Дальневосточное чудо (Познавательноя деятельность)
план-конспект занятия (старшая группа)

Мирошникова Елена Александровна

Цель:

Закрепить знания  о реликтовом растении - лотосом - Комарова;   

 о его особенностях;

развивать познавательно-исследовательскую деятельности детей.

     Задачи:

  • Закрепить знание детей о лотосе, как представителе растений Приморского края, занесенного в Красную книгу.
  • Развивать познавательный интерес к растениям нашего края.
  • Коммуникативные навыки (умение слушать вопрос, рассуждать)
  • Делать предположения, основываясь на имеющихся знаниях и новой информации.
  •  Развивать внимательность в проведении эксперимента с бумагой: намокает в воде, становится тяжелее, тонет, становится непрочной, рвется.
  • Способствовать эмоциональному восприятию опытов
  • Воспитывать в детях самостоятельную познавательную активность, через экспериментирование.
  • Воспитывать любовь к достопримечательностям родного края. Чувство гордости за свой край.

Тип образовательной ситуации: познавательная деятельность, экспериментирование. 

Образовательная область

 Познавательное развитие - Формирование целостной картины мира, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие.

Региональный компонент «Мой родной Приморский край»

Методы и приёмы:

словесные: беседа, объяснение, обобщения, ситуативный разговор, чтение стихов;

 наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов о лотосе;

практические: физкультминутка «Цветы», пальчиковая гимнастика «Лотос»,

 проведение опыта с водой и лотосом, листьями лотоса и воском свечи; методами моделирования и рефлексии.

Использование презентации «Дальневосточное чудо»; использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Материал к занятию:

Демонстрационные: мультимедийная презентация,

Раздаточные:  цветок лотоса; листья лотоса; кусочки воска; тазики с водой,

Оборудование: ноутбук; фонограмма спокойной музыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dalnevostochnoe_chudo.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе № 6 «Умники»

«Дальневосточное чудо»

     Цель:

Закрепить знания  о реликтовом растении - лотосом - Комарова;  

 о его особенностях;

развивать познавательно-исследовательскую деятельности детей.

     Задачи:

  • Закрепить знание детей о лотосе, как представителе растений Приморского края, занесенного в Красную книгу.
  • Развивать познавательный интерес к растениям нашего края.
  • Коммуникативные навыки (умение слушать вопрос, рассуждать)
  • Делать предположения, основываясь на имеющихся знаниях и новой информации.
  •  Развивать внимательность в проведении эксперимента с бумагой: намокает в воде, становится тяжелее, тонет, становится непрочной, рвется.
  • Способствовать эмоциональному восприятию опытов
  • Воспитывать в детях самостоятельную познавательную активность, через экспериментирование.
  • Воспитывать любовь к достопримечательностям родного края. Чувство гордости за свой край.

Тип образовательной ситуации: познавательная деятельность, экспериментирование. 

Образовательная область

 Познавательное развитие - Формирование целостной картины мира, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие.

Региональный компонент «Мой родной Приморский край»

Методы и приёмы:

словесные: беседа, объяснение, обобщения, ситуативный разговор, чтение стихов;

 наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов о лотосе;

практические: физкультминутка «Цветы», пальчиковая гимнастика «Лотос»,

 проведение опыта с водой и лотосом, листьями лотоса и воском свечи; методами моделирования и рефлексии.

Использование презентации «Дальневосточное чудо»; использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Материал к занятию:

Демонстрационные: мультимедийная презентация,

Раздаточные:  цветок лотоса; листья лотоса; кусочки воска; тазики с водой,

Оборудование: ноутбук; фонограмма спокойной музыки.

    1й этап Организационный момент

Воспитатель собирает детей около себя.

Доброе утро – улыбчивым лицам!

Доброе утро – солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлиться до вечера!

Знакомство с ребятами с воспитателем. (Представиться)

Ребята сегодня мы с вами поговорим об одном чуде, которое находится  у на Дальнем Востоке.

Вы помните, как называется наш край?  

Кто-нибудь знает, о каком чуде мы с вами будем говорить? что это за чудо?   (предположения детей)

Ребята, я думаю ответ мы найдем в этом конверте. (конверт)

Посмотрите, здесь части картинки, давайте их соберем и узнаем, что же подскажет нам конверт.

Что получилось? (ответы детей)

Правильно! Цветок лотоса.

Что вы можете рассказать о нем? (Дети отвечают)

Да, у нас в Уссурийском районе и в Приморском крае есть множество прекрасных лотосовых озер. Наверняка многие из вас посещали эти великолепные места со своими семьями. И видели как они прекрасны.

2й этап.  Мотивационно-ориентировочный

Вы хотите больше узнать об этом цветке?

Как нам это можно сделать? (Спросить у взрослых, посмотреть энциклопедию, фильм)

Давайте  и посмотрим на замечательный цветок.

Слайд 2 лотос

Слайд 3 озеро лотосов

Вот оно-чудо Дальневосточной природы. Цветок лотоса, а точнее лотос Комарова (его так назвали по имени знаменитого исследователя нашего края)

Слайд 4 красная книга

Лотосы занесены в красную книгу. Это очень древние растения и их нужно беречь

Слайд 5 водоем

Этот цветок растет в водоемах. Покрывает своими листьями и цветами большую часть водоема.

Слайд 6

 Его возраст более 100 млн. лет. Он видел динозавров, мамонтов, ящеров, пережил ледниковый период Цветок лотоса – это один из древнейших символов на нашей планете.

Этот цветок —   очень нежный и ранимый, он по-прежнему остаётся одной из самых главных загадок. Во всем мире эти цветы считаются исконно тропическими и крайне теплолюбивыми растениями. Главная уникальность лотоса в том, что они встречается и у нас на Дальнем востоке. Своё название дальневосточный лотос носит в честь выдающегося ботаника Владимира Леонтьевича Комарова.

На Дальний Востока приезжают сотни туристов, чтобы полюбоваться на цветок. Людей радовала и притягивала красота цветков лотоса.

Семена растения не замерзают при сильных холодах, а впадают в

анабиоз. При этом биологические процессы замедляются, и цветок выживает.

Лотос Комарова является самым холодолюбивым.

Слайд 7 строение

У лотоса, как и у всех цветов есть корень, стебель, листья и цветок.

Лотос – это водяная лилия.

Его корень находится глубоко, в отложении ила.

Длинный стебель, пробираясь через толщу воды, выносит на поверхность дивный цветок.

А сейчас, я предлагаю вам немного подвигаться.

ФИЗМИНУТКА.

Воспитатель:

Давайте с вами представим, что мы лотосы.

(Под спокойную музыку проводится физминутка.)

Раз, два, три – выросли цветы

(сжимать и разжимать кисти рук).

К солнцу тянут лепестки.

(поднять руки через стороны вверх, сложив ладошки в виде «бутончика»)

Солнцу улыбнулись, за ним повернулись.

(повороты туловища в стороны, руки с «бутончиком» вверху).

Лучик лепестков коснулся - лотос миру улыбнулся!

(медленно открывать «бутон» и опустить руки через стороны вниз)

Слайд 8 листья

Листья лотоса крупные, покрыты тончайшим восковым налетом,

предохраняющим листья от смачивания. Под лучами солнца они светятся и

переливаются, как перламутр. Капли воды, словно шарики ртути,

перекатываются по листьям.

Все растение съедобно и применяется в лекарственных и пищевых целях

Слайд 9 плоды 

В середине сентября в цветоложе похожей на перевернутый конус, созревают

семена от 20 до 35 орешков в каждой, поэтому его иногда относят к виду

орехоносный.

Так выглядит коробочка с орешками на только что отцветшем лотосе.

А это – уже выросшие и созревшие (те, что потемнели) коробочки. Если же

орешки никто не съел, то они (когда коробочка высохнет) падают в воду, где могут прорасти.

Его семена съедобны. В странах Азии из них изготавливают конфеты. А стебли лотоса ядовиты. Как вы думаете можно рвать цветы? (рассуждения детей)

Слайд 10 цветок

Цветок этот сорванный погибает и любоваться им надо, когда он цветет, а цветет лотос от 3 до 5 дней, после цветы опадают. А природу необходимо беречь и охранять. 

 3й этап Поисковый

 

У лотоса есть свои секреты.

Хотите их узнать?

Подойдите к столу.

    Самостоятельная работа детей с бумажными цветками

 (Индивидуальная работа по необходимости)

Ребята, наши цветочки сейчас спят, их лепестки закрыты, хотите их разбудить?

Как вы думаете, что для этого нужно сделать?

4й этап  Практический

Опыты

Проведем опыт и что же произойдет с цветами

Представим, что наш таз с водой это и есть водоем-озеро.

Давайте опустим, каждый свой цветок в воду

Что же происходит?

Почему не все раскрылись?

Что еще видите?  Почему?

Почему же наши бумажные лепестки раскрылись

 (вытираем ручки салфетками)

Пальчиковая гимнастика

Лотоса нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Перед дождиком цветки

Закрывают лепестки,

Голову наклоняют,

Как будто засыпают.

У лотоса очень интересные листья.

Посмотрите, на столе лежат листики, возьмите по одному. Натрите свечой и опустите в воду.

Теперь вытаскивайте. Что заметили?

Сторона, которая не натёрта,- стала мокрой, а с другой стекают капельки.

Это секрет лотоса.

Его нежные  листья и сам цветок покрыты слоем воска, поэтому проходя через ил и толщу воды, лотос всегда остается чистым.

Предлагаю пройти на коврики

 ВЫВЕСТИ ДЕТЕЙ НА КРУГ

5 этап. Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?  Какие секреты лотоса мы узнали? А как узнали мы секреты лотоса? Дома повторите опыт с лепестком и свечкой со своими родителями?

А какое свойство бумаги?

Теперь вы дома сможете рассказать об одном Дальневосточном чуде- ЛОТОСЕ

Упражнение на релаксацию «Лотос»

 Воспитатель под спокойную музыку читает стихотворение:

Как символ нежной чистоты

В природе лотос расцветает…

От его дивной красоты

Вдруг все как будто замирает…

В душе покой и безмятежность…

И чудный лотос дарит вам

Свою любовь, добро и нежность.

 Сидя по-турецки, плечи слегка отведены назад, голова приподнята, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на коленях, указательные и большие пальцы сомкнуты в колечки. Вдох диафрагмой (плечи не поднимаются), представить струю воздуха, пронизывающую до макушки по всему позвоночнику, медленный выдох ртом (можно выполнять с закрытыми глазами)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии. Тема: "Дальневосточные первоцветы" старшая группа.

Конспект из цикла занятий по ознакомлению детей с флорой и фауной Приморского края....

Стихотворения дальневосточных авторов для детского чтения

Стихотворения лучших дальневосточных поэтов, которые открывают глубокий мир человеческой души, дают детям знания об истории и природе родного края. Эти произведения учат ребят быть не только культурны...

Непосредственная образовательная деятельность в области "Познание" в подготовительной группе на тему: "Богатство Дальневосточного морского заповедника"

Работа посвящена углублению знаний о заповедных местах Приморского края. Ориентированна на детей подготовительной группы. Работа позволяет формировать знания о морском заповеднике, о ценных видах живо...

Конспект НОД по познавательноу развитию "Космическая экспедиция к планетам Солнечной системы"

Этот материал будет полезен воспитателям подготовительных групп при ознакомлении детей с астрономией. Это занятие итоговое....

"Дикие животные Дальневосточной тайги"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по развитию речи, который в игровой форме поможет уточнить и расширить словарь  детей по теме: "Дикие животные Дальневосточной тайги"...

2018 год - год Дальневосточного аиста

Символом 2018 года в бассейне Амура станет дальневосточный аист. Это связано с проведением, спустя 13 лет, масштабного учета дальневосточного аиста в России. На этот раз учеты пройдут на всем гнездово...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу программы «Ребенок и окружающий мир» (Средняя группа) Образовательная область «Познавательноеи речевое развитие» Тема «Лесное приключение».

Образовательная область: «Познавательное и речевое развитие». Возрастная группа:средняя группаПедагог:Левахина Наталья Анатольевна Тема: «Лесное приключение» Цел...