Информационная карта проекта "С чего начинается Родина?"
проект (подготовительная группа)

Цель: Создать условия для зарождения гражданственности и нравственно-патриотических чувств к Родине через ознакомление с родным городом, его достопримечательностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motchanova.proekt_c_chego_nachinaetsya_rodina.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 175

Информационная карта проекта

«С чего начинается Родина?»

                                        Разработал: воспитатель Мотчанова И.П.

Г. Иркутск, 2024г.

Информационная карта проекта

Название  проекта: «С чего начинается Родина?» 

Автор проекта: Мотчанова И.П.

Продолжительность проекта: краткосрочный - 3 недели

Тип проекта:

По содержанию – интегративный (познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое)

По количеству участников – групповой

По доминирующему виду проектной деятельности – информационно – практико – ориентированный

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Возраст детей: старший дошкольный возраст (подготовительная к школе группа)

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: дети хотят узнать: «С чего начинается Родина?» 

Цель проекта: Создать условия для зарождения гражданственности и нравственно - патриотических чувств по отношению к своей Родине у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, его достопримечательностями.

Задачи проекта:

Для детей: Способствовать проявлению познавательной самостоятельности и активности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, его достопримечательностями.

Задачи для педагогов:

Обучающие: Формировать интерес детей к прошлому и настоящему родного города Иркутска, жизни жителей в разные исторические времена, культуре:

познакомить с историей возникновения города; познакомить с названиями улиц, отражающих историю города, где проживают воспитанники;

познакомить с известными земляками, с достопримечательностями города.

Развивающие: Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников; развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей творческой работе; развивать творческое воображение и художественные навыки

Воспитательные: прививать детям чувство гордости за свою страну, свой родной город, чувство сопричастности к происходящим в нём событиям; воспитывать чувство гражданственности, малую Родину, бережное отношение к достопримечательностям и природе родного города.

Задачи для родителей: создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных интересов у ребенка и основ нравственно – патриотических чувств.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Турнир знатоков

Название итогового мероприятия проекта: «Знатоки родного края»

Продукт проекта:

Для детей: рисование рисунков «Город глазами детей», лепка «Достопримечательность моего города», создание своей книжки-малышки «За что я люблю свой город, где я родился и живу?», выставка плакатов «Каким я хочу видеть свой город в будущем».

Для педагогов: создание альбома «Прошлое и настоящее Иркутска»,

Для родителей: Привлечение родителей к сбору информации о малой Родине, её достопримечательностях, знаменитых людях Иркутска, создание альбома «Прошлое и настоящее Иркутска», фотоколлаж «Город, что сердцу дорог», посещение музеев города, прогулки с детьми по улицам города, целевая прогулка к мемориалу «Воинской славы».  

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:

Дети:

  • овладеют знаниями о малой Родине; обогатят словарный запас;
  • будут проявлять доброту, заботу, бережно относиться к природе, достопримечательностям, ценить красоту, защищать природу;
  • возрастает познавательная активность детей в разных видах деятельности,

Родители: 

  • обогатится родительский опыт путём  взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повысится педагогическая компетентность родителей и культура.

Педагоги: расширят свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счёт применения продуктивных творческих методик.

Актуальность

Вопрос о патриотическом воспитании детей и молодёжи является актуальным, решение этого вопроса становится сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируются в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре и истории малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Этапы работы над проектом:

Пятница:

1. Постановка проблемного вопроса.

Беседа с детьми с целью выяснить:

- Что такое Родина? Что мы знаем о Родине? Вы знаете, с чего она начинается? Вы хотите узнать, с чего начинается Родина?

- Что вы хотите нового узнать о ней?

- Как мы можем об этом узнать?

2. «Путешествие» по карте России, Иркутской области.

Задание на выходные:

Принести книги, энциклопедии для создания мини-музея «Россия – родина моя», книги об Иркутске, создать книжки-малышки своими руками «Моя малая родина. За что мы любим свой город?»

Понедельник:

1. ООД: Познание (ФЦКМ) – беседа, рассказ воспитателя по теме: «Россия – Родина моя», «Символы России» (Приложение 1)

2.Игра «Моя Родина - Россия», «Многонациональная Родина» (картотека д/игр).

3. Разучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую»

Вечер:

1. ООД: Художественное творчество (рисование) – Символы России»

2. Просмотр презентации и видеололиков: «Моя родина Россия», «Символика России», «Москва».

3. Придумывание творческого рассказа «Путешествие по России»

Вторник:

1.ООД: ФЭМП – Решение математических задач, упражнения на ориентировку в пространстве.

2. Просмотр м/ф «Мульти – Россия».

3. Разучивание физкультминутки «Моя Россия».

4. Работа с пословицами и поговорками о Родине (картотека).

Вечер:

1. ООД: Художественное творчество. Лепка  по выбору детей «Символ России»

2. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в Москву на поезде».

3. Д/игра «Наша Родина – Россия».

Среда:

1. Познание (конструирование): Решение проблемной ситуации: «Что было бы, если бы не было школы, детского сада, магазинов, …».

Конструирование из конструктора лего, строительного материала по замыслу детей: школа, магазин, детский сад.

2. Разучивание стихотворения Зои Александровой «Родина?» (Приложение 1)

3. Повторить физкультминутку «Моя Россия».

Вечер:

1. Чтение: Александра Ишимова — История России в рассказах для детей.

 Рассказ «Славяне до 862 года христианского летосчисления».

2. Д/и «Хорошо – плохо».

Четверг:

1. ООД: ФЭМП – Решение задач и примеров. Упражнения на ориентировку в пространстве «Широка страна моя родная».

2. Рассматривание иллюстраций из альбома, энциклопедий, открыток.

3. Отгадывание кроссворда «Что мы знаем о символах России?»

Вечер:

1.  Художественное творчество. Рисование «Моя Родина – Россия».

2. Рассматривание иллюстраций из книг, энциклопедий «Россия», «Природа России».

3. Конструирование: «Московский Кремль».

Пятница:

1.ООД: Речевое развитие - Чтение детям стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?», прослушивание песни (флешка), заучивание наизусть.

3. Просмотр видеофильма о России (флешка)

Вечером:

1. Игровая ситуация «Что мы должны будем сделать, чтобы сохранить красоту нашей Родины?»

2. Д/и «Четвёртый лишний»

3. Рассматривание иллюстраций из книг, детского журнала «Сибирячок», энциклопедий.

4. Прослушивание песен о Родине (флешка).

Задание родителям на выходные:

* Сделать книжку-малышку «За что я люблю свой город, где я родился и живу?»

* Экскурсии родителей с детьми по городу, микрорайону Новоленино.

Понедельник:

1. ООД: Познание (ФЦКМ): Виртуальная экскурсия по городу - «Город на семи холмах» (История города Иркутска «Мой город вырос из острога»), главные символы нашего края, просмотр презентации о городе, рассказ воспитателя, беседа по содержанию.

2. Слушание песен об Иркутске.

3. Выучить с детьми физкультминутку «Пусть всегда будет мир» (картотека).

4. Работа с пословицами и поговорками о Родине (картотека).

Вечер:

1. Продуктивная деятельности – рисование: «Герб Иркутска».

2. Рассматривание книг и детского журнала «Сибирячок», беседа по содержанию.

3. Просмотр презентации «Мой родной край: заповедные места и памятники природы». Беседа: «Почему Байкал называют жемчужиной Сибири?»

Рассматривание книжек-малышек - Красная книга Иркутской области.

4. Чтение стихов о городе Иркутск, чтение: А. Ткаченко «Маленькая сказка про Иркутск» (картотека).

Вторник:

1. ООД: ФЭМП – Решение задач и примеров. Упражнения на ориентировку в пространстве.

2. Слушание песен «Иркутская история» и другие (флешка).

3. Просмотр презентаций об Иркутске.

4. Чтение сказки С.Н. Агеевой «Нерпёнок».

Вечер:

1. Продуктивная деятельность: лепка из солёного теста «Символ Байкала – нерпа».

2. С/р игра «Идём в музей».

3. Д/и «Что рассказывает карта?» (рассматривание карты Иркутской области.)

4. С/р игра «Детская поликлиника».

Среда:

1. Конструирование: «Дома на улицах нашего города».

2. Познание – рассказ воспитателя «История прошлого и настоящего города Иркутска».

3. Проблемная ситуация «Как сохранить красоту и порядок в нашем городе?»

4. Рассматривание макета «Храм Иркутска»

Вечер:

1. Речевое развитие: Чтение: А. Долганов «Истории родного города «Самый первый в Иркутске».

2. Рассматривание иллюстраций, вкладышей из детского журнала «Сибирячок». Рассказ воспитателя о губернаторах Восточной Сибири (вкладыш к журналу «Сибирячок», № 4, 2012г).

3. Слушание песен об Иркутске.

Четверг:

1. ООД: ФЭМП – Решение задачек, примеров, игры с счётными палочками и блоками Дьёнеша: «Улицы и дома нашего микрорайона Новоленино».

2. Работа с кроссвордом «Я живу в Прибайкалье» (вкладыш к журналу «Сибирячок», № 4, 2012г).

3. Чтение стихотворений о родном крае, городе (картотека).

Вечер:

1. Продуктивная деятельность (рисование): «Моя улица и дом, где я живу».

2. Беседа «Достопримечательности нашего города» (картотека).

3. Вспомнить с детьми прочитанные стихи, рассказы, физкультминутки.

4. С/р игра «Аптека».

Пятница:

1. Речевое развитие - Чтение: Истории родного города «Самый первый в Иркутске».

2. Рассматривание экспонатов в мини-музее: выставка книг о Родине, энциклопедий, открыток, журналов и др. материала по теме.

3. Игра разрезная «Собери картинку» (города России).

Вечер:

1. Чтение: Ю.И. Баранов «На площади Тихвинской праздники наши».

2. Беседа, рассказ воспитателя «Достопримечательности Иркутска».

3. Д/игра «Достопримечательности Иркутска».

4. С/р Игра «Школа».

Задание родителям на выходные:

* Нарисовать рисунок «Каким я хочу видеть свой город в будущем».

* Фотоколлаж «Прогулки по родному городу».

Понедельник:

1. Беседа с детьми, рассказ воспитателя – «Что такое инфраструктура нашего города?» (Иркутская гидроэлектростанция, водоканал, очистные сооружения, подстанции, градообразующие предприятия, Иркутский Авиазавод, аэропорт). Рассказ воспитателя: «История иркутских улиц».  

2. Д/игра «Расскажи про свой город».

Вечер:

1. Рассказ воспитателя «История иркутских улиц».  

2. С/р игра «Детский сад".

Вторник:

1. ФЭМП (математика): «Путешествие Незнайки»

2. Рассматривание лэпбука «Иркутск героический». Беседа «Иркутск в годы Великой Отечественной войны».

3. Просмотр презентации «Иркутск – город боевой и трудовой деятельности».

Среда:

1. Рассказ воспитателя «Известные люди Иркутской области».

2. Рассматривание энциклопедии, альбома «Знаменитые земляки».

Вечер:

1.Просмотр презентаций, чтение рассказов и стихотворений о родном городе, слушание и пение песен.

2. Д/игры и с/р игры по выбору детей.

Четверг:

1. Закрепление пройденного материала с детьми.

2. Подготовка к открытому занятию.

Пятница:

1. Открытое мероприятие: Турнир знатоков «Знатоки родного края».

Краткое содержание проекта

Этапы проекта

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная детская деятельность

Действия членов семьи и социальных партнеров

Пополнение и обогащение РППС

Мотивационно-ориентировочный

(создание проблемной

ситуации)

Постановка проблемного вопроса: «С чего начинается Родина?»

Рассматривание иллюстраций из книг, энциклопедий

Поисковый

(планирование деятельности)

«Добываем» информацию из разных источников. Фиксирование детских ответов. Беседа по планированию поиска информации.

-Что мы знаем о Родине?

-Что мы хотим узнать?

-Откуда мы сможем получить информацию?

Поиск информации детьми.

Помощь в создании альбома «История прошлого и настоящего города Иркутска»

Подбор литературы по теме, картинки для создания альбома, книги о природе

Практический

Беседа.

Дидактические игры.

Чтение стихотворений, историй о родном городе, физкультминутки о Родине, просмотр презентаций о родном крае.

Рассматривание детьми открыток, детского журнала «Сибирячок», иллюстраций из книг,

Энциклопедий, лэпбука «Иркутск героический».  Художественное творчество: лепка, рисование. Конструирование «Улицы нашего города». Обыгрывание ситуации «Что было бы, если…», «Мы Эколята – защитники природы».

С/р игра «Идём в театр», «Путешествие по России».

д/игры «Расскажи про свой город», «Достопримечательности Иркутска».

Рассматривание  детьми глобуса, карты Иркутска, улиц городакниг, энциклопедий о природе родного края, её богатствах, разучивание стихотворения. Помощь родителей в создании

выставки книг и энциклопедий о природе родного края

Дидактические игры «Государственные праздники», «Сложи картинку».

Картотека песен и стихотворений, физкультминуток, о Родине.

Видеотека: «Моя Родина великая»,  «Мой любимый город Иркутск».

Рефлексивно-оценочный

Итоговое мероприятие: Турнир знатоков «Знатоки родного края».

Презентация детьми книжки-малышки.

Выставка для родителей продуктивной деятельности по теме проекта, выставка мини-музея «Моя Родина – Россия»

Альбом «История прошлого и настоящего Иркутска»,

Книжки-малышки «Мой любимый город. За что я его люблю?»

Открытки «Иркутск, «Иркутск. деревянный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.

Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...

Краткосрочный информационно-творческий проект на логопедическом пункте «С чего начинается Родина...»

Краткосрочный информационно-творческий проект на логопедическом пункте  «С чего начинается Родина...»...

Технологическая карта занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «С чего начинается Родина?»

В процессе занятия по изобразительной деятельности (рисование) дети оформляют  коллективный альбом «Где мы живем?» и отражают в своих рисунках  представления о месте своего жител...

Творческо-информационный проект для детей старшей группы "С чего начинается Родина"

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста....

Творческо-информационный проект в старшей группе "С чего начинается Родина"

Цель проекта:            Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний...