Берестяное волшебство
план-конспект занятия (старшая группа)

Журавлева Светлана Олеговна

Занятие в старшей группе «Берестяное волшебство»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berestyanoe_volshebstvo.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ Сортавальского МР РК ДС23, корпус 6

Воспитатель: Журавлева С.О.

Занятие в старшей группе «Берестяное волшебство»

1. Цель: формирование у детей представлений о берестяном ремесле карелов

2. Задачи:

Образовательное направление «Познавательное развитие»:

 уточнить, из каких частей состоит береза, строение ствола

 познакомить детей с этапами заготовки бересты, способами ее применения

в быту

Образовательное направление «Речевое развитие»:

 способствовать межличностной коммуникации, развивать речь на основе

знакомства с музейными предметами

 обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками

Образовательное направление «Художественно-эстетическое развитие»:

 развивать творческие способности через овладение навыками

материально-художественной и игровой деятельности

Образовательное направление «Социально-коммуникативное развитие»:

 воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным

традициям

 формировать навыки общения с музейной средой

3.Рекомендуемый возраст детей: 6 – 7 лет

4.Вещный ряд: кошель, лапоть, туесок, корзина, погремушка-шаршунок, бусы

из бересты

5.Опорные слова: лыко, кора, береста, нож-резак, сердцевина, годовые кольца

6.Необходимое оснащение:

 костюм Хозяйки

 презентация «Чудеса из бересты»

 модель дерева (корни, ствол, ветки, листья)

 раздаточный материал: спилы березы, лупы

 по 2 кружка красного и зеленого цвета на каждого ребенка

 игра «Что было, что стало» (картинки: лапти – сапоги, кошель – рюкзак,

печь – плита, лавка – кровать, сундук – шкаф, ведра с коромыслом –

раковина с краном, корыто – стиральная машина)

 раздаточный материал для практической деятельности (бумажная основа, 4

полоски контрастного цвета на каждого ребенка)

7. Предварительная работа

– наблюдения за деревьями, сравнение внешнего вида

– знакомство с пословицами, поговорками, загадками о березе, бересте,

берестяных изделиях

– рассматривание иллюстраций с предметами из бересты, крестьянской избы

– показ теневого театра по карельской сказке «Лапоток»

Ход занятия

Дети заходят в избу, кланяются Хозяйке и здороваются.

Хозяйка:

- Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. У меня для каждого

найдется местечко (дети рассаживаются на скамейки).

Хозяйка:

- Вот нашлось для всех местечко,

А за мной теперь словечко,

Поведу я свой рассказ,

Удивлю, быть может, вас.

Расскажу про лапоток,

Кошель, короб, туесок.

Мне рассказ свой начинать?

Вы хотите это знать? (ответы детей)

Хозяйка:

- Карельский край богат лесами. Недаром его называют «краем зеленого

золота».

- Какие деревья родного края вы знаете? (ответы детей)

- Как помогало дерево человеку? (ответы детей)

Хозяйка (подводит итог, дает новые знания):

- В старину люди жили в полном единении с природой. Вся жизнь карелов

зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия

труда. Деревья были объектом поклонения, связанным с добрыми силами –

берегинями. С деревом, которое укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у

человека были особенные отношения.

Хозяйка:

- Сегодня расскажу вам об одном дереве, которое вы очень хорошо знаете.

Загадаю вам загадку, вы мне скажете отгадку.

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши... (березки)

Хозяйка:

- Береза – одно из красивейших деревьев нашего края, в любое время года, и в

любом наряде она прекрасна. Почему березу называют белоствольной?

(высказывания детей)

- Зимой береза сверкает в ажурном инее, летом – длиннокосая, кудрявая, весной

– ослепительно белая на фоне изумрудной травы, а осенью покрыта золотом.

- Как, вы думаете, карелы использовали березу в своей жизни? (предположения

детей)

- Какие части дерева они использовали?

- Давайте вспомним части дерева (дети отбирают нужные модели,

выкладывают на мольберт)

Исследовательская деятельность

- Вы хотите стать учеными? Предлагаю вооружиться лупами и изучить ствол

березы.

Дети работают в трех группах, рассматривают спилы, высказываются о

наблюдаемом.

Хозяйка обобщает ответы детей:

- Ствол дерева покрывает кора. В центре ствола находится сердцевина.

Древесина нарастает и образует годовые кольца. По ним можно узнать, сколько

дереву лет. Попробуйте посчитать.

- А теперь отдохнем. (Дети выполняют движения по тексту)

Физминутка

Руки как ветки, а мы как деревья,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем и резко опустим,

Так ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки, и плавно помашем,

Так листья летят с высоты.

И как они лягут, мы тоже покажем -

Руки мы сложим вот так.

Игра «Верю – не верю»

Детям раздаются кружки красного и зеленого цвета.

Хозяйка:

-Я буду говорить какое-то утверждение. Если вы согласны с тем, что я сказала,

поднимите зеленый кружок. Если не согласны, то красный.

- Из березовой коры делали обувь.

- У березы есть лыко.

- Карелы бережно относились к деревьям.

- Шаршунка – это игрушка для маленьких детей.

- Бересту использовали для изготовления предметов быта.

Хозяйка:

- Как по-другому можно назвать кору у березы?

- Как вы думаете, карелы использовали бересту в хозяйстве? (предположения

детей)

- Белая кора березы собирает и хранит тепло солнца. Это доступный материал и

хорошо поддается обработке. С давних пор люди заметили это свойство, и

стали применять бересту для изготовления различных предметов быта. Хотите

знать, каких? Я вам расскажу.

Рассказ Хозяйки сопровождается показом презентации «Чудеса из бересты»

Слайд № 2, 3 – заготовка бересты

- Инструментом для снятия бересты служит острый нож-резак. Снятие бересты

пластом - самый простой и доступный способ заготовки материала для

плетения. Для этого надо:

1. Сделать надрез вдоль ствола и поперек сверху вниз

2. Аккуратно снять бересту вокруг надреза

3. Очистить бересту от грязи.

4. Хранить под прессом.

Слайд № 4 – заготовка лыка

- Лыко - внутренняя часть коры, снятая в виде лент. Для этого надо:

1. Нарезать полосы по спирали.

2. Снять ленту со ствола.

3. Хранить в клубке.

- Карелы относились к деревьям бережно: не рубили дерево, а осторожно в

определенном месте ствола брали часть коры. А также использовали

поваленные деревья.

Слайд № 5 – строительство

- Берёзу ценили за достаточно высокую водостойкость и устойчивость к

гниению. Поэтому бересту использовали в строительстве, прокладывая под

нижним венцом и между бревнами деревянных изб.

Слайд №6 – письменность

- Береста использовалась для написания грамот (из берестяных документов мы

многое узнали о наших предках и их быте)

Слайд № 7 – домашняя утварь

- Издавна в Карелии из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи

– плели корзины и короба, туеса. В берестяных туесах хранили мед, ягоду. С

берестяными корзинами и туесами ходили по грибы. В такой упаковке все

долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки, ларцы,

коробочки.

- Посмотрите внимательно, какие берестяные предметы вы видите в горнице?

(кошель, туесок, корзина).

Дети рассматривают предметы, делятся предположениями о том, как эти

предметы использовались. Хозяйка обобщает ответы.

Слайд № 8 –лапти

- Загадаю вам загадку, вы мне скажете отгадку.

Кто обувь отгадает: одна мышь, два хвоста? (Хозяйка показывает лапоть)

Хозяйка:

- Лапти – это старинная обувь. Давным-давно у карел не было другой обуви,

кроме лаптей. Носили лапти и взрослые, и дети. Делали лапти в каждой семье.

Мужчины плели лапти из коры деревьев – березы, ивы. Эта обувь была не

долговечна, быстро изнашивалась. Если люди собрались в дальнюю дорогу, то

брали с собой несколько пар лаптей. До наших дней дошла старинная

пословица: «В дорогу идти – пятеро лаптей плести». Обували лапти на

портянки и завязывали веревочками.

Подвижная игра «Лиса по лесу ходила»

Дети повторяют слова и движения за хозяйкой:

Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Мужу двое, себе трое

И детишкам – по лаптишкам.

Слайд № 9 – игрушки

- Прочно вошла береста в «мир детства» в виде игрушек. У каждого младенца

были берестяные погремушки-шаркунки. Дети росли и уже играли плетеными

из бересты животными, куклами, посудой.

Игра «Верю – не верю» (проводится повторно)

- Мы многое узнали о березе и бересте. Попробуем ответить на знакомые

утверждения еще раз.

Дидактическая игра «Что было, что стало»

Каждому ребенку дается картинка, где изображен предмет (старинный или

современный). Задание: найти себе пару. Затем дети называют изображенное на

картинках (в случае затруднений, хозяйка задает наводящие вопросы).

Например:

Раньше на ноги обували лапти, а сейчас…(сапоги)

Раньше за спиной несли кошель, сейчас…(рюкзак)

Практическая деятельность

Хозяйка:

- Посмотрите на кошель, лапоть, корзинку. Как, вы думаете, их изготовили?

(Дети рассуждают)

- Все это сделано путем переплетения. Хотите попробовать?

Детям предлагается плетение закладок из полосок бумаги в подарок родным.

Хозяйка:

- Молодцы, ребятки, хорошо потрудились и много узнали. У вас получились

красивые закладки. Вы их подарите своим родителям и расскажете, какие

чудеса скрывает березка. Порадуете своими знаниями и подарками пап и мам.

- А я была очень рада встрече с вами. Надеюсь, вы станете частыми гостями в

моей горнице.

Дети прощаются с Хозяйкой и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "История русской письменности немыслима без берестяных грамот"

Презентация для ДОУ (берестяные грамоты, письменность, восковые дощечки...)...

Интегрированное занятие"Берестяные певцы"

Конспект  интегрированного занятия (развитие речи, ручной труд) для детей подготовительной группы...

Конспект занятия "В поисках берестяного сундучка"

Конспект занятия в подготовительной группе " В поисках берестяного сундучка"...

Мастер-класс для педагогов "Берестяные грамоты или как мы сказку сочиняли"

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида № 61       МАСТЕР-КЛАССдля педагогов дошкольных учрежденийНаро-Фомин...

Загадки в играх и развлечениях. Берестяной кузовок старичка Лесовичка

Закрепление навыков речи-доказательства, развитие навыков речи- описания...

Путешествие берестяной шкатулочки

Познавательно - исследовательская деятельность в старшей группе, дети знакомяться со свойствами бересты.Получают представления о народном промысле из бересты и его значении в жизни наших предков....