Программа кружка "Люби и знай свой край родной"
рабочая программа (подготовительная группа)

Горбунова Наталья Николаевна

Программа кружка по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

«ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)

Разработал

Старший воспитатель

Горбунова Наталья Николаевна

Любовь к родному краю,

 родной культуре, родной речи

 начинается с малого –

 любви к своей семье, к своему жилищу,  к своему детскому саду.

 Постепенно расширяясь, эта любовь

 переходит в любовь к родной стране,

 к ее истории, прошлому и настоящему,

 ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Пояснительная записка.

Актуальность темы.

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладывается основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается в четырех направлениях:

- человек и природа

Рукотворный мир человека

- отношение к общественной жизни

- человек и его собственная жизнь

     Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

 Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.

Программа разработана для детей 6 – 7 лет

Цель программы: воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с его прошлым и настоящим.

Задачи:

-приобщить детей к изучению родного края – малой Родины;

-познакомить с бытом, традициями, обычаями, народными праздниками;

-формировать интерес к устному народному творчеству;

 -формирование интереса каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.);

 -развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой Родине;

-воспитание уважения и гордости за свой родной край;

-способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста;

- повысить компетентность родителей воспитанников по патриотическому воспитанию детей.

                                         

Ожидаемый результат

Дети должны знать:

  • Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города и области, достопримечательности;
  • Традиции и историю края;
  • Климатические условия, природу родных мест, флору и фауну, природоохранные мероприятия; (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней).

Продолжительность НОД– 30 минут

  • 1 занятие в неделю
  • 4 занятия в месяц; 30 НОД в год
  • Мониторинг образовательной деятельности:   3 раза в год (вводный – в сентябре, промежуточный — в январе,  итоговый – в

Перспективное планирование

Сентябрь

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Проведение

мониторинга.

Определение первичного уровня знаний детей.

Беседы с детьми, игры. Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. Анкетирование родителей.

2 неделя

Моя улица.

Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам.

Закреплять знание домашнего адреса. Учить правилам безопасного перехода через дорогу.

Беседы о родной улице. Целевая прогулка. Пословицы и поговорки. Загадки о правилах дорожного движения. Рисование: «Моя дорога в детский сад».

Мы нововоронежцы

Расширять знания детей о родном городе.

Познакомить с историей появления города.

Познакомить с понятием «Малая Родина»

Рассматривание карты города. Беседы о градообразующем предприятии и его назначении. Экскурсия к памятнику «Первостроителям».

3 неделя

История Воронежского края.

Познакомить детей с картой Пермского края. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях Пермского края.

Рассматривание карты Воронежской области. Беседы о Воронежском крае. Рассматривание альбома «Чем славится Воронежский край».

Знакомство с биографией сказительницы Воронежского края

А. Н. Корольковой.

Познакомить детей с понятиями «сказители», «собиратели сказок», «хранители сказок». Познакомить с творчеством Павла Бажова

Рассматривание портрета П.Бажова,

иллюстраций к книге «Хозяйка Медной горы»

4 неделя

Транспорт нашего города.

Расширять знания детей о разнообразии  видов транспорта родного города.  Знакомить со специальным транспортом использованным при строительстве Воткинской ГЭС. Воспитывать уважение к труду транспортных профессий.

Беседы о городском транспорте. Целевые прогулки, наблюдения.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение произведений о профессиях, Загадки про транспорт.

Аппликация: «Автобус».

Дидактическая игра: « Кто чем управляет»

Транспорт наших предков.

Знакомить детей с развитием транспорта у наших предков. Расширение знаний о лошадях как о первых помощниках в работе крестьян.

Знакомство с презентации «Транспорт наших предков».

Чтение литературы о развитии транспорта.

Октябрь

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

2 неделя

Россия

Формировать  знания и представления о России, основной символике (флаг, герб).

Ввести в активный словарь существительные: Родина, страна, президент, Россия, столица, государство, язык; прилагательные: богатая, любимая, огромная, единственная, прекрасная.

Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

Учить рассуждать, делать выводы.

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассматривание репродукций, картин о родной природе

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему "Моя Родина".

.

3 неделя

4 неделя

Пермский край

Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине.

Расширять представления детей о животном мире края. Формировать основы экологического мировоззрения.

Беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы.

Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу».

Ноябрь

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Малая родина

Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Знакомить с иерархией в семьях наших предков.

Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе.

Фотовыставка: «Моя семья».

Рисование: «Мои бабушка и дедушка».

Составление гениологического древа.

2 неделя

3 неделя

Моя семья

расширять знания детей о своей семье, учить рассказывать о своих родственниках.

Продолжать учить делать простые умозаключения.

Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям.

Аппликация: «Дом, в котором я живу»

 Рисование на тему "Моя семья".

 Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий).

 Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

 Сюжетно-ролевая игра "Семья".

4 неделя

мои родители

Познакомить со спецификой еды наших предков, с особенностями её приготовления.

Развивать интерес к прошлому.

Знакомство с разнообразными крупами.

Рассматривание посуды для приготовления пищи.

Декабрь

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Мое имя

Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. Рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии; вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.

Познакомить со способом образования отчества.

Развивать логическое мышление, память, связную речь. Воспитывать уважение к сверстникам и другим окружающим.

Для чего человеку имя? (беседа).

 "Полное" и "неполное" имя (игра).

 Этюд "Назови ласково".

 Изготовление именных карточек.

 Рисование на тему "Мой лучший друг".

2 неделя

Бабушки и дедушки

Расширять знания детей о том, что семья- это не только мама и папа, но и бабушки, и дедушки. Закрепить знания детей о том, мама и папа- это тоже дети.

Рассматривание сюжетных картин.

Рассказ воспитателя.

чтение литературы.

рисование «Мои бабушка и дедущка»

3 неделя

4 неделя

Семейные праздники

Закрепление знаний о родном селе, его окружении, водоёмах.

Формировать патриотические чувства.

Экскурсии, целевые прогулки.

Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города.

Составление рассказов о селе Фоки.

Рисование «Мой город».

Январь

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

2 неделя

Проведение промежуточного мониторинга.

Выявление уровня знаний детей.

Беседы, игры с детьми.

3 неделя

Богатства Уральских гор

Формировать представление о том, что Уральские горы богаты полезными ископаемыми

Беседа по содержанию. Работа с картой. Рассматривание иллюстраций. Рисование по замыслу.

4 неделя

Пермские детские писатели

Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной. Познакомить с традициями встречи весны, с технологией изготовления пряников для праздника.

Беседа по содержанию.

Рассматривание портретов. Чтение художественной литературы. Викторина по произведениям.

Февраль

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

2 неделя

Народы Прикамья

Знакомство детей с народами Прикамья, их традициями и праздниками, традиционной одеждой и едой.

Рассматривание традиционной одежды народов, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации

3 неделя

4 неделя

Кама – наша река.

Закреплять знание названия родного города, реки. Расширять представления детей о природных богатствах России. Побуждать детей восхищаться красотой реки Камы.

Беседы о малой Родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с видами реки.

Чтение литературы, решение экологических задач.

Март

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

2 неделя

Достопримечательности Пермского края.

Познакомить детей с достопримечательностями Пермского края, города Чайковского, села Фоки

Беседы по иллюстрациям.

Чтение художественной литературы, просмотр видео.

Д/и «Собери пазлы»

3 неделя

Растительный мир родного края.

Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Беседы о растениях родного края. Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы.

Загадки про растения, деревья.

Решение экологических задач.

Дидактические игры: «Кто больше назовёт деревьев?»,

«С какого дерева листок».

4 неделя

Животный мир Прикамья.

Уточнять и расширять представление детей о живой природе родного края: животные, птицы, насекомые и др.

Развивать речь, активизировать словарь, умение наблюдать и анализировать, учить делать выводы, выражать их в речи; закрепить умение сравнивать по величине и развитие глазомера.

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Беседы о природе родного края. Рассматривание Красной книги Пермского края, альбомов с иллюстрациями лекарственных растений.

Дидактическая игра: «Зелёная аптека».

Апрель

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

2 неделя

Село Фоки – мое родное село.

расширять представления о родном селе и его достопримечательностях;

ввести в активный словарь существительные: село, улиц, парк(сквер), перекрёсток;

учить составлять рассказы из личного опыта по теме: «Мое село»;

воспитывать любовь к родному селу

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, селе.

Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада).

Составление схемы "Я иду в свой детский сад" (дорога из дома в детский сад).

3 неделя

Это улица моя!

Расширять знания детей об улицах родного села; закреплять название улицы на которой живет ребенок;

Рассматривание иллюстраций

Беседы по содержанию.

Рисование иллюстраций.

4 неделя

Знаменитые люди нашего края

Познакомить детей со знаменитыми земляками

Прививать уважение к труду и подвигам.

Рассматривание иллюстраций

Рассказ воспитателя.

Просмотр презентации

Май

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

« И помнит мир спасённый…»

Формировать чувство уважения к защитникам Родины.

Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны на примере наших земляков. Рассмотреть фотографии, открытки на которых запечатлены монументы,  памятники, воздвигнутые в честь защитников Отечества, павших в боях. Воспитывать у детей чувство патриотизма.

Поход к памятнику воинам ВОВ, возложение цветов.

Праздник для детей и родителей, заучивание стихов и песен. Изготовление подарков для ветеранов. Чтение худ. литературы о подвигах в годы ВОВ. Рассматривание открыток и фотографий с изображением мемориалов города.

Рисование на тему «Спасибо за мир!».

2 неделя

Малая Родина

(итоговая)

Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина.

 Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.

Праздник «Наша Родина».

Выставка детских работ.

Фотовыставка «Наш город».

Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Чтение стихотворений, литературных произведений о Родине.

3 неделя

Проведение итогового мониторинга.

Определение уровня знаний детей.

Беседы с детьми, дидактические игры.

Список литературы

  1. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
  2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.

«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.

  1. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью и окружающим.     Старшая и подготовительная группы» - М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ; 2004.

5. Книга для чтения «Маленький пермяк», Н.А.Князева; М: Планета, 2018 – 2018 г.

6. Азбука маленького пермяка или путешествие по родному краю/Е.В. Белова, С.П. Глухова и др. – М.: Планета, 2019 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай свой край родной"

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ.  ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ - КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРОБУДИТЬ В РАСТУЩЕМ ЧЕЛ...

люби и знай свой край родной

Итоговое мероприятие районной экспериментальной площадки МДОУ физкультурно-экологический праздник "Люби и знай свой край родной"...

Познавательное занятие в подготовительной и старшей группах. Тема: "Люби и знай свой край родной"

Беседа с детьми о родном Краснодарском крае, о животном и растительном мире, ландшафте....

Проект: «Люби и знай свой край родной».

Проект: «Люби и знай свой край родной»....

Проект «Люби и знай свой край родной»

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым соде...

Дидактическая игра «Люби и знай свой край родной»

Комплект игры:Магнитные карточки с изображением достопримечательностей Н.Новгорода и Нижегородской области.•Магнитные карточки с изображением представителей флоры и фауны Нижегородской области. ...

Тема презентации : " Люби и знай свой край родной"

« Люби и знай свой край родной»Актуальность этой темы я хочу сказать словами советского филолога и культоролога  Дмитрия Сергеевича  Лихачёва  «Любовь к Родине ...