Конспект совместной деятельности "В гостях у ели".
план-конспект занятия (старшая группа)

Головлёва Наталья Григорьевна

С помощью данного материала происходит знакомство ребят с растительным миром нашей области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_el.golovleva.docx761.43 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель высшей категории                                                      Головлева Наталья Григорьевна.

Конспект совместной деятельности «В гостях у ели»                                                                          в  рамках проекта «Саратовская азбука от А до Я».

«Если скажут слово - родина,                                                                                                    Сразу в памяти встаёт…»                                                                                                                      З.Н. Александрова

Возрастная группа: подготовительная.                                                                                              Цель: создать условие для воспитания любви к своей малой родине, любви к природе.                                                                                                                                                       Задачи: систематизировать и уточнить представления детей о хвойном дереве ели; показать значение ели в жизни животных и человека, использование ели в ландшафтном дизайне нашего села и области; закреплять знания детей о взаимосвязях в природе.  Закрепить знания о профессии ландшафтный дизайнер.                                                                                                                                               Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность.      Воспитывать любовь к своей малой родине, любовь к природе, бережное отношение к деревьям, желание беречь и охранять природу.                                                         Оборудование: мультимедийное оборудование; видеоролик «Письмо ели»,  аудиозапись песни «Маленькие ёлочки» в исполнении В. Скрипкиной,  образцы природного материала (хвоя, шишки, семена), ватман, клей-карандаш и ножницы (по количеству ребят), цветная бумага.                                                                                          Предварительная работа: чтение художественной литературы: М. Пришвин «Ель»«Лось»; Г. Скребицкий «Мать и кормилица», «Клест»; В. Солоухин «Иглопад»«Еловый лес»; Д.Зуев «Глухарь».                                                                           Наблюдение за елью на участке.                                                                                                             Обогащение и активизация словаря: хвоя, хвоинки, хвойное, воск, ельник, кора, ароматные, семена, клест, глухарь.                                                                                   Ход мероприятия:                                                                                                                                            1. Вступительная часть:  Ребята, нам пришло видеописьмо, кто же его прислал? Посмотрите – подпись: «Обиженная соседка»…                                                       Кто же это может быть? (Предположения детей)                                                                Ребята, а вы сегодня никого не обижали? (Ответы детей). И я никого не обижала. Давайте просмотрим видеописьмо, может быть, тогда поймём, от кого оно. (Давайте).                                                                                                             Содержание видеописьма: « Здравствуйте ребята! Я живу с вами рядом. Зимой защищаю окна вашей группы от холодного ветра, а дорожки от обильного снега. Создаю ощущение праздника и дарю отличное настроение. Летом вы можете подо мною укрыться от проливного дождя и палящего солнца. А весной, когда приходит большая вода, я тороплюсь впитать её своими корнями, чтобы лужайки у детского сада быстрее высохли и вы могли на них веселиться. А вы меня совсем не замечаете. Мне очень обидно…» (Видеоролик «Письмо ели» - https://disk.yandex.ru/i/UNCYMmh_bk0bFQ)                                                                                                                               Ребята, а теперь вы догадались, кто прислал нам это письмо? ( Да, это ель). А ведь и правда, ель всегда была так добра к нам, а мы её игнорировали.                          Я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к ели и исправить свою ошибку.                                                         2. Основная часть: Воспитатель: Ребята, скажите, а где мы можем увидеть ель? Дети: — Ель растет в парках! - Ель растет возле дома! - Ель растет возле детского сада! - Ель растет в лесу!                                                                                                                                         Воспитатель: А как называется лес, в котором растут только ели? Дети: — Этот лес называется ельник.                                                                                                                                                                                                Воспитатель: — Ребята, давайте оденемся теплее, и отправимся в гости к ели. (Дети одеваются и выходят в сад.)                                                                                                                                       Воспитатель: — Ребята, в ельнике даже в солнечный день темно, ветки ели густые и плотные, зимой покрыты снегом, а еще в ельнике теплее, чем в другом лесу. Мохнатые еловые лапы — ветви не пропускают ветер. Воспитатель обращает внимание детей на ель - А вот и наша красавица - ель! Подходите, и будем знакомиться с елью поближе. Обратите внимание на крону дерева. Какой она формы? (Треугольной). А как растут ветви у ели? Почему они направлены вниз? Воспитатель обращает внимание детей на красоту ели.                                                                                                           Воспитатель: — Давайте сравним дерево ель с человеком.                                                                           - У человека — туловище, а у ели, что вместо туловища? Дети: — У ели есть ствол.                                                                                                                      Воспитатель: — У человека руки, а у ели вместо рук..? Дети: — У ели есть ветки. Воспитатель: — У человека есть ноги, а у ели? Дети: — У ели есть корни.                                                                                                              Воспитатель: — Как вы думаете, зачем дереву корни? Дети: — Корни нужны для того, чтобы получать питание из почвы; чтобы удерживать дерево. Воспитатель: — У человека тело покрыто кожей. А у дерева ветки и ствол чем покрыты? Дети: — Ветки и ствол покрыты корой.                                           Воспитатель: — Как вы думаете, для чего нужна кора? Дети: — Кора защищает дерево.                                                                                                        Воспитатель: — Вот как много общего у дерева и человека. Человек рождается, растёт, взрослеет, и дерево тоже рождается, растёт и взрослеет. Человек и дерево относятся к объектам живой природы.                                                               - Ель растет очень медленно. Чтобы ель выросла на высоту двух метров, нужно 20 лет. А живёт ель более 300 лет. А как вы думаете, сколько лет нашим елям? (Предположения детей).                                                                                                            - Ребята, а чем ель отличается от берёзы, клёна, рябины? Дети: — У ели нет листьев. Воспитатель: — А что вместо листьев у ели? Дети: — Ветки ели покрыты иголками. Воспитатель: — А как называются эти иголки? Дети: — Хвоя!                                                                                                                    Воспитатель: — Ель какое дерево – лиственное или хвойное? Дети: — Хвойное дерево. Воспитатель: — Давайте рассмотрим хвоинки. Какие они? Дети: — Короткие, твёрдые, зелёные, колючие, ароматные (воспитатель предлагает потрогать, понюхать).                                                                  Воспитатель: — Ребята, я хочу вам рассказать, почему хвоинки всегда зелёные. Хвоинки живут на ветке 5-7 лет, потом опадают. А всегда зеленые хвоинки и так долго живут на ветке потому, что покрыты специальным веществом – воском. А ещё хвоя ели богата эфирными маслами. Находиться возле ели, гулять в ельнике полезно для здоровья. Поэтому ели часто высаживают на территории санаториев, домов отдыха и больниц.                                                                                                            - А сейчас мы немного отдохнём, и погреемся под весёлую музыку. Танцевальная пауза под песню в исполнении В. Скрипкиной «Маленькие ёлочки».                                                                                                                        Давайте вернемся к нашей ели.                                                                                                                          - Ребята, а как вы думаете, как ель появляется? Дети: — Ель вырастает из семян!                                                                                                          Воспитатель: — Возьмём лупу и рассмотрим семечко ели.                                                         - Из каких частей состоит семечко? Дети: — Семена состоят из семени и крылышка. Воспитатель: — А как вы думаете, зачем семенам крылышко? Дети: — Чтобы они могли летать!                                                                                                     Воспитатель: — Правильно. С помощью крылышка они кружатся в воздухе. Ветер подхватывает семена и уносит далеко от материнского дерева, даже на такое расстояние, как от Павловки до Маркса. Происходит это в конце зимы, начале весны, когда пригревает весеннее солнышко.                                                                                    Воспитатель: А где же прячутся семена? Дети: — В шишках!                      Воспитатель: — Рассмотрите шишку: какой формы шишка? Какого цвета шишка? - Какая она на ощупь? А сейчас в шишках есть семена? Дети: — Нет, сейчас в шишках нет семян.                                                                                                                      Воспитатель: — Какие условия необходимы для того, чтобы семена проросли и на свет появились ростки ели? Дети: — Они должны попасть в тёплую и влажную, плодородную почву.                                                                        Воспитатель: — Молодцы, хорошо потрудились. Мы провели настоящее исследование, а теперь мы вернемся к нашей ели. Воспитатель: — Под деревом я нашла вот такие шишки. Интересно, почему они так необычно выглядят? Дети: Может быть, их кто-нибудь ел?                                                                    Воспитатель: — Ребята, помните, мы видели, как на этом дереве сидел дятел и стучал своим клювом? Так дятел достаёт семена из шишек и питается ими. Ребята, а как вы думаете, кто ещё питается семенами ели? Дети: другие птицы и белки.                                                                                                          Воспитатель: Все верно. В холодное зимнее время ель готова накормить своими семенами многих птиц и зверей: она помогает птицам: дятлам, глухарям, клестам, а так же лосям.                                                                                                                                Как вы видите, ребята, ель очень доброе дерево. Еловый лес спасает зимой зверей и птиц не только от голода, но и от стужи: в еловом лесу не бывает ветра. А как же ель помогает быть здоровыми?                                                          Мини-экскурсия по центру села: А теперь давайте выйдем на площадь и посмотрим, как красив центр нашего села? Что является его главным украшением? (фонтан, клумбы и ели) Да, вы правы, посмотрите, как величественны, стройны и красивы они. Ели – главное украшение центра нашего села. Возвращаемся в группу.                                                                                         Обращаю внимание на мультимедийный экран: показ слайдов «Театральная площадь в г.Саратове», «Городская площадь в г.Марксе», «Вечный огонь в Парке Победы г. Маркса», «Новогодняя ель на площади в Марксе».                                                                                                                      Рассказ воспитателя:  Красоту ели ценят не только в нашем селе, но и в                            г. Саратове, в г. Марксе используют это дерево для озеленения и для украшения (рассматривание слайдов).  Ель выделяет приятный запах и очищает воздух от бактерий. Очень полезно гулять под елями. А еще очень полезна еловая смола, из которой делают лекарства. Очень любим мы с вами это чудесное дерево. Ребята, вы знаете, что во многих странах существует традиция наряжать под Новый год ель.                                                                          Продуктивная деятельность: Ребята, а сейчас я предлагаю вам стать ландшафтными дизайнерами. Давайте вспомним, чем занимаются ландшафтные дизайнеры? (Ответы детей). Вот и мы сейчас с вами «построим» и украсим улицу нашей мечты.                                                 Ребята выполняют коллективную аппликацию: вырезают из цветной бумаги дома, формируют из них улицу и украшают её елями.                                                                                                        

3. Заключительная часть:                                                                                                                    Итог: Молодцы, ребята, вы отлично потрудились. У вас получилась прекрасная улица: широкая и красивая. А ещё мы сегодня с вами многое узнали. Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей). В ходе беседы поощряю ребят, задаю наводящие вопросы. Совместно с ребятами приходим к выводу: ель имеет огромное значение в живой природе, поэтому её нужно беречь.

Литература:                                                                                                                                      «Деревья» школьный путеводитель, автор С.Ю. Афонькин, издательство «Тимошка».                                                                                                                                        «Детская энциклопедия. Деревья» издательство «РОСМЭН».                                                                                                                      Детская энциклопедия «Деревья и травы» из серии «Я познаю мир», издательство «Аванта».                                                                                                                Сайт «Википедия».                                                                                                                           Слайды из коллекции «Яндекс картинки».                                                                                                                        Видео и фотографии из личного архива (согласие на использование в сети интернет получено от законных представителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми "В гости к солнышку"

Детям предложено путешествие к солнышку, где они составляют картину о весне, выполняют различные пальчиковые игры. Выполняют дыхательные упражнения, закрепляют знания о геометрических фигурах....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙНА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕ...

Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи). Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!».

Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!». Коррекционно-образовательные цели. Ориентация в ритмических структурах, сравнение и  различение звуков по их длитель...

конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Бабы-Яги" (совместная работа с Зайцевой Мариной Иосифовной)

конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Бабы-Яги" (совместная работа с Зайцевой Мариной Иосифовной)...