мероприятие с родителями и детьми "Мой край - Югра"
материал (средняя группа)

Пенькова Елена Владимировна

Цель: Приобщение дошкольников и родителей к  природе родного края, культуре, традициям коренных жителей  ХМАО-Югры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_-_yugra.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Приобщение дошкольников и родителей к  природе родного края, культуре, традициям коренных жителей  ХМАО-Югры.

Задачи:

• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО-Югры через национальные игры.

 • Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, ремесел, символики.

• Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО-Югры.

 Приобщать детей и их родителей к истории родного края.

Воспитывать любовь к малой родине.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов «Югра – наш дом», «Кто живет в Югре», «Игры и игрушки народов Севера», чтение сказок, стихов национальных поэтов, слушание хантыйской музыки, разучивание народных танцев, песен о Югре. Просмотр презентаций: «Моя Родина - Югра», «Край, в котором мы живем».

Оборудование и материалы: бубен, дерево, корзинки, ягодки из гофрированной бумаги, клей, кисточки, салфетки, клеенки, ленточки, костюмы для инсценировки сказки

1 слайд, нажать на звук. Звучит музыка «Мой край-Югра», дети входят в зал.

- Здравствуйте уважаемые родители, здравствуйте ребята.

Собрались сегодня с Вами,

Чтобы всем нам стать друзьями,

Поиграть, повеселиться

И чему-то научиться!

Ведущая. Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш дом родной, а называется он Ханты-Мансийский автономный округ. Старинное название нашего округа – Югра. На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам ханты и манси, именно они назвали свой край словом Югра!

Родитель. Красивая легенда существует о нашем крае: «Когда Бог пролетал над Приобьем, у него замерзли руки и из них выпали все природные богатства. Рассердившись на свою оплошность, Бог прикрыл упавшие сокровища непроходимыми болотами, тайгой и тундрой, а в качестве стражей послал полчища гнуса да комарья».  Только спустя несколько столетий, стало ясно, что сокровища эти - нефть  и природный газ».

2 слайд Ведущий. 10 декабря 2022 года наш округ отмечает день рождения-92 года  со дня образования.  И это мероприятие мы посвящаем   дню рождения  нашего округа. Давайте дружно поздравим его с Днем рождения, и как принято на день рождения, споём каравай.

З слайд , нажать на звук Звучит минусовка песни «Каравай»

КАРАВАЙ*******************

1к.Мы Югре на именины

Испекли все каравай!

Вот такой вышины,

Вот такой низины

Вот такой ужины

Вот такой ширины

Каравай, каравай,

Веселей пляши, давай!  

2к. Мы в Югре все проживаем,

Караваем поздравляем!

Вот такой вышины,

Вот такой низины

Вот такой ужины

Вот такой ширины

Каравай, каравай,

Веселей пляши, давай! (танцуют)

4 слайд А сейчас разминка для ума. Вам, уважаемые родители,  предстоит правильно ответить на мои вопросы.

1.Назовите столицу нашего округа. (Ханты-Мансийск)

2.Назовите коренных жителей нашего округа (ханты и манси)

3.Назовите города нашего округа (Радужный, Мегион, Лангепас, Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, Пыть-Ях)

4. Назовите богатства нашего края? (нефть, газ, рыба, ягоды, орехи, грибы)

5. Назовите большие реки нашего округа. (Обь, Иртыш)

6.Назовите, чем занимаются ханты и манси? (оленеводство, рыболовство, сбор ягод, орехов и грибов)

7. В каком году был основан наш поселок?

8. Какие достопримечательности есть в нашем поселке?

Ведущий: Территория, на которой расположен наш округ, огромна. Я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по просторам нашего замечательного края. Здесь очень красивая и разнообразная природа. Наверное, ребята, вы не раз ходили летом с родителями в лес за грибами и за ягодами?

5 слайд и нажать на звук И я предлагаю поиграть в игру  «Ягоды, грибы, орехи»

Давайте представим себе, что сейчас лето и мы отправились в лес. Как хорошо здесь, прохладно! А еще тут можно собирать бруснику, грибы и орехи. Правда, чтобы сорвать орехи, надо поднять руки и потянуться вверх, чтобы собрать грибы - присесть, а бруснику нужно наклоняться. Итак, я буду быстро говорить, что нам встретилось, а мы - быстро менять положение тела:

- Ягоды (показывают руками, как срывают ягоды с куста)!

- Грибы (присядьте)!

- Орехи (встаньте и потянитесь)!

Ягоды! Орехи! Орехи! Грибы! Орехи! Ягоды!

Ведущий: Молодцы умеете собирать дары леса. Ребята, наше путешествие по Югорскому краю продолжается. В северных лесах обитает много животных. Вот и в сказках народа манси главными героями выступают животные и растения. В сказках все звери, явления природы, окружающие предметы и вещества говорят, как люди, они умны и мудры. Детские сказки у народа манси в прошлом были очень популярны. Взрослые увлеченно рассказывали сказки детям, которые любили их слушать, запоминали легко и быстро, а затем пересказывали друг другу в зимние холодные вечера.

Уважаемые родители, я предлагаю вам сейчас отправиться в чудесную страну сказок. Где мы с вами попробуем инсценировать хантыйскую сказку «Почему у медведя короткий хвост». Слова и роли у вас уже распределены между собой и мы предоставляем вам возможность показать сказку нашим детям.

6 слайд (Показ сказки родителями).

Ведущий.  Молодцы! Вы отличные сказочники!

Северные сказки самобытны, интересны, поучительны и конечно полезны для чтения. Они способствуют формированию нравственных ценностей у детей, воспитывают уважение к своей нации, к традициям своих предков.

Ведущий: Ребята, каким промыслом с давних времен занимаются ханты и манси? (ловят рыбу). Каких рыб, живущих в наших реках, вы знаете?

7 слайд Ведущий: Мы сейчас с вами поиграем в игру народов ханты «Рыба». По —хантыйски рыба — «хул». Вставайте в круг и будем передавать рыбу под звуки шаманского бубна. Как только бубен замолчит — нужно громко сказать по-хантыйски «хул» (рыба). Потом игра идет дальше.

8 слайд Айне Здравствуйте все и дети, и родители, меня зовут Айне.

Ведущий. Айне, почему ты такая грустная?

Айне: Осенью я собрала в лесу много ягод, но пришел медведь и забрал их себе.

Ведущий: А какие ягоды забрал медведь?

Айне: Отгадайте загадку и узнаете:

Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая (Клюковка) 9 слайд

Ведущий: Не про эту ягодку ты говоришь?

Айне Ребята, давайте рассмотрим эту ягоду. Какая она по цвету?

Дети: Красная

Айне: Какой формы?

Дети: Круглая

Айне: Какого размера?

Дети: Маленькая

Можно сделать вывод: Ягоды - красные, круглые, маленькие

Айне: А кто- то кушал ягоду? Какая она на вкус? Ответы детей

Айне: Клюква - одна из самых кислых ягод. Ребята, вы знаете, где растет эта ягода? …Она растёт в наших лесах на болотах. Созревает клюква поздней осенью. Ее плоды можно увидеть даже под снегом. Клюква богата витаминами и помогает в борьбе с простудой.

Айне: А как вы думаете, что можно приготовить из клюквы? Ответы детей

Айне: Из клюквы варят варенье, кисели, делают морс, квас и желе.

Айне: Ребята, вы запомнили, где растут ягодки?

Ответ детей: В лесу, на болоте.

Айне: Поэтому их называют лесными ягодами.

Давайте вместе скажем: Лесные ягоды (3 раза)

А сейчас я приглашаю вас поиграть

10 слайд Физминутка, пальчиковая гимнастика, координация речи с движениями)«В лес за ягодой пойдём»

В лес за ягодой пойдём,

В лес пойдём, в лес пойдём, (Идут по кругу и хлопаем в ладоши в такт стихотворения)

Много ягод соберем, соберём, соберем (Имитация «собирают» ягоды и «складывают» в корзинку.)

Солнышко высоко, (Поднимаются на носочки, руки вверх, пальчики растопыривают.)

А в лесу тропинка. (Приседают, сжимают кулачки.)

Сладкие вы мои ягодки лесные. (Сжимают и разжимают кулачки в такт стихотворения)

11 слайд и нажать на звук Ведущий: Ребята, давайте порадуем Айне, за то, что она с нами поиграла, и подарим ей подарок –выполним аппликацию «Клюковка». Берем ягодку, набираем клей на палочку, намазываем на ягодку и приклеиваем к корзинке. (Салфетки для рук)

Айне: Вы помните, ребята, как они называются? (клюква)

Где они растут? (в лесу, на болоте)

Айне благодарит родителей и детей и проводит обряд.

Айне: Сегодня вы, ребята, и пели, и танцевали, и в игры играли. Вам понравилось? У ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. И по старинному обычаю, я хочу провести национальный обряд «Дерево желаний». Завязывая ленточку, загадайте желание, чтобы счастливы и здоровы были близкие и родные, и все люди на планете Земля.

12 слайд и нажать на звук Обряд «Дерево желаний» (использовать цветные ленточки и искусственное дерево. Дети с родителями по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание.)

Ведущий: Уважаемые родители, живите в гармонии, живите с миром! Наш край и особенно наш поселок Куть-Ях - самое красивое место на планете. Потому что это наша Родина, которой мы гордимся по праву. Наше путешествие по Югорскому краю закончилось. И подводя итог нашего

13 слайд мероприятия, нам бы хотелось рассказать притчу. Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

14 слайд Ведущий: Эту притчу мы взяли не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.

14 слайд и нажать на звук Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой поселок, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.

Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось и запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?» Тема: «Наш край ЮГРА»

Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непрерывном пространстве «Детский сад-семья»....

Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?» Тема: «Наш край ЮГРА»

Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непрерывном пространстве «Детский сад-семья»....

Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?» Тема: «Наш край ЮГРА»

Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?»Тема: «Наш край ЮГРА»Цель:Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непр...

Викторина для родителей и детей "Мой родной край- Югра"

Сценарий викторины для родителей и детей средней группы....

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...

Интеллектуальная викторина для родителей «Что, где, когда?» Тема: «Наш край ЮГРА»

Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непрерывном пространстве «Детский сад-семья»....

Сценарий конкурса чтецов «Наш край - Югра», посвященный годовщине образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.

Цели:1. Знакомство с литературным наследием Югры, отражающим величие нашей культуры и богатство ресурсов.2.Пропаганда произведений современной поэзии патриотической направленности, воспитание подраста...