Краткосрочный проект " Сказки народов севера"
проект (старшая, подготовительная группа)

Салиндер Серне Михайловна
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов проживающих на Ямале через восприятие сказок северного народа, произведений северных писателей, как средство развития познавательной и творческой активности, интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к малой родине. Задачи: - Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале; - Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие - жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения произведений сказочного жанра. - Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _kratkosrochnyy_.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Умка»

Проект

«Сказки народов Севера».

 музыкальный руководитель: Салиндер Серне Михайловна

г. Салехард

2025 г.

Паспорт проекта

Возраст детей: 5-6лет

Вид проекта: краткосрочный (с 05.02.2025 -по 15.03.25)

Тип проекта: познавательно – воспитательный.

Участники проекта: старшей группы, музыкальный руководитель

воспитатели.

Цель:

Формирование у детей  дошкольного возраста представлений о

родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов

проживающих на Ямале через восприятие сказок северного народа,

произведений северных писателей, как средство развития познавательной и

творческой активности, интереса к детской художественной литературе,

воспитание любви к малой родине.

Задачи:

- Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии природы,

традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;

- Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло,

послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие

- жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения

произведений сказочного жанра.

- Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Этапы проекта:

Подготовительный: Составление плана реализации проекта и изучение методической литературы; анкетирование, познакомить родителей с проектом; подборка и оформление книжного уголка для детей совместно с воспитателями;  тест для детей о северных сказках, обогащение развивающей среды в пространстве ДОУ.

Основной: чтение сказок коренных народов севера; беседы о героях сказок

коренных народов севера, их поступках; оформление консультации в

родительском уголке по теме: «Значение сказки для развития ребенка»;

экскурсия в городскую библиотеку c родителями, на тему «Детские писатели

Севера»; выставка рисунков «Ожившие сказки Севера».

Заключительный: Посещение регионального уголка «Мини музей» д.с «Рябинка». Выставка рисунков «Ожившая сказка Севера», театрализация ненецкой сказки «Сова и куропатка».

Актуальность проекта: Проблема нравственного воспитания и социального

здоровья подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес

общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у

подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых

заложены общечеловеческие нравственные принципы. Художественная

литература служит могучим действенным средством нравственного и

духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н.

Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и

доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Народные

сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей

отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их

быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в

играх детей. Они с удовольствием превращаются в оленят, пастухов,

рыбаков. С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются

яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции,

активизируется словарь, формируется творческая активность. Через сказку и

рассказы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной

природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Для

реализации регионального компонента, возникла необходимость включения

в содержание проекта знакомство детей с произведениями Северных

писателей.

Проект «Сказки народов Севера» по сказкам Северных писателей,

предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о

родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов,

проживающих на Ямале, воспитать любовь к книге, воспитать навыки

доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

Формы работы: Чтение сказок коренных народов Севера, беседы о героях

сказок коренных народов севера, их поступках; выставка рисунков

«Ожившие сказки Севера», театрализация ненецкой сказки «Сова и куропатка», презентации по сказкам народов Севера, дидактические игры

«Угадай чьи уши?», «Угадай, чей хвост?», «Угадай, чьи

лапы?».

Совместная деятельность с детьми, родителями и воспитателями:

1. Привлечь родителей  воспитателей к оформлению, изготовлению декораций,

изготовлению национальных костюмов.

3. Создание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».

4. Провести  с родителями и воспитанниками опыт с детским кремом, направленный на решение проблемы

«Почему белый медведь не мёрзнет в воде?»

Опыт: набрать таз с водой и предложить детям опустить в него руки. Затем

стряхнуть воду. Обратить внимание на то, какие стали руки (мокрые,

холодные, вытереть насухо. Предложить намазать руки детским кремом и

опять погрузить в холодную воду. Стряхнуть и обратить внимание, что

капельки воды сразу стекли. а руки остались сухие, жирные. Провести

аналогию с шерстью медведя. Можно провести опыт, вместо рук, смазав

обильно вазелином кусочек меха, а другой кусочек меха оставить чистым.

Подвести детей к самостоятельному выводу.

Итог:

  1. посещение регионального уголка «Мини Музей» д.с «Рябинка»
  2. выставка рисунков «Ожившая сказка севера»
  3. театрализация ненецкой сказки «Сова и Куропатка»

Содержание проекта:

  1. Выставка книг и иллюстраций по сказкам народов Севера
  2.  Выставка рисунков «Ожившие сказки Севера».
  3. Театрализация – постановка сказки «Сова и куропатка»

Реализация проекта:

1. Занятие познавательного цикла:

-занятие по доп. образованию  с использованием презентации «Ненецкая сказка «Кукушка»».

- занятие по доп. образованию  по конструированию «Чум»

2. Чтение  сказок И.Г. Истомина: «Мышонок и оленёнок» чтение на дому с родителями,

«Почему рыбы живут в воде», «Сова и куропатка».

Деятельность детей:

1. Тематическое рисование «Национальная одежда ненцев».

2. Дидактические игры: «Угадай чьи уши?», «чей

хвост?», «Угадай, чьи лапы?», «Один- много

 «Назови правильно» (чум, нарты, малица, Ягушка).

4. Слушание ненецкой песни «Суляко», «Тэталь-Вэталь», «Сенгакоца»

Предполагаемый результат:

После завершения проекта дети приобретут следующие знания:

  • Воспитанник, узнает о родном крае в сказках, о своеобразии природы,

традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;

  • Получит новые знания о творчестве Северных писателей.
  • Научится уважительно относится к коренным народам Ямала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки народов Севера.

Подборка небольших по объёму произведений и сказок для чтения детям....

проект "Сказки народов Севера"

Расширять представления у детей о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослу...

Проект «Сказки народов Севера».

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов проживающих на Ямале через восприятие сказок северного народа, произв...

Конспект сюжетного занятия по физкультуре в старшей группе по сказке "Девочка и медведь" в рамках проекта "Сказки народов Севера"

занятие по физическому развитию в рамках проекта "По сказкам народов Севера про животных"...

Проект "Сказки народов Севера для дошкольников"

Актуальность нашего проекта заключается в том, что в настоящее время существует явный дефицит доступных и интересных материалов о культуре народов Севера для детей дошкольного возраста. В большинстве ...