Конспект занятия в подготовительной группе "В гостях у Варварушки" (традиции и быт русского народа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Калинина Надежда Ивановна

Цель: формировать у дошкольников базиса личной культуры на основе ознакомления с народной культурой Пензенского края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podgotovit_gruppe_v_gostyah_u_varvarushki.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  в подготовительной группе "В гостях у Варварушки" (традиции и быт русского народа)

Цель:формировать у дошкольников базиса личной культуры на основе ознакомления с народной культурой Пензенского края.

Задачи:

  •  познакомить дошкольников с особенностями убранства русской избы;
  • развивать у детей художественный вкус, пробуждать радость от встречи с прекрасным;
  • поддерживать интерес к старинным вещам, развивать способность к восприятию эстетики русского быта;
  • продолжать обучение детей работе на детском ткацком станке.

 Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, организацией чаепития, укладыванием младенца спать. Беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища и для изготовления домашней утвари. Прослушивание и разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов. Чтение сказки «Гуси – лебеди» с последующей беседой о прочитанном, других русских народных сказок. Рассматривание альбомов «Русская изба», «Русский быт»; организация речевых и других д/игр, народных игр; продуктивная деятельность по теме в творческом центре; игры в центре театрализации. Прослушивание народных колыбельных. Беседы о России, просмотр иллюстраций о своей стране.

Материал к занятию: набор предметов старинного интерьера (горшок, чугун, ухват, деревянная ложка, скалка, рушник, самовар, половик, коврик), детский ткацкий станок (по количеству детей).

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети играют в игровом уголке.  Воспитатель достает из сундука сарафан, одевает на себя, достает кокошник, платок – повязывает на голову. Звучит тихо русская народная музыка. Дети подходят к воспитателю и спрашивают: Почему вы так оделись? Ответ воспитателя:

- Здравствуйте, ребятушки, меня зовут тетушка Варварушка.

- Скажите мне, дорогие мои, как называется страна, в которой мы живем?

Варвара: Правильно. Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь, Русь-матушка. А вы знаете, как здоровались на Руси? Правую руку клали на сердце и делали поклон. Давайте сейчас поздороваемся по русскому обычаю.

- Здравствуйте, гости дорогие, гости званые и желанные.

- Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

Дети кланяются друг другу, здороваются.

Варвара: - Ребята, а сейчас я приглашаю вас ко мне в гости, в старинную избу. Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Милости просим! Всем покажу, как я живу.

  1. Основная часть:

Варвара: - А вы знаете, что такое изба?

- Правильно, это дом, построенный из бревен, из дерева. Значит дом какой? Да, деревянный. В деревянных домах всегда было тепло и уютно.

- Послушайте загадку. Отгадайте, о чем она.

В избе – изба, на избе – труба.

Видит пламя народ, а тушить не идёт. (Печка)

- Печь в избе - самое главное! Без неё в избе жить невозможно. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили, как вы думаете?

 (В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища. А еще на ней сушили одежду, грелись и просто спали.)

 - Правильно, дети! Но это еще не все, чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.  Сделана печь из кирпичей, значит, она, какая? (Кирпичная).

- Чтобы поправить дрова в печи, разворошить прогоревшие угли или вытащить их из печи использовали железную кочергу. В каждом доме была такая кочерга. 

- С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина, простых людей. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?  (Гуси-лебеди, Волк и семеро козлят, Колобок.)

Дидактическая игра: "Выбери картинку из сказки, где есть печь".

Варвара: - Давайте рассмотрим посуду. Какая она красивая!

 - Что хозяин в печку ставит, кто из вас, ребята, знает? (Чугунок.)

 - Правильно, чугунок! Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился! Вот он перед вами. Давайте рассмотрим его и попробуем поднять. Тяжёлый? А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник – ухват.

- Посмотрите, вот он настоящий ухват, которым пользовались хозяйки. (Рассматривание детьми ухвата из интерьера избы).

- Лезет в печь за чугунком и в углу стоит молчком,

Кочерги родимый брат старый кованый ухват.

 - Возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей. 

 - В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.

Варвара: - Посмотрите, вот простой деревянный стол, лавки, на которых сидели, табурет, стул.

-  Затем чугунок с пищей ставили на стол и все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем, которое называется – рушник. Затем ели приготовленную еду из деревянных мисок и деревянными ложками.

-А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.

Игра на деревянных ложках. Тихо играет музыка.

В русской избе вещи хранились в сундуке. (открывает сундук и показывает одежду, отрез ткани.)

 Когда малыша мама укладывала спать, то пела ему колыбельные песни. Спали малыши или – младенцы -  в люлечках, в колыбельках, которые часто подвешивались к потолку. Сладко засыпали они под нежную мамину колыбельную. Эта традиция сохранилась до сих пор. Когда вы были маленькими, мама тоже пела вам ласковые колыбельные. И даже в нашем садике, когда вы ложитесь отдыхать, мы включаем вам спокойную музыку, чтобы вам лучше спалось и отдыхалось. (просит ребенка покачать люлечку и вместе с детьми поют колыбельную песенку).

Варвара: Дети, кто знает, как называется этот предмет? (предполагаемый ответ - прялка). Правильно. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечий шерсти. Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.

Посмотрите, ребята, а что это лежит на полу? Это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами. Посмотрите, ребята, а около нашей кровати нет половика. Я предлагаю вам поработать на ткацком станке. (Дети садятся за стол, на котором уже есть рамки для ткацкого станка и начинают работать. Воспитатель помогает, оценивает.)

  1. Итоговая часть занятия.

Варвара: - Ну что же, мои хорошие, Варвара прощается с вами (снимает с плеч платок).

Воспитатель: - Вот и подошло к своему завершению наше небольшое путешествие в старину.

- Куда вас приглашала Варвара? (в русскую избу).

  А без чего в избе жизни нет? А что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (подготовительная группа) по теме: «Веселые матрешки»

Цели занятия: • Познакомить детей с историей русской матрешки. • Дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. • Привить интерес к народному творчеству. • Познак...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Исторический музей: быт русского народа"

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников с использованием средств музейной педагогики....

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)

Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....

Конспект занятия Подготовительная группа "Свинья в гостях"

Подготовительная группа "Свинья в гостях"...

Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ» план-конспект занятия (подготовительная группа)

Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ»план-конспект занятия (подготовительная группа)Цель:- формирование экологической культуры подрастающего поколения...

Методическая разработка конспекта занятия в группе раннего возраста по развитию речи «Театрализация русской народной сказки «Теремок»»

Способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство...