Проект на тему: «Это русская сторонка…»
проект (подготовительная группа)

Грицкан Юлия Юрьевна

Проект по теме: «Народная культура и традиции».

Сроки работы над проектом: с 1 февраля по 1 марта  2022г.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_traditsii.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10

Проект на тему: «Это русская сторонка…»

в подготовительной группе № 8 «Почемучки»

Подготовили:

Грицкан Юлия Юрьевна, воспитатель 1 квалификационной категории,

Артемьева Ольга Евгеньевна, воспитатель высшей квалификационной категории

Вязьма – 2022 г.

Проект по теме: «Народная культура и традиции».

Сроки работы над проектом: с 1 февраля по 1 марта  2022г.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с народными промыслами;

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей.

Организационный этап

Подготовка материалов:

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

Предполагаемый результат:

• У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.

• Дошкольники знают названия различных промыслов.

• Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».

• Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

• Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Создание предметно-развивающей среды

- внести и пополнить игровые зоны предметами русского быта, предметами прикладного творчества;

- в изо уголок трафареты и иллюстрации народных промыслов;

- в книжный уголок книги о народных промыслах и произведения народов России.

Образовательная деятельность

Просмотр презентаций: «Голубая гжель», «Филимоновская игрушка», «Веселая дымка», «Русская матрешка».

ООД: 

Рисование

-роспись дымковских игрушек,

-филимоновская ферма,

-голубая гжель,

-русская матрешка.

Аппликация

-хоровод матрешек.

Познание

ФЭМП «В гостях у матрешек»

Окр. мир

«Веселая была беседа»

Развитие речи

-знакомство с русскими-народными произведениями

Беседы

«Россия моя мастеровая»,

«Старинные русские обычаи»,

«Русские народные игрушки»,

«Весенним вечером в крестьянском русском доме»,

«Устройство русской избы».

Чтение художественной литературы

Э. Успенский «Матрешки»

Я. Дубенский «Мы разные»

С. Есенин «Береза»

«Дымковская игрушка»

«Филимоновская игрушка»

«Ой, свистулечка какая…»

«Богородская игрушка»

М. Бородицкая «Глиняная свистулька»

«Чем знаменито Дымково»

Рассказы

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Петух, кот и дрозд», «Каша из топора», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Жихарка», «Айога», «Иван Царевич и серый волк».

Игровая деятельность

Подвижные игры:

«Золотые ворота»,

«Горелки»,

«Гори-гори ясно»,

«Ручеек»,

«Карусель».

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»,

«В русской избе».

Дидактические игры:

«Найди дымковскую игрушку»,

«Подбери узор к посуде»,

«Собери посуду»,

«Разложи по группам игрушки»,

«Декоративное домино».

Работа с родителями

(Консультации)

«Во что играли наши бабушки»

«Народные традиции и праздники»

«Потешки, прибаутки, колыбельная для малышей»

«Сказки, рассказанные на ночь»

Итоговое мероприятие

Выставка творческих детских работ.

ООД «Путешествие на планету творчества»(роспись филимоновской игрушки).

Используемая литература:

1. «Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», Волчкова Н В, ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж,2004.

2. «Дошкольная педагогика», №3, 2006.

3. «Дошкольное воспитание», №4, 2000

4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Издательство «Детство - Пресс» 1998 г.

5. Занятия с детьми 3-7 лет Народная культура и традиции. Косарева В. Н. Учитель 2014 ФГТ в ДОУ: от теории к практике. Организованная образовательная деятельность

6. Статья из интернета http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/1469-proekt-nedelya-po-priobshcheniyu-detej-k-russkomu-narodnomu-tvorchestvu.ht


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

конспект НОД Тема: "Это русская сторонка-это Родина моя!" для подготовительной к школе группы

образовательная область "Музыка". Тема НОД "Это русская сторонка-это Родина моя!"  Интеграция областей: музыка, художственное творчество, чтение художественной литературы, коммуникация.Программны...

Встречи в музыкальной гостиной. Беседы об искусстве. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

Музыкально-тематическая беседа о Родине для детей старшего дошкольного возраста....

Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста....

Литературный праздник на тему "Это русская сторонка - это родина моя".

Развивать разговорную речь детей, обогащать словарь. Закреплять у детей выразительное чтение наизусть стихотворений, интонационно передавая нежность. Закреплять представление детей о жанровых и языков...

Итоговая интегрированная непосредственно образовательная деятельность . Тема .« Это русская сторонка – это Родина моя».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад № 65»       Итоговая     интегрированная непосредственно о...

Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

Встречи в музыкальной гостиной (Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста).Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».Программные задачи:- Воспитывать у дете...