Познавательный проект «Мой край Югра»
проект (старшая группа)

Аннотация.

       В проекте представлены методы и приемы вовлечения детей старшего дошкольного возраста в культуру коренных народов Севера. Для этого создаётся система работы, которая интегрируется с основными образовательными областями в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_proekt.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект «Мой край Югра»        

Тип проекта: творческий, познавательный, краткосрочный

 Срок реализации проекта: ноябрь – декабрь 2023 г.

Участники проекта: воспитатели, учитель – логопед, родители, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).

Актуальность. Большое значение для развития детей старшего дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем. Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Цель: воспитание нравственно-патриотического представления о малой Родине на основе исторических, национальных, природных особенностей родного округа.

Задачи: способствовать формированию представлений детей о жизни и быте коренных жителей Югры, развивать познавательную активность, развивать интерес детей к традициям (праздники, народные игры) коренных жителей, продолжать учить детей вести диалог, расширять кругозор, воспитывать любовь к своему краю, гордость за свой край, привлекать родителей к совместной деятельности по изучению истории и культуры Югры и ее коренных народов.

Содержание проекта:

Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия с детьми и родителями, что позволяет достичь поставленных целей и задач проекта, а также получить оптимальные результаты в обучении. Работа педагогов направлена на изучение культуры народов Севера, внедрение и поиск путей сохранения культуры коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси), а также решение важнейшей задачи воспитания — формирование толерантного отношения к культуре разных народов и национальностей.

План реализации проекта

Месяц, неделя

Подготовительный этап

1 неделя ноября

Создание методической базы для успешной реализации проекта.

Подбор музыкальных и художественных произведений разных жанров о ХМАО- Югре

Создание условий для самостоятельной деятельности

Картотека подвижных игр коренных народов Севера

Основной этап

Ноябрь

Образовательные области

Тема, содержание

2 неделя ноября

Социально- коммуникативная

Беседа «Наш край -Югра» цель: воспитывать любовь к своему краю, гордость за свой край. Рассматривание альбома «Мой город Мегион»

Познавательное развитие

Д/и «Животные Югры», Беседа «Животные, растения внесенные в Красную Книгу Югры»,  рассматривание альбома «Растительный мир Югры»

Речевое развитие

Чтение  хантыйской сказки «Лиса и гуси» Цель: знакомить детей с творчеством хантыйского народа, учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по содержанию

Художественно- эстетическое развитие

Слушание хантыйской музыки, песен о родном городе. Рисование «Улицы нашего города»

Физическая культура

П/и «Каюр и собаки» Цель: познакомить детей с новой подвижной игрой, П/ и «Хейро»

Взаимодействие с родителями

 В семейном  кругу : вечера сказок «Сказки северной тайги»

3 неделя

Социально- коммуникативное  

Беседы: «Что вы знаете о нашем крае -Югре?», «Промыслы коренных народов Югры», «Медведь - священное животное ханты и манси»

Познавательное развитие

 Занятие «Архитектура нашего города»; Д\и «Заколдованный город»,  д/и «Собери флаг города и округа»,

Речевое развитие

Чтение стихотворении В. Козлова, Л. Такташевой, Д\и » Подбери картинку к стихотворению Л. Такташевой»

Художественно- эстетическое развитие

Слушание гимна ХМАО, лепка «Олени», Рисование  на тему: «Животные нашего края»,

Физическая культура

П/и «Бег на трех ногах», « Оленеводы»,  «Собери урожай»

Взаимодействие с родителями

Чтение стихотворении Югорских  поэтов; Консультация:  «Поможем детям узнать о родном крае»;

4 неделя

Социально- коммуникативное  

Беседа «О культуре, быте и  традициях народов ханты», Рассматривание альбома «Национальная одежда ханты и манси»

Познавательное развитие

Беседа «Профессии нашего края», «Черное золото Югры», Д/и «Что нужно для работы нефтянику»

Речевое развитие

Чтение сказок хантыйских и мансийских сказок, придумывание загадок о ягодах, о деревьях, о животных Югры, о быте, труде хантыйского народа.

Художественно- эстетическое развитие

Д\и «Северный гардероб», раскраска «Хантыйские узоры», салфетка из орнаментов народа Ханты»

Физическая культура

П\и «Заячьи следы», «Важенка и олени»

Взаимодействие с родителями

Фото-выставка «Нет родней и краше земли Югорской нашей»

1 неделя декабря

Социально- коммуникативное  

Презентация «Путешествие в историю города Мегиона», Д\и «Собери герб Мегиона»

Познавательное развитие

Загадывание и разгадывание загадок «О животных, растениях, птицах, рыбах Югры», беседа

Речевое развитие

Просмотр сказок бабушки Анне; конкурс чтецов «Мне Югра загадочно близка», Составление рассказов из личного опыта на тему «Мой родной край»;

Художественно- эстетическое развитие

Заучивание  песен стихов для праздника, коллективная аппликация

Физическая культура

Игры- соревнования народов  ханты и манси

Заключительный этап

2 неделя декабря

Музыкально-познавательный досуг  «С днем рождения, Югра!»

Список используемой литературы:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014;
  2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
  3. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: старшая      группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
  4. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М.: Просвещение: Учеб. Лит. 1996
  5. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М.: ТЦ Сфера,2009
  6. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
  7. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
  8. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995
  9. Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010 16.Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой край-Югра" для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми,  консультации для родителей, подвижные игры для детей.Дети узнают историю нашего края, города Сургута других городов Югры,  п...

Проект "Мой край-Югра"

Цель проекта - формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном поселке Пойковский и крае – ХМАО-Югра....

Проект - наш край Югра

ПРОЕКТ  «Наш край – ЮГРА» Проект: Долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.По количеству участников: групповой.Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители....

Проект "Мой детский сад" в рамаках проекта "Мой край Югра"

Актуальность выбранной темы: Детский сад является маленькой родиной для ребенка. Здесь  ребёнок проводит большую часть времени. В этом году воспитанники  нашей группы впервые пришли в дошкол...

Проект "Птицы нашего двора" (в рамках проекта " Мой край - Югра")

В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы...

Познавательно-творческий проект "Мой край - Югра"

Познавательно-творческий проект "Мой край - Югра"...