Мастер – класс для педагогов на тему: «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с дошкольниками»
материал

Шмонова Яна Кенсариновна

В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия особое место занимают коммуникативные танцы - игры, поскольку они и развивают, и развлекают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов на тему:

«Коммуникативные танцы-игрыкак одна из форм работы с   дошкольниками»

 Добрый день, уважаемые коллеги, приятно видеть вас на мастер-классе!

Сегодня пойдет речь о роли коммуникативных танцев-игр в работе с дошкольниками.

Цель мастер-класса:

Привлечение интереса педагогов к использованию коммуникативных танцев-игр в работе с детьми дошкольного возраста  

Задачи:

-Показать педагогам вариативность способов применения коммуникативных танцев-игр в процессе организации музыкально-двигательной деятельности.  

- Способствовать повышению практических навыков педагогов в организации детской музыкально-игровой деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков.

- Создать положительный эмоциональный настрой, способствовать сплочению коллектива педагогов.  

В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия особое место занимают коммуникативные танцы - игры, поскольку они и развивают, и развлекают. Это весьма актуально в связи с внедрением в образовательный процесс ФГОС. И если следовать формуле, что «учиться надо весело», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин). 

Коммуникативный танец - благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания старших дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого, они предполагают формирование у детей положительного отношения к себе и окружающим, уверенности в своих силах, стремление к активному самостоятельному действию на основе ярких эстетических переживаний.

Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?

 В основном, это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения и импровизации, направленные на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой.

Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.

   Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

         Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения. И поскольку музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко усваивают формы и могут предвидеть и исполнить каждую повторяющуюся часть.

       В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

• развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

• развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

• развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

 Возможностей, как у музыкального руководителя, у меня немало, но я поставила перед собой задачу выбрать среди множества методик и технологий музыкального воспитания наиболее подходящую для этой цели. 

В своей работе я использую всем известные и любимые танцы:

- «Лавата»

- «Руку правую вперед»,

- «Буги – вуги».  

Это и танцы Т. Сауко из программы «Топ – хлоп, малыши», некоторые танцы А. Бурениной из «Ритмической мозаики» («Разноцветная игра», «Рыбаки», «Мишка плюшевый», и др.), танцы – игры для малышей Железновой. Сейчас в современном мире появилось большое количество подобных танцев.  Это, например, всем полюбившийся танец «Помогатор» из «Фиксиков» и др. 

Для того, чтобы успешно использовать коммуникативные танцы-игры в музыкальном развитии детей, я начала собирать материалы, нотные приложения, составлять картотеку, фонотеку танцев-игр. Сейчас в моей коллекции около двадцати коммуникативных игр-танцев. Как известно, музыкальное воспитание осуществляется с помощью разных форм музыкальной деятельности: слушание, творческая деятельность, исполнительство, игровая деятельность. Музыкальные и творческие способностей у детей дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются в игровой деятельности, которая позволяет выразить скрытые возможности ребенка в непринужденной обстановке, а музыка стимулирует их и направляет. Именно поэтому коммуникативным играм-танцам мною отведено время в период игровой деятельности на музыкальном занятии.

По результатам диагностики (по К. В. Тарасовой) на примере воспитанников старших групп можно увидеть положительную динамику развития коммуникативных навыков в музыкально-ритмической деятельности, дети стали больше проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Выросла эмоциональная отзывчивость на произведения народного, музыкального и театрального искусства. Повысилось качество музыкального развития воспитанников и степень удовлетворенности родителей.

Сегодня я хочу поделиться танцами и играми, которые я использую в своей работе. Начнем наш мастер-класс с музыкальной игры приветствия, которую я использую на занятиях с детьми младшего возраста.

Игра приветствие «Здравствуйте, ладошки»

Цель: формирование контроля за движениями, развитие способности концентрировать внимание; развитие умения различать части своего тела.

Ход игры.

Здравствуйте, ладошки! Дети вытягивают руки вперед и поворачивают ладони вверх-вниз.

Хлоп, хлоп, хлоп! 3 хлопка в ладоши.

Здравствуйте, ножки! «Пружинка».

Топ, топ, топ! Топают ногами.

Здравствуйте, щечки! Гладят ладонями щеки.

Плюх, плюх, плюх! Легко похлопывают по щекам (3 раза).

Круглые мешочки! Круговые движения кулачками по щекам (3 раза).

Плюх, плюх, плюх! Легко ударяют кулачками по щекам (3 раза.)

Здравствуйте, губки! Покачивают головой вправо-влево.

Чмок, чмок, чмок! Чмокают губами (3 раза).

Здравствуйте, зубки! Покачивают головой вправо-влево.

Щелк, щелк, щелк! Щелкают Зубами (3 раза)

Здравствуй, мой носик! Поглаживают нос ладошкой

Пи, пи, пи! Нажимают указательным пальцем на кончик носа (3 раза)

Здравствуйте, гости! Протягивают руки вперед, развернув ладони вверх.

Привет! Приветственно машут рукой!

Игра «Передай другому» или «Танец сидя» (для детей групп старшего и подготовительного к школе возраста)

Цель:

  • разогреть тело, разбудить эмоции;
  • снять напряжение в группе и настроить на работу.

Задачи:

  • Не ошибаться в исполнении движений;
  • Развивать слуховое внимание, умение выполнять движения в соответствии с темпо-ритмом музыки;
  • Развивать мелкие движения рук.

Оборудование:

  • 10 стульчиков;
  • 5 мешочков с крупой (песком);
  • «Хорватская мелодия» на флэш-носителе.

Ход игры

Участники садятся на стулья, расположенные по кругу, у каждого второго на коленях массажный мяч. Определяем свою пару. Ведущий сидит в кругу и показывает движения под музыкальное сопровождение. С каждой сменой музыкальной фразы меняется движение.

  1. Вступление-хлопки вправо, хлопки влево сидя на стуле.
  2. Передача по кругу предмета из рук в руки по часовой стрелке, после выполнения упражнения, предмет кладётся на колени.
  3. Хлопки по своим коленям, чередуя с хлопками по коленям рядом сидящего.
  4. Передача по кругу предмета из рук в руки по часовой стрелке, после выполнения упражнения, мяч кладётся на колени.
  5. Руки касаются своих плеч, затем руки вытягиваются вперед, разводя в стороны, касаются кистей рук рядом сидящих по обе стороны.
  6. Передача по кругу предмета из рук в руки по часовой стрелки (массажный мяч размером с ладошку), после выполнения упражнения, мяч кладётся на колени.
  7. Поворот лицом друг к другу с хлопками в «ладушки», затем в противоположную сторону.
  8. Передача по кругу предмета из рук в руки по часовой стрелки (массажный мяч размером с ладошку), после выполнения упражнения, мяч кладётся на колени.
  9. Поворот сидя «паровозиком» похлопывая рядом сидящего по спине, затем в противоположную сторону.
  10. Передача по кругу предмета из рук в руки по часовой стрелки (массажный мяч размером с ладошку), после выполнения упражнения, мяч кладётся на колени.
  11. Взяться всем за руки и поднять вверх.

Танец игра исполняется под музыку любой польки (Хорватская мелодия).

Танцевальная игра «Бим-бам бом»

Цель:

  • развивать чувство единства, сплоченности, умения действовать в коллективе.

Задачи:

  • умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
  • создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Ход игры

И.п. дети стоят парами по кругу.

1 куплет

Мы с тобой идем по кругу, Дети идут парами по кругу, держась за руки, в конце фразы поворачиваются друг к другу.

Бим – бам – бом. хлопок в ладоши перед собой, ударяют двумя руками по бедрам,  хлопок в паре.

Улыбаемся друг другу

Дети идут парами по кругу, держась за руки, в конце фразы поворачиваются друг к другу.

Бим-бам-бом. хлопок в ладоши перед собой, ударяют двумя руками по бедрам,  хлопок в паре.

Ах, как весело у нас, Дети идут парами по кругу, держась за руки, в конце фразы поворачиваются друг к другу.

Бим-бам-бом. хлопок в ладоши перед собой, ударяют двумя руками по бедрам,  хлопок в паре.

Мы с тобой пустились в пляс. 

Дети идут парами по кругу, держась за руки, в конце фразы поворачиваются друг к другу.

Бим-бам-бом хлопок в ладоши перед собой, ударяют двумя руками по бедрам,  хлопок в паре.

Припев

Шагаем назад, Дети отходят назад, выполняя 3 шага, на четвертый счет делаем притоп с хлопком перед собой.

Шагаем вперед, Идут вперед, выполняя 3 шага, на четвертый счет делаем притоп с хлопком перед собой.

 И на месте в паре поворот. Кружатся в паре, руки в положении «лодочка»

Шагаем назад

Шагаем вперед,

И на месте в паре поворот.

Повторить еще раз выше указанные движения припева.

2 куплет

Мы с тобой бежим по кругу,

Бим – бам – бом.

Улыбаемся друг другу,

Бим-бам-бом.

Ах, как весело у нас,

Бим-бам-бом.

Мы с тобой пустились в пляс,

Бим-бам-бом .

Повторить движения первого куплета, только шаги, заменить на бег.

3 куплет

Скачем мы с тобой по кругу,

Бим – бам – бом.

Улыбаемся друг другу,

Бим-бам-бом.

Ах, как весело у нас,

Бим-бам-бом.

Мы с тобой пустились в пляс,

Бим-бам-бом .

Повторить движения первого куплета , только шаги заменить на подскоки.

Рефлексия «Нотный стан»

Подводя итоги нашего мастер – класса, предлагаю вам оценить увиденное. Обратите, пожалуйста, внимание на нотный стан. Как вы думаете, чего на нем не хватает? Верно, нот. Давайте с вами разместим на нем разноцветные нотки, выбрать цвет которых вам поможет подсказка на экране.

Прошу вас выбрать красную нотку, если было актуально, полезно, интересно и вы будете использовать данный материал в своей работе.

Желтую – если было неплохо, но о том, будете ли вы применять в своей работе данный материал, вы не знаете.

Синюю – если было скучно, тоскливо и вы ничего не поняли по данной теме.

Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.

В заключении хочется пожелать творчества, радости и удовольствия в работе с детьми!

Список литературы:

1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. — 36 с.

2. Статья «Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения дошкольников». Белова Марина Михайловна старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №111 «Умка» г. Чебоксары https://nsportal.ru/detskiy-sad

3.http://www.maam.ru/detskijsad/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов на тему: «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС»

Цель мастер-класса:- способствовать формированию активного творческого восприятия музыки, умению получать наслаждение от игр и совместных действий, воспитывая доброжелательность и умение быть ком...

Презентация к мастер-классу для педагогов по теме: «Коммуникативные методы построения взаимоотношений в коллективе».

ull;Задачи:•Мотивировать педагогов для анализа собственных взглядов и установок.•Познакомить педагогов с тестом определения собственных потребностей.•Проиграть разнообразные способы п...

Мастер-класс для педагогов по теме: "Коммуникативные танцы игры"

Доменантное занятие  по использованию коммуникативных танцев игр "Маскарад"...

Мастер-класс для педагогов «Танцующие краски» или использование нетрадиционной техники рисования - "Эбру" в работе с дошкольниками.

Здравствуйте дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашем семинаре.Меня зовут Смирнова Елена Николаевна, в детском саду  я работаю не так давно, но мне направиться узнавать что то новое и ин...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС»

Цель мастер-класса:Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов, актуализация представления о роли коммуникативных танцев-игр для обогащения социального опыта дошкольни...

Мастер – класс для педагогов на тему «Использование кинетического песка для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

В данной публикации я делюсь опытом использования кинетического песка в работе с детьми, насколько это увлекательно, просто и интересно...

Из опыта работы Мастер- класс для педагогов на тему: «Коврограф «Ларчик», как эффективная технология в преодолении ОНР у дошкольников»

Повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности ДОУ....