НОД по познавательно- речевому развитию « Наш край-земля казачья»
план-конспект занятия (старшая группа)

Каргина Виктория Борисовна
Познакомить ребёнка с прекрасным миром донской природы;пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома; научить бережно, относиться к окружающему его миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kazachiy_kray.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательно- речевому развитию « Наш край-земля казачья»

Цель занятия - патриотическое воспитание дошкольников.

Задачи: познакомить ребёнка с прекрасным миром донской природы;пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома; научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, людям; знакомить с историческим прошлым и культурой родного края; развитие речи, расширение словарного запаса,

совершенствование навыков деления круга, квадрата, прямоугольника на восемь равных частей; развитие логического мышления, памяти;воспитать интерес и уважение к обычаям народов Дона.

Ход  НОД:

Под музыку воспитатель с детьми входит в группу.

Воспитатель: Ты цвети, мой Дон родной, становись всё краше.

Не уронит честь казачью поколенье наше!

Мы растём стране на славу под  небом лучезарным

 

Дети: Будем славить край родной богатырским хлебом!

 

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я приглашаю вас в путешествие. На чём же мы отправимся?

Дети: поедем на машине, поезде, автобусе, электричке; полетим на самолёте, вертолёте;

поплывём на лодке, корабле, теплоходе, пароходе.

 

Воспитатель: Я предлагаю совершить путешествие на облаках. Давайте сядем так, чтобы получилось солнышко (дети рассаживаются на полу в виде «солнца»), возьмёмся за руки и представим, что мы с вами на облаках. Подумайте и скажите на каких облаках вы путешествуете, на что они похожи.

Дети: Я на белом большом облаке, а я на маленьком голубом, я на круглом мягком облаке, а я на разноцветном.

Воспитатель: Что вы видите с облаков?

Дети: землю, людей, дома, деревья, Чёрное море, реки, зверей…

Воспитатель: Ребята возьмём бинокли и внимательно посмотрим (дети имитируют руками у глаз бинокли), мы видим красивое голубое облако, что же там интересного. (Подходим и видим глобус).Это модель нашей земли. Как она называется?

Дети: Модель нашей земли называется глобус.

Воспитатель: Какой формы земля?

Дети: круглой.

Воспитатель:- Правильно земля круглой формы.

Земля не стоит на месте, она постоянно движется, воспитатель крутит глобус.

Что мы видим на глобусе?

Дети: Моря, океаны, горы и сушу, государства и страны.

Воспитатель: В какой стране мы живём?

Дети: Мы живём в России.

Воспитатель: Как называется столица нашей страны?

Дети: -Москва

Воспитатель: -Правильно Москва.

А как называется край , где мы с вами живём?

Дети: Ростовская область, город Пролетарск

Воспитатель: Как называется главный город нашей области?

Дети:- Ростов

Воспитатель:- Правильно  главный город Ростов

Ребёнок читает стихотворение:

Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков 

Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобусе голубые и синие ленточки, что это такое?

Дети:- моря и реки

Воспитатель: Правильно ребята это реки.

А как называется главная река нашего края?

Дети: Река называется -Дон

Воспитатель: А какие реки Донского края вы знаете?

Дети: Дон,Маныч, Сал,Егорлык

Воспитатель:- Правильно. Дон,Маныч, Сал, Егорлык, северный Донец, Калитва. Показываю слайды достопримечательностей Дона  на компьютере .

 

Воспитатель: А теперь это облачко играет с нами в игру «Кто откуда» (я бросаю мяч, называя населённый пункт Пролетарского  района, а вы жителей этого места)

Ст.Буденновская-Будённовцы, , х.Коврино-Ковриновцы,Суховка-суховчане ,Наумовка-Наумовцы.. Молодцы ребята!

 

Проводится Физ. минутка:

Крылья вместо рук у нас и летим мы- высший класс.

Хорошо нас наверху, как же вы без нас внизу?

Покачаемся слегка, ведь под нами облака.

Надо посмотреть вокруг- рядом ли летит мой друг?

Солнце мы хлопком все встретим, так полёт мы свой отметим.

 

Ребёнок читает стихотворение:

Золотистый колосок, кто расти тебе помог?

Тёплый ветер, майский гром, солнце в небе голубом,

А ещё людские руки, что в труде не знали скуки.

Мне не стать без них таким сильным, рослым, золотым.

Воспитатель: А знаете ли вы, какие с/хозяйственные культуры растут у нас в крае?

Дети:- да

Воспитатель: -Проверим, слушайте меня внимательно, если услышите название злаков, хлопните в ладоши.

Перечисляю- овёс, вишня, огурец, кукуруза, подсолнух, арбуз и т.д., ребята хлопком подтверждают правильный ответ.

 

Воспитатель: Ребята посмотрите, что это за интересный мешочек, что там, высыпаю перемешанные злаки: кукурузу, горох, семечки, зерно. Ребята разложите злаки по своим местам (на коробках наклейки с изображением злаков, дети раскладывают их по местам)

Хвалю детей!

На Дону говорят: «Будет хлеб- будет и пища». А какие мудрые сова о хлебе вы знаете.

 

Дети: -Хлеб батюшка-вода матушка.

-Зёрнышко к зёрнышку- будет мешок.

-Если хлеба нет ни куска, значит в доме тоска.

-Хлеб бросать, силу терять.

-Худой обед, когда хлеба нет.

-Хлеб всему голова.

Воспитатель: Ребята, покажите, как разделить булку хлеба на восемь равных частей, чтобы хлеба хватило всем. (На столе карточки с изображением хлеба круглого, ,квадратного, прямоугольного на каждого ребёнка). Все дети делят хлеб на восемь равных частей.

Воспитатель : складываем пополам, ещё пополам, и ещё раз пополам. Сколько получилось частей? Посчитайте.

Дети: восемь.

Воспитатель: Равны ли эти части? Что больше одна из восьми частей булки хлеба или целая булка?

Дети: целая булка будет больше.

Воспитатель: А ещё я хочу проверить какие вы у меня умные и находчивые, слушайте внимательно:

-На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе?

Дети: три

Воспитатель: У мальчиков были большие красные вёдра без дна. А у девочек маленькие зелёные. Кто больше соберёт грибов?

Дети: девочки

-Сколько грибов можно вырастить из семян ели?

Дети: -из семян ели нельзя вырастить грибы

Воспитатель -Пошли девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес?

Дети: -две девочки

Воспитатель: Молодцы, ребята справились с заданием. Давайте поиграем: пальчиковая гимнастика с мячами.

Пальчиковая гимнастика:

Ловко с шариком играем и предлоги называем.

За рукой и под рукой, из под кисти на покой.

Между пальцев подержу и в ладошку положу.

Подержу вверху, внизу. Мимо носа пронесу.

Шарик с одной рукой играет и к другой перебегает.

Дружит шарик с моей рукой. Вот я фокусник какой!

 

Воспитатель: Ребята посмотрите на столе лежат полоски. А из чего сделаны полоски?

Дети:- из бумаги.

Воспитатель: А из чего сделана бумага?

Дети :-из дерева

Воспитатель: Ребята, что изготавливают из бумаги?

Дети: тетради, картон, книги…

Воспитатель :Какого цвета полоски? Что можно сделать из этих полосок?

Дети: можно наклеить, вырезать, разрисовать, сделать флаг Дона.

Воспитатель: Какие нам понадобятся цвета для флага?

Дети: красный, синий, желтый

Дети находят нужные цвета и делают аппликацию флага Дона.

 

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какие на Дону живут животные и растут растения. Выберите из этих карточек только тех животных и те растения, которые живут и растут на Дону.(Дети выбирают карточки под контролем воспитателя)

 

Воспитатель: Ребята много вы знаете, много умеете, а песни любите петь?

На Дону песни поют издавна, песни звонкие, голосистые, народные. Давайте споём нашу любимую песню «Казачок». Молодцы, хорошо спели, весело.

Ребёнок читает стихотворение:

На краю Руси обширной, вдоль кубанских берегов,

Проживает тихо, мирно войско кровных казаков

Много лет войску Донскому, много лет казакам.

Атаману войсковому и станицам, городам.

Воспитатель: Да ребята, казаки живут на Дону с давних времён, более двухсот лет.

Давайте посмотрим, как они жили. Но для этого нужно повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время остановись, к нашим предкам повернись». Дети кружатся вокруг себя три раза, подходят к макетам казачьих хат и рассматривают их.

Воспитатель: Хаты строили из самана. Какая хата?

Дети:Саманная

Воспитатель:Из чего делали крышу? Из соломы, значит крыша какая?

Дети: Соломенная

Воспитатель:А если крыша из камыша, то какая?

Дети:Камышовая

Воспитатель: Вот в таких хатах и жили казаки.

А возле хаты стоят казак и казачка. Посмотрите какие наряды у казака и казачки.

Что носил на голове казак?

Дети: Шапку-кубанку Костюм казака-черкеска

Воспитатель: У казачки-кофта, как называется эта часть на кофте?

Дети: Баска

Воспитатель: Правильно –баска.

Юбка у женщин обязательно с красивой оборкой. На плечах любили носить красочные платки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе стоит современная посуда и старинная казачья утварь. Выберите старинную посуду и расскажите о ней (дети по очереди берут старинную посуду и рассказывают о ней).

Рассказы детей:

1 ребёнок: Для приготовления еды использовали вот такой чугун. Он тяжёлый, чугунный, а каша в нём была вкусная, рассыпчатая.

2 ребёнок: Это глэчик, он глиняный. В нём хранили молоко, оно долго не прокисало.

3 ребёнок: Тесто замешивали вот в такой макитре, в большом, глиняном горшке.

4 ребёнок: А из такого самовара хозяйки угощали чаем своих гостей.

Воспитатель: Молодцы ребята, очень интересно рассказали, а теперь давайте поиграем.

Физ.минутка: Ты, как шарик полети.

Сверху землю огляди,

Поиграй. Повеселись,

И на облачко вернись.

 

Воспитатель отворачивается и пускает мыльные пузыри, посмотрите, ребята, сколько много маленьких облачков, давайте поможем взлететь им выше, ещё выше (дети дуют на мыльные пузыри).

Воспитатель раздаёт в подарок детям маленькие облака

Воспитатель: А эти разноцветные облачка достаются вам в подарок на память о нашем необычном путешествии по родной донской  земле.

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?

Дети: - хорошее, весёлое, радостное...

Воспитатель: Давайте с вами оживим наши облака, передадим и им весёлое настроение. Нарисуем фломастерами своё настроение.

Воспитатель: Покажите всем, что вы нарисовали.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Что вам понравилось? Что вы нового сегодня узнали?

Дети: путешествие на облачках, что на Земле много рек и озёр…

Воспитатель: Мне было тоже очень интересно и весело с вами путешествовать по нашей родной земле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей 6 – 7 лет по познавательно – речевому развитию «Воспитание детей в казачьих семьях»

МБДОУ д/с № 51 «Красная шапочка»     Конспектнепосредственно – образовательной деятельностидля детей 6 – 7 летпо познавательно – речевому развити...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...