ПРОЕКТ «Люби и знай, свой край родной»
проект

Занина Лана Николаевна

ПРОЕКТ «Люби и знай, свой край родной»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города  Нижневартовска детский сад № 38 «Домовенок»

ПРОЕКТ

«Люби и знай, свой край родной»

Автор проекта:

                                                                                                     Занина Л.Н.

г. Нижневартовск, 2023

Введение

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохраненное предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом»

                                                                                                                      С. Михалков         Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур.

В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

 В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Родины, относится к числу приоритетных направлений работы. Чтобы этот процесс протекал успешно, необходимо придать ему социально и личностно значимый характер. Понимание того, что Родина человека начинается с места, где родился, можно сформировать у ребенка  только тогда, когда он будет включен в активную индивидуальную и совместную деятельность по изучению и преобразованию окружающей действительности, когда поймет, что его край родной – это частица большой Родины.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.  Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение.

Актуальность проекта

У каждого человека есть свой любимый край. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания.  

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Формирование патриотического чувства с самого раннего детства не даст утратить общечеловеческие ценности и распространить равнодушие, неуважительное отношение к государству, Родине. Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тайга для ханта и манси – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в северную ночь и стужу. Манси и ханты бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности»; «боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова.

И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания детей являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.

Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей Родиной. 

Данный проект «Люби и знай, свой край родной»  представляет историю родного края, воспитывает патриотические чувства к малой Родине.

Дети 5л.-6л. имеют недостаточно знаний об обычаях и традициях народа своей малой Родины. Не имея достаточного знаний о природных и культурных ценностях родного края, трудно сформировать уважительное отношение к Малой Родине. Без любви к своей малой Родине невозможно воспитать настоящего гражданина. В этом и заключается актуальность данного проекта.

Цель проектаформирование у детей 5л.-6л. патриотических чувств на основе расширения знаний о природном и культурном наследии Родного края.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа, его традицияхкультуре и особенностях быта через проектную деятельность с созданием лэпбука «Наш край - Югра»; углублять знания детей об истории народов региона, их быту, традициям; познакомить с названиями некоторых видов орнамента народов севера.

Развивающие:  развивать творческий потенциал дошкольников, расширять знания детей об особенностях культуры народов севера – ханты и манси; активизировать речь детей, совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные: воспитывать речевую активность, самостоятельность, уверенность в себе; воспитывать чувство патриотизма; воспитывать уважение и интерес к жизни народов Югры, к природе Югры; прививать уважение к официальной символике Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Новизна проекта: Комплексное приобщение детей к культуре, традиции    народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную  деятельность с созданием лэпбука: «Наш край - Югра», сотрудничество с центральной библиотекой № 12.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы 5л.-6л., воспитатель    группы, родители (законные представители), городская библиотека №12.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь-май)

В основу положены следующие принципы:

  • учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
  • обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей;
  • уважение к личности каждого ребенка;

Предполагаемые результаты:

  • обогащение знаний у учащихся о своем крае, культуре местного населения ханты и манси;
  • повысится познавательный  интерес к традициям и быту коренных народов ХМАО;
  • повысится интерес к изучению творчества писателей и поэтов Югры;
  • расширится знания о некоторых представителях животного и растительного мира;
  • будет значительно обогащена РППС по познавательному развитию;
  • установятся партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников;
  • повысится уровень активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края;
  • сформируется интерес к истории родного края. 
  • Будет изготовлен лэпбук: «Наш край - Югра»

Обеспечение проекта:        

Материально-техническое: (смарт доска, ноутбук)

Учебно-методическое: (детская художественная литература, методическая литература, дидактические игры, конспекты занятий, мультимедийные презентации к занятиям и беседам). 

Методы и приемы: наглядные, практические, игровые, словесные, исследовательская деятельность.

Основные этапы реализации проекта «Люби и знай, свой край родной»:

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

1 этап – подготовительный

Цель: самосовершенствование по данной теме

Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического  материала  по теме проекта;

Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного  материала и необходимой литературы;

Обогащение предметно-развивающей среды в группе;

Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по  данной теме;

Постановка  цели  и  задач  проекта  «Люби и знай, свой край родной»;

Составление плана работы с детьми по проекту «Люби и знай, свой край родной»;

Групповое  родительское  собрание  с  целью  информирования родителей  о  реализации  проекта  «Люби и знай, свой край родной»  в  течение  2022-2023  учебного  года  (анкетирование родителей)

Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении

сентябрь-октябрь

2 этап  - практический

Цель: реализация проекта в образовательную практику

Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий;

Посещение краеведческого музея им. Т.Д.Шуваева или организация центра в группе;

Оформление книжного уголка Хантыйские сказки». Цель: Выявить уровень осведомлённости детей о быте предков ханты и манси;

Создание лэпбука: «Наш край - Югра»

Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам;

Оформление альбома «Как одевались коренные жители ханты и манси»;

Организация, совместно с родителями, выставку  предметов народного быта и культуры ханты и манси;

Создание альбома «Традиции народов Ханты»

Создание итоговой фотопрезентации с фотоматериалами с мероприятий по теме проекта

Появится устойчивый познавательный интерес к истории культуры народов ханты и манси

Повысится  уровень сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников.

Ноябрь-апрель

3 этап  - заключительный

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив

Картотека «Дидактические игры по народной культуре ханты и манси»

Картотека «Игры народов ханты и манси»

Картотека «Праздники народов ханты и манси»

Альбом «Животный и растительный мир ХМАО»

Альбом «Традиции и праздники народов Ханты»

Выставка работ детей;

Создание с детьми лэпбука «Наш край – Югра»;

Презентация проекта «Люби и знай, свой край родной»  

 Анализ результатов проекта «Люби и знай, свой край родной»;

Обобщение работы и размещение в интернете на сайте учреждения.

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе

Май

Работа с детьми будет осуществляться в интеграции с другими образовательными областями (таблица 1).

Таблица 1.

Интеграция образовательного процесса

Соответствие требованиям ФГОС ДО

Образовательные области

Интеграция образовательных     областей

Виды активности

«Социально-коммуникативное развитие»

Развитие эмоциональной отзывчивости; формирование готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам детской деятельности.

Выражают свои эмоции, восхищения. Обсуждают, у кого какие узоры получились в процессе работы,  готовы к совместной деятельности со сверстниками.

«Познавательное развитие»

Развитие интересов, познавательной мотивации; становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Тематические досуги, рассказы детям о животном, растительном мире нашего края (пополнение кармашка лэпбука «Наш край - Югра»).

«Речевое развитие»

Овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря.

Беседы по ознакомлению с историей родного города, составление мини-рассказов о семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе (пополнение кармашка лэпбука «Наш край - Югра»).

«Художественно-эстетическое развитие»

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы; реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной).

Продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, выставки детских рисунков и поделок, создание центра в группе, знакомство с одеждой народов ханты и манси, знакомство с орнаментами и узорами Хантов, разучивание народных песен и элементов танца (пополнение кармашка лэпбука «Наш край - Югра»).

«Физическое развитие»

Развивают координацию движения и гибкость, равновесие, крупную моторики обеих рук; овладевают элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Разучивание подвижных игр народов ханты и манси, виды спортивных состязаний коренных народов Севера (пополнение кармашка лэпбука «Наш край - Югра»).

Заключение

Воспитание подрастающего поколения на исторических и культурных  традициях способствует расширению кругозора, любви к Родине, родному краю.  Организация  заданий с целью применения детьми полученных знаний становится предпосылкой их устойчивого интереса к народной истории и культуре, уважение к его традициям способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности.

Реализация данного педагогического проекта по приобщению к  народной культуре ханты и манси воспитывает общечеловеческие нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит, такая работа не напрасна и обязательно принесет свои плоды.

Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с  традициями и бытом коренных народов ХМАО и устным народным творчеством народов севера, уровень творческих способностей детей значительно вырастит. Дети самостоятельно научаться различать стили известных видов декоративной живописи, научаться создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

Таким образом, тема  - расширение  представлений детей о быте, культуре и традициях народа ханты и манси  в детском саду очень интересна и многогранна, она поможет развить не только творческую личность, но и воспитать добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

Список литературы

1. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»

2. Бочарников В. А. «Под северным солнышком», 1980

3. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»

4. Гаврилова О. Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург «СВ – 96», 2001

5. Дудников Н. Ф. «Мой дом Север», 1996

6. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009

7. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008

8. Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981

9. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е. Н. 1995

10. https://infourok.ru/material.html?mid=98576 Коренные народы ханты и манси

11. https://goturist.ru/narod-xanty/ Народ ханты

Приложение 1

Комплексно-тематическое планирование

           для детей дошкольного возраста 5л.-6л.

Направление работы

Целевые ориентиры

Сроки

Беседа «Народная культура и традиции»

Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями  народа ханты и манси.

• Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре.

• Воспитывать любовь к Родине, народу ханты и манси, уважение к его традициям.

Беседа  «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…»

Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития ХМАО; познакомить с образом жизни в старину; учить детей находить приметы времени, приобщать их  национальной культуре.

Просмотр презентации «Народы ханты и манси»

Познакомить детей с древними предками – ханты и манси, с первыми историческими фактами образования ХМАО, дать представления об укладе жизни коренных жителей.

Презентация «Богатыри земли Югорской»

Формировать представление о героическом прошлом народов ханты и манси, великих  богатырях – защитниках земли Югорской.

Спортивное развлечение «Легенды народов севера»

Приобщение детей к физкультуре и спорту, пропагандирование здорового образа жизни, через культуру и образ жизни коренных народов ХМАО - ЮГРА.

Сказки бабушки Аннэ

Познакомить детей с творчеством сказительницы Анны Митрофановны Коньковой. Оформление книжного уголка Хантыйские сказки».

Досуг: «Игры коренных народов Севера»

Цель:

           Познакомить детей с различными народными играми «Собери крупу для хантыйской каши «Саламат», «Кто быстрее соберѐт чум»,  «Хейро», «Перетягивание палки», «Хват без перехвата» и др.).         

Презентация: Культура и быт народов Севера «Оленеводство».

Продолжать знакомить детей с жизнью коренных народов Севера. Познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси – оленеводством. Показать его необходимость для выживания людей. Уточнить знания детей об олене, его питании, миграции, образе жизни, пользе.

Беседа «Жизнь и быт ханты и манси»

Познакомить детей с разнообразием  предметов  старинного домашнего хантыйского быта; знакомить детей с предметами домашней утвари их названиями предназначением; учить детей знать характерные особенности хантыйской посуды.

Загадки народов ханты!

(о предметах народного быта ханти и манси)

Приобщение детей к традициям народной культуры ханты и манси через декоративно-прикладную деятельность.

Рисование «Орнаменты народов ханты».

Умение образно изображать и передавать на бумаге орнаменты народов ханты и манси – березовая ветка, шишка. Развивать творческие способности детей;

Дидактическая игра «Собери чум из частей»

Продолжать собирать целое изображение из частей; закреплять знание детей о чуме.

Северный фольклор «Легенды Севера».

Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества произведений, поэтического фольклора о жизни народов Севера.

Познавательная беседа «Знакомство с одеждой народов ханты и манси».

Ознакомление детей с национальной мужской и женской одеждой, сделанных из оленьей шкуры и обувью. Вызвать интерес к жизни своих предков; воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям  народа ханты и манси.

Презентация «Красная книга Югры»

Знакомство детей с понятием «Красная книга ХМАО-ЮГРЫ», и ее значением. Способствовать воспитанию бережного отношения и любви к природе. Развивать познавательные способности детей посредством развивающих заданий и игр.

Аппликация: «Варежка», по мотивам орнаментов народов Севера.

Вызвать у детей интерес к изготовлению сказочной варежки; Инициировать самостоятельный поиск способов украшения; развивать чувство формы, цвета и композиции.

Занятие «Народные праздники ханты и манси»

Знакомить детей с традиционными  народными праздниками ханты и манси, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

Духовный мир народов ханты и манси: традиции и праздники Театрализованное представление «Медвежьи игрища».

приобщать детей к духовной культуре народов ханты и манси: показать детям отношение народов Севера к медведю, как к священному животному, их веру в его могущество. Воспитывать интерес к народным традициям и обрядам ханты и манси. Развивать музыкальные и творческие способности детей.

Хантыйские народные подвижные игры «Играем вместе»

Привитие духовно – нравственного воспитания через знакомство с  народными подвижными играми ханты и манси, историей и культурой жителей Севера. Привлечение внимания к культуре ханты и манси через знакомство детей с хантыйскими народными играми.

Занятие-беседа «Знакомство с  музыкальными инструментами народов ханты и манси»

Познакомить детей с музыкальными инструментами народов ханты и манси.  Прививать любовь и интерес к традиционной  культуре жителей Севера.

Занятие «Ах, эти Хантыйские сказки!»

Познакомить с величайшим богатством хантыйской культуры – сказками.

Занятие по познавательному развитию «Народные куклы-обереги коренных жителей Севера»

Познакомить детей с различными видами народных кукол коренных жителей Севера, рассказать о профессии мастера кукольника, познакомить детей с технологией конструирования человека.

Конспект занятия «Знакомство с хантыйской куколкой. Изготовление куклы Акань»

Ознакомление детей с миром народных кукол, с хантыйскими народными обрядами. Учить мастерить куклу «Акань» из лоскутков ткани.

Познакомить детей с историей народных кукол, с народными обрядами ханты и манси.

Мастер-класс родителей с детьми «Изготовление куклы Клюквинки»

Приобщить родителей к народным традициям ханты и манси декоративно - прикладного искусства;

дать представление о различных видах самодельных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых.

Квест-игра «Хантыйская изба»

Расширять представления детей о жизни и быте  народа ханты и манси, обычаях и традициях.

Создание лэпбука: «Наш край - Югра»

Дети познакомятся о жизни и быте народа, о народных праздниках и обычаях, народной хантыйской куклой Акань. Устным народным творчеством народов севера, экологическими сказками, разучиваним стихотворных произведений о родном крае, городе. Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах.

Приложение 2

Перспективное планирование реализации

проекта «Люби и знай, свой край родной» с родителями

Содержание работы

Сроки

Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы

Приобщение к основам народной культуры ханты и манси. Помощь в оформлении книжного уголка «Хантыйские сказки» внесение старинных предметов быта и обихода. Организация, совместно с родителями, выставку предметов  быта и культуры коренных жителей Севера.

Консультации: «Приобщение к истории, традициям и культуре ханты и манси».

Консультация «Роль родителей в возрождении хантыйских традиций»

Родительское собрание в форме круглого стола «Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях  народной культуры ханты и манси»

Консультация для родителей                                                          «Тряпичная кукла как эффективное средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста»

Папка-передвижка «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»

Буклеты: «Традиции народов ханты и манси», «Семейные традиции»

Картотека: «Праздники народов ханты и манси»

Альбом «Животный и растительный мир ХМАО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай свой край родной"

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ.  ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ - КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРОБУДИТЬ В РАСТУЩЕМ ЧЕЛ...

Проект: «Люби и знай свой край родной».

Проект: «Люби и знай свой край родной»....

Проект «Люби и знай свой край родной»

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым соде...

Информационно-познавательный проект «Люби и знай свой край родной»

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недо...

Проект «Люби и знай свой край родной. Мой город» (Для детей младшего и среднего возраста)

Научное обоснование Теоретические основы нравственно- патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития ...

Проект «Люби и знай свой край родной», в старшей группе

Проект  творческо-поисковый, долгосрочный (ноябрь-март)Участниками проект являются  - дети старшей группы - родители-педагоги.Цель: Воспитывать патриотические чувства, гордости за...

Проект «Люби и знай свой край родной»

Проблема: произошел резкий спад  патриотического воспитания.  У детей стали искажены представления о доброте, великодушии, прервалась связь поколений. Нестабильность в обществе требует верну...