Главные вкладки

    Конспект Тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста Тема: «76-летие со дня снятия блокады Ленинграда»
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Сафаргалиева Анна Алексеевна

    Конспект

     Тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «76-летие со дня снятия блокады Ленинграда»

    (образовательная технология - информационно-коммуникативная)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 3._dosug_k_76-_letiyu_so_dnya_snyatiya_blokady_kopiya.docx22.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 Красносельского района Санкт-Петербурга

    Конспект

     Тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «76-летие со дня снятия блокады Ленинграда»

    (образовательная технология - информационно-коммуникативная)

    Автор - разработчик: музыкальный руководитель Сафаргалиева Анна Алексеевна

    Возрастная адресованность: старший дошкольный возраст (5-7  лет)

    Длительность мероприятия: 30 минут

    Конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста  «76-летие со дня снятия блокады с Ленинграда»

    Автор-разработчик: Сафаргалиева Анна Алексеевна

    Музыкальный руководитель ГБДОУ детского сада №86 Красносельского района Санкт-Петербурга

    Возрастная адресованность: (5-7 лет), подготовительная группа

    Длительность мероприятия: 30 мин.

    Цель: Воспитывать любовь к родному городу и гордость за его героическое прошлое, чувство сопереживания, любви и уважения к людям, пережившим блокаду.

    Педагогический замысел:

    1. Расширение знаний детей об истории родного города, о блокаде и о героизме людей, переживших блокаду.

    2. Активизация словаря детей по теме занятия (осада, блокада, бомбоубежище, эвакуация).

    3. Развивать зрительное внимание и умение устанавливать причинно-следственные связи.

    4. Посредством музыки и танца, вызывать чувство сопереживания и образы героических событий.

    5. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к старшему поколению.

    Предварительная работа: 

    - разучивание стихов о блокаде Ленинграда и песни «Им было всего лишь 12, но были они ленинградцы» (автор Шварц.),

    - чтение художественной литературы о войне и блокаде, беседы по картинам о блокаде.

    Демонстрационный материал: презентация c фотографиями из жизни блокадного Ленинграда, звуки сирены и метронома, фрагмент «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, кусочек хлеба, картинки с изображением видов Санкт-Петербурга.

    Досуг сопровождается презентацией с фотографиями из жизни блокадного Ленинграда и видами Санкт-Петербурга.

    Ход мероприятия:

    Музыкальный руководитель приглашает детей занять места в зрительном зале под песню «Вечерняя песня», исп. Д. Хворостовский..

    Ведущий: Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом. Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить нашему любимому городу, раньше он назывался Ленинградом, и его жителям, ленинградцам, во время той страшной и беспощадной войны.

    Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени (8 сентября).

    Посмотрите, на какую фигуру похоже это окружение? (круг, кольцо)

    (слайд 1)

    Правильно, так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это окружение называют блокадой. Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами. Остался только один путь - по воде Ладожского озера. Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года.

    В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты?

    Правильно, в Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день (слайд 2). В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.

    Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима. Мороз опускался до - 40 градусов. Город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой. (слайд 3)

    Чтобы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле, разрушенных бомбежкой, зданий. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья в садах и парках. Они сохраняли их для нас с вами. (слайд 4)

    В квартирах не было света, люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек. (слайд 5)

    По улицам перестал ходить транспорт, потому что не было бензина и электричества. Остановившиеся трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. (слайд 6)

    Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города. (слайд 7) Окна домов ленинградцы заклеивали узкими полосками бумаги. (слайд 8) Как вы думаете, почему? Правильно, что бы осколки стекла при бомбёжке не отскочили и не поранили людей. О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. (слайд 8а)

    Послушайте, как она пронзительно выла.

    Дети слушают звук сирены.

    Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома.

    Дети слушают звук метронома.

    В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.

    От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду. Свою поэму «Память» он посвятил Тане Савичевой, девочке, которая потеряла во время блокады всю свою семью.

     Дети читают стихи из поэмы:

    Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.

    Висит над Невою морозная мгла.

    И если не лает, не воет война –

    Глухая, немая стоит тишина.

    На той, на опасной в обстрел стороне,

    У булочной очередь жмется к стене.

    Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»

    Нацеленный в небо застыл пулемет.

    Осколком пробит на часах циферблат,

    И время не движется – стрелки стоят,

    И очередь тоже стоит и стоит

    Угрюмо, как наш ленинградский гранит…

    Ведущий: Но, не смотря на страшные испытания, ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Во время блокады в городе работали заводы, фабрики, музеи, все блокадные дни работали театр Эстрады и ленинградское радио. (слайд 9) 

    Всю блокаду на радио работала поэтесса Ольга Бергольц. Каждый день, голодная и обессиленная, она пешком шла на работу. Ленинградцы слушали по радио не только новости с фронта, но и ее стихи о войне, о подвиге жителей города и от этого у них появлялись силы, чтобы жить и бороться дальше.

    Дети слушают стихи в исполнении О. Бергольц.

    Ребёнок читает стихи:

    Блокадный город. Голод. Вой пурги.

    Но в Ленинграде музы не молчали.

    И Ленинградцы слушали стихи,

    В замерзших залах музыка звучала.

    Ведущий: Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович во время блокады написал Седьмую симфонию и назвал ее «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

    Впервые эта симфония прозвучала в блокадном Ленинграде, в зале Филармонии. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!

    Дети смотрят видео- фрагмент симфонии Д. Шостаковича.

    Ведущий: Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети. Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первый год блокадной зимы работало 39 школ. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу. (слайд 10)

    Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы. (слайд 11)

    А еще эти храбрые маленькие герои смело сражались наравне со взрослыми. Давайте же споем песню про этих отважных ребят.

    Исполняется песня «Им было всего лишь 12, но были они ленинградцы», Шварца.

    Ведущий: Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.

    На экране фото грузовика, конный обоза и баржи. (слайд 13)

    Ребята, определите, в каком порядке шел этот транспорт через Ладогу. Правильно, сначала, пока вода не покрылась льдом, шли баржи. Потом, по тонкому льду поехали конные обозы. Потом, по более толстому льду, поехали грузовики.

    Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен.

    Дети читают стихи:

    Наш город назывался Ленинградом,

    И шла тогда суровая война.

    Под вой сирены и разрыв снарядов

    «Дорогой жизни» Ладога была.

    Она спасеньем ленинградцам стала,

    И помогла в войне нам победить,

    Чтоб снова время мирное настало,

    Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

    Ведущий: И вот пришел день освобождения. 27 января 1944 года, 76 лет назад, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.

    В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют. (слайд 14)

    Ребенок и взрослый читают стих:

    Ребенок: За залпом залп.

    Гремит салют.

    Ракеты в воздухе горячем

    Цветами пестрыми цветут,

    А ленинградцы

    Тихо плачут.

    Ведущий: Их радость велика,

    Но боль

    Заговорила и прорвалась:

    На праздничный салют с тобой

    Пол – Ленинграда не поднялось.

    Рыдают люди, и поют,

    И лиц заплаканных не прячут.

    Сегодня в городе –

    Салют!

    Сегодня ленинградцы

    Плачут…

    С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках. Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, (слайд 15) Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, (слайд 16) памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, (слайд 17), цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады. (слайд 18)

    Дети читают стихи:

    1. В войну солдаты город защищали,

    Чтоб жить в родной Отчизне мы могли,

    За нас с тобою жизнь они отдали,

    Чтоб в мире больше не было войны.

    1. Кружился снег, а город наш бомбили,

    Была тогда жестокая война.

    Защитники фашистов победили,

    Чтоб мирной стала каждая зима.

    Ведущий: За мужество и героизм наш город получил звание «Города - героя». Мы всегда будем помнить подвиг наших прадедушек и прабабушек, подаривших нам жизнь и спасших Ленинград. Давайте почтим их минутой молчания!

    Минута молчания (Все встают)

    Исполняется песня «Солнечный круг», А. Островского.

    Ведущий: Ребята, сегодня вы узнали, как тяжело было ленинградцам в дни блокады, когда шла война. Давайте же и мы с вами будем беречь мир на Земле, будем любить наш прекрасный город Санкт – Петербург и делать его ещё краше! Спасибо за внимание!

    Дети под музыку выходят из зала.

    Предполагаемый результат:

    1. В процессе тематического досуга развивали эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию людям, жившим во времена ВОв;

    2. Формировали представления о жизни и работе людей в блокадном Ленинграде посредством показа Слайдов и рассказа исторических фактов.

    Дальнейшая работа:

    • Продолжение изучения темы блокады и освобождения родного города; беседы, показ слайдов, пение патриотических песен, разучивание стихов.
    • Закрепление полученных знаний в беседе с воспитателем и родителями.
    • Организация выставки рисунков, посвященных блокаде Ленинграда.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Спортивно-тематический досуг для детей старшего дошкольного возраста «Готовимся к походу»

    Главной задачей данного досуга является создание атмосферы радости, веселья, эмоционального благополучия, а так же закрепление пройденного материала....

    Тематический досуг для детей старшего дошкольного возраста и родителей

    Досуг экологической направленности является итоговым мероприятием для воспитанников ДОУ старшего дошкольного возраста....

    Тематический досуг для детей старшего дошкольного возраста «День защитника Отечества»

    В непринуждённой, весёлой, доброжелательной, игровой атмосфере прививается уважение к Российской армии, любовь к Родине. Детей ждут забавные соревнования и эстафеты....

    Сценарий тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста посвященному освобождению Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков.

    Сценарий тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста посвященному освобождению Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков 14 февраля 1943 года...

    Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Спортивное лето"

    Конспект физкультурного досуга на свежем воздухе для детей старших и подготовительных групп детского сада. Досуг включает элементы спортивных игр - футбол, баскетбол, бадминтон....

    Конспект музыкально-тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста

    Цели: формирование, закрепление и обогащения знаний и представления детей о народных художественных промыслах (игрушки Дымково, Хохлома, Гжель, Городец, и т.д.); об истории народных...

    Сценарий тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста "Цвет настроения - синий"

    Познавательное и занимательное развлечение для детей старшего дошкольного возраста, в ходе которого ребята с огромным интересом закрепляют знания о синем цвете, как об одном из основных цветов цветово...