Конспект познавательной деятельности Тема: «Достопримечательности моего города»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бородина Ольга Валерьевна

Цель: познакомить детей с историей основных достопримечательностей города Гурьевска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_dostopimechatelnosti_goroda.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Семицветик»

Конспект познавательной деятельности

Тема: «Достопримечательности моего города»

         

           

                                                                                                           Воспитатель:

                                                                                  Бородина Ольга Валерьевна

                                                                             

г. Гурьевск

2024

Цель: познакомить детей с историей основных достопримечательностей города Гурьевска.

Задачи:

  1. Познакомить с историческим значением основных достопримечательностей города Гурьевска.;
  2. Познакомить с историей названия родного города;
  3. Развивать умение ориентироваться в пространстве, путем прокладывания маршрута;
  4. Воспитывать чувство гордости и патриотизма, через устное народное творчество;
  5. Воспитывать интерес и уважение к истории родного города;
  6. Способствовать развитию речи через пополнение словарного запаса (мемориал, кирха, сенситивный и др.);

Ход ОД:

К детям приходит мартышка Чита. Она снова в гостях в городе Гурьевске. Чита часто путешествует с ребятами в разные уголки нашей страны во время занятия «Здравствуй, мир!». Ей очень нравится город Гурьевск, но она поняла, что нем ничего не знает.

Воспитатель: Ребята, как же нам поступить?

Дети: Нужно помочь, рассказать о нашем городе.

Воспитатель: Ребята, а что вы сами знаете какие-то факты о нашем городе?

Дети: Что он расположен в Калининградской области. Что раньше был немецким городом, а потом его отвоевали у немцев.

Воспитатель: а какие интересные места мы можем порекомендовать посетить Чите?

Дети: Парк чувств, центральный парк.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Гурьевску и показать мартышке достопримечательности нашего города. А заодно и расскажем их историю. Ребята, давайте сначала расскажем Чите, в честь кого назван наш город?

Дети: В честь Степана Савельевича Гурьева.

Воспитатель: А кто же этот человек и чем знаменит?

Дети: Он был военным. Который освобождал нашу область от фашистов.

Дети: Как мы можем Чите показать нашего героя?

Дети: У нас есть памятник С.С. Гурьеву.

Воспитатель: правильно! Давайте и начнем наше путешествие от этой достопримечательности.

Дети рассматривают изображение памятника С.С. Гурьева на проекторе.

Воспитатель: Степан Савельевич Гурьев был великим полководцем. Он очень рано вступил в ряды Красной Армии. Ему было всего 17 лет. Простой парень из народа оказался прирождённым военным, который со временем стал видным военачальником. Он очень много участвовал в боевых действиях, сражался за Родину. До конца войны тогда оставалось меньше месяца, Гурьева направили освобождать город Пиллау, сейчас называется Балтийск, от фашистов. Степан Савельевич был из тех генералов, что не прячутся за солдатскими спинами. Вот и в тот день он, как всегда, находился на самом опасном участке. Здесь его и настиг вражеский снаряд. Степана Савельевича Гурьева наградили званием Героя Советского Союза. Позже, в его честь был назван наш город и теперь он носит гордое название Гурьевск. А теперь отправляемся дальше.

Воспитатель показывает картинку «Вознесенская церковь».

Дети: Это церковь возле парка.

Воспитатель: Это Вознесенская церковь. Но как же нам от памятника С.С. Гурьеву добраться до нее?

Дети: Дойти пешком или на машине.

Воспитатель: Ребята, давайте вы будете озвучивать наш маршрут по очереди, а Рома (по очереди) будет прокладывать маршрут стрелками на полу.

Чита на протяжении всего занятия перемещается с детьми по группе. Дети сообща называют направление- прямо до перекрестка, налево, прямо. Дети должны договориться между собой о маршруте. В это время один из детей кладет на пол листок со стрелком верного направления. Все продвигаются в соответствии с заданным маршрутом и когда доходят до точки, проговаривают маршрут еще раз, а воспитатель проходит его на Гугл карте, Яндекс карты пока на проекторе не появляется изображение. Если изображение верное, то и путь проложен верно. Пока дети перемещаются по группе и выполняют задания, экран находится в спящем режиме 

Воспитатель: Посмотрите на экране изображение Вознесенской церкви, значит мы с вами правильно проложили путь. А вы знали, что Вознесенская церковь — первый и единственный православный храм Гурьевска? Она строилась с 1995 по 2005 гг. Так долго работы длились из-за нехватки средств. Поэтому в 1995 году была построена только часовня. А уже в 1999 году было начато строительство замечательного храма, спроектированного в соответствии с русскими традициями. Посмотрит, как красиво сверкают купола на солнечных лучах, как аккуратно выложена кирпичная кладка. Это от того, что люди стоили здание церкви с любовью. И сейчас во время всех христианских праздников, а также по воскресеньям, в этой церкви проходят служения. Каждый верующий христианин может сюда прийти и присутствовать на службе.

Воспитатель: А какая же достопримечательность находится возле Вознесенской церкви?

Дети: Это сенситивный парк!

Воспитатель: Правильное название парка- «Парк сенситивного развития». Чем же знаменит этот парк?

Дети: Там много разных приспособлений для игр

Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете слово «сенситивный»?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель: сенсорика- способность организма распознавать воздействие на организм окружающей среды через наши органы чувств. Какие вы знаете органы чувств?

Дети: язык, глаза, пальцы, уши

Воспитатель: да, это наши глаза, уши, нос, ротовая полость и кожа. Ведь наше тело везде чувствует прикосновения, а значит мы чувствуем не пальчиками, а кожей. Кожа- это тоже один из органов чувств. Так вот, ребята. Второе не официальное название парка- Парк пяти чувств. Потому что, приходя сюда, мы можем исследовать возможности своего организма и экспериментировать с оборудованием для изучения своего сенсорного развития. То есть того, как мы умеем чувствовать. В парке располагаются малые архитектурные формы - зоны пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Это парк, который не оставляет равнодушным ни детей, ни взрослых. Такого парка в России больше не существует, только в нашем городе Гурьевске. Ребята, а как вы думаете, для чего на столе тут стоят листы бумаги?

Дети: Мы будем рисовать, делать оригами и др.

Воспитатель: Мы же с вами в парке сенситивного развития. А значит попробуем провести небольшой эксперимент. Возьмите каждый по одному листку бумаги и понюхайте. Некоторые листы пропитаны соком лимона. Некоторые соком апельсина. Определите, запах какого фрукта на вашем листе?

Дети делятся друг с другом впечатлениями, проверяют друг друга, обмениваются при необходимости.

Дети: в парке есть такие же эксперименты.

Воспитатель: Да, Чита. Ребята правильно сказали, что в парке установлены подобные пункты для экспериментов, где можно проверить свое обоняние, то есть способность различать запахи. А также множество других, для изучения собственных чувств. А нам пора отправляться дальше.

Воспитатель показывает на картинке изображение «Дом культуры»

Дети: Это дом культуры.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это наш дом культуры. Не могу сказать, что это историческая достопримечательность. Но он очень важен для нашего города. Как вы думаете, чем?

Дети: там есть кинотеатр, там можно заниматься танцами и др.

Воспитатель: Да, в здании Дома культуры расположен кинотеатр, а значит мы с вами можем посещать различные кинопоказы, так же тут проходят дополнительные занятия для ребят. А это очень важно, чтобы каждый из вас занимался любимым делом.

Воспитатель: Отправляемся дальше. Что изображено на картинке?

Дети: Музыкальная школа

Воспитатель: На самом деле, в этом здании расположены две важные организации нашего города. Первая- Музей истории и культуры. Мы с вами посещали его в прошлом году (показать фото экспозиции). Он был торжественно открыт в 1995 году. В основе экспозиции лежат реликвии, связанные с историей основания и развития города. В архивах музея насчитывается более 1500 единиц хранения, среди них: сундук для пожертвований, датируемый I веком нашей эры, книги на старославянском языке, топор Тевтонского ордена, обнаруженный во время раскопок на территории замка Нойхаузен. Отдельные выставки посвящены истории Восточной Пруссии, народным костюмам и Великой Отечественной войне. Завершает экскурсию картинная галерея. Это прекраснейшее место в нашем городе, посетив которое можно многое узнать об истории нашего города. Советуем мартышке Чите обязательно там побывать.

 А вторая- в здании истории и культуры расположена детская школа искусств им. А. Караманова. Алемдар Караманов - советский и украинский композитор, в честь него названа наша школа искусств. Там дети проходит обучение по классу фортепиано, скрипка, домра, аккордеон, кларнет, саксофон, гитара, народное пение, академическое пение, эстрадное пение. Я вам сейчас предлагаю немного пофантазировать.

Воспитатель включает медленную тихую мелодию. Дети ложатся на ковер и закрывают глаза. Каждый ребенок представляет с чем у него ассоциируется эта мелодия. Буквально одним предложением делиться с воспитателем и детьми. Нужно для того, чтобы дети немного отдохнули.

Воспитатель: Отправляемся дальше. Показывает изображение

Дети: Это памятник солдатам.

Воспитатель: Как нам до него добраться?

Дети: пройти прямо. (прокладывают маршрут, на экране появляется изображение мемориала)

Воспитатель: Мы с вами находимся около Мемориального комплекса на братской могиле советских воинов. В 1945 году в братской могиле на территории Нойхаузена были похоронены 595 солдат и офицеров советской армии. В 1980 году архитектор А.В. Марков и скульптор И.М. Гершбург создали на этом месте мемориальный комплекс. Центром мемориала является шестиметровая каменная стела в виде развевающегося знамени. Кто знает, как называются барельефы с каждой стороны стелы?

Дети: Победа и битва

Воспитатель: С двух сторон её украшают барельефы: «Битва» и «Победа». Поодаль установлены надгробные плиты с именами павших воинов. Также здесь расположена чаша с Вечным огнём. С момента основания этот комплекс является главным военным мемориалом Гурьевска. Как нужно себя вести в подобных местах?

Дети: не бегать, не кричать, не танцевать, не подходить к вечному огню.

Воспитатель: Почему?

Дети: Чтобы уважать солдатов, которым установлен памятник

Воспитатель: Кто из вас знает для чего люди устанавливают такие комплексы?

Дети: Чтобы помнить солдатов.

Воспитатель: Да, для того, чтобы и мы, и наши дети всегда помнили о подвигах смелых солдатов, которые воевали за свободу нашей Родины.

Воспитатель: У нас осталась последняя достопримечательность, о которой мы с вами расскажем нашей гостье. Кто знает, что это за место?

Дети: Кирха (прокладывают дорогу и переходят)

Воспитатель: Кирха расположена на территории замка Нойхаузен. Она была построена в XIV веке из обожжённого кирпича. Наиболее выразительным элементом архитектурной композиции является башня с боковыми фронтонами и ложными стрельчатыми окнами. Как вы думаете, для чего эти окна предназначались?

Дети: Для того, чтобы из них стрелять

Воспитатель: Да, изначально эти окна нужны были стрелкам. Они удобно располагали там свое оружие и вели боевые действия. Кирха была частично разрушена в годы Великой Отечественной войны. Она перенесла несколько артиллерийских обстрелов. В 1950-х здание отремонтировали. Кто помнит, что потом произошло со зданием кирхи?

Дети: Кинотеатр

Воспитатель: в нём размещался сначала клуб, а потом кинотеатр. В 1970 и 1980 годах в кирхе случались пожары. После последнего она пустовала целое десятилетие. Лишь в 1993 году здание отреставрировали и вернули верующим. Сегодня кирха является памятником историко-культурного наследия регионального значения. Ну вот, Чита, мы рассказали тебе о главных достопримечательностях нашего прекрасного города Гурьевска. Ребята, а давайте на память нашей гостье что то подарим. Что обычно берут с собой на память туристы?

Дети: Фото, открытки.

Воспитатель: Фото мы распечатать не можем сейчас, а открыток у нас нет. Как же быть?

Дети: Давайте нарисуем открытку.

Воспитатель: Возьмите чистый лист, выберите, чем будет создавать свой шедевр и приступайте. Нарисуйте любую из достопримечательностей нашего города.

Дети рисуют открытки. По желанию дарят мартышке или забирают домой.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, опишите, какую достопримечательность вы нарисовали?

Дети называет предмет рисунка и д двух словах проговаривают их историю. При необходимости помогают друг другу. Воспитатель задает корректирующие вопросы.

Воспитатель: Как правильно называется достопримечательность? Какое ее значение?

Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня? Ребята, как вы думаете, для чего нужно знать историю своего города? С кем мы можем поделиться своими знаниями?

Дети отвечают на вопросы, заканчивают рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достопримечательности моего города.ЦИРК.

Знакомить  детей с достопримечательностями города....

Познавательное развитие "Достопримечательности моего родного города Туймазы"

Программное содержание : Расширить представления детей о Родине малой и большой; уточнить знания о родном городе, активизировать в речи употребление слов: определение прилагательных...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Достопримечательности моего города. Хлебозавод»

Расширять и закреплять знания детей о городе Ярцево, в котором они живут; развивать чувство патриотизма и любви к своей малой Родине, познакомить с новой достопримечательностью &la...

Конспект ООД «История и достопримечательности моего города»

Конспект ООДпо гражданско-правовому воспитаниюдетей старшего дошкольного возраста...

Викторина"Достопримечательности моего города Нефтеюганска"

Для детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Достопримечательности моего города"

Краткосрочный проект "Достопримечательности моего города"...

Комплексное занятие в подготовительной группе «История и достопримечательности моего города»

Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.  Воспитывать чувство гордости за своих земляков, прививать любовь к искусству и родной природе....