"Народные промыслы Пензенской области с бабушкой Ариной"
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие направлено на знакомство детей с традиционными ремеслами и искусствами региона. В ходе занятия бабушка Арина расскажет о различных народных промыслах, таких как резьба по дереву, ковка и вышивка, и покажет примеры изделий. Дети смогут участвовать в творческих заданиях, создавая свои поделки и изучая материалы. Занятие способствует развитию уважения к культуре и традициям, а также формирует интерес к ручному труду и творчеству
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Солнышко» п. Сахзавод
«Детский сад Сказка»
Конспект занятия по краеведению в старшей группе
на тему
"Народные промыслы Пензенской области с бабушкой Ариной"
Воспитатель:
Калинина Наталья Валерьевна
2024г.
Цель : Познакомить детей с народными промыслами Пензенской области через рассказ бабушки Арины, развить интерес к родному краю и его традициям.
Задачи:
- Ознакомить детей с основными народными промыслами Пензенской области.
- Развивать творческие способности и воображение детей через практическое занятие
- Воспитывать уважение к культуре и традициям своего края.
- Стимулировать детское творчество через практическую деятельность (например, создание поделок, роспись деревянных игрушек).
Оборудование:
- Презентация с фотографиями народных промыслов Пензенской области
- Образцы изделий (гончарные изделия, резьба по дереву, вышивка)
- Видео о народных промыслах региона
- Альбомы с изображениями
Воспитатель: Да, и это тоже традиционное ремесло. Бабушка Арина, а какие игрушки вы знаете, которые делают из дерева? Бабушка Арина: В Пензенской области делают много деревянных игрушек, например, матрешек и забавные фигурки животных. Воспитатель: Здорово! Ребята, а кто из вас пробовал вышивать или рисовать? (Дети делятся своим опытом) Я наблюдала как моя мама вышивала .Я рисовал Воспитатель: Очень интересно! Вышивка – это тоже один из народных промыслов. Бабушка Арина, вы можете рассказать о том, какие узоры используют в вышивке в нашем крае? Бабушка Арина: Конечно! В нашей области популярны яркие цветочные узоры и геометрические фигуры. Каждый узор имеет свое значение и историю. Воспитатель: Здорово! Давайте теперь послушаем, как мы можем попробовать создать что-то своими руками. Бабушка Арина, что мы будем делать сегодня? Бабушка Арина: Я хочу научить вас делать простые поделки из бумаги и ткани, которые вы сможете украсить своими узорами! Давайте и вы попробуете создать что-то своими руками, как это делали наши предки! Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о народных промыслах и о том, какие изделия из Пензенской области вам известны. 1. Кто может рассказать, что такое народные промыслы? (Дети отвечают) 2. Какие изделия из Пензенской области вы знаете? (Дети делятся своими знаниями) 3. Кто из вас видел глиняные изделия? Какие именно это были предметы? (Дети рассказывают о своих наблюдениях) 4. А что такое резьба по дереву? Кто может назвать какие-то игрушки или вещи, сделанные из дерева? (Дети обсуждают) 5. Какие узоры или рисунки вы видели на вышивке? Что они означают? (Дети делятся своими мыслями) 6. Может быть, кто-то из вас знает, какие праздники отмечаются в нашей области и как они связаны с народными промыслами? (Дети отвечают) 7. Какое изделие из народных промыслов вам больше всего нравится и почему? (Дети высказывают свои мнения) Воспитатель: Замечательно! У вас много интересных знаний и наблюдений. Давайте продолжим изучать народные промыслы и узнаем больше о том, как их создают! Бабушка Арина: Ребята, теперь я хочу показать вам несколько фотографий и образцов изделий народных промыслов нашей Пензенской области. (Бабушка показывает фотографии гончарных изделий, резных игрушек и вышитых полотенец.) Бабушка Арина: Вот, посмотрите, это глиняные горшки и кувшины, которые делают гончары. Они очень красивые и полезные. А это деревянные игрушки, такие как матрешки и лошадки. Их делают мастера, которые умеют работать с деревом. Воспитатель: Какие красивые изделия! Ребята, а почему вы думаете, что важно сохранять народные промыслы? (Дети высказывают свои мнения.) Чтобы не забыть, как раньше жили люди!Это важно для нашей культуры! Бабушка Арина: Совершенно верно! Народные промыслы – это часть нашей истории и культуры. Они помогают нам понять, как жили наши предки, чем занимались и какие традиции у них были. Воспитатель: А что еще можно сказать о народных промыслах? Как они помогают нам узнать о культуре нашего края? (Дети продолжают обсуждение.) Мы можем узнать, какие праздники они отмечали!И какие материалы использовали для работы! Бабушка Арина: Да, именно так! Через народные промыслы мы можем увидеть, как использовались природные ресурсы, какие были традиции и обычаи. Каждый узор, каждая деталь имеют свое значение и рассказывают нам историю. Воспитатель: Какие еще вещи мы можем сделать, чтобы сохранить эти традиции? (Дети предлагают идеи.)Мы можем проводить мастер-классы! Можно учиться вышивать и делать игрушки! Бабушка Арина: Отличные идеи! Мы можем передавать эти знания и умения следующим поколениям. Давайте все вместе беречь и уважать наше наследие! Воспитатель: Спасибо, бабушка Арина, за интересный рассказ и замечательные изделия! Теперь мы знаем, как важно сохранять народные промыслы и как они помогают нам понимать нашу культуру. |
Практическая деятельность Бабушка Арина: Ребята, теперь пришло время попробовать создать что-то своими руками! Сегодня я проведу мастер-класс по рисованию на деревянной игрушке. |
Игровая деятельность Воспитатель: Ребята, теперь мы перейдем к интересной игре, которая называется "Угадай промысел"! Я буду показывать вам изображения различных изделий, а вы должны отгадать, какому народному промыслу они принадлежат. |
Заключительный этап Воспитатель : Что нового вы узнали о народных промыслах Пензенской области? Что вам больше всего понравилось? Что вы запомнили из рассказа бабушки? |
Результативность применения занятия по краеведению "Народные промыслы Пензенской области" с бабушкой Ариной
Цель занятия:
- Познакомить детей с народными промыслами Пензенской области через рассказ бабушки Арины.
- Развить интерес к родному краю и его традициям.
Ожидаемые результаты:
1. Знания о народных промыслах:
- Дети смогут назвать основные народные промыслы Пензенской области (гончарное дело, резьба по дереву, вышивка и др.).
- Углубление знаний о значении этих промыслов для культуры и быта местного населения.
2. Формирование интереса к родному краю:
- Повышение интереса к истории и культуре родного региона.
- Развитие гордости за культурное наследие и традиции Пензенской области.
3. Развитие навыков общения и сотрудничества:
- Дети научатся активно участвовать в беседе с бабушкой, что способствует развитию коммуникативных навыков.
4. Творческое развитие:
- Участие в практическом занятии ( роспись деревянных игрушек) позволит детям проявить свои творческие способности.
- Формирование уважения к ручному труду и к труду мастеров.
5. Эмоциональное восприятие:
- Дети получают положительные эмоции от взаимодействия с бабушкой, что способствует укреплению межпоколенческих связей.
- Участие в занятии вызывает интерес и радость, что способствует лучшему усвоению материала.
Заключение:
Занятие по краеведению "Народные промыслы Пензенской области" с бабушкой Ариной демонстрирует высокую результативность в формировании у детей уважения к традициям, интереса к родному краю и развитию творческих навыков. Такие занятия способствуют не только образовательному процессу, но и созданию позитивной атмосферы в детском коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по знакомству детей раннего возраста с русскими народными сказками "В гостях у бабушки Арины"
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка. По своей сущности народная сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; бли...

Проект по знакомству детей раннего возраста с русскими народными сказками "В гостях у бабушки Арины"
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка. По своей сущности народная сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; бли...

Презентация "Народные промыслы Тульской области"
презентация знакомит с народными промыслами Тульской области...
Проект "Народные промыслы Нижегородской области".
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее важных. Ведь искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует восп...
Из опыта работы на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю через приобщение к народным промыслам Нижегородской области»
В презентации представлен опыт работы по заявленной теме, текст к презентации см.ниже...
Из опыта работы на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю через приобщение к народным промыслам Нижегородской области» текст выступления
Текст является приложением к презентации из опыта работы...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в первой младшей группе с использованием народного фольклора «В гости к бабушке Арине»
Конспект ООД по образовательной облости "Речевое развитие...
