ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа (подготовительная группа)

Мирошко Надежда Юрьевна

Программа дополнительного образования по эвенкийскому языку "Эвэдыт гуниллэп" (поговорим по эвенкийски).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_evenkiyskiy.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Осиктакан» п. Тура»

Эвенкийского муниципального района

Красноярского края

648000 п.Тура, Эвенкийский муниципальный район, ул. 50 лет Октября, д.11

Тел (8)39170 31-435, E-mail:

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
МБДОУ Детский сад № 4

«Осиктакан» п. Тура

Протокол № 1 от #1075;.
Председатель ______ Е.Н. Штоль

Заведующая МБДОУ

Детский сад №4 «Осиктакан» п. Тура

от #1075;.

__________________ М.В. Герцева

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Эвэдыт гуниллэп»

(Поговорим по-эвенкийски).

п. Тура

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

Пояснительная записка…………………………………………………..…..3

Цели и задачи реализации программы дополнительного образования…..3

Принципы, положенные в основу рабочей программы……………………4

Планируемые результаты освоения программы……………………………5

#1057;одержательный раздел

Содержание образовательной деятельности……………………………..6

Технологии обучения ………………………………………………………..6

Методы, приёмы и формирование организационно-воспитательного процесса …………………………………………………………………………9

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………………9

Примерное тематическое планирование ………………………………...11

#1054;рганизационный раздел

Условия реализации программы…………………………………………..30

Материально-техническое обеспечение………………………………….31

График работы………..................................................................................31

Развивающаяя предметно-пространственная среда…………………….32

Традиционные события, праздники………………………………………..32

Список литературы

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

В современном поликультурном мире становится важным сохранение национальной культуры и родного языка народов Российской Федерации. Уже с дошкольного возраста детей необходимо приобщать к социокультурным нормам общества, национальным традициям и родным языкам через различные виды деятельности, из которых ведущим является игра.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Адаптированная образовательная программа рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему краю, людям, живущим в нем.

Данная программа по эвенкийскому языку для детей дошкольного возраста способствует формированию познавательного интереса дошкольников к изучению эвенкийского языка, стремления к получению новых знаний, патриотических чувств, любви к малой Родине, уважения к традиционным ценностям общества, таким как уважение к старшим, пожилым людям, любви к родителям, заботливое отношение к младшим.

программа по эвенкийскому языку для детей дошкольного возраста разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях, где обучают эвенкийскому языку детей от 5 до 7 лет. Курс данной программы предполагает проведение занятий два раза в неделю по 20-25, 30-35 минут.

Содержание программы направлено на развитие речевой способности, языковой догадки дошкольников, мотивации к обучению.

Программа построена с учетом соблюдения преемственности по изучению эвенкийского языка между возрастными группами дошкольников.

Цели и задачи реализации ПДО

Целью программы - формирование первоначальных умений и навыков практического владение родным (эвенкийским языком) в устной форме в рамках программы. Представлений об эвенкийском языке, его социальной значимости, уважительного и бережного отношения к эвенкийской культуре и традициям в условиях многонационального общества.

Задачи:

Программа по эвенкийскому языку для дошкольного возраста построена на принципе культуросообразности, при котором учитываются национальные ценности и традиции эвенкийского народа в процессе приобщения ребенка к эвенкийской культуре как части общечеловеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд), а также с учетом принципа интеграции образовательных областей, соответственно с индивидуально-возрастными особенностями дошкольников.

На основе этих принципов в программе подобраны темы образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников каждой группы, что способствует воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности.

В данной программе указанные задачи и основополагающие принципы реализуются в процессе систематической и целенаправленной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями.

Принципы, положенные в основу рабочей программы.

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Планируемые результаты освоения программы

Дети понимают важность изучения и сохранения эвенкийского языка в современном мире. Мотивация к обучению сформирована в достаточной степени.

Дети познакомятся с культурно-историческими, этническими и семейными традициями коренных малочисленных народов Севера.

У детей сформирован устойчивый интерес к изучению эвенкийского языка. Дети проявляют инициативность.

Фонематический слух развит, дети чувствуют интонацию, с легкостью могут ее воспроизвести.

Полученный опыт по освоению эвенкийского языка детьми актуализируется в самостоятельной деятельности по отношению к другим людям (родителям, родственникам, сверстникам).

  1. Содержательный раздел

Содержание образовательной деятельности

Содержание образовательной программы включает совокупность пяти направлений развития и образования детей или образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей эвенкийского народа, включая моральные и нравственные ценности, уважительного отношения друг к другу членов эвенкийской семьи, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей к изучению эвенкийского языка, формирование первичных представлений о социокультурных ценностях, традициях, хозяйственной деятельности, праздниках, эвенков, о малой родине как части Отечества.

Речевое развитие включает овладение речью на эвенкийском языке как средство общения и культуры, обогащение активного лексического запаса, развитие связной эвенкийской речи, знакомство с эвенкийскими писателями, детской литературой, понимание на слух эвенкийской речи, небольших текстов.

Художественно-эстетическое развитие заключается в развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания фольклора и художественных произведений, музыкального, изобразительного искусства эвенков, мира природы, самостоятельной творческой, изобразительной, музыкально - художественной деятельности детей

Физическое развитие направлено на развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук посредством различных дидактических и подвижных эвенкийских игр, формирование начальных представлений о некоторых видах национального вида спорта (прыжки через нарты, метание маута).

Технологии обучения

Методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

Технология, опирающиеся на познавательный интерес

Концептуальные идеи и принципы:

Технология проблемного обучения

Концептуальные идеи и принципы:

Технология сотрудничества

Концептуальные идеи и принципы:

Проектная технология

Концептуальные идеи и принципы:

Методы, приёмы и формирование организационно-воспитательного процесса

Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.

Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.

Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию.

Метод поощрения выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).

Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества воспитательного процесса и эффективному освоению воспитанниками знаний и навыков, развитию творческих способностей.

При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения: практические занятия (направлены на отработку умений выполнения различных видов деятельности): творческая мастерская (по изготовлению художественных изделий), экскурсии, конкурсы, выставки, концерты.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Одним из направлений деятельности по дополнительному образованию детей является взаимодействие с родителями. Используются следующие формы работы:

Выбор разделов дополнительной образовательной программы осуществляется родителями (законными представителями) детей. Процедура выбора дополнительной общеобразовательной программы предполагает ознакомление с нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения по оказанию дополнительных образовательных услуг и содержанием дополнительной общеобразовательной программы.

Формы ознакомления с дополнительной общеобразовательной программой:

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ о процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в формах:

Прекращение реализации дополнительной общеобразовательной программы возможно по усмотрению родителей (законных представителей) воспитанников и образовательного учреждения в случаях:

Система комплексных занятий рассчитана на год, образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткой-расписанием. В рамках каждого занятия распределены различные виды деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.

Примерное тематическое планирование

Старшая группа от 5 до 6 лет

Тема

Развернутое содержание работы

Лексика

Раздел «Болони» (Осень)

Сирудян - сентябрь ст.гр.

1

Эвэдыт гуниллэп (Поговорим по-эвенкийски).

Развивать интерес к изучению эвенкийского языка.

Эвэды турэн –эвенкийский язык Эвэдыт гуниллэп (Поговорим по-эвенкийски).

2

Болонидыл бегалин

(Осенние месяцы)

Знакомить с новой лексикой. Формировать представления об осенних признаках живой и неживой природы.

Сирудян – сентябрь, угун – октябрь, хугдарпи – ноябрь

3

Болони тавур

(Сбор даров природы)

Формировать представление о дарах осенней тайги.

Эр чутума диктэ – это синяя ягода. Эр хулама химиктэ – это красная брусника. Сиӈама дэгинӈэктэл - желтые грибы.

4

Эвэды кэргэн

(Эвенкийская семья)

Формировать представления о эвенкийской семье. Знакомить с жилищем и бытом эвенков.

Акин – старший брат

Экин – старшая сестра

Нэкун – младший брат или сестра.

Угун - октябрь ст.гр.

5

Нулги (Кочевье)

Формировать представление о кочевом образе жизни эвенков

Этэечимнипастух, нулги – кочевье, нулгими – кочевать, нулгидерэ – кочуют.

6

Тугэр дэгил (Зимующие птицы)

Формировать представления о зимующих птицах.

Хороки – глухарь, хелаки – куропатка, иӈтылгун – сова, тураки – ворона.

7

Амудил оллол (Озерные рыбы)

Формировать представления об озерных рыбах.

Амудыл оллол – озерные рыбы, гуткэн – щука, колемтэ – карась, сеӈан – налим.

8

Агидыл бэйӈэл итылтын

(Повадки лесных животных)

Формировать представления о диких животных.

Чипкан – соболь, хомоты – медведь, улуки – белка, муннукан – заяц. Хомоты адерэн.

Муннукан туксадяран.

Улуки микчандерэн.

Хугдарпи – ноябрь ст.гр.

9

Тугэни агиду

(Зима в лесу)

Формировать представление о зимних признаках в живой неживой природе.

Тугэни агиду – зима в лесу, иӈинипчу–холодно, бира доӈоторон – бира замерзла, кэтэ сиӈилгэн – много снега

10

Нимӈакан «Муннукан тадук чипканэ»

Сказка «Заяц и соболь»

Формировать навики театрализованной деятельности.

Муннукан – заяц, чипкан – соболь, инӈакта – мех, багдама – белый, коӈномо – черный

11

Тугэниды тэтыгэ

(Зимняя одежда)

Формировать представление о зимней одежде эвенков.

Тугэниды тэтыгэ – зимняя одежда. Нямапчу – тёплая. Хэвэри – бакари, высокая зимняя обувь. Сокуй – зимняя одежда без застежек.

12

Алапчут девкэллу!

(Приятного аппетита!)

Формировать представления с пищей эвенков.

Силэ – суп, ома – хлеб, уллэ – мясо, укумни – молоко оленье, турукэ – соль.

Хэгдыг декабрь ст.гр.

13

Минӈи аяврив Эвенкия

Моя любимая Эвенкия

Формировать представления о традиционной культуре эвенков (Обычаи, традиции, песни, танцы)

Тагивкал – загадки, одё –заповеди, давлавур – песни, гунмувкэл – поговорки, хэгдыг – декабрь, икэдерэ – поют.

14

Тугэниды хавал

(Зимние заботы)

Формировать представления о традициях и быте эвенков в зимнее время.

Аминив уллумидерэн. Папа охотится на белку. Энин силэвэ иридерэн. Мама суп варит. Энекэ тогово илатчаран. Бабушка следит за очагом.

15

Нимӈакан «Эда кирэктэ мова коӈкодевки»

Сказка «Почему дятел долбит дерево»

Формировать чувства доброго отношения к окружающему миру, отрицательного отношения к плохим чувствам, как зависть, жестокость.

Кирэктэ – дятел. Хэвэки – добрый дух.

Иргичи – волк.

Девми – съесть.

Мол – деревья. Удуру – клюв. Коӈкодеми –стучать

16

Асиктакан, Омакта анӈани

Ёлочка, Новый год

Познакомить с новой лексикой о новогоднем празднике. Отработать речевые навыки.

Омакта анӈани – Новый год.

Кунгакар – дети. Удыдерэ – наряжают. Гудей – красивый.

Эвикэр – игрушки.

Гиллэндерэн – блестит.

Мирэ январь ст.гр.

17

Ичэдэ (цвет)

Формировать представление о названиях цветов на эвенкийском языке

Багдама – белый, коӈномо – черный, сиӈама – серый, хулама – красный, чулама – зеленый, чутума – синий.

18

Тагивкал «Илэ дэрэн»

(Загадки по теме «Части лица человека»)

Формировать понятия о частях лица человека. Разгадать загадки на данную тему

Тагивкал – загадки.

Тагкэллу – загадайте.

Эса – глаз, эсал – глаза. Сен – ухо, сер – уши. Иктэ – зуб, иктэл – зубы. Оӈокто – нос.

19

Илэ иллэн

(Части тела человека)

Формировать понятия о частях тела у человека

Иллэ – тело, меван – сердце, эптэл – легкие, иргэ – мозг (ум), иргэчи – умный, чоли – язык, эптылэ – ребро.

20

Эстафета «Эни, ами, си, би – эр упкат минӈи кэргэн» (Эстафета «Мама, папа, ты и я – это вся моя семья)

Формировать у детей двигательную активность. Развивать национальные игры.

Куӈакар–дети. Амтыл – родители. Эӈэси – сильный, туксадяп – побежим, танчэдеп – будем тянуть, микчандеп – будем прыгать.

Гиравун – февраль ст.гр.

21

Экунма тырганиду овка

(Режим дня)

Формировать представления о частях суток и действиях человека.

Унэ иллав – рано встали.

Девдерэв – кушаем.

Садикту эвидерэв – играем в садике.

Адерэв – спим.

22

Таӈун 1-10

(Счет 1-10)

Формировать представления о счете от 1 до 10.

Умун, дюр, илан, дыгин, тунга, нюнгун, надан, дяпкун, егин, дян.

23

Анӈани: тугэни, неӈнени, дюгани, болони

(Год: зима, весна, лето, осень)

Формировать представления о временах года.

Анӈани – год. Тугэни – зима. Неӈнени – весна. Дюгани – лето.

Болони – осень.

24

Бэюмимнил

(Охотники)

Формировать представления у детей об особенностях мужской работы, о традициях, обычаях эвенков.

Итыгадями – готовиться, бултакит – охота, урикит – стойбище, нулгидеми – кочевать.

Раздел «Неӈнени» (Весна)

Эктэӈкирэ – март ст.гр.

25

Минӈи энин, энекэ

(Моя мама, бабушка)

Формировать представления о женщинах, об особенностях женской работы, о традициях, обычаях эвенков.

Эни – мама,

энекэ – бабушка,

хутэ – дочка

чикты – бисер,

уллидерэн – шьет,

инмэ – иголка.

26

Орорво этэечимни тырганинин

(День оленевода)

Формировать представление о весеннем празднике – суглане. О том, что делают эвенки в этот день.

Няма – тепло, суглан – съезд, праздник, гукчанидявкил – соревнуются. Орорво этэечимнил – оленеводы.

27

Энёкэ-Буга

(Мать - природа)

Формировать представление о природе, которая одаривает людей пищей, радует своей красотой.

Энёкэ-Буга – Мать-природа. Аги – лес.

Улидевки – кормит. Урунчэдеми – радоваться. Одёдеми – беречь

28

Нимӈакан «Орор»

(Сказка «Олени»).

Формировать навыки театрализованной деятельности у детей.

Орон-олень, гудей – красивый, маленький, хуктыдерэ – бегут. Орон – илэ бэлэмни. Олень – помощник человека

Туран – апрель ст.гр.

29

Бэйӈэл хутэлтын (Детеныши животных)

Знакомство со стихотворением о детенышах, радующихся весне.

Бэйӈэл хутэлтын – детеныши зверей.

Эвидерэ – играют.

Чуӈуркэтчэрэ –кувыркаются.

30

Улгур «Хомоты-эни хутэлнунми»

(Рассказ «Медведица с медвежатами»)

Знакомить с новой лексикой. Формировать представления о действиях диких животных.

Хомоты-эни –медведица, хомотыткар –медвежата.

Бира дяпкадун – на берегу реки. Хулукун – маленький.

31

Ӈинакинма, качикатканмэ тыпадяп

(Лепим собаку и щенка)

Формировать доброе отношение к животным. Разработать у детей моторику рук.

Ӈинакин – илэ гиркин.Собака – друг человека. Тупадяп – лепим. Качикан – щенок, минӈи качикан – мой щенок

32

Нями тадук эӈнэкэн

(Важенка и теленок)

Формировать доброе отношение к животным.

Урикит – стойбище. Эр нями – это важенка. Эр эӈнэкэн – это олененок. Хулукун – маленький.

Укумни – молоко Укудерэн – сосет.

Сонкан - май ст.гр.

33

Мудыл дэгил (Плавающие птицы)

Формировать представления о плавающих птицах.

Умӈэты – чайка, мудэги – утка, гагил – лебеди, нюӈнякил – гуси, укэӈ – гагара.

34

Соӈкан май

(Месяц рождение телят)

Формировать представление о рождаемости оленят в мае месяце.

Мучун – май, бега – месяц, орокор – оленята, балдыдяра – рождаются. Гудеил – красивые.

35

Стихотворение «Орокон»

(Стихотворение

Оленёнок)

Развивать у детей творческие способности.

Аглан – поляна, орокон – олененок, соӈур – пестренький.

36

Икэн «Минӈи амав этэечимни»

(Песня «Мой отец оленевод»)

Развивать у детей творческие способности.

Орорво иргичимни

– оленевод.

Бакаран – нашел.

Бираяду – на реке.

Самэлкил – приметы.

Садерэн – знает.

Хокто – тропа.

Сиру – вожак.

Раздел «Дюгани» (Лето)

Мучун июнь, илкун июль, иркин – август ст.гр.

37

Тагивкал дюганиды (Загадки о лете)

Закомство с загадками о лете. Приобщение детей к устному народному творчеству.

Тагивкал – загадки Дюгани – лето.

Дылача – солнце. Удя – след. Хэку – жарко.

Алапчу – вкусно. Гиллэндерэн – блестит. Ӈэридерэн – светит

38

Эвин «Чуктылвэ тавдярав»

(Подвижная игра «Собираем цветочки»)

Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм с использованием предметов.

Чуктыл – цветы Тавдярав – собираем Хутакан – сумка

Химат – быстро. Ӈи давдыран? Кто победил? Би давдым – я победил.

39

Аитчэрил чукал, диктэл

(Лекарственные травы, ягоды)

Формирование представление о лекарственных травах, об их пользе

Чукал – травы, диктэл – ягоды, суптылэ – шиповник, сиптылэ – малина, игэликтэ – красная смородина, химиктэ–брусника, тэвуктэ –клюква.

Подготовительная группа 6-7 лет

Тема занятия

Цель занятия

Лексика

Раздел «Болони» (Осень)

Сирудян сентябрь подг.гр.

1

Минӈи гулэсэг

(Мой поселок)

Формировать у детей умения составлять рассказ о поселке, улице, где я живу и сообщать о себе. Знакомить приветствовать и прощаться друг с другом, со взрослыми.

Минӈи гулэсэгив Тура – мой поселок Тура, хэгды – большой, кэтэ илэл – много людей, хуӈтул тэгэл – разные народы, эвэнкил – эвенки, якол – якуты, лучал – русские.

Би индем – я живу.

Си иду инденни? – Ты где живешь?

2

Дуннэ токталин болониду

(Окружающий мир осенью)

Формировать представления об окружающем мире в осеннее время

Болониды анивурин – дары осени.

Алтама авданнал – золотые листья.

Диктэл – ягоды.

Дэгинӈэктэ – гриб.

Тавдяра - собирают

3

Тагивкал болонили

(Загадки об осени)

Формировать представления об осени через устное народное творчество

Дюга балдывкил, боло бурувкил? (Авданнал)

Коӈномо няӈня соӈодёрон (Тыгдэ)

4

Минӈи тэгэрилви (Моя родословная)

Формировать у детей знание родословной своей семьи. Уважать старшее поколение

Кэргэн – семья

Энекэ, амака, эни, ама, экин, акин, нэкун

Угун октябрь подг.гр.

5

Орорди нулгидерэ (Кочевье на оленях)

Формировать понятие кочевье на оленях, об олене как о кормильце и друге эвенков.

Орон – олень.

Элгэвун – караван олений. Элгэвун ӈэнэдерэн – караван идет. Нёрамни – впереди идущий Толгоки – нарты, хэты – сани грузовые, нама – вьюк

6

Хуӈтутыкир дэгил

(Виды разных птиц)

Игра «Интылгучан Совенок»

Формировать представления о перелетных, зимующих, водоплавающих птицах

Дэги – птица. Тугэрил дэгил –зимующие птицы.

Хелаки – куропатка. Оли – ворон зимующий. Кирэктэ – дятел. Чипича – воробей. Никил, гагил, нюӈнякил.

7

Дептылэл оллолдук (Еда из рыбы).

Формировать представление о пище из рыбы

Сирба – уха.

Гакса – юкола.

Талака – строганина.

Силан – жирная рыба на костре..

8

Хуӈтул бэйӈэл (Разные дикие животные)

Расширить представления о

лесных животных их повадках и инстинктах.

Дянтакиросомаха. Чатырэ – песец.

Делэки – горностай. Багдама – белый. Инӈакта – мех. Кончик хвоста – ирги мудан.

Хугдарпи ноябрь подг. гр.

9

Тугэниды буга агиду (Окружающий мир зимой)

Знакомить с окружающим миром природы в зимний период.

Развивать двигательную активность у детей.

Тугэни эмэрэн (Пришла зима). Иӈиниллэн – похолодало. Иманнакар – снежинки.

Хоролилла – кружатся. Эдын – ветер. Эдыниллэн – дует. Дуннэ – земля. Доӈоторон – замерзла.

10

Нимӈакан «Муннукан тадук чипкан»

(Сказка «Заяц и соболь»)

Ознакомить детей с эвенкийской сказкой о дружбе животных.

Городу бичэн – Это было давно. Муннукан – заяц. Чипкан – соболь. Гиркилэдечэтын – дружили. Коӈки – дупло. Дыкэнми – прятаться.

11

Удывчэ тэтыгэ

(Нарядная одежда эвенков)

Знакомить с зимней нарядной одеждой эвенков.

Улукиксэмэ авун – беличья шапка.

Тугэсик – зимняя одежда. Хакумактэ – детская меховая одежда с зашитыми рукавами.Чиктычэн – вышила бисером. Муннукандук тугэсик – зимняя одежда из зайца.

12

Талумал тыгэл (Берестяная посуда).

Знакомить с предметами быта, с посудой, сделанной из бересты.

Талума тыгэ – берестяная посуда. Тыгэрук – ящик для посуды. Мулиӈки – берестяное ведёрко. Гуявун – биток для сбора ягод.

Раздел «Тугэни» (Зима)

Хэгдыг декабрь подг. гр.

13

Тугэр бегал

(Зимние месяцы)

Формировать представления о зимних месяцах

Тугэр бегал – зимние месяцы. Хэгдыг –декабрь, мирэ – январь, гиравун – февраль. Иӈинипчу! – холодно! Ӈоним тырганил – длинные месяцы.

14

Тугэниду дюдыл хавал

(Домашние заботы зимой)

Формировать представления о домашних заботах в зимнее время эвенков.

Илэл – люди.

Дюду бидерэ – находятся в чуме. Чипканмэ хигдеми –разделывать соболя. Ирэксэ – шкура. Моннидями – мять.

Нимӈакарвэ улгучэндерэн – рассказывает сказки.

15

Тугэниду дэгилду бэлэкэллу!

(Помогите птицам зимой).

Формировать представления о влиянии зимы на птиц, о том, как помогать братьям нашим меньшим.

Дэгил – птицы.

Дэгиды девкит – кормушка.

Чипичакарвэ улидеми – кормить птичек

Тугэрил дэгилду бэлэкэллу! – Помогайте зимующим птицам!

16

Эвэдыл самэлкил (Эвенкийские приметы)

Знакомить детей с устным народным творчеством, с эвенкийскими приметами.

Ӈинакин – собака. Сиӈилгэн – снег.

Эдын – ветер.

Гулувун – костер.

Элла – угли. Хуларгаран – полыхает. Иӈинилдеӈэн – будет холодно.

Мирэ январь подг. гр.

17

Дэгил удялватын онёдоров

(Рисуем следы птиц)

Формировать представления о следах лесных птиц. Уметь различать следы птиц и вести зарисовки.

Удял – следы.

Онёвун – рисунок. Онёкэллунарисуйте. Дэги – птица. Оки? – Сколько? Илан – три.

Осиктал – когти.

Мана – лапа.

Хэгдыл – большие.

18

Дидактическая игра «Ӈалэл, халгар, дыл» (Руки, ноги, голова)

Формировать понятия о частях лица у человека.

Языковая игра о частях лица на эвенкийском языке.

Минду бисин – у меня есть. Эсал – глаза. Сер – уши. Чоли – язык. Оӈокто – нос. Анчар – щеки.

19

Эвидеп! Дорово иллэкэр!

(Поиграем!)

Формировать понятия о частях тела у человека, влиянии на человека окружающей среды в зимний период.

Мургу! Дорова! – здравствуй (здравствуйте!) Халгакар – ножки,

ӈалэкар – ручки. Моӈон – шея,

хукитэ – живот,

мирэл – плечи, согдонно – спина.

20

Эвэды олан

(Декоративно-прикладное искусство эвенков)

Формировать у детей представление о прикладном искусстве у эвенков. Экскурсия в музей.

Кумалан – меховой коврик. Чикты – бисер. Эвикэн-орокон – оленчик (игрушка из дерева или бересты). Дёлог – орнамент «рог оленя». Моӈоптун – ожерелье. Уӈтувун – бубен.

Гиравун февраль подг.гр.

21

Тыргани ханин

(Части суток)

Формировать представления о частях суток и действиях человека.

Тыматнэ – утром. Тырганиду – днём. Долболтоно – вечером. Долбониду – ночью. Меливкил–просупаются. Хавалдявкил –работают. Сурувкил-уходят. Адевкил – спят.

22

Таӈивкал

(Считалки)

Формировать представления о считалках как о жанре устного народного творчества

Таӈивкал – считалки.

Таӈдяп – посчитаем.

Умун, дюр, илан, дыгин, тунга, нюнгун, надан, дяпкун, егин, дян.

23

Буга

(Окружающий мир)

Формировать представления о явлениях в природе.

Няӈня – небо.

Холаӈарэн – Северное сияние. Хэглэн – Большая Медведица.

Осиктал – звезды.

Соковун – Ковш.

Ичэвдерэ– виднеются.

24

Орорво этэечимнил

(Оленеводы)

Формировать представления у детей об особенностях мужской работы, связанной с оленеводством

Орорво этэечимни – оленевод. Орор – олени. Мавут – аркан.

Ӈинакин – собака

Бэлэдевки – помогает.

Раздел «Неӈнени» (Весна)

Эктэӈкирэ март подг.гр.

25

Энин, энекэ-дэ саводалин

(Принадлежности мамы и бабушки)

Формировать представления об особенностях женской работы, о традициях, обычаях эвенков.

Эни –мама,

энекэ – бабушка.

Ирэксэ– шкура. Оса – камус.Удерэн – выскабливает.

Чучун – скребок с зубчиками для выскабливания шкуры.

26

Стихотворение «Неӈнениды икэн» (Стихотворение «Весенняя песня» Н.К.Оёгира)

Формировать представления у детей о весенних признаках. Разучивание стихотворения на эвенкийском языке о весне.

Неӈнениды икэн –весенняя песня.

Бираякан – ручеек.

Му – вода. Мигдыллэн – зашумела. Эвиллэн – заиграл. Аги икэллэн – лес запел.

27

Антыл-да хавал аял!

(Все работы хороши!)

Познакомить детей с названиями разных профессий.

Алагумни – учитель

Иримни – повар

Бултамни – охотник

Олломимни – рыбак

Атчимни – врач

Дэгиктэмни – летчик

28

Эвин коӈактэт

(Игра с колокольчиком)

Формировать двигательную активность у детей. Закрепить счёт от 1 до 10 на эвенкийском языке.

Коӈактэ – колокольчик. Дявакал – поймай. Микчакэл – прыгни. Таӈкал умундук дяндула – посчитай до 10

Туран апрель подг.гр.

29

Бэйӈэлвэ тагкэл

(Узнай зверей)

Дидактическая игра «Угадай зверя»

Формировать представления у детей о животных. Выполнять подражательные движения и звуки.

Бэйӈэ –зверь.

Бэйӈэкэн – зверек. Хомоты – медведь. Гудей – красивый. Инӈакта – мех. Иел – рога. Гирки – друг.

30

Эвэды нимӈакан

«Моты тадук Орон» (Эвенкийская сказка «Лось и олень).

Формировать интерес к эвенкийским сказкам, умение рассуждать, выражать свои мысли и чувства.

Моты – лось. Орон – олень. хуктыми – бежать, аят иниллэп – дружно жить

31

Просмотр фрагмента фильма «Друг Тыманча»

Формировать доброе отношение к животным.

Минӈи гирки – мой друг. Иргичиткэн – волчонок. Аяврик – любимый. Бэеткэн – мальчик. Эвидечэн – играл. Гирки – друг.

Алатчэчэн – ждал.

Элбэтчэчэн – защищал.

32

Икэн «Орончикан» (песня «Олененок»)

Формирование доброго отношения к животным. Разучивание песни об оленёнке.

Эӈнэкэн – олененок. Юктэ – родник. Хемурипчу– холодный. Умдями – пить. Коӈактэ колокольчик. Сэривми – разбудить. Икэдеми– петь.

Сонкан май подг.гр.

33

Неӈнениды чукты (Весенний цветок – подснежник)

Формировать представления о северной природе, о северном цветке -подснежнике.

Неӈнениды чикты – цветок подснежник.

Дылачаливки – греет солнце. Сиӈилгэндук – из-под снега.

Фиолетовай ичэдэ – фиолетовый цвет. Би агиду чуктывэ бакам – я в лесу нашел подснежник.

34

Бугады тагивкал (Загадки о весне)

Формировать интерес к устному народному творчеству. Разгадывание загадок о весне и его признаках.

Дылача – солнце

Мэрумэ – круглое.

Дуннэ – земля. Хэкулгидевки – греет.

Неӈнениды чукты–подснежник. Ӈалэ –рука, Дю – дом. Мо –дерево. Хутэл – дети.

35

Агиды неӈненива онёдеп (Нарисуем весеннюю тайгу).

Формировать интерес у детей к изобразительному искусству. Проявлять у детей наблюдательность и точность.

Куӈакар – дети.

Онёвун – рисунок. Онёдеп – рисуем.

Ичэдэ – цвет. Сиӈама – желтый.

Умук – гнездо.

Чукты – цветок.

Ичэвдерэн – появился.

36

Дюкчавэ одяп (Построим чумик)

Привить детей к труду. Научить постройке детского чумика.

Дюкчавэ одяп –построим чум. Илан сераӈ – три жерди. Уйдеп – завяжем. Нодеп – поставим. Эллун – покрытие (из брезента или оленьей шкуры)

Раздел «Дюгани» (Лето)

Июнь мучун, илкун июль, иркин август

37

Икэн «Лоруки» (Разучивание песни «Бабочка») Е.А. Курейской.

Формировать представления о природе в летнее время, о пробуждении насекомых…

Дюгани – лето. Эмэрэн – пришло.

Лоруки – бабочка.

Гудей лоруки – красивая бабочка.

Лэпурэл – крылышки

Дэгдерэн – летит.

38

Эвэды нимӈакан «Он дуннэ овувча» (Эвенкийская сказка «Как появилась земля») (Сказка о гагаре)

Формировать представления об окружающей природе, нашей Земле.

Дуннэт – наша Земля, Сэвэки – добрый дух, укэӈ – гагара, со ая – очень красивая

39

Эвэды икэн «Ёхорьё» (Эвенкийский хоровод «Ёхорьё»)

Формировать у детей музыкальные способности.

Разучивание эвенкийской песни «Ёхорьё».

Дягдаг – сосняк. асиктаг – ельник, чалбуг – березняк.

Ӈэнэдем – иду, ичэтчэм – смотрю, урундем – радуюсь.

  1. Организационный раздел

Условия реализации программы

Условия для занятий

  1. Проходят в групповом помещении.
  2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.
  3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.
  4. Изготовление атрибутов к разным видам игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
  5. Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей (репертуар в соответствии с разработанными темами).
  6. Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр.
  7. Непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения творческими умениями и навыками.

В проведении работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.

Основными формами реализации программы являются:

Материально-техническое обеспечение.

Для проведения занятий по дополнительному образованию используются современные технические средства: телевизор, музыкальный центр, компьютеры-1, видеопроектор, 1 баяна.

Диски с музыкальными записями для прослушивания национальных сказок, пословиц и изучения национального языка. Научно-методическая и художественная литература, учебно-наглядные пособия.

Центр постепенно пополняется современным игровым оборудованием, информационными стендами.

Материально-техническое обеспечение включает в себя

График работы

Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет.

Занятия по дополнительнному обрзованию проводятся 2 раза в неделю длительностью 25-30 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от возраста детей и ситуации. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Программа рассчитана на 90 часов.

группа

пн

вт

ср

чт

пт

старшая

15,30-15,55

подг

15,30-16,00

Развивающаяя предметно-пространственная среда

При реализации программы организация предметно-развивающей среды осуществляется в соответствии с ФГОС к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Предметно - развивающая среда включает:

- Учебное оборудование (комплект мебели).

- Наглядные пособия (образцы изделий).

- Мягкий и жесткий инвентарь для национальных подвижных игр, необходимое физкультурное и игровое оборудование.

В групповых комнатах имеются стенды оформленные по теме недели. На территорий детского сада организована наглядно-тематическая зона- жилище и быт эвенков, где дети самостоятельно знакомятся с предметами быта, организуют самостоятельные игры.

Традиционные события, праздники

Старший дошкольный возраст.

Сентябрь - ноябрь

Сентябрь.

День знаний

Октябрь.

В осенний лес на прогулку

Ноябрь.

«О дружбе малочисленных народов Севера»

Викторина «Путешествие в страну знаний» Цель: познакомить детей со словами на тему «День знаний»

(алагумни-учитель, садеми-знать,аявдеми-любить)

Экскурсия в осенний лес. Цель: познакомить детей со словосочетаниями: Болониды анивурин-дары осени, алтама авданнал-золотые листья, диктэл-ягоды, дэгиннэктэ-гриб.

Познавательная беседа «Вечный костер-вечнай гулувун» Цель: познакомить детей с некоторыми народами севера.(эвенки,якуты,чукчи),дуннэ-земля,дылача-солнце,няння-небо)

Декабрь - февраль

Декабрь.

День Эвенкии

Январь.

Традиции и обычаи эвенкийского народа

Февраль.

День родного языка.

Утренник посвященный «Дню Эвенкии», выставка рисунков

Познавательная беседа на тему: Традиции и обычаи, легенды эвенкийского народа. Цель:Познакомить детей с традициями и обычаями эвенков.(гулувун-костер,бакалдын-встреча,того-огонь)

Общие сведения о родном языке.

Цель:Познакомить детей с историей эвенкийского языка.

(турэн- язык,балдывми-родиться,ин дярин-ради жизни)

Игра с детьми: КВН

Март - май

Март.

День оленевода.

Апрель.

«Все о лесе»

Май

Лето

Экскурсия в центр народного творчества: Сказка «Мой отец оленевод»

Цель:Познакомить детей с традиционным праздником «День оленевода»

(Орон-олень,онкодеми-пасти оленей,онкокит –пастбище)

Викторина: «Северная тайга-долболгид-харги»

Цель:Познакомить детей с названиями деревьев.

(чалбан-береза,нантэ-пихта,ирэктэ-лиственица,тактыкан-кедр)

Эвенкийский новый год: « Мучун»

Цель:подготовить детей к празднованию эвенкийского нового года.

(сэвдепчу праздник-веселый праздник, мучун-июнь,суглан-собрание)

Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»

Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...