Конспект занятия на тему: «Где казак – там и слава» для детей старшего возраста.
план-конспект занятия (старшая группа)

Рыбалко Антонина Владимировна

Тематическая программа с элементами театрализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachestvo.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

«Где казак – там и слава»

Воспитатель: А.В.Рыбалко

Г. Пролетарск

2024г.

Конспект занятия на тему: «Где казак – там и слава»

для детей старшего возраста.

Цель: формирование гражданина-патриота.

Задачи

воспитывающие:

  1. Воспитание чувства гордости за вклад донского казачества в победу над фашизмом.
  2. Формирование понимания сопричастности с современной жизнью казачества.

 развивающие:

  1. Развитие интереса к истории донского казачества.
  2. Творческая самореализация воспитанников посредством участия в танцевальном номере, театрализации, играх.
  3. Развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.

обучающие:

  1. Дать знания о роли донского казачества в ходе  Второй мировой войны.
  2. Изучить этнографические особенности быта казаков, воспитания будущих защитников Отечества.
  3. Рассмотреть парадную форму казачьего атамана, выявить функциональное назначение каждого элемента одежды.

Форма мероприятия

Тематическая программа с элементами театрализации.

Ход мероприятия

Воспитанники рассаживаются по стульям, приглушается освещение. Становится тихо. Открывается занавес. В казачью комнату входят мать с сыном (воспитатель и воспитанник)

Сын : В чей дом мы пришли?

Мать: Попробуй догадаться сам, кому принадлежит эта комната? Сын: Давай просто позовем хозяина!

Мать: Не надо! Просто рассмотри все вокруг и попытайся догадаться сам!

Мальчик обходит комнату и останавливается напротив дальней стены. Рассуждает вслух.

Сын: Шашка…        Хозяин, наверное, военный… А это что? (показывает на конскую сбрую)

Мать: Конская сбруя. Сын: Понятно.

Мать: Как думаешь, зачем фотографии?

Сын: Это, наверное, любимые родственники, а, может, друзья! Какая странная шапка! (разглядывая папаху)

Мать: Ты все верно подметил. Кто же хозяин этой комнаты? Сын: Не знаю! (разводит руками)

Мать: Мы находимся в комнате казака. Сын: А кто такие казаки?

Мать: Много лет и даже столетий назад на Руси мужчин, которые убегали от хозяина и селились на границе Руси, называли казаками.

Сын: А чем они занимались?

Мать: Ты правильно заметил, что они все были с оружием. Казаки защищали границы российского государства.

Сын: Как пограничники?

Мать: Да, как пограничные войска. А еще они защищали свою семью, уважали и слушались пожилых людей.

Сын: А как становились казаками?

Мать: Очень интересный вопрос! Когда в семье казака рождался сын, то ему в люльку клали кинжал – острый военный нож – и катали в седле коня. До семи лет мальчик воспитывался на женской половине хаты в общей комнате с детьми. Использовалось много пословиц и поговорок. Например, когда кто- то плакал, говорили: «Казак никогда не плачет», «Терпи, казак, атаманом будешь». А когда ребенок боялся чего-нибудь, говорили: «Казак ничего не боится», «Казак в беде не плачет». С восьми лет казачонка учили джигитовке, почти цирковой езде на коне, обращению с саблей, кинжалом, как ходить в разведку, как рубить врага в атаке. Посмотри, конская сбруя всегда на почетном месте, потому что конь для казака – это верный друг.

Люди говорили: «Казак без службы – не казак», «Мужик врага ждет, а казак врага ищет», «Казак на службе, как орел в небе», «Где казак, там и слава».

Казак считался воином, он мог ходить в военные походы с 16 лет. Каждый казак должен был иметь полное воинское снаряжение: коня, оружие, одежду.

Сын: Ой, кто-то идет!

Мать: Посмотри, пришел самый настоящий казак.

  • Здравствуйте, ребята! Мне хочется рассказать вам, как донские казаки участвовали в ВОВ, а затем подробно расскажу о своей одежде и снаряжении, для чего оно.
  • ВОВ – очень страшная и жестокая война! Но она лишь часть Второй мировой войны, в которой участвовали все страны мира. (воспитание и развитие должно быть опережающим, чтобы был прогресс) Война началась в июне 1941 года, и уже через месяц на Кубани стали создаваться отряды казачьего ополчения – те казаки, которых не взяли в армию, сами создавали отряды и шли на фронт бить фашистов. Через два года, осенью 1943 года кубанские казаки обратились к Верховному главнокомандующему (Сталину) с просьбой создать казачью дивизию.

Фашисты очень боялись казаков и называли их «сталинскими головорезами».

  • Многие граждане нашего Донского края хотят быть такими же, как их предки казаки – защитниками своей отчизны. Поэтому вновь были созданы казачьи войска. Казаки поддерживают порядок на улицах, охраняют граждан во время праздников, охраняют леса от вырубки и поджогов и многое другое.
  • А теперь посмотрите на мою форму и обмундирование.

Мать: Когда наши войска были в городе Берлине, то российский журналист увидел такую картину: на площади города молодая девушка регулирует движение военной техники, едут танки, движется        артиллерия и вдруг появляются казаки на конях. Девушка-регулировщица сразу остановила движение техники и через площадь проезжают казаки, а все люди с уважением смотрят на них. Так появились стихи, а позднее и музыка , на песню «Казаки в Берлине» (звучит песня, дети исполняют танец на военный сюжет, рассаживаются по своим местам).

Сын: Казаки только воевали?

Они много играли, и сейчас мы тоже поиграем. Ребята, сидящие слева, команда - ?, справа – другая команда ?. А мы с тобой узнаем, как внимательно они нас слушали. Ребята будут отгадывать загадки. Кто знает ответ, поднимает руку.

«В голове не будет страха, если есть на ней….(папаха)

«Кому плащ, кому тужурка, казаку – казачья…. (бурка), ну, а если командир, полагается - …(мундир)»

«Он, как ветер, как огонь, лучший друг – любимый … (конь)»

«Величава и красива у коня бывает …..(грива)»

«Чтобы сильно не трясло, нужно к лошади …(седло)» Подводятся итоги конкурса загадок.

Сын: В каждой команде должен быть командир или атаман. Кто это будет?

Мать: А я сейчас сама решу, кто будет атаманом. Вот на кого одену папаху, тот и атаман! (подходит к командам и определяет командира)

Мать: Нужен конкурс для атаманов. А конкурс такой – кто выше подбросит папаху, тот и победил.

Сын: Ой, как же мы высоту будем измерять? (разводит руками и задумчиво смотрит в потолок)

Мать: Измерять не будем. У кого папаха первой шлепнется на пол, тот и проиграл.

Сын: А можно один тренировочный бросок? Мать: Можно!

Проводится конкурс командиров, подводятся итоги. Сын: Что-то остальные казаки заскучали…

Мать: А сейчас мы конкурс проведем для них!

Выносят плетень. В четырех метрах от него на пол кладут 2 обруча на расстоянии двух метров.

Мать: Смотри, сейчас я покажу, что нужно делать. Стань тут, ты – команда, я – атаман, а это моя эстафетная палочка.

«Атаман» одевает на голову папаху, по хлопку бежит к обручу , становится в него, поворачивается лицом к команде и произносит слова: так делает мальчик-казак (выполняет танцевальное движение, выкрикивая «Ух!»), а так делает девочка-казачка (выполняет другое танцевальное движение, выкрикивая «Эх!»), затем бежит вокруг плетня, подбегает к команде, одевает папаху на голову следующему участнику, передав тем самым эстафету.

После окончания эстафеты подводятся итоги, победителям вручается приз – походная еда казаков – связка бубликов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей старшего возраста.

В прошлом году, работая на старшей группе  я познакомила ребят с навой техникой рисования - "НАБРЫЗГИ" Нам так понравилось работать, используя эту технику, что потренеровавшись 5 занятий, решили ...

конспект занятия "В гости к елочке" с элементами оздоровления" для детей старшего возраста

Укрепление здоровья детей - непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего человека. здоровый ребенок - как правило, жизнерадостный, активный, любоз...

Конспект занятия с интеграцией образовательных областей по экологическому развитию для детей старшего возраста. «Путешествие Капитошки»

Занятие актуально для воспитателей работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие направлено на закрепление материала о свойствах воды и её агрегатных состояниях....

Конспект занятия по теме: «1 апреля - Международный день птиц» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по теме:«1 апреля - Международный день птиц»для детей старшего дошкольного возраста.Цели:1) Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о ни...

Конспект занятия На тему: «День славянской письменности и культуры» для детей старшего дошкольного возраста

Тематическое занятие в старшей группе на тему "День Славянской письменности". Знакомство детей с историей появления письменности....