Программа кружка "Люби и знай свой край родной"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа кружка по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
«ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)
Разработал
Старший воспитатель
Горбунова Наталья Николаевна
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д.С. Лихачев |
Пояснительная записка.
Актуальность темы.
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладывается основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается в четырех направлениях:
- человек и природа
Рукотворный мир человека
- отношение к общественной жизни
- человек и его собственная жизнь
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.
Программа разработана для детей 6 – 7 лет
Цель программы: воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с его прошлым и настоящим.
Задачи:
-приобщить детей к изучению родного края – малой Родины;
-познакомить с бытом, традициями, обычаями, народными праздниками;
-формировать интерес к устному народному творчеству;
-формирование интереса каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.);
-развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой Родине;
-воспитание уважения и гордости за свой родной край;
-способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста;
- повысить компетентность родителей воспитанников по патриотическому воспитанию детей.
Ожидаемый результат
Дети должны знать:
- Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города и области, достопримечательности;
- Традиции и историю края;
- Климатические условия, природу родных мест, флору и фауну, природоохранные мероприятия; (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней).
Продолжительность НОД– 30 минут
- 1 занятие в неделю
- 4 занятия в месяц; 30 НОД в год
- Мониторинг образовательной деятельности: 3 раза в год (вводный – в сентябре, промежуточный — в январе, итоговый – в
Перспективное планирование
Сентябрь | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя | Проведение мониторинга. | Определение первичного уровня знаний детей. | Беседы с детьми, игры. Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. Анкетирование родителей. |
2 неделя | Моя улица. | Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам. Закреплять знание домашнего адреса. Учить правилам безопасного перехода через дорогу. | Беседы о родной улице. Целевая прогулка. Пословицы и поговорки. Загадки о правилах дорожного движения. Рисование: «Моя дорога в детский сад». |
Мы нововоронежцы | Расширять знания детей о родном городе. Познакомить с историей появления города. Познакомить с понятием «Малая Родина» | Рассматривание карты города. Беседы о градообразующем предприятии и его назначении. Экскурсия к памятнику «Первостроителям». | |
3 неделя | История Воронежского края. | Познакомить детей с картой Пермского края. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях Пермского края. | Рассматривание карты Воронежской области. Беседы о Воронежском крае. Рассматривание альбома «Чем славится Воронежский край». |
Знакомство с биографией сказительницы Воронежского края А. Н. Корольковой. | Познакомить детей с понятиями «сказители», «собиратели сказок», «хранители сказок». Познакомить с творчеством Павла Бажова | Рассматривание портрета П.Бажова, иллюстраций к книге «Хозяйка Медной горы» | |
4 неделя | Транспорт нашего города. | Расширять знания детей о разнообразии видов транспорта родного города. Знакомить со специальным транспортом использованным при строительстве Воткинской ГЭС. Воспитывать уважение к труду транспортных профессий. | Беседы о городском транспорте. Целевые прогулки, наблюдения. Рассматривание иллюстраций. Чтение произведений о профессиях, Загадки про транспорт. Аппликация: «Автобус». Дидактическая игра: « Кто чем управляет» |
Транспорт наших предков. | Знакомить детей с развитием транспорта у наших предков. Расширение знаний о лошадях как о первых помощниках в работе крестьян. | Знакомство с презентации «Транспорт наших предков». Чтение литературы о развитии транспорта. | |
Октябрь | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя 2 неделя | Россия | Формировать знания и представления о России, основной символике (флаг, герб). Ввести в активный словарь существительные: Родина, страна, президент, Россия, столица, государство, язык; прилагательные: богатая, любимая, огромная, единственная, прекрасная. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. | Объяснение значения пословиц о Родине. Рассматривание репродукций, картин о родной природе Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Рисование на тему "Моя Родина". . |
3 неделя 4 неделя | Пермский край | Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине. Расширять представления детей о животном мире края. Формировать основы экологического мировоззрения. | Беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы. Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу». |
Ноябрь | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя | Малая родина | Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Знакомить с иерархией в семьях наших предков. | Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе. Фотовыставка: «Моя семья». Рисование: «Мои бабушка и дедушка». Составление гениологического древа. |
2 неделя 3 неделя | Моя семья | расширять знания детей о своей семье, учить рассказывать о своих родственниках. Продолжать учить делать простые умозаключения. Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям. | Аппликация: «Дом, в котором я живу» Рисование на тему "Моя семья". Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий). Обсуждение ситуаций из жизни семьи. Сюжетно-ролевая игра "Семья". |
4 неделя | мои родители | Познакомить со спецификой еды наших предков, с особенностями её приготовления. Развивать интерес к прошлому. | Знакомство с разнообразными крупами. Рассматривание посуды для приготовления пищи. |
Декабрь | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя | Мое имя | Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. Рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии; вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям. Познакомить со способом образования отчества. Развивать логическое мышление, память, связную речь. Воспитывать уважение к сверстникам и другим окружающим. | Для чего человеку имя? (беседа). "Полное" и "неполное" имя (игра). Этюд "Назови ласково". Изготовление именных карточек. Рисование на тему "Мой лучший друг". |
2 неделя | Бабушки и дедушки | Расширять знания детей о том, что семья- это не только мама и папа, но и бабушки, и дедушки. Закрепить знания детей о том, мама и папа- это тоже дети. | Рассматривание сюжетных картин. Рассказ воспитателя. чтение литературы. рисование «Мои бабушка и дедущка» |
3 неделя 4 неделя | Семейные праздники | Закрепление знаний о родном селе, его окружении, водоёмах. Формировать патриотические чувства. | Экскурсии, целевые прогулки. Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города. Составление рассказов о селе Фоки. Рисование «Мой город». |
Январь | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
2 неделя | Проведение промежуточного мониторинга. | Выявление уровня знаний детей. | Беседы, игры с детьми. |
3 неделя | Богатства Уральских гор | Формировать представление о том, что Уральские горы богаты полезными ископаемыми | Беседа по содержанию. Работа с картой. Рассматривание иллюстраций. Рисование по замыслу. |
4 неделя | Пермские детские писатели | Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной. Познакомить с традициями встречи весны, с технологией изготовления пряников для праздника. | Беседа по содержанию. Рассматривание портретов. Чтение художественной литературы. Викторина по произведениям. |
Февраль | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя 2 неделя | Народы Прикамья | Знакомство детей с народами Прикамья, их традициями и праздниками, традиционной одеждой и едой. | Рассматривание традиционной одежды народов, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации |
3 неделя 4 неделя | Кама – наша река. | Закреплять знание названия родного города, реки. Расширять представления детей о природных богатствах России. Побуждать детей восхищаться красотой реки Камы. | Беседы о малой Родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с видами реки. Чтение литературы, решение экологических задач. |
Март | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя 2 неделя | Достопримечательности Пермского края. | Познакомить детей с достопримечательностями Пермского края, города Чайковского, села Фоки | Беседы по иллюстрациям. Чтение художественной литературы, просмотр видео. Д/и «Собери пазлы» |
3 неделя | Растительный мир родного края. | Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. | Беседы о растениях родного края. Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы. Загадки про растения, деревья. Решение экологических задач. Дидактические игры: «Кто больше назовёт деревьев?», «С какого дерева листок». |
4 неделя | Животный мир Прикамья. | Уточнять и расширять представление детей о живой природе родного края: животные, птицы, насекомые и др. Развивать речь, активизировать словарь, умение наблюдать и анализировать, учить делать выводы, выражать их в речи; закрепить умение сравнивать по величине и развитие глазомера. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. | Беседы о природе родного края. Рассматривание Красной книги Пермского края, альбомов с иллюстрациями лекарственных растений. Дидактическая игра: «Зелёная аптека». |
Апрель | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя 2 неделя | Село Фоки – мое родное село. | расширять представления о родном селе и его достопримечательностях; ввести в активный словарь существительные: село, улиц, парк(сквер), перекрёсток; учить составлять рассказы из личного опыта по теме: «Мое село»; воспитывать любовь к родному селу | Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, селе. Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада). Составление схемы "Я иду в свой детский сад" (дорога из дома в детский сад). |
3 неделя | Это улица моя! | Расширять знания детей об улицах родного села; закреплять название улицы на которой живет ребенок; | Рассматривание иллюстраций Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций. |
4 неделя | Знаменитые люди нашего края | Познакомить детей со знаменитыми земляками Прививать уважение к труду и подвигам. | Рассматривание иллюстраций Рассказ воспитателя. Просмотр презентации |
Май | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя | « И помнит мир спасённый…» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны на примере наших земляков. Рассмотреть фотографии, открытки на которых запечатлены монументы, памятники, воздвигнутые в честь защитников Отечества, павших в боях. Воспитывать у детей чувство патриотизма. | Поход к памятнику воинам ВОВ, возложение цветов. Праздник для детей и родителей, заучивание стихов и песен. Изготовление подарков для ветеранов. Чтение худ. литературы о подвигах в годы ВОВ. Рассматривание открыток и фотографий с изображением мемориалов города. Рисование на тему «Спасибо за мир!». |
2 неделя | Малая Родина (итоговая) | Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству. | Праздник «Наша Родина». Выставка детских работ. Фотовыставка «Наш город». Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг». Чтение стихотворений, литературных произведений о Родине. |
3 неделя | Проведение итогового мониторинга. | Определение уровня знаний детей. | Беседы с детьми, дидактические игры. |
Список литературы
- Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.
«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
- «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью и окружающим. Старшая и подготовительная группы» - М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ; 2004.
5. Книга для чтения «Маленький пермяк», Н.А.Князева; М: Планета, 2018 – 2018 г.
6. Азбука маленького пермяка или путешествие по родному краю/Е.В. Белова, С.П. Глухова и др. – М.: Планета, 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай свой край родной"
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ. ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ - КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРОБУДИТЬ В РАСТУЩЕМ ЧЕЛ...

люби и знай свой край родной
Итоговое мероприятие районной экспериментальной площадки МДОУ физкультурно-экологический праздник "Люби и знай свой край родной"...

Познавательное занятие в подготовительной и старшей группах. Тема: "Люби и знай свой край родной"
Беседа с детьми о родном Краснодарском крае, о животном и растительном мире, ландшафте....

Проект «Люби и знай свой край родной»
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым соде...

Дидактическая игра «Люби и знай свой край родной»
Комплект игры:Магнитные карточки с изображением достопримечательностей Н.Новгорода и Нижегородской области.•Магнитные карточки с изображением представителей флоры и фауны Нижегородской области. ...

Тема презентации : " Люби и знай свой край родной"
« Люби и знай свой край родной»Актуальность этой темы я хочу сказать словами советского филолога и культоролога Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Любовь к Родине ...