Проект для старшего дошкольного возраста «История Смоленщины как средство приобщения детей к русской национальной культуре»
проект (старшая, подготовительная группа)

Комозова Наталья Николаевна

«Детство – каждодневное открытие мира

 и поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский.

 

Паспорт проекта:

Вид проекта: познавательно-творческий;

Тип проекта: межпредметный (ребенок, общество и его культурные ценности).

Продолжительность проекта:

долгосрочный;

Участники проекта:

воспитатели группы «Солнышки в ладошках»,

музыкальный руководитель,

инструктор по физической культуре,

воспитанники группы «Солнышки в ладошках»,

родители;

Интеграция образовательных областей:

• Познавательно-речевое развитие;

• Художественно – эстетическое развитие;

• Социальное развитие;

• Физическое развитие

• Музыка.

Актуальность:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

«Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее» Д. С. Лихачев.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе, родном крае. Поэтому я обратилась к этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_oznakomleniyu_so_smolenskoy_istoriey.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

Проект для старшего дошкольного возраста «История Смоленщины

как средство приобщения детей

к русской национальной культуре»

Авторы-составители:

Бондарь И.В., Комозова Н.Н.,

воспитатели

Смоленск, 2020-2021 учебный год

«Детство – каждодневное открытие мира

 и поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский.

Паспорт проекта:

Вид проекта: познавательно-творческий;

Тип проекта: межпредметный (ребенок, общество и его культурные ценности).

Продолжительность проекта:

долгосрочный;

Участники проекта:

воспитатели группы «Солнышки в ладошках»,

музыкальный руководитель,

инструктор по физической культуре,

воспитанники группы «Солнышки в ладошках»,

родители;

Интеграция образовательных областей:

• Познавательно-речевое развитие;

• Художественно – эстетическое развитие;

• Социальное развитие;

• Физическое развитие

• Музыка.

Актуальность:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

«Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее» Д. С. Лихачев.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе, родном крае. Поэтому я обратилась к этой теме.

Цели проекта:

• Развивать начала нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим;

• Воспитывать интерес к национальной культуре родного края, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания;

• развивать творческие способности.

Задачи проекта:

Расширять и углублять знания детей о:

• истории, культуре и достопримечательностях Смоленщины;

• о разнообразии русского народного искусства и художественных промыслов Смоленского края;

Развивать:

• нравственно-патриотические качества личности ребёнка;

• творческие способности;

• желание сохранять и преумножать богатства родного края;

Воспитывать любовь к Смоленщине посредством изучения:

• ее истории, некоторых смоленских традиций, культуры,

• изделий народных умельцев,

• биографий знаменитых людей Смоленщины.

Предполагаемый результат:

Сформированность у детей знаний о:

• Героическом прошлом Смоленщины;

• и жизни и деятельности знаменитых людей края;

• ее истории, культуре и достопримечательностях;

• о разнообразии русских (смоленских) художественных промыслов ;

Овладение знаниями и умениями при изготовлении простейших народных поделок (игрушек);

Углубление жизненного опыта ребенка;

Наличие у детей нравственно патриотических качеств личности.

Предварительная работа:

• сбор информации;

• работа с методической литературой;

• составление плана работы над проектом;

• подготовка к выступлению на родительской встрече на тему: «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»;

• анкетирование по проблеме.

Роль родителей в реализации проекта:

Родители - деятельные участники и помощники в реализации проекта.

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:

Участие в экскурсиях;

Проведение музыкального вечера развлечений ко дню 1152-летия города Смоленска «Люблю тебя мой город славный»

Проведение занятий по:

• краеведению;

• экологических (природа и животный мир смоленского края)

• чтению прозы и стихов знаменитых людей Смоленщины.

Методическая помощь в работе.

Работа с воспитателями:

• Занятие «Смоленский народный костюм» с привлечением работников музея;

• Мастер-класс для педагогов ДОУ «Учимся рисовать смоленский костюм»;

• Презентация «Составляем семейный альбом» (Любимые места Смоленска)

Продукт проектной деятельности:

Конспекты занятий:

• познавательно-речевого цикла;

• художественно-эстетического цикла;

• комплексные и интегрированные занятия (ОО познание, речевое развитие, социальное развитие, физическое развитие);

• Мультимедийные презентации о:

• знаменитых людях Смоленщины;

• истории города, обычаях наших предков,

• истории одежды;

• о смоленских сказках,

Мультимедийная презентация для педагогов и родителей.

Содержание:

•ознакомление с краеведческим материалом;

•ознакомление с устным народным творчеством;

•ознакомление с бытом и традициями древних русичей (смолян);

Ознакомление со смоленскими народными играми;

Дидактические игры.

Формы представления результатов:

Анкеты для родителей:

• «Знаешь ли ты свой край?»

• «Приобщение детей к истокам русской культуры»;

Диагностика детей старшего возраста с целью выявления знаний детей о русской национальной культуре;

Схема реализации проекта:

Формы и методы работы:

• экскурсии;

• дидактические игры;

• викторины;

• художественная мастерская;

• презентации;

• беседы;

• праздники, развлечения, досуги.

Игровая деятельность:

• Изучение народных смоленских игр.

Социально – нравственное воспитание:

•Изучение русских народных традиций (некоторых традиций Смоленщины);

Речевое развитие:

•Знакомство с русским (смоленским) народным фольклором (потешки, сказки, пословицы, поговорки)

Художественная литература:

• Знакомство с произведениями знаменитых писателей и поэтов Смоленского края:

• Исаковским, Твардовским, Рыленковым и Мишиным.

Изучение русского народного декоративно-прикладного искусства:

• Знакомство с народной игрушкой;

• •Изучение истории, а также способов и приемов изготовления смоленской керамики

Музыка:

• Вечер развлечений «Любимый мой город Смоленск!

• Слушание музыкальных произведений М. И. Глинки («Камаринская», «Жаворонок», отрывков из оперы «Руслан и Людмила»

• Слушание песен о Смоленске (патриотической направленности)

Этапы работы над проектом:

Подготовительный

• Совместное планирование деятельности.

• Подбор методической литературы.

• Составление планов работы.

Практический

Обеспечение условий для реализации проекта:

• Разработка образовательных маршрутов для участников проекта (музеи, экскурсии);

• Совершенствование и расширение уголка «Моя Смоленщина»;

«Родительский всеобуч»:

• (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания;

• привитие гордости за свой край, желание приумножить его красоту и богатства.

• Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

Заключительный (аналитический):

• Обработка результатов по реализации проекта;

• Диагностика для выявлений детей знаний о национальной культуре.

Проект построен на следующих положениях:

• Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.

• Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;

• Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с культурой Смоленского края с учетом его индивидуальности;

• Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество.

Познавательно-исследовательская деятельность:

• Серия занятий познавательного цикла «История родного края»;

• Серия занятий на тему «Город древний, город славный»;

• Занятия по ознакомлению с русским (смоленским народным костюмом) Беседы и экскурсии.

• Серия познавательных бесед по ознакомлению детей со знаменитыми земляками «Прославленные имена Смоленщины»;

• Серия занятий по ознакомлению с русскими народными промыслами (народной игрушкой);

• Серия занятий «Знакомство со смоленской керамикой»

Музыка:

• Вечер развлечений «Любимый мой город Смоленск!

• Слушание музыкальных произведений М. И. Глинки;

• Слушание песен о Смоленске (патриотической направленности)

Коммуникативная деятельность:

• •Знакомство с фольклором народов России (потешки, сказки, пословицы, поговорки, прибаутки о народном быте и гостеприимстве);

• Знакомство с творчеством поэтов и писателей Смоленщины;

• «Добрые сказки» совместное творчество детей и воспитателя (Тексты).

Продуктивная деятельность:

• Рисование дымковских, филимоновских, городецких узоров;

• Рисование элементов смоленской вышивки;

• Рисование «Русский народный костюм»;

Игровая деятельность:

• Русские народные;

• Смоленские игры.

• Игры – состязания: «Богатырская силушка», «Гостеприимная хозяюшка»;

• Дидактические игры:

• «Русский народный костюм»;

• «Сложи произведение русского художника» (кубики)

• Сюжетно – ролевые игры:

• «Ателье народных костюмов»

Чтение художественной литературы:

• «Сказки Смоленского края» Смядынь; составитель А. Мишин;

• «Василий Теркин» Твардовский (отрывок);

• Отрывки произведений Исаковского и Рыленкова;

• Знакомство с содержанием книги «Музей скульптуры Коненкова» художник РСФСР 1974г.;

К концу реализации программы дети могут:

• Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности города и области.

• Знать знаменитых людей края и Г. Смоленска.

• Знать свой домашний адрес, название города, области.

• Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них.

• Знать профессии своих родителей.

• Знать краткие сведения об истории города и края.

• Знать символику города Смоленска и Смоленской области.

• Знать имена и названия произведений смоленских авторов;

• Понимать сопричастность к социальной среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Литература:

• Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания;

• Примерная комплексная Программа «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой;

• Программа О. Л. Князевой. И М. Д. Маханевой. «Приобщение детей к истокам народной культуры».

• Программа И. А. Кузьмина по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Истоки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи»

1 слайд  Тема работы «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи».2 слайд  Цель исследования - обоснование необходимости приобщения детей к об...

"Приобщение детей к русской национальной культуре через организацию праздника Масленица"

Выступление на окружной зимней методической неделе (для работников ДОУ) музыкального руководителя структурного подразделения "детский сад" ГБОУ СОШ "Центр образования" пос. Варламово...

Конспект НОД приобщение детей к русской национальной культуре. "Здравствуй масленица".

Конспект НОД для детей средней группы.Приобщение детей к русской национальной культуре.Тема: «Здравствуй, Масленица».Подготовили и провели: Василенко Марина Валерьевна...

Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...

Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи

Обоснование необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям – культуре своего народа....

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре"

Издавна семья считалась хранителем культурных и нравственных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. ...