Краткосрочный проект в подготовительной группе к 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда
проект (подготовительная группа)

 
 
  27 января день снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для города, Санкт- Петербурга потому, что раньше его называли Ленинградом. Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом.
  В стране началась мобилизация. Днём и ночью уходили военные эшелоны на фронт. Многие стремились попасть добровольцами, чтобы с оружием в руках защищать любимую Родину.
  Враг был очень силён. Он разрушал города и сёла, убивал мирных людей. Но наш народ как один поднялся на защиту своей Родины.
До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. Очень скоро враг оказался рядом с городом. Он хотел его завоевать, но город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой. Враг окружил Ленинград со всех сторон. 8 сентября 1941 над городом сомкнулось кольцо блокады, длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики.
  Немцы окружили непокорный город, лишив Ленинград возможности общения с внешним миром. Именно это и называется блокадой. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы.
«Блокада… Далеко как это слово От наших мирных, светлых дней Произношу его и вижу снова – Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы, И как трамваи мёрзли на пути, И матери, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_podgotovitelnoy_gruppe_blokada_leningrada.docx53.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №57

Краткосрочный проект

в подготовительной группе

«Блокада Ленинграда»

Подготовили и провели воспитатели:

ИдрисоваЕ.В.

Филичева А.Н.

г.Санкт-Петербург

2024

Актуальность

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

Цель проекта: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

  1. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.
  2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.
  3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.

#1060;ормировать у детей патриотические чувства и представление о героизме.

#1042;оспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

#1042;оспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Прогнозируемые результаты:

#1056;асширять знание детей о героическом подвиге жителей блокадного

Ленинграда.

#1056;азвивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

#1059;мение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые Блокаде Ленинграда.

Участники проекта: Дети подготовительной группы «Теремок», воспитатели, ,музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: творческий - информационный

Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя). С22- 29 января 2024г

Реализация проекта по этапам Подготовительный этап:

Определение целей и задач проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.

Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Основной этап:

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, ООД, презентации, дидактические игры, чтение периодической печати и художественной литературы, сюжетно- ролевые игры, разучивание песни и танцев, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций).

Заключительный этап:

Подведение итогов, тематическое мероприятие «Непокоренный город», выставка детских коллективных работ «900 дней».

Реализация проекта с детьми:

Художественно эстетическое развитие: Рисование «900 дней»

Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через изобразительное творчество, художественную литературу.

Музыкальное развитие:

#1056;азучивание песни «Вечный огонь» А.Филиппенко

#1047;аучивание движений танца «Дети войны», «Аист на крыше».

Цель:Продолжать воспитывать у детей эстетическую красоту,патриотизм и любовь и уважение к своей Родине и родному городу.

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Летчики».

Цель: Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Познавательное развитие

Тематическая беседа: «Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.

Дидактические игры: «Что изменилось»; «Шифровка»; «Военная техника».

Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Просмотр презентации «Тихий подвиг воспитателей»

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций «Дорога жизни».

Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации. Чтение художественной литературы:

Стихи: О. Бергольц «Мы – ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо». Рассказы: С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Разведчики»; «Полоса препятствий».

Цель: Продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

Работа с родителями: Информация для родительского уголка по теме «Маленькие герои Ленинграда».

Заключительный этап:

Проанализировать результативность.

Выставка детских коллективных работ «900 дней».

По реализации проекта «Блокада Ленинграда» получены следующие результаты:

  1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинградаво время Великой Отечественной войны.
  2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
  3. В группе созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда:
  • Внесен наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный Ленинград», «Защитники отечества».

  • У детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.
  • Родители приняли активное участие в проекте.

Приложение 1

Конспект образовательной деятельности

«Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда,

о героизме людей, переживших блокаду.

Задачи:

  1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.
  2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.
  3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ход деятельности:

Воспитатель: Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»). Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?

Ответы детей: Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики.

Воспитатель: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра

от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря.

Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по

Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом

овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ слайдов 5-7)Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных…

Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать кусочек хлеба) Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам). Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей: Жизнь была тяжелая, голодная…

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь - все чаще – умирает.

Воспитатель: В это же время на заводах города для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям блокадного Ленинграда перенести снаряды для защитников города. Дидактическая игра «Доставь снаряды артиллеристам».

Воспитатель: Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?

Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.

Воспитатель: Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Не хватало еды, и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым. Ребята, как дети могли помогать взрослым?

Ответы детей: Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам.

Воспитатель: Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить.

Работало радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушились на врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех, кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

В осеннем тумане, в январском снегу Стоит Петербург на морском берегу.

С дворцами и парками строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

Светлая память героям, освободившим Ленинград!

Приложение 2

Конспект образовательной деятельности

«Дорога жизни»

Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

Задачи:

Совершенствовать умение детей составлять рассказы по иллюстрации, соблюдая структуру повествования.

Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.

Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.

Ход деятельности

Воспитатель: Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, это «Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях находились солдаты и шоферы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек. Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель: Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда

Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград – 6 вагонов лука – водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах. Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной «Дороге жизни», какой подвиг совершили защитники Ленинграда?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.

Враги кричали: «Нет конца

У ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец….

…Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень – памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»

Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.

Приложение 3

Спортивный праздник

«Ленинградская спартакиада»,

посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда

Вход, построение.

Дети, сегодня наш спортивный праздник посвящен дню освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков. Во

время блокады в Ленинграде люди слабели и умирали от голода и холода. Взрослые работали, дети помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, от которых начинался пожар. Зимой 42-го не было электричества, перестали работать школы и детские сады. Это была самая тяжелая блокадная зима.

Весной улучшилась ситуация с продовольствием. Чтобы поднять дух жителей и защитников, доказать, что Ленинград не сломлен, решили провести 31 мая день физкультурника.

Были организованы эстафеты на улицах города. Вместо эстафетной палочки её участники передавали из рук в руки командирский планшет.

Позже прошел спортивный праздник для школьников. Они соревновались в лыжных гонках, умении ползать по- пластунски, преодолении барьеров, перевозке пулеметов и транспортировке раненых на волокушах.

Торжественное перестроение с флажками, разминка, ОРУ с флажками.

Давайте посоревнуемся, как ленинградские дети в блокаду.

Эстафета «Попади в цель»

Эстафета «Переправа»

Эстафета «Лыжные гонки» (мягкие «лыжи» на ногах) Эстафета «Транспортировка раненых» на одеяле Ползание по-пластунски (фронтально)

Построение. Вопросы по занятию. Выход из зала.

Основные принципы разговора с детьми о блокаде

  1. Избегайте простых ответов на сложные вопросы. История ленинградской блокады поднимает множество непростых вопросов о поведении человека в конкретном историческом контексте.
  2. Стремитесь к точности формулировок и избегайте обобщений, например, «все немцы – преступники», «все блокадники – герои». Участники блокадной истории были живыми людьми, способные к принятию самостоятельных решений и моральному выбору. И каждый из них совершил свой выбор.
  3. Не романтизируйте и не героизируйте жизнь блокадников и защитников города. Оперируйте точными фактами и достоверными источниками.
  4. Помните, что дети не обладают Вашими знаниями и Вашим опытом. Они имеют право не знать того, что педагогу кажется само собой разумеющимся.
  5. Переводите статистику в конкретные факты и судьбы. Абстрактные цифры сброшенных на город бомб скажут ребенку меньше, чем фотографии разрушений и сохранившиеся на городских зданиях следы бомбежек.
  6. Выбирайте такие темы, методы и формы организации разговора о блокаде, которые соответствуют возрасту детей, их опыту, конкретному времени и месту. Воздерживайтесь от игровых, симулятивных педагогических действий (в том числе, словесных игр), создающих у детей тривиальное и пошлое представление о блокаде.
  7. Не заставляйте детей испытывать эмоции, не навязывайте им чувств, избегайте эмоциональных манипуляций. Помните, что Ваши эмоции принадлежат только Вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий в форме литературно-музыкальной композиции,для детей подготовительной группы, посвященной 75-летию со дня прорыва Блокады Ленинграда "Никто не забыт и ничто не забыто!"

Методическая разработка. Сценарий в форме литературно-музыкальной композиции для детей подготовительной группы, посвященной 75-летию со дня прорыва Блокады Ленинграда "Никто не забыт и ничто не з...

Досуг в старшей и подготовительной группах, посвященный 75-й годовщине полного снятия блокады в 1944 г.

Досуг, посвященный 75-й годовщине полного снятия блокады в 1944 г. в старшей и подготовительной группах...

Выставка творческих работ, посвящённых 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда – 27 января 2019 г.

Работы выполнялись воспитанниками младшей группы «Солнышки» ГБДОУ д/с №1 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга с помощью родителей и педагогов....

Конспект Тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста Тема: «76-летие со дня снятия блокады Ленинграда»

Конспект  Тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста Тема: «76-летие со дня снятия блокады Ленинграда»(образовательная технология - информационно-коммуникативная)...

Краткосрочный проект в подготовительной группе "Воспоминания о лете"

Сроки проведения: 1 неделя октября  Участники: воспитанники подготовительной группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, родители Тип проект: краткосрочный...

Литературная гостиная посвящённая “80-летию со дня снятия блокады Ленинграда” для детей средней группы

27 января 2024 года мы празднуем – «80 лет полного снятия блокады Ленинграда». Это второй день рождения нашего родного, прекрасного и любимого города. Фашистам не удалось его сравнят...