ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа дополнительного образования по эвенкийскому языку "Эвэдыт гуниллэп" (поговорим по эвенкийски).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 291 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Осиктакан» п. Тура»
Эвенкийского муниципального района
Красноярского края
648000 п.Тура, Эвенкийский муниципальный район, ул. 50 лет Октября, д.11
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Педагогическим советом «Осиктакан» п. Тура Протокол № 1 от #1075;. | Заведующая МБДОУ Детский сад №4 «Осиктакан» п. Тура от #1075;. __________________ М.В. Герцева |
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Эвэдыт гуниллэп»
(Поговорим по-эвенкийски).
п. Тура
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
Пояснительная записка…………………………………………………..…..3
Цели и задачи реализации программы дополнительного образования…..3
Принципы, положенные в основу рабочей программы……………………4
Планируемые результаты освоения программы……………………………5
#1057;одержательный раздел
Содержание образовательной деятельности……………………………..6
Технологии обучения ………………………………………………………..6
Методы, приёмы и формирование организационно-воспитательного процесса …………………………………………………………………………9
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………………9
Примерное тематическое планирование ………………………………...11
#1054;рганизационный раздел
Условия реализации программы…………………………………………..30
Материально-техническое обеспечение………………………………….31
График работы………..................................................................................31
Развивающаяя предметно-пространственная среда…………………….32
Традиционные события, праздники………………………………………..32
Список литературы
- Целевой раздел
Пояснительная записка
В современном поликультурном мире становится важным сохранение национальной культуры и родного языка народов Российской Федерации. Уже с дошкольного возраста детей необходимо приобщать к социокультурным нормам общества, национальным традициям и родным языкам через различные виды деятельности, из которых ведущим является игра.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Адаптированная образовательная программа рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему краю, людям, живущим в нем.
Данная программа по эвенкийскому языку для детей дошкольного возраста способствует формированию познавательного интереса дошкольников к изучению эвенкийского языка, стремления к получению новых знаний, патриотических чувств, любви к малой Родине, уважения к традиционным ценностям общества, таким как уважение к старшим, пожилым людям, любви к родителям, заботливое отношение к младшим.
программа по эвенкийскому языку для детей дошкольного возраста разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях, где обучают эвенкийскому языку детей от 5 до 7 лет. Курс данной программы предполагает проведение занятий два раза в неделю по 20-25, 30-35 минут.
Содержание программы направлено на развитие речевой способности, языковой догадки дошкольников, мотивации к обучению.
Программа построена с учетом соблюдения преемственности по изучению эвенкийского языка между возрастными группами дошкольников.
Цели и задачи реализации ПДО
Целью программы - формирование первоначальных умений и навыков практического владение родным (эвенкийским языком) в устной форме в рамках программы. Представлений об эвенкийском языке, его социальной значимости, уважительного и бережного отношения к эвенкийской культуре и традициям в условиях многонационального общества.
Задачи:
- освоение первоначальной лексики на эвенкийском языке.
- создавать условия для овладения первичной коммуникацией на втором языке, формировать элементарные навыки общения.
- формировать интерес к своему народу, его языку, к традиционным занятиям местного населения. (Учить наизусть стихи, петь детские песни, считать, знать несколько загадок).
- развитие познавательной активности, речевого мышления, воображения, памяти, внимания.
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к эвенкийскому языку и культуре эвенков.
Программа по эвенкийскому языку для дошкольного возраста построена на принципе культуросообразности, при котором учитываются национальные ценности и традиции эвенкийского народа в процессе приобщения ребенка к эвенкийской культуре как части общечеловеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд), а также с учетом принципа интеграции образовательных областей, соответственно с индивидуально-возрастными особенностями дошкольников.
На основе этих принципов в программе подобраны темы образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников каждой группы, что способствует воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности.
В данной программе указанные задачи и основополагающие принципы реализуются в процессе систематической и целенаправленной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями.
Принципы, положенные в основу рабочей программы.
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Планируемые результаты освоения программы
Дети понимают важность изучения и сохранения эвенкийского языка в современном мире. Мотивация к обучению сформирована в достаточной степени.
Дети познакомятся с культурно-историческими, этническими и семейными традициями коренных малочисленных народов Севера.
У детей сформирован устойчивый интерес к изучению эвенкийского языка. Дети проявляют инициативность.
Фонематический слух развит, дети чувствуют интонацию, с легкостью могут ее воспроизвести.
Полученный опыт по освоению эвенкийского языка детьми актуализируется в самостоятельной деятельности по отношению к другим людям (родителям, родственникам, сверстникам).
- Содержательный раздел
Содержание образовательной деятельности
Содержание образовательной программы включает совокупность пяти направлений развития и образования детей или образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей эвенкийского народа, включая моральные и нравственные ценности, уважительного отношения друг к другу членов эвенкийской семьи, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей к изучению эвенкийского языка, формирование первичных представлений о социокультурных ценностях, традициях, хозяйственной деятельности, праздниках, эвенков, о малой родине как части Отечества.
Речевое развитие включает овладение речью на эвенкийском языке как средство общения и культуры, обогащение активного лексического запаса, развитие связной эвенкийской речи, знакомство с эвенкийскими писателями, детской литературой, понимание на слух эвенкийской речи, небольших текстов.
Художественно-эстетическое развитие заключается в развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания фольклора и художественных произведений, музыкального, изобразительного искусства эвенков, мира природы, самостоятельной творческой, изобразительной, музыкально - художественной деятельности детей
Физическое развитие направлено на развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук посредством различных дидактических и подвижных эвенкийских игр, формирование начальных представлений о некоторых видах национального вида спорта (прыжки через нарты, метание маута).
Технологии обучения
Методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
- игровая технология;
- технология, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов);
- технология проблемного обучения;
- технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
- проектная технология.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология, опирающиеся на познавательный интерес
Концептуальные идеи и принципы:
- активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
- обучение с учётом закономерностей детского развития;
- опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
- ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
- создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
- целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
- проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
- проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
- развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
- особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
- способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
- интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
- завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Методы, приёмы и формирование организационно-воспитательного процесса
Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.
Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.
Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию.
Метод поощрения выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).
Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества воспитательного процесса и эффективному освоению воспитанниками знаний и навыков, развитию творческих способностей.
При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения: практические занятия (направлены на отработку умений выполнения различных видов деятельности): творческая мастерская (по изготовлению художественных изделий), экскурсии, конкурсы, выставки, концерты.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Одним из направлений деятельности по дополнительному образованию детей является взаимодействие с родителями. Используются следующие формы работы:
- открытый просмотр занятий;
- индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;
- тематические родительские собрания, конференции;
- праздники, развлечения;
- выставки творчества
- анкетирование, опрос.
Выбор разделов дополнительной образовательной программы осуществляется родителями (законными представителями) детей. Процедура выбора дополнительной общеобразовательной программы предполагает ознакомление с нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения по оказанию дополнительных образовательных услуг и содержанием дополнительной общеобразовательной программы.
Формы ознакомления с дополнительной общеобразовательной программой:
- индивидуальные консультации;
- родительские собрания;
- использование ресурсов официального сайта дошкольного образовательного учреждения.
Информирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ о процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в формах:
- общие родительские собрания;
- индивидуальных собеседований и консультаций;
- ежегодно публичный доклад, самообследование дошкольного образовательного учреждения.
Прекращение реализации дополнительной общеобразовательной программы возможно по усмотрению родителей (законных представителей) воспитанников и образовательного учреждения в случаях:
- признание родителями (законными представителями) воспитанников и (или) образовательного учреждения нецелесообразным дальнейшее освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы.
- нежелания воспитанником осваивать дополнительную общеобразовательную программу;
- неудовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ качеством образовательных услуг;
- противопоказания по состоянию здоровья.
Система комплексных занятий рассчитана на год, образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткой-расписанием. В рамках каждого занятия распределены различные виды деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.
Примерное тематическое планирование
Старшая группа от 5 до 6 лет
№ | Тема | Развернутое содержание работы | Лексика |
Раздел «Болони» (Осень) | |||
Сирудян - сентябрь ст.гр. | |||
1 | Эвэдыт гуниллэп (Поговорим по-эвенкийски). | Развивать интерес к изучению эвенкийского языка. | Эвэды турэн –эвенкийский язык Эвэдыт гуниллэп (Поговорим по-эвенкийски). |
2 | Болонидыл бегалин (Осенние месяцы) | Знакомить с новой лексикой. Формировать представления об осенних признаках живой и неживой природы. | Сирудян – сентябрь, угун – октябрь, хугдарпи – ноябрь |
3 | Болони тавур (Сбор даров природы) | Формировать представление о дарах осенней тайги. | Эр чутума диктэ – это синяя ягода. Эр хулама химиктэ – это красная брусника. Сиӈама дэгинӈэктэл - желтые грибы. |
4 | Эвэды кэргэн (Эвенкийская семья) | Формировать представления о эвенкийской семье. Знакомить с жилищем и бытом эвенков. | Акин – старший брат Экин – старшая сестра Нэкун – младший брат или сестра. |
Угун - октябрь ст.гр. | |||
5 | Нулги (Кочевье) | Формировать представление о кочевом образе жизни эвенков | Этэечимни – пастух, нулги – кочевье, нулгими – кочевать, нулгидерэ – кочуют. |
6 | Тугэр дэгил (Зимующие птицы) | Формировать представления о зимующих птицах. | Хороки – глухарь, хелаки – куропатка, иӈтылгун – сова, тураки – ворона. |
7 | Амудил оллол (Озерные рыбы) | Формировать представления об озерных рыбах. | Амудыл оллол – озерные рыбы, гуткэн – щука, колемтэ – карась, сеӈан – налим. |
8 | Агидыл бэйӈэл итылтын (Повадки лесных животных) | Формировать представления о диких животных. | Чипкан – соболь, хомоты – медведь, улуки – белка, муннукан – заяц. Хомоты адерэн. Муннукан туксадяран. Улуки микчандерэн. |
Хугдарпи – ноябрь ст.гр. | |||
9 | Тугэни агиду (Зима в лесу) | Формировать представление о зимних признаках в живой неживой природе. | Тугэни агиду – зима в лесу, иӈинипчу–холодно, бира доӈоторон – бира замерзла, кэтэ сиӈилгэн – много снега |
10 | Нимӈакан «Муннукан тадук чипканэ» Сказка «Заяц и соболь» | Формировать навики театрализованной деятельности. | Муннукан – заяц, чипкан – соболь, инӈакта – мех, багдама – белый, коӈномо – черный |
11 | Тугэниды тэтыгэ (Зимняя одежда) | Формировать представление о зимней одежде эвенков. | Тугэниды тэтыгэ – зимняя одежда. Нямапчу – тёплая. Хэвэри – бакари, высокая зимняя обувь. Сокуй – зимняя одежда без застежек. |
12 | Алапчут девкэллу! (Приятного аппетита!) | Формировать представления с пищей эвенков. | Силэ – суп, ома – хлеб, уллэ – мясо, укумни – молоко оленье, турукэ – соль. |
Хэгдыг – декабрь ст.гр. | |||
13 | Минӈи аяврив Эвенкия Моя любимая Эвенкия | Формировать представления о традиционной культуре эвенков (Обычаи, традиции, песни, танцы) | Тагивкал – загадки, одё –заповеди, давлавур – песни, гунмувкэл – поговорки, хэгдыг – декабрь, икэдерэ – поют. |
14 | Тугэниды хавал (Зимние заботы) | Формировать представления о традициях и быте эвенков в зимнее время. | Аминив уллумидерэн. Папа охотится на белку. Энин силэвэ иридерэн. Мама суп варит. Энекэ тогово илатчаран. Бабушка следит за очагом. |
15 | Нимӈакан «Эда кирэктэ мова коӈкодевки» Сказка «Почему дятел долбит дерево» | Формировать чувства доброго отношения к окружающему миру, отрицательного отношения к плохим чувствам, как зависть, жестокость. | Кирэктэ – дятел. Хэвэки – добрый дух. Иргичи – волк. Девми – съесть. Мол – деревья. Удуру – клюв. Коӈкодеми –стучать |
16 | Асиктакан, Омакта анӈани Ёлочка, Новый год | Познакомить с новой лексикой о новогоднем празднике. Отработать речевые навыки. | Омакта анӈани – Новый год. Кунгакар – дети. Удыдерэ – наряжают. Гудей – красивый. Эвикэр – игрушки. Гиллэндерэн – блестит. |
Мирэ – январь ст.гр. | |||
17 | Ичэдэ (цвет) | Формировать представление о названиях цветов на эвенкийском языке | Багдама – белый, коӈномо – черный, сиӈама – серый, хулама – красный, чулама – зеленый, чутума – синий. |
18 | Тагивкал «Илэ дэрэн» (Загадки по теме «Части лица человека») | Формировать понятия о частях лица человека. Разгадать загадки на данную тему | Тагивкал – загадки. Тагкэллу – загадайте. Эса – глаз, эсал – глаза. Сен – ухо, сер – уши. Иктэ – зуб, иктэл – зубы. Оӈокто – нос. |
19 | Илэ иллэн (Части тела человека) | Формировать понятия о частях тела у человека | Иллэ – тело, меван – сердце, эптэл – легкие, иргэ – мозг (ум), иргэчи – умный, чоли – язык, эптылэ – ребро. |
20 | Эстафета «Эни, ами, си, би – эр упкат минӈи кэргэн» (Эстафета «Мама, папа, ты и я – это вся моя семья) | Формировать у детей двигательную активность. Развивать национальные игры. | Куӈакар–дети. Амтыл – родители. Эӈэси – сильный, туксадяп – побежим, танчэдеп – будем тянуть, микчандеп – будем прыгать. |
Гиравун – февраль ст.гр. | |||
21 | Экунма тырганиду овка (Режим дня) | Формировать представления о частях суток и действиях человека. | Унэ иллав – рано встали. Девдерэв – кушаем. Садикту эвидерэв – играем в садике. Адерэв – спим. |
22 | Таӈун 1-10 (Счет 1-10) | Формировать представления о счете от 1 до 10. | Умун, дюр, илан, дыгин, тунга, нюнгун, надан, дяпкун, егин, дян. |
23 | Анӈани: тугэни, неӈнени, дюгани, болони (Год: зима, весна, лето, осень) | Формировать представления о временах года. | Анӈани – год. Тугэни – зима. Неӈнени – весна. Дюгани – лето. Болони – осень. |
24 | Бэюмимнил (Охотники) | Формировать представления у детей об особенностях мужской работы, о традициях, обычаях эвенков. | Итыгадями – готовиться, бултакит – охота, урикит – стойбище, нулгидеми – кочевать. |
Раздел «Неӈнени» (Весна) | |||
Эктэӈкирэ – март ст.гр. | |||
25 | Минӈи энин, энекэ (Моя мама, бабушка) | Формировать представления о женщинах, об особенностях женской работы, о традициях, обычаях эвенков. | Эни – мама, энекэ – бабушка, хутэ – дочка чикты – бисер, уллидерэн – шьет, инмэ – иголка. |
26 | Орорво этэечимни тырганинин (День оленевода) | Формировать представление о весеннем празднике – суглане. О том, что делают эвенки в этот день. | Няма – тепло, суглан – съезд, праздник, гукчанидявкил – соревнуются. Орорво этэечимнил – оленеводы. |
27 | Энёкэ-Буга (Мать - природа) | Формировать представление о природе, которая одаривает людей пищей, радует своей красотой. | Энёкэ-Буга – Мать-природа. Аги – лес. Улидевки – кормит. Урунчэдеми – радоваться. Одёдеми – беречь |
28 | Нимӈакан «Орор» (Сказка «Олени»). | Формировать навыки театрализованной деятельности у детей. | Орон-олень, гудей – красивый, маленький, хуктыдерэ – бегут. Орон – илэ бэлэмни. Олень – помощник человека |
Туран – апрель ст.гр. | |||
29 | Бэйӈэл хутэлтын (Детеныши животных) | Знакомство со стихотворением о детенышах, радующихся весне. | Бэйӈэл хутэлтын – детеныши зверей. Эвидерэ – играют. Чуӈуркэтчэрэ –кувыркаются. |
30 | Улгур «Хомоты-эни хутэлнунми» (Рассказ «Медведица с медвежатами») | Знакомить с новой лексикой. Формировать представления о действиях диких животных. | Хомоты-эни –медведица, хомотыткар –медвежата. Бира дяпкадун – на берегу реки. Хулукун – маленький. |
31 | Ӈинакинма, качикатканмэ тыпадяп (Лепим собаку и щенка) | Формировать доброе отношение к животным. Разработать у детей моторику рук. | Ӈинакин – илэ гиркин.Собака – друг человека. Тупадяп – лепим. Качикан – щенок, минӈи качикан – мой щенок |
32 | Нями тадук эӈнэкэн (Важенка и теленок) | Формировать доброе отношение к животным. | Урикит – стойбище. Эр нями – это важенка. Эр эӈнэкэн – это олененок. Хулукун – маленький. Укумни – молоко Укудерэн – сосет. |
Сонкан - май ст.гр. | |||
33 | Мудыл дэгил (Плавающие птицы) | Формировать представления о плавающих птицах. | Умӈэты – чайка, мудэги – утка, гагил – лебеди, нюӈнякил – гуси, укэӈ – гагара. |
34 | Соӈкан – май (Месяц рождение телят) | Формировать представление о рождаемости оленят в мае месяце. | Мучун – май, бега – месяц, орокор – оленята, балдыдяра – рождаются. Гудеил – красивые. |
35 | Стихотворение «Орокон» (Стихотворение Оленёнок) | Развивать у детей творческие способности. | Аглан – поляна, орокон – олененок, соӈур – пестренький. |
36 | Икэн «Минӈи амав этэечимни» (Песня «Мой отец оленевод») | Развивать у детей творческие способности. | Орорво иргичимни – оленевод. Бакаран – нашел. Бираяду – на реке. Самэлкил – приметы. Садерэн – знает. Хокто – тропа. Сиру – вожак. |
Раздел «Дюгани» (Лето) | |||
Мучун – июнь, илкун – июль, иркин – август ст.гр. | |||
37 | Тагивкал дюганиды (Загадки о лете) | Закомство с загадками о лете. Приобщение детей к устному народному творчеству. | Тагивкал – загадки Дюгани – лето. Дылача – солнце. Удя – след. Хэку – жарко. Алапчу – вкусно. Гиллэндерэн – блестит. Ӈэридерэн – светит |
38 | Эвин «Чуктылвэ тавдярав» (Подвижная игра «Собираем цветочки») | Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм с использованием предметов. | Чуктыл – цветы Тавдярав – собираем Хутакан – сумка Химат – быстро. Ӈи давдыран? Кто победил? Би давдым – я победил. |
39 | Аитчэрил чукал, диктэл (Лекарственные травы, ягоды) | Формирование представление о лекарственных травах, об их пользе | Чукал – травы, диктэл – ягоды, суптылэ – шиповник, сиптылэ – малина, игэликтэ – красная смородина, химиктэ–брусника, тэвуктэ –клюква. |
Подготовительная группа 6-7 лет
№ | Тема занятия | Цель занятия | Лексика |
Раздел «Болони» (Осень) | |||
Сирудян – сентябрь подг.гр. | |||
1 | Минӈи гулэсэг (Мой поселок) | Формировать у детей умения составлять рассказ о поселке, улице, где я живу и сообщать о себе. Знакомить приветствовать и прощаться друг с другом, со взрослыми. | Минӈи гулэсэгив Тура – мой поселок Тура, хэгды – большой, кэтэ илэл – много людей, хуӈтул тэгэл – разные народы, эвэнкил – эвенки, якол – якуты, лучал – русские. Би индем – я живу. Си иду инденни? – Ты где живешь? |
2 | Дуннэ токталин болониду (Окружающий мир осенью) | Формировать представления об окружающем мире в осеннее время | Болониды анивурин – дары осени. Алтама авданнал – золотые листья. Диктэл – ягоды. Дэгинӈэктэ – гриб. Тавдяра - собирают |
3 | Тагивкал болонили (Загадки об осени) | Формировать представления об осени через устное народное творчество | Дюга балдывкил, боло бурувкил? (Авданнал) Коӈномо няӈня соӈодёрон (Тыгдэ) |
4 | Минӈи тэгэрилви (Моя родословная) | Формировать у детей знание родословной своей семьи. Уважать старшее поколение | Кэргэн – семья Энекэ, амака, эни, ама, экин, акин, нэкун |
Угун – октябрь подг.гр. | |||
5 | Орорди нулгидерэ (Кочевье на оленях) | Формировать понятие кочевье на оленях, об олене как о кормильце и друге эвенков. | Орон – олень. Элгэвун – караван олений. Элгэвун ӈэнэдерэн – караван идет. Нёрамни – впереди идущий Толгоки – нарты, хэты – сани грузовые, нама – вьюк |
6 | Хуӈтутыкир дэгил (Виды разных птиц) Игра «Интылгучан –Совенок» | Формировать представления о перелетных, зимующих, водоплавающих птицах | Дэги – птица. Тугэрил дэгил –зимующие птицы. Хелаки – куропатка. Оли – ворон зимующий. Кирэктэ – дятел. Чипича – воробей. Никил, гагил, нюӈнякил. |
7 | Дептылэл оллолдук (Еда из рыбы). | Формировать представление о пище из рыбы | Сирба – уха. Гакса – юкола. Талака – строганина. Силан – жирная рыба на костре.. |
8 | Хуӈтул бэйӈэл (Разные дикие животные) | Расширить представления о лесных животных их повадках и инстинктах. | Дянтаки – росомаха. Чатырэ – песец. Делэки – горностай. Багдама – белый. Инӈакта – мех. Кончик хвоста – ирги мудан. |
Хугдарпи – ноябрь подг. гр. | |||
9 | Тугэниды буга агиду (Окружающий мир зимой) | Знакомить с окружающим миром природы в зимний период. Развивать двигательную активность у детей. | Тугэни эмэрэн (Пришла зима). Иӈиниллэн – похолодало. Иманнакар – снежинки. Хоролилла – кружатся. Эдын – ветер. Эдыниллэн – дует. Дуннэ – земля. Доӈоторон – замерзла. |
10 | Нимӈакан «Муннукан тадук чипкан» (Сказка «Заяц и соболь») | Ознакомить детей с эвенкийской сказкой о дружбе животных. | Городу бичэн – Это было давно. Муннукан – заяц. Чипкан – соболь. Гиркилэдечэтын – дружили. Коӈки – дупло. Дыкэнми – прятаться. |
11 | Удывчэ тэтыгэ (Нарядная одежда эвенков) | Знакомить с зимней нарядной одеждой эвенков. | Улукиксэмэ авун – беличья шапка. Тугэсик – зимняя одежда. Хакумактэ – детская меховая одежда с зашитыми рукавами.Чиктычэн – вышила бисером. Муннукандук тугэсик – зимняя одежда из зайца. |
12 | Талумал тыгэл (Берестяная посуда). | Знакомить с предметами быта, с посудой, сделанной из бересты. | Талума тыгэ – берестяная посуда. Тыгэрук – ящик для посуды. Мулиӈки – берестяное ведёрко. Гуявун – биток для сбора ягод. |
Раздел «Тугэни» (Зима) | |||
Хэгдыг – декабрь подг. гр. | |||
13 | Тугэр бегал (Зимние месяцы) | Формировать представления о зимних месяцах | Тугэр бегал – зимние месяцы. Хэгдыг –декабрь, мирэ – январь, гиравун – февраль. Иӈинипчу! – холодно! Ӈоним тырганил – длинные месяцы. |
14 | Тугэниду дюдыл хавал (Домашние заботы зимой) | Формировать представления о домашних заботах в зимнее время эвенков. | Илэл – люди. Дюду бидерэ – находятся в чуме. Чипканмэ хигдеми –разделывать соболя. Ирэксэ – шкура. Моннидями – мять. Нимӈакарвэ улгучэндерэн – рассказывает сказки. |
15 | Тугэниду дэгилду бэлэкэллу! (Помогите птицам зимой). | Формировать представления о влиянии зимы на птиц, о том, как помогать братьям нашим меньшим. | Дэгил – птицы. Дэгиды девкит – кормушка. Чипичакарвэ улидеми – кормить птичек Тугэрил дэгилду бэлэкэллу! – Помогайте зимующим птицам! |
16 | Эвэдыл самэлкил (Эвенкийские приметы) | Знакомить детей с устным народным творчеством, с эвенкийскими приметами. | Ӈинакин – собака. Сиӈилгэн – снег. Эдын – ветер. Гулувун – костер. Элла – угли. Хуларгаран – полыхает. Иӈинилдеӈэн – будет холодно. |
Мирэ – январь подг. гр. | |||
17 | Дэгил удялватын онёдоров (Рисуем следы птиц) | Формировать представления о следах лесных птиц. Уметь различать следы птиц и вести зарисовки. | Удял – следы. Онёвун – рисунок. Онёкэллу – нарисуйте. Дэги – птица. Оки? – Сколько? Илан – три. Осиктал – когти. Мана – лапа. Хэгдыл – большие. |
18 | Дидактическая игра «Ӈалэл, халгар, дыл» (Руки, ноги, голова) | Формировать понятия о частях лица у человека. Языковая игра о частях лица на эвенкийском языке. | Минду бисин – у меня есть. Эсал – глаза. Сер – уши. Чоли – язык. Оӈокто – нос. Анчар – щеки. |
19 | Эвидеп! Дорово иллэкэр! (Поиграем!) | Формировать понятия о частях тела у человека, влиянии на человека окружающей среды в зимний период. | Мургу! Дорова! – здравствуй (здравствуйте!) Халгакар – ножки, ӈалэкар – ручки. Моӈон – шея, хукитэ – живот, мирэл – плечи, согдонно – спина. |
20 | Эвэды олан (Декоративно-прикладное искусство эвенков) | Формировать у детей представление о прикладном искусстве у эвенков. Экскурсия в музей. | Кумалан – меховой коврик. Чикты – бисер. Эвикэн-орокон – оленчик (игрушка из дерева или бересты). Дёлог – орнамент «рог оленя». Моӈоптун – ожерелье. Уӈтувун – бубен. |
Гиравун – февраль подг.гр. | |||
21 | Тыргани ханин (Части суток) | Формировать представления о частях суток и действиях человека. | Тыматнэ – утром. Тырганиду – днём. Долболтоно – вечером. Долбониду – ночью. Меливкил–просупаются. Хавалдявкил –работают. Сурувкил-уходят. Адевкил – спят. |
22 | Таӈивкал (Считалки) | Формировать представления о считалках как о жанре устного народного творчества | Таӈивкал – считалки. Таӈдяп – посчитаем. Умун, дюр, илан, дыгин, тунга, нюнгун, надан, дяпкун, егин, дян. |
23 | Буга (Окружающий мир) | Формировать представления о явлениях в природе. | Няӈня – небо. Холаӈарэн – Северное сияние. Хэглэн – Большая Медведица. Осиктал – звезды. Соковун – Ковш. Ичэвдерэ– виднеются. |
24 | Орорво этэечимнил (Оленеводы) | Формировать представления у детей об особенностях мужской работы, связанной с оленеводством | Орорво этэечимни – оленевод. Орор – олени. Мавут – аркан. Ӈинакин – собака Бэлэдевки – помогает. |
Раздел «Неӈнени» (Весна) | |||
Эктэӈкирэ – март подг.гр. | |||
25 | Энин, энекэ-дэ саводалин (Принадлежности мамы и бабушки) | Формировать представления об особенностях женской работы, о традициях, обычаях эвенков. | Эни –мама, энекэ – бабушка. Ирэксэ– шкура. Оса – камус.Удерэн – выскабливает. Чучун – скребок с зубчиками для выскабливания шкуры. |
26 | Стихотворение «Неӈнениды икэн» (Стихотворение «Весенняя песня» Н.К.Оёгира)
| Формировать представления у детей о весенних признаках. Разучивание стихотворения на эвенкийском языке о весне. | Неӈнениды икэн –весенняя песня. Бираякан – ручеек. Му – вода. Мигдыллэн – зашумела. Эвиллэн – заиграл. Аги икэллэн – лес запел. |
27 | Антыл-да хавал аял! (Все работы хороши!) | Познакомить детей с названиями разных профессий. | Алагумни – учитель Иримни – повар Бултамни – охотник Олломимни – рыбак Атчимни – врач Дэгиктэмни – летчик |
28 | Эвин коӈактэт (Игра с колокольчиком) | Формировать двигательную активность у детей. Закрепить счёт от 1 до 10 на эвенкийском языке. | Коӈактэ – колокольчик. Дявакал – поймай. Микчакэл – прыгни. Таӈкал умундук дяндула – посчитай до 10 |
Туран – апрель подг.гр. | |||
29 | Бэйӈэлвэ тагкэл (Узнай зверей) Дидактическая игра «Угадай зверя» | Формировать представления у детей о животных. Выполнять подражательные движения и звуки. | Бэйӈэ –зверь. Бэйӈэкэн – зверек. Хомоты – медведь. Гудей – красивый. Инӈакта – мех. Иел – рога. Гирки – друг. |
30 | Эвэды нимӈакан «Моты тадук Орон» (Эвенкийская сказка «Лось и олень). | Формировать интерес к эвенкийским сказкам, умение рассуждать, выражать свои мысли и чувства. | Моты – лось. Орон – олень. хуктыми – бежать, аят иниллэп – дружно жить |
31 | Просмотр фрагмента фильма «Друг Тыманча» | Формировать доброе отношение к животным. | Минӈи гирки – мой друг. Иргичиткэн – волчонок. Аяврик – любимый. Бэеткэн – мальчик. Эвидечэн – играл. Гирки – друг. Алатчэчэн – ждал. Элбэтчэчэн – защищал. |
32 | Икэн «Орончикан» (песня «Олененок») | Формирование доброго отношения к животным. Разучивание песни об оленёнке. | Эӈнэкэн – олененок. Юктэ – родник. Хемурипчу– холодный. Умдями – пить. Коӈактэ – колокольчик. Сэривми – разбудить. Икэдеми– петь. |
Сонкан – май подг.гр. | |||
33 | Неӈнениды чукты (Весенний цветок – подснежник) | Формировать представления о северной природе, о северном цветке -подснежнике. | Неӈнениды чикты – цветок подснежник. Дылачаливки – греет солнце. Сиӈилгэндук – из-под снега. Фиолетовай ичэдэ – фиолетовый цвет. Би агиду чуктывэ бакам – я в лесу нашел подснежник. |
34 | Бугады тагивкал (Загадки о весне) | Формировать интерес к устному народному творчеству. Разгадывание загадок о весне и его признаках. | Дылача – солнце Мэрумэ – круглое. Дуннэ – земля. Хэкулгидевки – греет. Неӈнениды чукты–подснежник. Ӈалэ –рука, Дю – дом. Мо –дерево. Хутэл – дети. |
35 | Агиды неӈненива онёдеп (Нарисуем весеннюю тайгу). | Формировать интерес у детей к изобразительному искусству. Проявлять у детей наблюдательность и точность. | Куӈакар – дети. Онёвун – рисунок. Онёдеп – рисуем. Ичэдэ – цвет. Сиӈама – желтый. Умук – гнездо. Чукты – цветок. Ичэвдерэн – появился. |
36 | Дюкчавэ одяп (Построим чумик) | Привить детей к труду. Научить постройке детского чумика. | Дюкчавэ одяп –построим чум. Илан сераӈ – три жерди. Уйдеп – завяжем. Нодеп – поставим. Эллун – покрытие (из брезента или оленьей шкуры) |
Раздел «Дюгани» (Лето) | |||
Июнь – мучун, илкун – июль, иркин – август | |||
37 | Икэн «Лоруки» (Разучивание песни «Бабочка») Е.А. Курейской. | Формировать представления о природе в летнее время, о пробуждении насекомых… | Дюгани – лето. Эмэрэн – пришло. Лоруки – бабочка. Гудей лоруки – красивая бабочка. Лэпурэл – крылышки Дэгдерэн – летит. |
38 | Эвэды нимӈакан «Он дуннэ овувча» (Эвенкийская сказка «Как появилась земля») (Сказка о гагаре) | Формировать представления об окружающей природе, нашей Земле. | Дуннэт – наша Земля, Сэвэки – добрый дух, укэӈ – гагара, со ая – очень красивая |
39 | Эвэды икэн «Ёхорьё» (Эвенкийский хоровод «Ёхорьё») | Формировать у детей музыкальные способности. Разучивание эвенкийской песни «Ёхорьё». | Дягдаг – сосняк. асиктаг – ельник, чалбуг – березняк. Ӈэнэдем – иду, ичэтчэм – смотрю, урундем – радуюсь. |
- Организационный раздел
Условия реализации программы
Условия для занятий
- Проходят в групповом помещении.
- Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.
- Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.
- Изготовление атрибутов к разным видам игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
- Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей (репертуар в соответствии с разработанными темами).
- Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр.
- Непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения творческими умениями и навыками.
В проведении работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.
Основными формами реализации программы являются:
- фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребенка);
- занятия-инсценировки;
- игры;
- игры-тренировки;
- интегрированные двигательно-познавательные занятия;
- соревновательно-развивающие;
- занятия путешествия;
- обыгрывание ситуаций;
- экспериментальная деятельность;
- творческая мастерская;
- создание коллекций;
- исследовательская деятельность;
- презентации.
Материально-техническое обеспечение.
Для проведения занятий по дополнительному образованию используются современные технические средства: телевизор, музыкальный центр, компьютеры-1, видеопроектор, 1 баяна.
Диски с музыкальными записями для прослушивания национальных сказок, пословиц и изучения национального языка. Научно-методическая и художественная литература, учебно-наглядные пособия.
Центр постепенно пополняется современным игровым оборудованием, информационными стендами.
Материально-техническое обеспечение включает в себя
- Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал, альбомы)
- Подборка информационной и справочной литературы.
- Иллюстрации, образцы работ (техника заполнения фигур), стихи, загадки.
- коллекция кукол в народных костюмах;
- коллекция изделий в состав которых входят поделки народно-прикладного искусства;
- достопримечательности родного края (раздаточный материал, плакаты, иллюстрации с изображением природы, животного, растительного мира);
- картотека национальных подвижных, развивающих игр;
- аудиозаписи эвенкийских композиторов, певцов.
График работы
Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет.
Занятия по дополнительнному обрзованию проводятся 2 раза в неделю длительностью 25-30 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от возраста детей и ситуации. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Программа рассчитана на 90 часов.
группа | пн | вт | ср | чт | пт |
старшая | 15,30-15,55 | ||||
подг | 15,30-16,00 |
Развивающаяя предметно-пространственная среда
При реализации программы организация предметно-развивающей среды осуществляется в соответствии с ФГОС к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Предметно - развивающая среда включает:
- Учебное оборудование (комплект мебели).
- Наглядные пособия (образцы изделий).
- Мягкий и жесткий инвентарь для национальных подвижных игр, необходимое физкультурное и игровое оборудование.
В групповых комнатах имеются стенды оформленные по теме недели. На территорий детского сада организована наглядно-тематическая зона- жилище и быт эвенков, где дети самостоятельно знакомятся с предметами быта, организуют самостоятельные игры.
Традиционные события, праздники
Старший дошкольный возраст. | ||
Сентябрь - ноябрь | Сентябрь. День знаний Октябрь. В осенний лес на прогулку Ноябрь. «О дружбе малочисленных народов Севера» | Викторина «Путешествие в страну знаний» Цель: познакомить детей со словами на тему «День знаний» (алагумни-учитель, садеми-знать,аявдеми-любить) Экскурсия в осенний лес. Цель: познакомить детей со словосочетаниями: Болониды анивурин-дары осени, алтама авданнал-золотые листья, диктэл-ягоды, дэгиннэктэ-гриб. Познавательная беседа «Вечный костер-вечнай гулувун» Цель: познакомить детей с некоторыми народами севера.(эвенки,якуты,чукчи),дуннэ-земля,дылача-солнце,няння-небо) |
Декабрь - февраль | Декабрь. День Эвенкии Январь. Традиции и обычаи эвенкийского народа Февраль. День родного языка. | Утренник посвященный «Дню Эвенкии», выставка рисунков Познавательная беседа на тему: Традиции и обычаи, легенды эвенкийского народа. Цель:Познакомить детей с традициями и обычаями эвенков.(гулувун-костер,бакалдын-встреча,того-огонь) Общие сведения о родном языке. Цель:Познакомить детей с историей эвенкийского языка. (турэн- язык,балдывми-родиться,ин дярин-ради жизни) Игра с детьми: КВН |
Март - май | Март. День оленевода. Апрель. «Все о лесе» Май Лето | Экскурсия в центр народного творчества: Сказка «Мой отец оленевод» Цель:Познакомить детей с традиционным праздником «День оленевода» (Орон-олень,онкодеми-пасти оленей,онкокит –пастбище)
Викторина: «Северная тайга-долболгид-харги» Цель:Познакомить детей с названиями деревьев. (чалбан-береза,нантэ-пихта,ирэктэ-лиственица,тактыкан-кедр) Эвенкийский новый год: « Мучун» Цель:подготовить детей к празднованию эвенкийского нового года. (сэвдепчу праздник-веселый праздник, мучун-июнь,суглан-собрание) |
Список литературы
- Программой дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2015г.).
- Программа начального обучения по эвенкийскому язуку в детских учреждениях. Иванова Л.И.
- Примерные разработки занятий по развитию родной речи. А.Т.Лапуко
- Н.Оёгир Гулувун дегдэдедэн… Чтоб не гас костер… Сказки, стихи.- Красноярск: Сибирские промыслы, 2006-352с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»
Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...
