Главные вкладки

    Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей старшего возраста.
    план-конспект занятия (рисование, старшая группа) по теме

    Никифорова Лилия Александровна

    В прошлом году, работая на старшей группе  я познакомила ребят с навой техникой рисования - "НАБРЫЗГИ" Нам так понравилось работать, используя эту технику, что потренеровавшись 5 занятий, решили выполнить работу по сложнее. Предлогаю вашему вниманию Конспект такого занятия. Материал использовала на основе методического пособия Давыдовой Г. Н. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc50.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нетрадиционная техника рисования

            «НАБРЫЗГИ»        

    Конспект построен с учетом возрастных возможностей старшего дошкольного возраста, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности.

    ТЕМА: «Зимние напевы»

    Цели:

    1. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.
    2. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
    3. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
    4. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги».
    5. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.

    Материал для занятия:

    • Репродукции с зимними пейзажами;
    • Альбомный лист, с заранее нарисованным фоном;
    • Набор красок (гуашь);
    • Кисть, зубная щётка;
    • Блюдце, стаканчик с водой;
    • Салфетка, фартук.

    Предварительная работа: наблюдение за зимней природой во время прогулок, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме, чтение и разучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему, беседа с детьми на тему: «Какого цвета зима?». Подготовка фона для предстоящей работы на предварительном занятии.

    Ход занятия:  

    Организационная часть                                                                                          

    Занятие начинается с чтения стихотворения А.С. Пушкина «Волшебница-зима».

    Во время чтения звучит музыкальная пьеса С.Прокофьева «Утро».

    Ребята, а каком времени года вы прослушали стихотворение и музыкальное произведение?

    Ответы детей…

    Музыка звучала таинственно и загадочно. Я думаю, что каждый из вас представил какую-то зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях?

    Ответы детей…

    Что-то холодом повеяло… Да это же промчалась Зимушка-зима. Хотите полетать вслед за ней?

    Ответы детей…

    Для этого нужно надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова:

    Тары-бары, растабары

    Ёлки-палки, каламбей,

    Шуры-муры, шары-вары,

    Самба-мамба, милки-вей.                                                                                                                  

                                                                                                                                                                   Дети изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глазки, говорят волшебные слова, и отправляются за волшебницей-Зимой в её снежное царство. В это время я ставлю репродукцию картины с зимним пейзажем на мольберт.

                                                                                                                                          Вот мы и в гостях у Зимушки-Зимы. Снимите свои шапки-невидимки и посмотрите вокруг. Мы с вами попали в сказочный зимний лес. Тише-тише! Слышите? Откуда-то доносится перезвон (за спиной звоню колокольчиком) Подумайте и скажите, у кого в царстве волшебницы-Зимы может быть такой лёгкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен, где-то высоко в небе, а потом звучит всё яснее и  как будто опускается на землю?

    Ответы детей…

    Снежинки – слуги Зимушки-Зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь друг друга хрустальными лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит.

    Читаю отрывок из рассказа Г. Скребицкого о волшебстве зимы: «Четыре художника».

    Вот какую чудесную картину нарисовало Зимушка-Зима. А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.

    Физкультминутка

    «Зимний лес»

    Мы пришли в зимний лес.                                  Ходьба на месте.

    Сколько здесь вокруг чудес!                              Разводят руки в стороны.

    Справа берёзки в шубе стоит,                           Руку отводят в указанную 

    Слева ёлки на нас глядит.                                  сторону и смотрят.

    Снежинки в небе кружатся,                                Руки в стороны и кружатся,     

    На землю красиво ложатся.                               Руки вниз и присели.

    Вот и зайка проскакал,                                        Имитируют прыжки зайца,

    От лисы он убежал.                               Присели и руками закрыли голову.   

    Серый волк по лесу рыщет,                  

    Он себе добычу ищет.                             Имитируют «волчью» походку.

    Лишь медведь в берлоге спит,                      

    Так всю зиму он проспит.                                       Имитируют сон.

    Пролетают снегири,

    Как красивые огни.                                   Имитируют полёт птиц.

    В лесу красота и покой,                          Оглядываются по сторонам.

    Ну, а нам пора домой.                             Садятся на свои места.

    Сегодня мы нарисуем зимнюю картину – зимний пейзаж. Фон у вас уже готов, вы его приготовили заранее. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в наш фон немного тёплых тонов, так как и зиме присущи розовато-сиреневые цвета, особенно в морозный денёк перед заходом солнца, когда в природе всё искрится и переливается разноцветными огоньками.

    Читаю отрывок : И.Бунин              Первый снег

    Зимним холодом пахнуло

    На поля и на леса,

    Ярким пурпуром зажглися

    Пред закатом небеса…

    Ваша задача – подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.

                                                                                                                                    Практическая часть

    В процессе работы помочь детям, которые испытывают затруднения.  Поощрять внесёние в рисунок интересных дополнений (птиц, животных, ягод рябины на ветках).

    После того, как дети нарисуют основную композицию привлечь их внимание.

     

    Ребята, в основном вы закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает.

    Ответы детей…

    А для этого мы с вами вызовем снежную бурю таким заклинанием:

    Заклинания зимы

    (отрывок) М.Пожарова

    …Лягте, мягкие снега,

    На леса и на луга,

    Тропы застелите,

    Ветви опушите.

    Физкультминутка

    С неба падают снежинки,                         Дети поднимают руки над головой

    Как на сказочной картинке.                       И делают движения словно летят снежинки

    Будем их ловить руками,                            Хлопают в ладошки

    И покажем дома маме.

    А вокруг лежат сугробы,                          Правой и левой рукой поочерёдно

    Снегом замело дороги.                            Рисуют в воздухе полукруг.

    Не замёрзли, что бы ножки,                     Ходьба на месте, высоко поднимая                  

    Пошагаем по дорожке.                                          колени

    Вон лисица в поле скачет

    Словно мягкий рыжий мячик.                                Прыжки на месте.

    Ну а мы идём, идём и к себе приходим в дом.                      Идут на места.

    Предлагаю изобразить падающий снег способом «набрызгов», при помощи зубной щетки: направив щётку на лист бумаги, резко провести по ней по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

    После выполнения данной работы предлагаю белой гуашью с помощью кисточки покрыть сверху веточки деревьев и кустарников – снегом.

    Итог занятия:

    Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.

    Читаю стихотворение: Ф. Тютчева под музыку П. Чайковского (1-я симфония, 2-я часть)

    * * *

    Чародейкою-Зимою

    Околдован, лес стоит –

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован, -

    Не мертвец и не живой,

    Сном волшебным очарован,

    Весь опутан, весь окован

    Лёгкой цепью пуховой…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования в старшей группе "Я слепил снеговика"

    Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования в старшей группе "Я слепил снеговика"...

    Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей первой младшей группы на тему: «Салют».

    Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей первой младшей группы на тему: «Салют»....

    Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей второй младшей группы на тему: «Осенняя красавица".

    Продолжать учить детей умению наносить точки легкими движениями,прикладывая пальчик к бумаге,вызвать интерес к теме изображения,принятия ее детьми, закреплять знание основных цветов,побуждать детей на...

    Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для старшей группы. Тема: «Разноцветные бабочки».

    Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для старшей группы.Тема: «Разноцветные бабочки»....