайте посмотрим, какие куклы здесь собраны. Воспитатель проводит экскурсию и беседует с детьми: Посмотрите, пожалуйста, на этих кукол, вы узнаёте их? Какие они? Из чего сделаны? (ответы детей). Они нарядные, красивые, большие и маленькие. Этими куклами вы играете в детском саду и дома. Это современные куклы.                                                                                                             А теперь я хочу познакомить вас с простыми куклами, но люди дорожили этими куклами и берегли их. Возьмите кукол в руки, посмотрите, потрогайте. Из чего они сделаны? (ответы детей)

Положите кукол, присядьте на ковёр. Я сейчас расскажу вам о них. Дети вместе с воспитателем присаживаются на ковёр.

Рассказ: Таких кукол делали давным-давно, когда ваши прабабушки были маленькими. Кукол сделали из ниток, ткани, соломы. Это рукотворные куклы. Куклы, которые оберегали малышей от злых духов, их так и называли – «обереги». Давайте рассмотрим каждую из них.

Вот кукла – погремушка. Она сделана из ярких лоскутков и перевязана ниткой. Таких кукол подвешивали на верёвочку над колыбелькой ребёнка, и он играл с ней, как с погремушкой. Она не издавала никаких звуков, но зато была яркой и нарядной, и поэтому привлекала внимание детей. И дети с удовольствием играли с ней. А ещё люди считали, что эта погремушка оберегала малыша.

Когда малыш не мог заснуть, мама брала лоскуток и делала вот такую куколку и давала малышу, он зажимал её в руке и засыпал. Иногда эту куколку клали под подушку малышу, чтобы ребёнок мог рассказать ей сказку или свой секретик. А называют эту куколку – Бессонница.

В старину люди считали, что звуки тоже отгоняют злых духов, и поэтому придумали вот такую куклу – Колокольчик. Послушайте, как громко звенят колокольчики.

Каждая хозяйка старалась в своём доме держать куклу, которая называлась – Крупеничка,  Гороховушка  или  Зерновушка. Как вы думает, почему её так называют? Возьмите в руки, потрогайте. (ответы детей). Правильно, потому что внутри куклы находился горох, крупа или зерно. И если в доме была такая кукла, то считалось, что в этом доме хорошая, заботливая, трудолюбивая хозяйка.

А вот это Кукла-Закрутка. Она сделана из палочек, связанных между собой и сверху закручена лоскутками ткани.

Посмотрите, пожалуйста, на эту куклу. Какая интересная куколка, правда? Она свёрнута в маленький кулёчек. Хотите узнать почему? (ответы детей).  Я вам расскажу. Раньше, новорожденных детей плотно-плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что спелёнатый ребёнок оберегался в ней, он не был никем  заметен. А чего боялись люди? (ответы детей).  Да, они боялись злых духов, которые могли обидеть ребёнка, поэтому первая кукла ребёнка, была её образ – Пеленашка. Её клали в люльку ребёнка. Эта кукла, как и другие рукотворные куклы, служила оберегом. А теперь я вам предлагаю поиграть, так как играли в старину. Оставьте своих куколок на стульчиках и становитесь в круг.

Физминутка. Повторяем слова и движения за мной:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши).

Жили в маленькой избушке

(сложить руки домиком).

Семь сыновей (показать семь пальцев).

Все без бровей, (очертить брови пальцем).

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам).

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками).

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы).

Вот с такой головой, (очертить большую голову).

Вот с такой бородой, (показать руками).

Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку).

На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами).

И все делали вот так… (показать любое движение).

Воспитатель: А вот  ещё сундук. Рядом с сундуком письмо, прочитаем его? «Здравствуйте  дети, я Домовёнок. Найдите меня  в вашем мини-музее». (Дети находят куклу – Домовёнка)

Воспитатель: Вот ещё одна кукла – Домовёнок. Такую куклу хранила у себя каждая хозяйка. Люди считали, что эта кукла оберегает дом от злых духов. (Воспитатель продолжает читать письмо) «Я  приготовил  каждому из вас  подарок – куклу – Пеленашку». (Воспитатель раздаёт детям куколки). Когда рождается человек, ему дают имя и куклам тоже дают имена. А как вы назовёте своих кукол? (дети придумывают имена, ответы детей). Ну, вот и замечательно! Я думаю, что самое время укачать наших новорожденных Пеленашек. Как можно укачать маленького ребёнка? (ответы детей).

Давайте и мы вместе споём колыбельную.

Баю-баюшки-бай-бай -

Кукла, кукла, засыпай.

Крепче глазки закрывай,

Поскорее засыпай.

Глазки-глазки закрывай -

Баю-баю-баю-бай.

Ну вот, наши Пеленашки уснули. Давайте отнесём их на кроватки,  и положим отдыхать. А когда они проснутся, вы будете с ними играть. (провожаю детей в группу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

Экскурсия в мини - музей русской старины

Экскурсия в мини-музей Русской старины (для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: Познакомить детей с содержанием мини-музея. Расширить представления детей о жизни русского народа. Спо...

экскурсия в мини- музей русской старины

Экскурсия в мини – музей русской старины (для детей средней группы №7)                     Материал подготовлен  воспитателем группы ...

Учебно методическое пособие "Экскурсия в мини-музей ложки"

Учебно методическое пособие "Экскурсия в мини-музей ложки"...

конспекты экскурсий по мини-музею книги

Представлены конспекты занятий,  знакомящие детей с разными видами бумаги, с буквами разных народов, с разнообразными письменными принадлежностями....

Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»

Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...