Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Подносный промысел Урала»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Килякова Светлана Александровна

Конспект занятия

для детей подготовительной к школе группы

«Подносный промысел Урала»

Цель: знакомство детей с народным промыслом – лаковым подносом, приобщение к истокам культуры  уральского региона.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с народным подносным промыслом Урала, особенностями  изготовления Нижнетагильских подносов,  основными  элементами  росписи.

Развивающие: учить видеть красоту бытовых предметов, разнообразие форм, элементов узора, цвета.

Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам, уважительное отношение к культуре и искусству народов Урала, труду взрослых, гордость за свою малую родину.

Материалы и оборудование: Нижнетагильские подносы, образцы росписи, иллюстрации, костюм Хозяюшки, ноутбук.

Предварительная работа: просмотр презентации «музей Дом Худояровых», беседы о народных промыслах родного края, чтение художественной литературы о народных промыслах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tagilskie_podnosy_-_zanyatie.docx27.19 КБ
Файл naglyadnost_k_konspektu.docx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

для детей подготовительной к школе группы

«Подносный промысел Урала»

Цель: знакомство детей с народным промыслом – лаковым подносом, приобщение к истокам культуры  уральского региона.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с народным подносным промыслом Урала, особенностями  изготовления Нижнетагильских подносов,  основными  элементами  росписи.

Развивающие: учить видеть красоту бытовых предметов, разнообразие форм, элементов узора, цвета.

Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам, уважительное отношение к культуре и искусству народов Урала, труду взрослых, гордость за свою малую родину.

Материалы и оборудование: Нижнетагильские подносы, образцы росписи, иллюстрации, костюм Хозяюшки, ноутбук. 

Предварительная работа: просмотр презентации «музей Дом Худояровых», беседы о народных промыслах родного края, чтение художественной литературы о народных промыслах.

Ход занятия.

Орг. момент

Воспитатель: Доброе утро, ребята.

Наступил новый день,

Заниматься вам не лень.

1 слайд. Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Это занятие мы проведем вместе. Пусть вам он принесет много новых интересных впечатлений.

Вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет сегодня наш разговор (ответы детей)

Верно, наша выставка в группе помогла вам понять, что речь пойдет о подносах, об их зарождении, изготовлении.

Знаете ли вы, что такое поднос? (Поднос это плоскость из твердого материала для переноски посуды и для подачи еды на стол, то, на чем подносят, несут, образовано от глагола ПОДНОСИТЬ)

Хотите узнать, откуда выставка появилась в нашей группе? Присаживайтесь на стульчики, начнем наше путешествие.

Осн.часть

Дети помогите закончить фразу.

Наша родина ……(Россия)

Край, в котором мы живем, называется …..(Уральский)

По-другому, можно сказать, мы живем на …..(Урале)

2 слайд.

3 слайд. Уральский край богат не только полезными ископаемыми, природой, знаменитыми людьми, но и народными промыслами. Вы уже знакомы с некоторыми из них.

4 слайд. Сегодня пришла пора познакомиться еще с одним Уральским промыслом – подносным промыслом. Мы можем гордиться тем, что много лет назад именно жители Урала, мастеровые Урала решили делать подносы.

5 слайд. Произошло это в городе, в котором каждый из вас хоть раз да побывал, в городе Нижний Тагил. Благодаря прочности и красоте, тагильский поднос получил известность во всем мире. А вы хотите узнать, как это произошло?

Тогда  приглашаю вас сесть в лодку и поплыть по реке времени в прошлое. Закрывайте глаза и проговаривайте вместе волшебные слова «Мы плывём, плывём, плывем и  в прошлое попадём!» (Воспитатель надевает платок и фартук)

6 слайд. Хозяюшка: Добрый день, ребята. Я хозяйка здешних мест. Спасибо, что заглянули в наш Город Мастеров. Слышала я, что вы подносным промыслом интересуетесь. Я с удовольствием расскажу вам об этом.

7 слайд. Произошло это в давние времена в городе Нижний Тагил, который расположен на берегу реки Тагил и  жили  в нем люди работящие, мастеровые. Дома строили деревянные, крепкие. На той реке Акинфий Демидов построил завод, на котором делали железо.

8 слайд. В те далёкие времена появилась мода на «чаепитие». Любили люди разных сословий и бедные и богатые посидеть у самовара и выпить чашечку чая. Вот местные мастера ремесленники решили из остатков железа делать плоские широкие блюда с высокими бортиками, на котором подносили чай.

9 слайд. Так и начали производство подносов. Как вы думаете, зачем на подносах делают бортики?(ответы детей)

Первые подносы мастера собирали    из отдельных частей: днища, высокого прорезного бортика и фигурных ручек, а позже появились кованые, литые подносы, т.е. из цельного листа железа. Работа по изготовлению подноса не легка.

10 слайд. Хозяюшка: Начинал работу мастер «коваль». Он из остатков железа ковал или, по-другому, штамповал форму будущего подноса, отгибал борта. Давайте заглянем в мастерскую к нему.

11 слайд. Вот на таких деревянных колодах с чугунными приспособлениями делались первые подносы.

13 слайд. С помощью специальных инструментов (молоток, острые зубила и т.д.) Из-под рук мастера выходила заготовка подноса. 

14слайд. Ребята, как вы думаете,  какой формы бывают подносы? Одинаковы ли они? Формы использовались разные: круглые, овальные, в том числе шести - восьмигранники.) Предлагаю задержаться в мастерской у коваля и вместе с ним поработать пальчиками.

15 слайд. Пальчиковая гимнастика:

Смастерит любые вещи

В деле этом он – знаток

Коваль сделал заготовку

Будет в будущем поднос.

Молотком постучим

По куску железа

Будет прочным наш поднос

Конечно без разреза.

16 слайд. После того как форма была готова, поднос шлифовали, т.е. зачищали неровности и покрывали грунтом. Далее поднос покрывали черным лаком и сушили в печи. 17 слайд. В обычной деревенской печи. После сушки поднос  окрашивали  цветной краской.

Хозяюшка:  Вот так, тагильские мастера  делали   первые   подносы.  

18 слайд. Давайте заглянем в один из современных цехов по изготовлению подносов и повторим этапы его изготовления.

19 слайд. Хозяюшка: Ребята, если оставить поднос черным, он будет красив?(нет) Вот и в прошлом умельцы придумали для красоты расписывать подносы. Даже школы существовали для обучения этому мастерству.

20 слайд. Краски тогда не продавались в магазинах, мастера готовили их сами: самоцветные каменья растирались в пудру, замешивались с маслом и смолой. В основном в тагильских подносах использовались красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета. 21 слайд Рисовали мастера на подносах людей, события из их жизни(праздники, чаепитие и т.д.). 22 слайд. Любили изображать красоту Уральской природы. 23 слайд Но самой узнаваемой и популярной росписью тагильских подносов стали цветы, особенно Роза.  24 слайд. В это время большое распространение получает уралосибирская роспись или так называемое "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила (на кисть набираем два цвета краски: на одну сторону светлую, на другую темную краску) и в два-три взмаха «лепит» цветочный венчик, стебли, листья. ВЫ уже знакомы с этой росписью. Именно в применении «махового» письма и заключается особенность тагильской росписи подносов.

25 слайд Проводится игра «Сложи картинку»

Вот сейчас я проверю, что вы запомнили. Вам необходимо собрать из отдельных кусков изображения тагильских подносов и определить, что изобразил художник на них: природу, людей или цветы.(самостоятельная работа в группах)

26 слайд Хозяюшка: После того как поднос расписали его покрывали прозрачным лаком и вновь закаливали в печи. Лучшим мастером лакового дела считался  Андрей Худояров. Он в своей красильной мастерской изобрел новый лак: «хрустальный» - прочный, стойкий, который «на железе, меди и дереве не трескается». Секрет чудо-лака, к сожалению, был утерян и до сих пор не разгадан.

27 слайд Изделия уральских мастеров привлекали большое внимание, показывали их на  выставках, на ярмарках. Они пользовались популярностью и продавались даже за границу.

Уральский мастер потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

И подноса не нашел.

А куда же они делись?(продали)

Ну что, ребята, вот вы и познакомились с подносным промыслом Урала. Вам было интересно? А нам пора прощаться, возвращайтесь в свое время и не забывайте гордиться вашими предками и их достижениями. Закрывайте глаза и проговаривайте вместе волшебные слова: «Мы плывём, плывём, плывем и  в детский садик попадём!»

28 слайд. Итог: Воспитатель:

  • Ребята, вам понравилось путешествие в прошлое?
  • В каком городе зародился подносный промысел?
  • Кто запомнил, как назывался мастер, который ковал форму будущего подноса?
  • Что изображали художники на подносах?
  • Кто запомнил, как называется роспись тагильских подносов, которая является их особенностью?

Воспитатель: Тагильский поднос жив, развивается, проводятся выставки, пишутся книги. Новые мастера, сохраняют  в своих работах лучшие традиции, используют и современные мотивы.

Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет-

И кажется, лето нам шлет свой привет.

29слайд Я предлагаю вам посетить Нижнетагильский музей подносного промысла дом Худояровых и ещё раз послушать о подносном промысле Урала.

30 слайд


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование. Планы - конспекты занятий для детей подготовительной к школе группы.

Планы - конспекты занятий для детей подготовительной к школе группы....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Игра-путешествие в страну математику»

Занятие способствует формированию умений считать, сравнивать и составлять числовые пары, развивать умение ориентироваться на листе....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы: "К школе готов!"

Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе "Урал - моя малая Родина".

Формировать интерес дошкольников к малой родине; расширять и укреплять знания детей о родном городе; воспитывать чувство гордости за место своего проживания, за себя как жителя великого города....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Создание Лесной школы».

Помощь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников....