Викторина для детей старшей группы «Люби и знай казачий край».
план-конспект занятия (старшая группа)

Каргина Виктория Борисовна
Развивать интерес дошкольников к истории и культуре Донского края; закрепить и обобщить знания детей о жизни и быте, традициях, фольклоре казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_lyubi_i_znay_kazachiy_kray.docx801.28 КБ

Предварительный просмотр:

            Викторина для детей старшей группы

                    «Люби и знай казачий край».

Цели: развивать интерес дошкольников к истории и культуре Донского края; закрепить и обобщить знания детей о жизни и быте, традициях, фольклоре казаков; прививать желание следовать славным традициям наших предков.

Воспитатель: предлагаю детям разделиться на  команды и придумать им названия. Отвечая правильно на вопросы команда получает подкову. В конце

викторины подводится итог по количеству подков.

Воспитатель: Дон… Земля донская… Донские казаки.    Произнесешь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон - батюшка, образы Ермака и Платова, Разина и Булавина и сотен других донцов, прославивших Дон и Россию        своими        деяниями. 
Наверное, мало найдется на земле народов, история которых окутана таким количеством тайн и преданий.

Сами казаки считают себя древним народом, в незапамятные времена пришедшим на берега Дона и Азовского моря.

Казаки были прирожденными воинами. А иначе на Дону, в окружении жестоких и не знавших пощады кочевников, выжить было нельзя. В истории сохранились удивительные свидетельства беспримерной храбрости и фантастической боеспособности казачества.

Ребята, сегодня мы поговорим об истории казачества, о наших героях-казаках.                                                                                                                                    Наша викторина начнется с очень простого вопроса, я вам сейчас немного помогу. Рядом с Новочеркасском протекает река Дон и вот теперь первый вопрос:                                                                                                                                   Воспитатель:Значит мы какие казаки?

Дети: -Донские казаки.

Воспитатель: А как казаки называли Дон?

Дети:- Дон-батюшка

Воспитатель: -Скажите, какое главное призвание казаков?

Дети: -Быть воином

Воспитатель: -Какое оружие имел каждый казак?

Дети: -Саблю, пику, шашку, верховую лошадь.

Воспитатель: -Расскажите пожалуйста, какие качества должны быть у казака Дети: -Смелый, отважный, храбрый воин. 

Воспитатель: - Опишите казачий герб?

Дети: - На нем изображен олень, пораженный стрелою

Воспитатель: -Назовите из каких цветов состоит казачий флаг и что означают эти цвета?

Дети: -синий- Дон, жёлтый – степь, красный- воля

Воспитатель: А кто знает, как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?

Дети:- Атаман

Воспитатель: -Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Воспитатель: -Назовите имя атамана основателя города Новочеркасска? Дети: -Матвей Иванович Платов

Воспитатель:- Матвей Иванович Платов – граф, русский генерал от кавалерии. Сподвижник А.В. Суворова. Войсковой атаман Донского казачьего войска. И правильно вы сказали, Матвей Иванович является основателем города, столицы казачества – Новочеркасска.

Воспитатель: -А кто такой есаул

Дети:- заместитель атамана, казачье воинское звание).

Воспитатель: -Как называется постоянное поселение казаков? 

Дети: -Станица

Воспитатель: Скажите, что являлось центром в казачьей станицы?

Дети: -Центром станицы всегда была церковь.

Воспитатель: Правильно ребята. С нее начиналось основание станицы. Церковь строили всем обществом, а Войско оказывало им различную помощь. Особенно казаки чтили Воскресенский войсковой собор в Старочеркасске и Новочеркасский войсковой собор

Воспитатель: -Как называлось жилище казака и объясните почему?

Дети: - Курень-круглый. В круглом доме комнаты – хата, горница, спальня и чулан соединялись между собой по кругу

Воспитатель: -Расскажите об одежде донских казаков?

Дети: -На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов

Воспитатель: -Комплект женской одежды состоял из юбки и кофты, так вот как называлась кофта?

Дети:-  Баска

Воспитатель: -А как назывался головной убор казака?

Дети:-  Фуражка и папаха

Воспитатель: -Много обрядов было у донских казаков. Это касалось и полевых работ, и службы, семейной жизни, рождения ребенка.                                                                  Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном

Воспитатель: -В каком возрасте маленькие казачата сами ездили верхом на коне по двору?

Дети: -С трех лет

Воспитатель: -Что означает слово каюк?

Дети:- Плоскодонная лодка

 Воспитатель: -А с какого возраста   казачок свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю?  

Дети: - 7 лет

Воспитатель: -А если говорить о девочках, то до какого возраста она находилась в доме помогала по хозяйству матушке?

Дети: -до 12 лет

Воспитатель: А с какого возраста девушек отпускали на вечерние посиделки? Дети: - с 16 лет

Воспитатель: -Расскажите, какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?

Дети: -Уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.

Воспитатель: Назовите самый главный казачий праздник

Дети: -14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

Воспитатель: -При принятии в казаки к кандидату было два требования, какие же это требования?

Дети: Православная вера, и говорить он должен был на русском языке

Воспитатель: -А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.

Дети: Казак и в беде не плачет. Атамана из плохого казака не получиться.  Где враг, там и казак. Казак без службы - не казак).

Воспитатель: Последнее испытание, найдите среди флагов, флаг войска донского.

Дети: На флаге изображен олень пронзённый стрелой.

Воспитатель: -Вот наша интересная викторина и подошла к завершению, теперь мы подведем итоги и узнаем, кто сегодня одержал победу в викторине.

Много разных народов живет на земле, и у каждого свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. У русского народа это Россия. Есть в России такое место, которое дорого любому из нас. Это место, где мы живем. А живем мы с вам на удивительной Донской земле. Давайте же будем хранить и чтить традиции, обычаи и культуру нашего края.

                   C:\Users\Пользователь\Desktop\казачок.jpg

              C:\Users\Пользователь\Desktop\image (1).jpg

             C:\Users\Пользователь\Desktop\аксинья.jpg

             C:\Users\Пользователь\Desktop\флаг и герб.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной викторины для детей подготовительной группы: «Люби и знай Камчатский край, его храни, приумножай»

В ходе викторины дети закрепляют знания детей о природе Камчатки, о бережном и заботливом отношении к ней, развивают твоческие способности, смекалку, умение быстро находить правильный ответ....

Конспект ОД по нравственному воспитанию с использованием нетрадиционного рисования детей старшей группы с малой Родиной. «Казачий край!»

Конспект ОД по нравственному воспитаниюс использованием нетрадиционного рисованиядетей старшей группыс малой Родиной.«Казачий край!»Кубань родная, нежно воспеваюВеликую красу  тв...

Викторина для детей старшей группы по теме «Знай правила пожарной безопасности»

Викторина  для детей старшей группы по теме  «Знай правила пожарной безопасности»...

Викторина для детей старшей группы №6 на тему «Свой край родной люби и знай»

Основная образовательная область: познавательное развитие Интеграция: развитие речи, социально-коммуникативное развитие Цель: формирование основ патриотического сознания детей в процессе озн...

Игра – викторина для детей старшей группы «Коми край люби и знай »

Расширять представления детей о малой Родине на основе изученного....

сценарий викторины для детей старшей группы"Что мы знаем о здоровье"

Цель : Формировать стремлениек к здоровому образу жизни.Обощать представление детей о здоровье, о необходимых условиях сохранения здоровья....