Использование устного народного творчества в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Овкаджиева Данара Тальевна

Фольклор - величайшее духовное наследие народа. Жанры устного народного творчества – эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут в себе неоценимую педагогическую нагрузку. В них отражаются нравы, обычаи, интересы и потребности, желания и воля всех народов, их стремление воспитать детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Арсенал устного народного творчества всегда служил действенным воспитательным средством. Традиционные духовно-нравственные ценности калмыцкого народа - тоже в его вечном творении - фольклоре. И сегодня все жанры калмыцкого фольклора продолжают жить, воспитывать и вдохновлять.

В истории калмыцкого народа, как известно, хранилищем его опыта и мудрости, зеркалом исконного национального быта и культуры в течение веков оставался фольклор, т.е. устное народное творчество. Какую же роль его изучение играет в воспитании и обучении дошкольников?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ергенинский детский сад «Герл»

«Использование устного народного творчества

в формировании связной речи

у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Овкаджиева Д.Т.,

высшая квалификационная категория

п.Ергенинский, 2023 год

«Использование устного народного творчества в формировании связной  речи у детей старшего дошкольного возраста»

«Каждая этническая группа, развиваясь веками в определенных географических, природно-климатических, экономических, социокультурных и исторических условиях, вырабатывает только ей присущий быт, мироощущение, образ жизни, стиль мышления. Специфические условия бытования и жизни накладывают отпечаток на формирование качеств, свойств и черт характера людей, входящих в определенный социум, обуславливающих в конечном счете его судьбу».

Фольклор - величайшее духовное наследие народа. Жанры устного народного творчества – эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут в себе неоценимую педагогическую нагрузку. В них отражаются нравы, обычаи, интересы и потребности, желания и воля всех народов, их стремление воспитать детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Арсенал устного народного творчества всегда служил действенным воспитательным средством. Традиционные духовно-нравственные ценности калмыцкого народа - тоже в его вечном творении - фольклоре. И сегодня все жанры калмыцкого фольклора продолжают жить, воспитывать и вдохновлять.

В истории калмыцкого народа, как известно, хранилищем его опыта и мудрости, зеркалом исконного национального быта и культуры в течение веков оставался фольклор, т.е. устное народное творчество. Какую же роль его изучение играет в воспитании и обучении дошкольников?

Для калмыцкого устного народного творчества характерны разнообразные жанры словесного творчества, такие как : сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни, магталы, благопожелания. Эти произведения многие столетия передавались от одного поколения другому, постепенно приобретая содержание и форму. Сколько возможностей несёт в себе устное народное творчество в развитии речевых умений и навыков таких как : познавательная деятельность, речевая активность,  обогащение словаря и т. д.

Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых, поэтому необходимо поставить задачу перед педагогическим коллективом - показать детям красоту родного языка через устное народное творчество; поэтапно формировать интерес к устному народному творчеству, и как следствие, обогащать словарный запас детей.

Анализ текстов устного народного творчества показывает, что народные произведения, обращенное к детям, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим миром. Именно это открытие внутреннего богатства текстов устного народного творчества приводит к выводу, как значимы народные произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

В дошкольном учреждении, изучая эпос «Джангар» и калмыцкие сказки, осваивают массив малоизвестных либо совсем неизвестных знаний. Герои этих жемчужин устного народного творчества сильны, храбры, благородны, мудры и прекрасны. Они защищают свои народ, в их облике воплощены вековые народные чаяния, стремление к счастью, свободе и справедливости.

Образы главных персонажей этих произведении несут в себе огромный нравственный, воспитательный заряд. Дети хотят быть похожими на таких героев. В дошкольниках зарождается семя патриотизма. « Джангар» и калмыцкие сказки - это целая энциклопедия, раскрывающая историю культуру, образ жизни, стиль мышления, мотивы деянии наших предков -ойратов!» Содержание этих шедевров устного народного творчества фактически неисчерпаемо.

Нами, педагогами, широко используются пословицы, поговорки, триады , поучения, благопожелания (йорялы), магталы, считалки,  загадки и другие миниатюрные жанры фольклора. Главное - не в том, чтобы дети их запомнили, выучили наизусть, а чтобы вникли в их смысл, чтобы содержащаяся в них мудрость стала путеводной нитью в повседневной жизни.

Устное народное творчество развивается в пределах установившихся традиций на протяжении всей жизни. Эти традиции проявляются во всем развитии фольклора и его жанров, которые в своё время возникли из ранее уже существующих. Различные приёмы создания художественного образа, средства изображения переходили не только из сказки в сказку или из песни в песню, но и из одного жанра в другой, изменяясь и совершенствуясь. Для людей, плохо знакомых с народным творчеством, некоторые слова и выражения, например, в былинах или в обрядовых песнях, покажутся непонятными. Это объясняется тем, что одни явления и предметы ушли из жизни, другие стали по-новому называться, да и в синтаксисе русского языка произошли изменения. Но для тех, кто создавал, исполнял и слушал сказки, былины и песни, всё было своё, родное, понятное. И теперь язык фольклорных произведений поражает любителей родного слова, писателей, учёных своей простотой, точностью и красотой.

Уже в младшем дошкольном возрасте мы начинаем знакомиться с первыми жанрами народного фольклора такого как: колыбельная песня, сказка, детская игра малой подвижности. Все это следует за нами по пятам во взрослую жизнь. Наверное, нет на свете таких людей, которые не знали хотя бы несколько пословиц и не помнили напева какой-нибудь народной песни, пары строчек благопожеланий к любому случаю жизненному.

Детям в первые годы жизни матери пели песенки и более сложного содержания такие как : песенные прибаутки или маленькие сказочки в стихах.

Смысл прибауток в изменении реальных явлений, но таких за которым угадываются действительные связи мира. Различные жанры устного народного творчества родом из простого народа далеко не богатого. И поэтому в те далёкие времена дети с раннего детства привыкали разделять заботы и невзгоды своих родных и близких. На улице дети выучивали заклички, приговорки с целю попросить у природы хоть не много благодати. Например, «Хур, хур, нааран йов….» Закличка это обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам. Просьбы и пожелания детей звучат как приказы. Требовательная закличка возникла в те далёкие времена, когда народ ещё думал, что словом можно влиять на природу. С той поры заклички изменились и стали игрой. Среди приговорок много забавных подражаний птичьему голосу.

Игровые припевы и игровые приговоры обладали особыми свойствами, так как ими начинают игры или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок, а чаще всего содержат условия самой игры. Частью игры были и считалки. Без нее не обходится ни одна детская игра. Считалка в простейшей форме - это обычный счёт.

Один из интересных жанров детского фольклора любого народа считается загадки и сказки. Они входят в число детских забав и занятий, порой серьёзных. В народной речи «загадать «означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Про загадку сам народ говорил : «Без лица в личине», то есть лицо загаданного предмета скрыто под маской – личиной, под иносказанием. Загаданные предметы передаются посредством других, имеющих отдельное сходство с теми, о которых умалчивается, или на загаданный предмет только намекают, указав на его отдельные признаки.

Бездонная воля дана воображению для создания сказок, так как они полны чудес, а в волшебные сказки в особенности.

Интересный вопрос, почему люди придумали чудеса в сказках, зачем они. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитывающее значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества, данная тема очень актуальна

В каждой семье найдется книги с таким жанром как устное народное творчество, которые читаю детям разных возрастов и старшим и младшим их родные и дети, конечно, их любят. Потому что с ними можно познавать мир такой как: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Мировой писатель Д. Родари, а в дальнейшем большинство других авторов направления теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) совершенно справедливо утверждают следующее что, существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сёстры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке-дурачку и т. п. ;

Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной и логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловатых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Необозрима область жизни, охваченная пословицами и поговорками. Пословица и поговорка – одновременно и явление языка, и явление искусства. Ёмкое пословичное суждение только в речи раскрывает свой смысл.

Cтоит подумать над тем, почему мы не прямо называем вещи своими именами, а прибегаем к окольной речи, намёкам, аналогии, которая всегда есть в каждой настоящей пословице. Дело в том, что пословица, кроме обобщённой мысли, содержит оценку – насмешку, сожаление, восторг, удивление - выражает человеческие чувства. Вот и пословицу: «Не в свои сани не садись «- народ употребляет для порицания, смешанного с насмешкой.

Поговорка – общепринятое образное выражение, и тоже существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что он пришёл внезапно, другое – сказать: «Свалился как снег на голову «. Это не простое определение внезапности, но и выражение досады, удивления, недоумения.

Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения. Иное дело пословица – она подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением.

Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.

Дети старшего дошкольного возраста не достаточно обогащены словарным запасом, несформирована грамматическая система, неразвита связная речь тем более монологическая. Что бы не нарушить, естественного хода коррекционно-воспитательного процесса необходимо, обогатить детский активный словарь понятиями из устного народного творчества и не только русского, но и других народов, познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида растительного и животного мира. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Устное народное творчество является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие народного творчества на ребёнка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития. Значение актуальности этой проблемы, так как основная ценность устного народного творчества в том, что с её помощью можно установить эмоциональный контакт с ребёнком как старшего, так и младшего дошкольного возраста.

Используемые ресурсы:

  1. Калмыцкие сказки. Колкурова М.Е., 2016 г, https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/17/kalmytskie-skazki.
  2. Познавательная и воспитательная сила калмыцкого фольклора. Манджиева Б.Б., 2014 г, https://razvitum.ru/articles/masters/2014-07-08-06-04-58
  3. Калмыцкий фольклор – источник народной мудрости. Гогенова Л.Б.,2020 г.,  https://multiurok.ru/files/statia-kalmytskii-folklor-istochnik-narodnoi-mudro.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ - "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СХЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОН Р"

В даной статье освещены актуальность данной темы, в каких разделах работы  коррекциии речи я использую данные схемы, какие формы связной речи равиваю на каждом этапе коррекционной работы. Также в...

Из опыта работы: «Использование русских народных сказок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Выявить эффективность использования русских народных сказок в развитии связной речи у старших дошкольников....

План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В   2014-2015учебном году   наша творческая группа"Наследие"  работает  над  темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...

Консультация для педагогов "Устное народное творчество как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время уделяется особое внимание формированию и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным в освоении речи. Произведения народн...

«Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»...

"Влияние устного народного творчества на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами , вызывает у детей положит...

Презентация: "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В презентации раскрыты вопросы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества...