« Моя малая Родина – посёлок Октябрьский»
проект (подготовительная группа)

Пирожкова Ирина Викторовна

Цель: создание комплекса организованных мероприятий по воспитанию  у старших дошкольников любви к малой Родине, через ознакомление с историей, природными богатствами, литературным творчеством народа,  его традициями, любви и уважения к близким людям.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pirozhkova_zelenova.docx54.91 КБ

Предварительный просмотр:

Герб на письмо от центра

Российская Федерация

Управления образования Администрация Сысертского городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 «Колосок», адрес: 624005, Свердловская область

Сысертский район, п. Октябрьский, ул. Чапаева 3, тел.: (343) 383-60-09

оф.сайт: , эл.почта:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

“МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

ПОСЕЛОК ОКТЯБРЬСКИЙ”

подготовительная к школе группа

Воспитатели: Пирожкова И.В.

Зеленова И.А.

п. Октябрьский

2024г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги.

Вид проекта:

По времени – долгосрочный.

По количеству участников – коллективный.

По форме - социальнозначимый.

Время реализации проекта: с октября 2023 г. по апрель 2024 г.

Актуальность

Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым и настоящим своей малой родины, особенностями природы, экономических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Проблема: Наблюдая за детьми, разговаривая с ними, я пришла к выводу, что дошкольники мало знают о своём городе, крае, где они родились и живут. Поэтому возникла необходимость разработки проекта « Моя малая Родина – посёлок Октябрьский». Мы живем на Урале, и должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, селу.

Воспитывая любовь ребенка к тому, что его окружает, к самому близкому и дорогому – мы воспитываем патриотизм.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, детскому саду, селу, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью.

Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать

Цель: создание комплекса организованных мероприятий по воспитанию у старших дошкольников любви к малой Родине, через ознакомление с историей, природными богатствами, литературным творчеством народа, его традициями, любви и уважения к близким людям.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи:

Гипотеза:

Воспитание патриотизма у детей будет более успешным если:

Реализация проекта.

Содержание деятельности.

Цели и задачи.

Сроки выполнения.

Подготовительный этап

Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала

октябрь 2023г.

Создание предметно-развивающей среды

Оформить уголок с символами РФ, Свердловской области, Сысертского района, семейных альбомов, фотографий с достопримечательностями родного поселка,

фотографии посёлка, Бажовского парка.

октябрь 2023 г.

в течение года

Основной этап

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Моя Родина-посёлок Октябрьский»

«Путешествие по поселку»

Создание видео и фото родного поселка (виртуальная экскурсия)

«Люди труда родного посёлка»

«Растения и животные Сысертского района (Бажовский парк)»

«Крупные города»

«Народные приметы», «Легенды»

«Семейные традиции»

(семейный альбом)

Познакомить дошкольников с историей возникновения поселения Обручевка.

Формировать знания истории, географии своего края в котором живет ребёнок. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, гражданскую принадлежность, гордость за её достижения.

Познакомить дошкольников с сельскими профессиями: доярка, телятница, механизатор, фермер, тракторист. Воспитывать уважение к людям, работающим в сельском хозяйстве.

Рассказать детям о результатах их труда, о важности их труда для других людей.

Обогатить представления детей о диких животных Сысертского района, познакомить с их повадками и условиями жизни, об охране природы, помощи человека диким животным. Дать представление о богатстве растительного мира и природных ископаемых Урала.

В работе использовать фотографии Бажовский парк (видеоролик)

Рассмотреть фотоиллюстрации посёлка, улицы учить рассказывать о них, называть. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям разных национальностей, живущих на Урале.

Познакомить детей с народными приметами, дать объяснение.

Познакомить с легендами: Бажовский парк.

октябрь 2023 г.

ноябрь 2023 г.

декабрь 2023г.

в течение года

В течение года

По сезонам

Образовательная область «Ознакомление с художественной литературой»

- Чтение сказов Бажова

- Чтение стихов уральского писателя С.М. Гершуни.

- Чтение рассказов С.К. Власовой.

Чтение произведений об Урале, разучивание стихов, песен о нем.

- Почему Урал Уралом зовут

- Р. Алдонина «На Урале»

-Л.Татьяничева «Мой синий Урал», «Любить Урал»

Создание мини – музея «Сказы Бажова»

Познакомить детей с Уральскими авторами и их литературными произведениями. На литературных примерах продолжать знакомить детей с историей народа: бытом, обычаями, гостеприимством.

В течение года

Образовательная область «Развитие речи»

-Разучивание стихов о Родине.

1. Составление рассказов на тему: «Где я живу», «Моя улица»,

2. «Профессии моих родителей», «Где я побывал в выходные дни», «Семейные традиции»

3. Сочинение стихотворений о природе нашего края, животных, обитающих в нашей местности.

4. Сочинение загадок о нашем селе.

5. Сотворчество с родителями «Сочини частушку о селе»

Знакомить детей с творчеством народов Урала: пословицами, поговорками, прибаутками; активизировать и обогащать словарь.

Развивать творческую активность

В течение года

Образовательная область: «Художественно –эстетическое развитие»

Рисование на тему: «На берегу реки»

Рисование на тему: «Я и моя семья», «Моя улица».

Оформление выставки семейного рисунка «Я и моя семья».

Изготовление поделок: «Мой дом»,

Лепка «Животные и птицы».

Создание коллажа «Достопримечательности посёлка».

Создание альбома «Чудеса Урала», «Семейные традиции».

Конкурс поделок из природного материала: «Чудо с грядки» Оформление фотовыставки «Семейный отдых».

«Мамин день», «Папа может всё!», Моя любимая бабушка»,

Разучивание песен про маму, папу, про бабушку, про детский сад.

Учить детей рисовать природу родного края.

Воспитывать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность, передавать в рисунке особенности своего поселка.

Воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Повышать интерес дошкольников к своему селу.

Развивать любознательность.

Развивать творческую фантазию

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится и любит.

Январь 2024 г.

Февраль - март 2024 г.

В течение года

Октябрь 2023 г.

Февраль-март 2024 г.

Образовательная область «Физическое развитие»

Составление правил поведения на улице, дома, в детском саду, в общественных местах

Физкультурный досуг «Зарница»

«Зарядка с папой»

Экскурсия по посёлку

Познакомить детей с подвижными играми народов Урала. Развивать ловкость и координацию движений, устойчивое равновесие, быстроту реакции.

Закрепить правила поведения дома и в общественных местах.

Формировать уважение и гордость к Российской армии.

В течение года

Февраль 2024г.

Организация работы с родителями

Анкетирование родителей: «Нужно ли патриотическое воспитание вашему ребенку?».

Предложить составить генеалогическое дерево своей семьи, рассказать детям о своем роде.

Привлечь к сотворчеству родителей:

- в оформлении творческих работ, в изготовлении поделок, в составлении рассказов, сочинительству частушек, к помощи в изготовлении костюмов к национальным праздникам, проводимых в детском саду.

-к проведению совместных досугов,

- к участию в целевых прогулках и экскурсиях, акциях.

В течение года

Апрель 2024г.

Заключительный этап

Проведение виртуальной экскурсии на тему: «Моя малая Родина – посёлок Октябрьский»

Обобщить знания детей о своей малой Родине.

Апрель 2024 г.

Ожидается, что разработанный и проведенный комплекс мероприятий проекта будет способствовать:

  • повышению интереса дошкольников к своему селу, своей стране;
  • овладению детьми информацией по истории, культуре и быту народа в соответствии со своим возрастом;
  • формированию представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
  • воспитанию нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне и др.

Виртуальная экскурсия «Моя родная земля»

по нравственно-патриотическому воспитанию

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять умения детей интонационно, выразительно рассказывать стихи наизусть;
  • совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о своей деревне;
  • закрепить знания детей о малой Родине, основные достопримечательности родного края, знания детей о сельскохозяйственных профессиях, символике района, области, государства;
  • формировать интерес к малой Родине.

Развивающие:

  • развивать чувство патриотизма и любви к Родине;
  • развивать связную речь;
  • развивать память, сообразительность, находчивость;
  • развивать умение использовать в собственной речи средства языковой

выразительности;

  • развивать детское творчество, умение применять известный алгоритм работы при конструировании из строительного материала (гипс).

Воспитательные:

  • продолжать воспитывать любовь к Родине, к малой родной, чувство
  • гордости за людей, живущих в ней;
  • обучать навыкам межличностного взаимодействия,

Оборудование:

  • слайдовая презентация «Традиционные национальные праздники в детском саду»;
  • картинки и репродукции с изображением символики района , области, герба и флага России, -картинки людей в национальных костюмах, живущих на территории Урала;
  • достопримечательности посёлка, интерактивная игра «Назови правильно»;
  • запись русской народной песни «По малину в сад пойдём», «С чего начинается Родина».

Предварительная работа:

Разучивания пословиц и поговорок о Родине. Работа с иллюстративным материалом. Познавательное занятие «Государственная символика». Рисунки детей на тему “Мой посёлок”. Проведение традиционных национальных праздников. Консультации для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье».

Знание детьми информации о Родине, её символики.

Предполагаемый результат:

Знание достопримечательностей села, традиций, памятников природы.

Проявление интереса, заботы к своему селу.

Ход

Здравствуйте!

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю-

Всех я вас приветствую!

(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На занятиях мы с вами раскрываем тайны и секреты слов. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Послушайте внимательно. Итак, слово «родная», «родимая».

Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Что такое Родина, ребята?

Ответы детей: Это место где мы родились и живем. Это наш край. Это наша страна

- Кто расскажет нам стихотворение о Родине?

1 ребенок:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
2 ребенок:

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
3 ребенок:

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём
.
(слайд: карта страны)

Воспитатель: Необъятны просторы нашей Родины. Но у каждого человека есть свой маленький уголок, есть край, где он родился, где он живешь, родной дом, улица. Это маленькая Родина. И где бы человек ни был, он всегда с большой любовью вспоминает свой край.

Как называется наша малая Родина? (дети называют район, посёлок)

Сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

Предполагаемые ответы детей: « Мама, папа, дом, детский сад, поселок, город, край».

Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как слово «родная» может звучать в стихотворении:

1 Ребенок: Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

2 Ребенок: Каждая берёзка, кустик каждый,

Задремавшие в лесу поля,

Все напомнит мне о самом важном

Только здесь родимая земля!

Воспитатель: «Родимая, родная сторона» — как вы думаете, что это? (выслушиваются ответы детей) — «Родная сторона» — это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное. А сейчас посмотрите на глобус, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край – Урал, это наша малая Родина.

Там где твой родной дом, мама, которая дала тебе жизнь.

А сейчас мы с вами поиграем. Я буду иностранным корреспондентом, а вы жители посёлка Октябрьский. Вы должны достойно встретить гостя и рассказать о своей малой Родине. (Воспитатель переодевается в иностранного корреспондента). Звучит песня «С чего начинается родина».

- Здравствуйте, дети! Я приехала из другой страны и собираю интервью у жителей вашей деревни. Помогите мне это сделать.

- Расскажите, какие учреждения есть в вашем поселке. Ответы детей: «Школа, магазины, амбулатория, сельская администрация, детский сад, музыкальная школа, ферма, библиотека, парк «Бажовский».

Посёлок у вас большой, много улиц. А знаете ли вы названия этих улиц? Ответы детей, на какой улице они проживают (слайд)

Люди начинают строить города и села на берегах рек или больших озер. Есть ли у вас природные достопримечательности? Ответы детей.

Какие рыбы в этих реках водятся, и что нужно делать, чтобы они не исчезли? Ответы детей. Очень хорошо! А какие животные водятся на Урале?

Есть такая русская поговорка «Где родился, там и пригодился». Какие сельские профессии вы знаете? Ответы детей: «Хлебороб, доярка, комбайнёр, тракторист, доярка, фермер, механизатор и много других».

В вашем селе живут люди разных национальностей, которые чтят свои обычаи и традиции (слайд) с изображением людей в национальных одеждах. Дети называют национальности.

У вас в детском саду тоже стало традицией проводить национальные праздники. Слайд

Просмотр мультимедийной презентации – национальные праздники в детском саду. Дети говорят названия праздников: «Курбан-Байрам», «Рождественские калядки», «Масленица», «Пасха». Музыкальная пауза «Во поле берёза стояла» (дети водят хоровод вокруг берёзки).

Воспитатель просит выбрать и показать из предложенных им картинок герб Сысертского района.

Воспитатель: « А кто знает стихотворение о Родной земле? Ребенок читает стихотворение:

Родная земля

Холмы, перелески, луга и поля —

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял, что это раздолье полей —

Частица великой Отчизны моей.

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется ваша огромная страна, в которой вы живете? (Россия).

У каждой страны есть главный город — своя столица. А как называется главный город в вашей стране? (Екатеринбург).

Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб вашей страны. Как и у каждого государства у вас есть своё правительство. Как зовут президента вашей Родины?

Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети: - Родной край – сердцу рай.

-Нет в мире краше Родины нашей.

-Человек без Родины, что соловей без песни.

-На чужой стороне Родина милее вдвойне.

- Родину-мать учись защищать.

-Если дружба велика, будет Родина крепка.

-Жить – Родине служить

-Береги Родину, как зеницу ока.

-Родная земля и в горсти мила.

Воспитатель: «Спасибо, дети. Мне очень понравилось, что вы знаете и любите свою Родину и малую и большую, когда люди любят свою Родину она становится богаче и сильнее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малая родина - посёлок Дербышки.

Презентация создана для проведения беседы о родном посёлке с детьми дошкольного возраста....

Лэпбук Моя малая Родина - село Октябрьское

Лэпбук "Моя малая Родина - село Октябрьское" Автор дидактической разработки: Лёвкина Наталья Владимировна, учитель-логопед.Возрастная адресность: дети старшего дошкольного воз...

Проект по ознакомлению детей с малой Родиной "Посёлок мой - Российская глубинка" 2021-2022 уч. г.

Познавательно - творческий проект способствует формированию представлений о малой Родине, воспитанию чувства любви, заботливого отношения к родной местности....

Проект "Моя малая Родина - посёлок Новый Порт"

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина - посёлок Новый Порт"...

моя малая родина посёлок Эммаусс

рассказ детей про свою малую родину...

Познавательно-творческий проект "Моя малая Родина - посёлок Лобва"

Актуальность темы:Воспитание любви и уважения к родному поселку является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего поселка над...